Главные вкладки

    Поурочные разработки 6 класс
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Рахматуллина Алсу Минизакиевна

    Разработки уроков по биологии 6 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 13_1.docx15.59 КБ
    Microsoft Office document icon 14_2.doc46 КБ
    Файл 15_3.docx16.83 КБ
    Файл 16_4-5.docx15.19 КБ
    Файл 30_6.docx14.33 КБ
    Microsoft Office document icon 38_7.doc44.5 КБ
    Microsoft Office document icon 39_8.doc68 КБ
    Microsoft Office document icon 47_9.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК №1.

    Тема: БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

    Задачи:  дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить  с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека.

    Оборудование: удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов, грибов, чучела птиц, коллекции.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.

    III. Изучение нового материала.

    1. Актуализация  знаний.

    Задачи урока:  Усвоить, что изучает биология? Какие разделы существуют в биологии? Как называется наука, которая изучает растения? Какова их роль?

    Записываем тему урока.  

     Вариант 1.(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание,  природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.

    Составьте рассказ о том, что изучает биология?

    Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

    Рис. 1. в учебнике. Назовите разделы биологии.

    Вариант 2. Вспомните:

    • Что изучает биология?
    • Какие царства живого известны вам?
    • Назовите признаки живого.

    Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

    Рис. 1. Назовите разделы биологии. Почему экологию выделили  отдельно?

    Записываем определение «БИОЛОГИЯ», «ЭКОЛОГИЯ».

    1. Значение биологии (рассказ с демонстрацией продукции)

    Биология тесно связана с сельским хозяйством (помогает в создании новых сортов растений, пород животных), медициной (которая основывается на знаниях о строении организма человека и работе его органов), ветеринарией,  различными отраслями промышленности (микробиологической, пищевой, лёгкой), охраной природы.

    1. Многообразие растений (рассказ с элементами беседы)

    Всего на Земле около 500 000 видов  растений (150 часов для перечисления). Наука, изучающая растения – ботаника. Основоположник науки – древнегреческий ученый ТЕОФРАСТ (370-286 до н.э.). В тетрадь: БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.

    Подумайте: Где на Земле больше всего растений? Где их нет? Почему? Какие условия им необходимы для жизни? Чем растения отличаются от других организмов?

    1. Значение растений (обсуждение в парах).

    Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах):

    Значение растений.

    В природе

    В жизни человека

    Выделяют кислород.

    Служат пищей

    Служат пищей и убежищем для животных

    Используют в строительстве  и изготовление мебели

    Укрепляют почву, задерживают рост оврагов.

    Получают бумагу, ткани, красители.

    Смягчают климат

    Топливо

    Эстетическое значение

    1. Охрана растений (беседа с учащимися).

    Растений на Земле много, но почему же биологи постоянно говорят о необходимости их охранять? Докажите, что растения необходимо охранять. Запишите термин: «ФЕНОЛОГИЯ»

    IV. Закрепление.

    Игра «Колдун». Учитель задает первый вопрос по изученной теме любому ученику класса. Например, «Что изучает ботаника?»  Если ответ есть,  ученик  сам  задает вопрос однокласснику. Если ответа нет, то ученик считается «заколдованным». Он будет «расколдован», если кто-нибудь из одноклассников задаст ему вопрос по объявленной теме, и он ответит на вопрос.  «Расколдованный» ученик может сам  задать вопрос. Игра может продолжаться до звонка с урока.

         

            V. Домашнее задание: статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы.



    Предварительный просмотр:

    Урок № 2.

    Тема урока: Экскурсия: Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  

                                                                                                                                           растений.

    Оборудование:

    живые объекты школьного двора, блокноты, карандаши, карточки с заданиями.

    Домашнее задание:

    Отчет по экскурсии, повт. С.9-12

    Цели и задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с многообразием растений школьного двора,
    2. Выяснить какие изменения происходят в растениях с наступлением осени.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе

    Этапы урока:

    1. Организационный момент. Инструктаж по Т.Б.
    2. Рассказ учителя по теме экскурсии.
    3. Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.
    4. Итоги экскурсии. Объяснение Д/З.

                         Содержание урока

    1. Организационный момент. Инструктаж по Т.Б.

    Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения во время неё. Распределение учащихся на группы.

    1. Рассказ учителя по теме экскурсии во время обхода територрии школьного двора.
    1. Многообразие растений (деревьев, кустарников и трав)
    2. Выявление осенних явлений в жизни растений.

    1. Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.

    Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая группа предоставляет устный отчет о проделанной работе. Полный письменный отчет  по экскурсии каждый ученик предоставляет в виде домашнего задания к следущему уроку.

    Карточка - задания к экскурсии № 1

    Группа № 1

    1.   Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности  можно выделить? Дайте  своё названия этим зонам.

    1. Подсчитайте количество берёз на территории школьного двора.
    2. Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни березы. Соберите по 5 листьев берёзы разной окраски.
    3. Д/З. 

    1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

    2. Напишите небольшое сообщение о березе.

    3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их  к отчету.

    Карточка - задания к экскурсии № 1

          Группа № 2.

    1. Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
    2. Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
    3.  Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
    4. Д/З. 

    1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

    2. Напишите небольшое сообщение  о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.

    3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.

    Карточка - задания к экскурсии № 1

     Группа № 3.

    1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
    2. Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
    3. Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
    4. Д/З.

     1. На листе формата А4  письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

    2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.

    3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету.

    Карточка - задания к экскурсии № 1

     Группа № 4.

    1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №2. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
    2. Подсчитайте, сколько цветов  растет на этой клумбе.
    3. Соберите аккуратно несколько видов  плодов (семян) растений  на этой клумбе..
    4. Д/З. 

    1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

    2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 2 и подпишите названия этих растений.

    3. Высушите листья, собранные во время экскурсии. Прикрепите  плоды (семена) и листья  к отчету.

    Карточка - задания к экскурсии № 1

    Группа № 5.

    1.   Выясните, какие деревья растут на школьном дворе..

    1. Подсчитайте, сколько сосен растет на территории школьного двора.
    2. Соберите несколько листьев и плодов сосны.
    3. Д/З.

    1. На листе формата А 4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

    2.Напишите небольшое сообщение о сосне.

    3. Высушите листья сосны и прикрепите их к отчету. Зарисуйте шишку сосны.

            4. Итоги экскурсии. Устный отчёт каждой группы.

              Пояснение Д/З



    Предварительный просмотр:

    УРОК № 3.

    Тема: УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ.

    Задачи:   познакомить учащихся с увеличительными приборами, их устройством и техникой общения с ними.

    Оборудование:  Таблица «Увеличительные приборы», ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, пипетка, бинт, вата, стакан с водой, фильтровальная бумага.

    Ход урока:

    1. Изучение нового материала. 

    1. Актуализация  знаний. Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

    Задачи урока:  Повторить строение увеличительных приборов и технику работы с ними.

    Записываем тему урока.  

    2. Устройство увеличительных приборов (рассказ учителя).

    Впервые клетки увидел Роберт Гук в 1665 г (срез пробки – ячейки – клетки). В XVII в. голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

    Что общее в них?  Для того, чтобы увидеть изображение необходимо правильно работать с прибором.

    ЗАДАНИЕ (Работа в парах):

    1. Вспомните устройство лупы, используя параграф 1 учебника, рис. 3.

    2. Запишите в тетрадь: Лабораторная работа № 1.

                     Ознакомление с устройством увеличительных приборов.

    3. Выполните задание  на странице 15. Зарисуйте в тетрадь строение лупы и клетки мякоти плода, подпишите рисунки.

    Микроскоп:  Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.

    Строение микроскопа

    т

    у

    б

    у

    с

    с

    т

    о

    л

    и

    к

    ш

    т

    а

    т

    и

    в

    з

    е

    р

    к

    а

    л

    о

    в

    и

    н

    т

    ы

    о

    б

    ъ

    е

    к

    т

    и

    в

    о

    к

    у

    л

    я

    р

    а

    1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы.  Покажите эти части на микроскопе.  

    4. Выполните задание в учебнике  на странице 16.

    5. Сдайте тетради на проверку.

    1. Закрепление.

    Вопросы:

    • Какие увеличительные приборы бывают? Для чего они нужны? Что общего в них?
    • Какое строение имеет лупа?
    • Каково строение микроскопа?
    • Чем микроскоп отличается от лупы?
    • Во сколько раз увеличивает лупа и микроскоп?

            III. Домашнее задание: § 2, вопросы и задания на странице 16, термины.



    Предварительный просмотр:

    УРОКИ № 4 – 5.

    Тема: СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.

    Задачи:   Изучить строение растительной клетки и значение частей; развить умение работать с увеличительными приборами и научить готовить микропрепарат кожицы лука.

    Оборудование:  Мензурка с водой, пипетка; марля; раствор йода, стёкла, иглы препаровальные, фильтровальная бумага, луковица, лупа, микроскоп; таблица «Строение кожицы лука», «Строение листа», «Включения в клетке».

    План-конспект урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка знаний (беседа).
    1. Для чего нужны увеличительные приборы? Когда и кем они были впервые созданы?
    2. Какие бывают лупы? Каково их назначение?
    3. Как устроен школьный микроскоп?
    4. Правила подготовки микроскопа к работе.
    5. Правила приготовления препарата.
    1. Изучение нового материала.

     1.Актуализация  знаний. Растения, их органы различаются между собой. Причина кроется в строении клеток, из которых они состоят. Рассмотрите таблицу «Строение листа» и вы убедитесь, что клетки разные. Но в них много общего.

    Задачи урока:  Изучить строение клетки. Научиться готовить препарат и рассматривать его под микроскопом.

    Записываем тему урока.  

           

    2. Строение клетки  (рассказ учителя).

    Клетка

                                                    Оболочка                              Цитоплазма:

                                                                                                   Ядро, ядрышко

                                                                                         Пластиды (хлоропласты и др.)

                                                                                       Вакуоли с клеточным соком

                                                                                                Включения (жир, белок, крахмал)

    Оболочка содержит целлюлозу. Это особенность растительной клетки.

    Цитоплазма – вязкая жидкость, заполняющая всю клетку. Она разрушается при сильном охлаждении или нагревании.

    Ядро отвечает за все процессы, происходящие в клетке, за её деление. В ядре содержатся хромосомы.

    Пластиды – многочисленные тельца, содержат зелёные, жёлтые или оранжевые, пигменты (это – красящие вещества). Пластиды бывают и бесцветными.

    Вакуоли – полости, заполненные клеточным соком. В соке могут находиться красящие вещества малинового, фиолетового, синего цвета.

    Включения в цитоплазме клеток различны (жировые капли, зёрна белка, крахмал).

    3. Лабораторная работа № 2-3

    «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом», «Рассмотрите готовый препарат  элодеи».

    ЗАДАНИЕ (Работа в парах под руководством учителя):

    1. Выполните задание на странице 18 - 19 учебника.
    2. Оформите работу в рабочей тетради.

    1. Закрепление.

    Вопросы:

    • Какое строение имеет клетка?
    • Каково значение оболочки клетки, ядра, хлоропластов, вакуолей и включений?
    • Для чего окрашивают клетки при работе с микроскопом?
    • Во сколько раз увеличивает микроскоп?

           V. Домашнее задание: § 2,  прочитать дополнительный материал на странице 20, термины.



    Предварительный просмотр:

    УРОК № 6.

    Тема: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ, ЕЕ ДЕЛЕНИЕ И РОСТ.

    Задачи:   развить понятие о клетке как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи клеток, об их росте и питании; познакомить учащихся со значением ядра в процессе деления клетки.

    Оборудование:  Таблицы «Строение клетки», дидактический материал «Деление клеток», лабораторное оборудование, микроскоп.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка  знаний. 

    1.* Приготовить микропрепарат клеток кожицы лука.

    2. *Вставить пропущенные буквы в терминах (на доске): ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро,       ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.

    3.* Нарисовать на доске растительную клетку и подписать её части.

    1. Ответить на вопросы учебника 3, 4 страница 20.
    2.  Работа (индивидуальная) по дидактическим карточкам.

    1. Изучение нового материала.
    1. Актуализация  знаний.

    Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? Из чего состоят организмы? Нам необходимо доказать, что клетки живые.  Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?

    Записываем тему урока.  

    1. Основные процессы жизнедеятельности клетки (рассказ учителя).

    Предположите, как клетки питаются?

    Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор  и оболочки поступают ко всем органоидам.

    Межклетники – пространство между клетками - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом.  

    Какой можно сделать вывод из рассказа?

                     3. Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала).

    Обратить внимание:

    Хромосомы – цилиндрические тельца ядра, передающие наследственные признаки.

    Число хромосом при делении клетки не меняется!

    Дочерние клетки несут столько же хромосом, что и материнская.

    Старые клетки отличаются от молодых по размерам и количеству вакуолей.

    Рис. 10 стр.22 . Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?

     

    1. Закрепление.

    Задание в парах.  Выполните задания №№ 10-12 в печатной тетради на страницах 7, 8  

    Проверка выполнения заданий.

          V. Домашнее задание:  §3, вопросы после параграфа, в печатной тетради задания на  страницах 7-8.



    Предварительный просмотр:

    Урок № 7.

    Тема: Ткани растения.

    Цель: изучить особенности строения и функционирования основных растительных тканей;  определять типы ткани на микропрепаратах, таблицах, рисунках и объяснять ее строение и функции. Оборудование: таблица «Ткани»

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний умений навыков.

    1. Хромосомы, цитоплазма, ядро, оболочка, клетка, межклеточное вещество, межклетники, митоз, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл, микроскоп.
    2. Рассказать о поступление веществ в клетку.
    3. Рассказать о митотическом деление клетки.

    III. Изучение нового материала.

    Ткань - группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.

    Ткань

    Где располагается

    Особенности строения клеток

    Значение

    Образовательная

    Верхушки стеблей

    Кончики корней

    Камбий

    Рана

    Мелкие делящиеся клетки без вакуолей

    Рост растения

    Покровная

    Эпидермис (кожица)

    Пробка

    Кора

    Живые и мертвые клетки с толстыми и прочными оболочками, плотно прилегают друг к другу

    Защита от неблагоприятных воздействий

    Механическая

    Луб

    Древесина

    Толстые одревесневшие оболочки

    Опора органам растения

    Проводящая

    Сосуды древесины

    Ситовидные трубки луба

    Ситовидные трубки

    Распределение веществ, поступающих в корни и образующиеся в листьях по всему организму

    Основная

    Мякоть листа

    Сердцевина стебля

    Корень

    Хлоропласты в клетках

    Образование и накопление питательных веществ

    Выделительная

    Нектарники

    Железы

    Выделение эфирных масел, воды, нектара

    IV. Закрепление знаний.

    Лабораторная работа «Строение стебля растений»

    1. Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Ветка липы», срез дерева, учебник, тетрадь.
    2. Ход работы:
    1. Запишите название лабораторной работы и оборудование в тетрадь.
    2. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы» под микроскопом.
    3. Зарисуйте в тетради строение стебля и обозначьте кору, камбий, древесину, сердцевину,
    4. Ответьте на вопрос: Что такое годичные кольца?
    5. Заполните таблицу:

    Ткань

    Где располагается

    Особенности строения клеток

    Значение

    Образовательная

    Покровная

    Механическая

    Проводящая

    Основная

    Выделительная

    V. Домашнее задание.

    § 4 , в тетрадях закончить таблицу, вопросы на с.25.



    Предварительный просмотр:

    Урок № 8

    Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растении.
    2. Сделать вывод о примитивном уровне организации бактерий, познакомит учащихся с профессией лаборанта-микробиолога, начать гигиеническое воспитание.
    3. Дать представление о скорости размножения бактерий.
    4. Познакомить учащихся со способами питания бактерий и способе перенесения ими неблагоприятных условий.
    5. Обобщить материал по теме, составить характеристику Царству Бактерии.

    Оборудование: таблица «Бактерии».

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний и умений.

    1. Понятийная разминка: Хромосомы, цитоплазма, ядро, оболочка, клетка, межклеточное вещество, межклетники, митоз, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл, микроскоп.
    2. Выполнение теста.
    3. Проверка таблиц в рабочих тетрадях.

    III. Изучение нового материала.

    В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельки полученного настоя. В них он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущихся «зверушек» он нашел и в зубном налете.

    «В полости моего рта, - писал он, - их было, наверное, больше, чем людей в Соединенном Королевстве».

    «Зверушки эти были необыкновенно малы, что, по-видимому, и целая сотня их, выстроенная в ряд, не превысила бы песчинку. Чтобы сравняться с ней, потребовался бы, по крайней мере, десяток тысяч этих существ!»

    Что же это за существа?

    Армия Александра Македонского. Появление красных пятен, похожих на кровь, в хлебе. Чем были вызваны кровавые пятна в хлебе? (размножением бактерий)

    На Кольском полуострове найдены огромные залежи железной руды. Как она там образовалась? (в результате жизнедеятельности железобактерий)

    Современная система органического мира

    1.

    2. Рассмотрите схему на доске

    Распространение бактерий

    А. Бактерии вокруг нас:

    В воздухе, кипящих источниках, внутри атомных реакторов

    В почве: масса 1 бактерии = 0,4*10-13 г., взвесив всех бактерий, живущих на площади 1 га в слое почвы толщиной 30 см., - несколько тонн.

    Даже в стратосфере на высоте в 20 км живут желто-оранжевые бактерии. (но большинство бактерий бесцветны)

    Б. Работа с таблицей:

    Варианты

    Число бактерий на 1 дм2

    Туалет

    70

    Волосы

    2300

    Руки

    Мощный рост группы Bacillys

    одежда

    299

    В. Знакомство с профессией лаборанта-микробиолога, врача-микробиолога. (краткий рассказ)

     Строение бактериальной клетки

    А. Вспомнить строение растительной клетки

    Мембрана

    Целлюлозная клеточная оболочка

    Цитоплазма

    Хлоропласты

    Ядерное вещество

    Ядерная мембрана

    Вакуоль с клеточным соком

    Б. Строение бактериальной клетки

    Мембрана

    Слизистая капсула

    Ядерное вещество

    Цитоплазма

    Жгутик

    В. Закрепление

    Размер клетки: на булавочной головке – сотни тысяч клеток.

    Чем отличаются? (бактериальные клетки не имеют хлоропластов и четко оформленного ядра)

    Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему? (нет, отсутствуют хлоропласты)

    Г. Формы бактериальных клеток

    Рассказ учителя, запись в тетрадь:

    кокки

    стафилококки

    бациллы

    вибрионы

    спириллы

    Рассматривание рис. 13 на стр. 28, назвать форму изображенных бактерий. (на дом – письменно)

    1. Размножение бактерий.

    Статистика (на доске):

    В 1 мм3 воды    – 6 тысяч бактерий

    В 1 гр. почвы    – 3 млрд. бактерий

    В 1 м3 воздуха  – 280 тыс.

    бактерий  Вопрос: Почему так много бактерий?

    Задание: рассмотрите карточку «Быстрота размножения бактерий» и сделайте вывод, как быстро размножаются бактерии.

    Запись в тетради: Бактерии размножаются очень быстро: через каждые 20 минут из одной бактерии образуется две.

    Проблема: Если бактерии так быстро размножаются, то для этого им надо много питательных веществ. Как же питаются бактерии, если они не содержат хлорофилл?

    1. Питание бактерий

    Задание: начертите схему:

    Пример: Одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35 – 40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

    Задание: Прочитать 3 и 4 абзац на стр. 29 (*5).

    1. Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?
    2. Назовите их. (сине-зеленый, цианобактерии)
    3. Откуда получают остальные бактерии органические вещества?
    4. Как называются эти бактерии?

    Задание: Доделайте схему:

    1. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях.

    Запись в тетради:

    1. благоприятные условия

    1 клетка

    2 клетки

    2. неблагоприятные условия

    спора

    (клетка с толстой клеточной оболочкой)

    Задание: 1. Прочитайте текст на стр. 30 (*5) «Образование спор», изобразите этот текст в виде рисунка.

    2. Какие условия могут выдержать споры? (высушивание, жару и холод, кипячение)

    3. Каково значение спор бактерий?

    Вывод: Спора бактерий – приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

    V. Закрепление

    Задание: составить характеристику Царства Бактерии:

    1. Многоклеточные или одноклеточные?

    1. Одноклеточные

    2. К какой группе организмов относятся?

    2. Доядерные

    3. Тип и способы питания?

    3. Тип – гетеротрофный; способы – паразитический, сапрофитный

    4. Скорость размножения?

    4. Быстро размножаются делением

    5. Как переживают неблагоприятные условия?

    5. В виде спор

    IV. Д/з § 5,  подготовка к с/р.



    Предварительный просмотр:

    Урок № 9 

    Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека.

    Задачи:

    1. Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности.
    2. Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов.
    3. Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней.
    4. Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблачение суеверий.
    5. Гигиеническое воспитание.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний.

    1. Понятийная разминка: бактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, паразиты, сапрофиты, цианобактерии.
    2. Биологический диктант.
    3. Рассказать, как и почему бактерии образуют споры.

    III. Изучение нового материала.

    1. Способы борьбы с бактериями

    Вопрос: Как можно уничтожить бактерии и их споры?

       1.   Пар при температуре 1200С в течении20 минут.

    1. Солнечные лучи.

    Стерилизация (sterylis – бесплодный) – уничтожение бактерий кипячением, при помощи ультрафиолетовых лучей и химических веществ.

    Пастеризация – нагрев до 60 – 700С, давление 1 – 2 атм.

    Тиндализация = стерилизация, оставить на сутки, снова стерилизация.

    Запись в тетради (бактерии-сапрофиты портят продукты):

    Способы хранения пищевых продуктов:

    • сушка
    • вяление
    • соление
    • маринование
    • консервирование
    • квашение
    • пастеризация
    • стерилизация

    Внимание!  Консервные банки со вздувшимися крышками (результат жизнедеятельности гнилостных бактерий, попавших в банку в результате неправильного консервирования).

    2. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

    Задание: Прочитать текст на стр. 31-32 (до молочно-кислых бактерий).

    1. Каково значение бактерий гниения?
    2. Каково значение почвенных бактерий?
    3. Составьте в тетради схему:

    Вывод (устно):  1. Бактерии гниения очищают планету.

    2. Почвенные бактерии создают благоприятные условия для жизни растений.

    Бактерии

    Значение

    Место обитания

    1

    Бактерии гниения

    Опад –> перегной (санитары планеты)

    Почва

    2

    Почвенные бактерии

    Перегной –> минеральные в-ва (удобрения)

    Почва

    3

    Клубеньковые бактерии

    Усвоение N2 из почвы

    Корни бобовых растений

    4

    Молочнокислые бактерии

    Створаживание молока

    Квашение овощей

    Силосование

    Молоко

    Овощи

    Сено

    Мы рассмотрели значение сапрофитных бактерий. Интересно, что на основе этих бактерий появилась новая отрасль промышленности – биотехнолония.

    При этом используют бактерии

    для получения лекарств и витаминов,

    для борьбы с пластмассой (в Англии вывели бактерий-пожирателей)

    для очистки нефтеналивных танкеров (нефть перерабатывают в белки, которые идут на корм скоту).

    3. Болезнетворные бактерии – бактерии-паразиты

    Бактерии-паразиты, поселяются в организме человека и вызывают заболевание. Используя питательные вещества клеток человека, они быстро размножаются и выделяют ядовитые вещества – токсины.

    Токсины – яды, выделяемые бактериями-паразитами.

    Токсикоз – отравление токсинами.

    Бактериологические войны:

    1 гр. токсина убивает 8 млн. человек.

    1991 г. – война в Персидском заливе. В Иране использовали оружие массового поражения.

    Запрещено в мире.

    Задание:

    Из текста *94 выписать названия болезней, которые вызываются болезнетворными бактериями . (тиф, холера, бруцеллез, туберкуле, ангина, сап, сибирская язва, столбняк, чума)

    !!! Сообщение о чуме и карантине.

    4. Способы распространения инфекции

    Запись в тетради:

    1. При общении с больным (воздушно-капельная)
    2. При употреблении пищи и воды (алиментарная)

    Зачитать:

    В 1892 году сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге. Сначала она появилась среди портовых рабочих, а затем распространилась по всему городу. Ежедневно регистрировали до 1000 новых случаев. Главным виновником такого быстрого распространения инфекции был городской водопровод: вода для него забиралась из Эльбы, и не подвергалась никакой фильтрации.

    1. Через различные предметы (контактная)

    Зачитать:

    В 1913 году купцы скупили по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни  - сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате, сибирской язвой заразились и умерли не только люди, которые возделывали шкуры, но и солдаты.

    5. Борьба с болезнетворными бактериями

    Если заражаются большое количество людей, вспыхивает эпидемия. Нельзя допускать распространения болезни.

    Меры предупреждения болезни:

    1. закрывать рот при кашле
    2. кипятить платки
    3. осуществлять врачебный контроль над источником воды и продуктами питания
    4. дезинфицировать помещения
    5. делать предупредительные прививки (упомянуть о Дженнере – прививка от оспы)

     6. Вред религиозных обрядов как одного из путей распространения инфекционных заболеваний.

    !!! Сообщение.

    IV. Закрепление знаний.

    Беседа:

    1. Почему люди болеют?
    2. Почему в сырую погоду, а также в сырых, холодных и темных помещениях, и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях?
    3. Догадайтесь, что такое бактерионосительство? (возникает в результате нелечения или самолечения, особенно желудочно-кишечных заболеваний)

    V. Д/з:  § 6, термины, вопросы на с.34-35.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

    Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

    Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

    Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

    поурочные разработки по информатике 5 класс

    Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...

    Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

    Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....

    Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

    На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

    Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

    Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...