поурочные разработки 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Рахматуллина Алсу Минизакиевна

Разработки уроков 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_1.docx14.74 КБ
Файл 25_2.docx16.82 КБ
Файл 31_3.docx16.87 КБ
Файл 34_4.docx49.43 КБ
Файл 40_5.docx17.29 КБ
Microsoft Office document icon 41_6.doc51 КБ
Microsoft Office document icon 48_7.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon 54_8.doc45 КБ
Файл 58_9.docx59.8 КБ
Файл 59_10.docx268.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1.

Тема: Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

  1. Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.)
  2. Специфические особенности человека: прямохождение, наиболее совершенное развитие мозга, способность к трудовой деятельности, создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы; способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений; рефлексия и возможность контролировать собственное поведение. (Рассказ учителя.)
  3. Предмет изучения и методы анатомии. Предмет изучения и методы физиологии. (Рассказ учителя с демонстрацией анатомических таблиц и изображений фистульных животных.)
  4. Предмет изучения и методы психологии. Роль самонаблюдений. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и простейших опытов, например иллюзия Аристотеля и др.) Влияние социальных условий на поведение людей. Анализ причин, позволяющих отнести психологию и к социальным наукам. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
  1. Гигиена как раздел медицины, выявляющий влияние природной и социальной среды, труда и отдыха на организм человека с целью охраны здоровья населения. Методы гигиены. (Рассказ учителя.)
  2. Роль санитарной службы, санитарный надзор, права и обязанности санитарного инспектора и населения. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний

Фронтальный опрос по вопросам, помещенным в начале и в конце параграфа.

IV. Задание на дом

Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены.



Предварительный просмотр:

Урок № 2.

Тема: Становление наук о человеке

Задача: дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.

Оборудование: портреты ученых; пособия предшествующего урока для повторения изученного материала (см. оборудование 1-го урока).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

  1. Индивидуальный опрос:

1) Что изучают анатомия и физиология, каковы их методы?

2) Каковы содержание и методы гигиены и психологии?

  1. Фронтальный опрос-беседа:

1) Что сближает человека с другими живыми организмами и что отличает его от них?

2) Почему анатомию и физиологию человека мы относим к биологическим дисциплинам, а психологию и гигиену — к биосоциальным?

III. Изучение нового материала.

1.        Ответы на вопросы, поставленные перед § 2 учебника.

2,        История развития анатомии, физиологии, гигиены. (Рассказ учителя с заполнением таблицы на доске и в тетрадях.)

Деятели древней греко-римской культуры

Ученый

Время жизни

Основные идеи, вклад в науку

Гераклит

VI—V вв. до н. э.

Считал, что организмы развиваются по законам природы. Мир меняется

Аристотель

384—322 гг. до н. э.

Ввел термин «организм», основал сравнительную анатомию и эмбриологию, связал душевную деятельность с функциями телесных органов

Гиппократ

ок.460 — ок. 377 гг. до н. э.

Основатель медицины и ее раздела — гигиены

Гален Клавдий

130 — ок. 200 гг. н. э.

Описал внутреннее строение людей и животных, определил функции многих органов

Деятели Возрождения

Ученый

Время жизни

Вклад в науку

Везалий Андреас

1514— 1564 гг.

Описал строение скелета и внутренних органов человека, доказал, что левая и правая части сердца изолированы

Гарвей

Уильям

1587— 1657 гг.

Ввел в физиологию экспериментальные методы и математические расчеты. Открыл два круга кровообращения

Далее целесообразно отметить Антония ван Левенгука, а также напомнить о системе Карла Линнея.

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней дать кратко, поскольку к этому вопросу будем возвращаться на протяжении всего курса.

IV. Закрепление знаний.

 Ответы на вопросы в конце § 2. Изучение рубрики «Основные положения главы 1» по учебнику.

V. Задание на дом.

Изучить § 2. Повторить § 1 и выводы по главе 1. Повторить по учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») материал об истории развития зоологии и о классификации, предложенной К. Линнеем (с. 4—8).




Предварительный просмотр:

Урок № 3.

Тема: Систематическое положение человека

Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос: 1) Развитие биологии в античные времена. 2) Ученые эпохи Возрождения. 3) Успехи развития биологии с начала 19 в. До наших дней.

Проверка тетрадей по выполнению таблицы «История развития анатомии, физиологии, гигиены».

III. Изучение нового материала

1.        Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.)

Систематика – наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов.

Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Таксон – структурный элемент классификации.

Вид – таксон самого низкого порядка.

2.        Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.

Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.)

Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением

Преимущества

Недостатки

1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, использованию рук для трудовой деятельности

1. Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, так как органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза

2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — способность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях

2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга

3. Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза, но затрудняют женщинам роды

4. Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц столы

Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.

Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).

Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).

IV. Закрепление знаний. Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.

V. Задание на дом

Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (7 класс»). Термины.



Предварительный просмотр:

Урок № 4.

Тема: Историческое прошлое людей

Задачи: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза.

Оборудование: рисунки или бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

  1. Индивидуальный опрос: 1) Раскрыть систематическое положение человека.
    2) Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков.
  2. Фронтальный опрос: 1) Каковы причины эволюции по Ч. Дарвину? 2) В чем суть естественного отбора? 3) Какова связь между наследственностью и изменчивостью? 4) По каким признакам человека относят к группе приматов?

III. Изучение нового материала

  1. Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Рассказ учителя.)
  2. Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

3.        Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.

  1. Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.
  2. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.

Переход от присваивающей к производящей экономике — животноводству, а потом и к земледелию. (Рассказ учителя.)

  1. Возникновение религии. (Лекция учителя.)
  2. Возникновение искусства.

IV.        Закрепление знаний. Ответы на вопросы в конце § 4.

V.        Задание на дом.

Изучить § 4. Повторить по учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») материал об ареалах, обитаниях и миграциях (§ 52). Повторить по учебнику 6 класса (Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс») признаки вида (заключение к теме «Классификация растений», с. 236).

Текст лекции «Возникновение религии».

"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Теология использует идеализм, философски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом.

С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя права управителя в первую очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.

Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека понятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция) , в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков.

Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 - 18 тыс. лет назад) : наскальные рисунки (в пещерах Франции Ла-Мут (долина Везеры) , Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях) , в пещерах Южной Франции и Северной Испании) , статуэтки, раскрашенные камни. Как правило, на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схематичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженных в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с религиозными верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом) . Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений) . Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.

Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца.

Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.

Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.

Также можно судить о религии первобытного человека по племенам настоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм.

Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е.

один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемические имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки - встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище.

В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.

У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верующие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умерших и духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии является мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая верующими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и людей. Она может действовать во вред и на пользу, и присуща людям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать отдельным предметам.

Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.) . Функции шаманства - лечение, охотничья и земледельческая магия.

У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующий имеет своего духа-покровителя, который приобретался во время видений, возникших в процессе посвятительского обряда.

Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.

Далее рассмотрим религию древних славян. В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления: домовой дух, покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной - дух водяной стихии, полудница полевой дух, образы вил (особенно распространены у сербов) - лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д.

Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.

Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало все необъяснимое и страшное.

К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.

Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно жестока религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческие жертвы.

Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном делался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство, которые тесно переплетены между собой.

По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель - воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка) . По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все перемещается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь - исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие".

Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным богом в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо") . Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен и покровители профессий для ремесленников.

Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества.

Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.

Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за основу берутся религиозные тексты - Веды. В них записаны гимны и предания, посвященные различным богам. Одним из ранних образов богов можно считать Индру бога-воителя и бога грома и молнии (двойственная натура) , также мы встречаем здесь других богов: Ва - 6 руна -олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус бог дневного неба. В виде олицетворения солнца выступает целая вереница божеств - Сурья значит просто солнце, Савитри - "восстановитель", "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас - богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: это олицетворение беспредельного пространства. Помимо представленных богов в Ведах встречается немалое количество других богов. Ведические боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым - большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного места.

В более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы наследственное жречество, кшатрии - каста воинов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры - каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии - в Законах Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног шудры. Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое значение) бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Была широко распространена идея перевоплощения: душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплощении - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущем воплощении. В этом и заключается закон кармы.

В дальнейшем религия становится более демократичной. Возникает своеобразное учение об аватарах: каждое небесное божество может иметь свою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Теперь боги-спасители - земные боги. Наиболее популярным делается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким же богом-спасителем выступает Рама - легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна.

На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленные секты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые гуру. Культ гуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком и богами, он сам почти воплощение божества. Каждое слово гуру священный закон для всех его последователей. Большинство сект можно соединить в две основные группы, в зависимости от того, какое главное божество они признают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся вишнуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение о перерождении.

Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед, учение о карме и переселении душ, вера в богоустановленность каст.

Необходимый вклад в историю развития религии внесли верования египтян. Египетская цивилизация оставила после себя монументальные памятники, такие как египетские пирамиды одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части его существа: имя (рен) , душа (ба) , вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка) . Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.

В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства) : солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.

В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. И магические представления преобладали над религиозно-нравственными.

Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покровителя земледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сформировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта.

Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств-покровителей. Номы остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.

Для египетской религии была характерна одна особенность: с - 9 изменением места царствования династии, с изменением столицы государства менялся и состав пантеона богов. Основной номовый бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии) , затем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) главным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д.

Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских богов. Например гермопольский бог. Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис - богом загробного царства, лотапольская Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев и т.д.

Космогонических мифов у египтян было много, в каждом существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира своему солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун, из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение воздуха) и Тефнут (его женское дополнение) , от этой божественной пары родилась в свою очередь Геб (земля) , Нут (небо) и другие боги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, многочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце - око Ра, луна - другое око.

Существовали также другие космо- и антропогонические мифы: например, представление о мировом яйце, из которого родилось солнце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-горшечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.

Существование различных космогонических мифов и изменение египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и религии Египта.

Несколько иным образом сформировалась древнегреческая религия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был - 10 присущ местный характер развития. Т. е. в различных местностях Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельефными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев) . У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.

Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции.

Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредственное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии.

По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.

Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции. В целом же религия Греции была разобщена, хотя более или менее стабильна.

По тем религиям, которые мы вкратце рассмотрели выше можно предположить каким образом развивался образ бога в человеческом сознании. На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося жертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Они передаются из поколения в поколение.

Итак, с начала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизнью самого человека.

В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого от природы, т.е. существование независимых физически, но покровительствующих природе духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился - это те же моления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти и т.д. Т. е. мы встречаем попытку человека осознать мир и свое место в нем. В этот момент бог предстает перед человеком, как множество физически неоформленных сил, жизнь которого зависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений, подсознательных явлений и т.д.

Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это либо люди (они, как правило, выступают в некотором множестве) , либо антропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненный успех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож с человеческим, т.к. приносимые жертвы в основном считаются пищей и предметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлении богов, об их влиянии друг на друга, часто об их жизни и бессмертии. Человек боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее и сейчас мы встречаем в любой религии правила, которые должен исполнять человек на протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - это поклонение предкам. История этого культа тянется еще со времен племенного устройства. Часто он связан с обожествлением самих предков и представлениях о загробном мире. Еще одно из основных правил это почитание богов. Также существует правило сохранения государственных устоев. Оно проявляется как обожествление императоров и выполнение своих обязанностей перед ним.

Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека.

Помимо них проявляются чисто нравственные понятия, более свойственные для мировых религий.

Итак, Бог из животного, пройдя некий путь развития, переходит в схожее с человеком существо, до некоторого периода выступающее в множественном числе, которое является либо путем появления всего сущего, либо не являясь причиной, становится творителем и правителем мира, он устанавливает правила, следит за их выполнением и решает судьбу человека в зависимости от их исполнения.

В мировых религиях, которые мы рассмотрим чуть ниже, Бог предстает несколько в иной ипостаси. Он опять же сохраняет за собой права правителя, но теперь намного ярче выступают нравственные понятия.

На данный момент в мире существует три мировых религии: буддизм, ислам и христианство. Характерными их особенностями является место распространения религии, не зависящее от места ее возникновения.

Так происхождение буддизма до сих пор не известно, эта религия распространена в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии и других странах.

Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла в 6-5 векох до н.э.

В основе ее лежит поверие, что основатель этой религии был сыном царя одного из североиндийских государств. Его звали Сиддхартха, а позже Гаутама. Царевич никогда не видел вокруг себя мрачного, тяжелого, безобразного, не подозревая о его существовании, проводя молодые годы за высокими стенами дворца. Толчком к душевному перевороту послужили для царевича четыре встречи: дряхлый старик, жестоко страдающий больной, покойник и нищий монах.

Так он узнал о существовании болезни, старости, смерти. И решил отречься от роскоши и наслаждений и найти душевный покой в аскетизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу, добровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и познания истины. Далее он понял, что это неправильный путь спасения.

Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает "просветления". Ему открывается вся истина. С этого момента он становится Буддой Просветленным. Он пришел к убеждению, что обе крайности - и жизнь, полная удовольствий и похоти, и жизнь добровольных страданий - равно далеки от правильного пути. Первая - это "жизнь низменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная"; вторая - "жизнь мрачная, недостойная, ничтожная". Правильный путь лежит по середине. Это путь самоуглубления для познания истины, путь ведущий к покою и к просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. Причина страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда "ведет от возрождения к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было. Чтобы достичь этого, человек должен следовать "восьмеричным путем", ведущим к прекращению страданий: "праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание".

Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет архатом - святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние, к которому должен стремиться мудрец. Нирвана означает прекращение цепи перерождений, которые составляют удел человека. Цепь перерождений у буддистов называется сансара. Перерождаясь, живое существо может принять не только человеческую форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Будда первый из людей достиг "просветления" и ему не грозит уже новое рождение. Смерть Будды - это непосредственный переход в нирвану.

Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущественно отрицательный характер: не убивать ни одного живого существа, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.

Одно из важных заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем существам. Буддизм отрицает единство души человека. Основу психической жизни человека составляют отдельные драхмы (означает закон, учение, религия, истинно реальное, качество, основное значение - носитель своего признака, т.е. носитель душевных свойств) .

Таких драхм у человека много. В числе драхм есть "чувственные", "сознания" и еще несколько категорий, в том числе "неподверженные бытию" и стремящиеся к покою - нирване. По смерти человека драхмы, составляющие его личность, распадаются, но под действием той драхмы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечный круговорот драхм, это мучительное "колесо бытия", вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Будды.

Позже возникает учение о махаяне - "большой колеснице" или "широком пути" спасения. Здесь Будда становится главенствующим богом, возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны.

Еще одно новшество махаянистов - допущение мирян в нирвану (учение о рае) . В раю сукхавати пребывают души праведников, которым предстоит воплотиться на земле еще только один раз, прежде чем - 16 достигнуть нирваны. Возникает понятие ада для грешников, нарушающих законы Будды.

Такова основа буддистского учения.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения религия - она возникла в 7 веке нашей эры в Аравии.

Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране и передал их людям. Коран ("Коран" чтение) - основная священная книга мусульман. Это свод изречений и поучений, продиктованных самому пророку архангелом Джебраилом.

Другая часть религиозной литературы мусульман - сунна (сонна) , состоящая из священных преданий о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Жизнь пророка представляется таким образом: Мухаммед жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей и откуда ушел в Медину (переход для мусульман становится началом особого летоисчисления - мусульманской эры) . Здесь ему удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии.

В проповедях Мухаммеда основную часть занимает строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность. "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам... " Сам Аллах изображается В Коране, как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Важнейшее же качество Аллаха - это его бесконечное могущество и величие.

Поэтому и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен верить, что есть только один бог Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны) - они находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Для мусульманина обязательна пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Также обязательно обрезание мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещение делать изображение бога, человека и животных, чтобы не давать повода к идолопоклонству. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад) . В Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам отношение резко враждебное, к людям, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам Коран выказывает уважение. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они считаются неверными (джяур) , подлежащим или истреблению, или покорению. Этика ислама тоже проста: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, помогать бедным и т.д.

Богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.

Дальнейшее развитие ислама повлекло за собой возникновение большого количества течений: шиизм, суннизм, суфизм и т.д.

В настоящий момент ислам стал несколько более мягким и демократичным.

Третьей и наиболее распространенной мировой религией является христианство.

Время возникновения христианства - начало 1 века нашей эры (летоисчисление ведется с начала рождения основателя религии Иисуса Христа) Иисус Христос (Иисус - Спаситель, Христос означает помазанный) по христианскому учению Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, по божественному совету воплотившийся ради спасения грешного рода человеческого от Пречистой Девы Марии и наречен по повелению Архангела Гавриила Иисусом Христом. Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме. До тридцатилетнего возраста он прожил в неизвестности в небольшом городе Назарете в семействе плотника Иосифа. На 30 году жизни принял крещение от Иоанна в Иордани. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12 учеников. Прежде всего, он начертал образ своего истинного последователя, как человека смиренно-мудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца. Иисус Христос учил о себе, как о лице, посланным Отцом-Богом и пришедшим в мир. "Бог послал Сына Своего Единородного, - говорит апостол Павел, - в подобии плоти греховной в жертву за грехи". Истину своих проповедей Иисус доказывал ссылкой на свои дела или чудеса: над живыми людьми страдающими болезнями, над умершими и над внешней природой. Когда Иисус Христос пришел в Иерусалим, он был предан одним из своих учеников, Иудой Искариотом, после того как совершил с учениками предпасхальную трапезу (тайную вечерю) . И был осужден синедрионом на смерть. Вместе с двумя разбойниками он был отведен на гору Голгофу и распят на кресте. На третий день после смерти Иисус воскрес после смерти и явился своим ученикам. В сороковой день на виду у всех своих учеников он вознесся на небо, провозгласив ранее 12 учеников Апостолами и послав их на проповеди. Так изложена мирская жизнь Христа в Евангелии.

Основные источники христианской религии - Библия, которая делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Считается, что Библия написана святыми мужами по внушению и при содействии Божьего Духа. Помимо этого существуют так называемые первые четыре книги Нового Завета - Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от - 19 Иоанна. В них описывается жизнь и учения Христа.

Основные догматы учения Христа заключаются в том, что Бог высочайшее существо, Ему нет равных никого и нигде. Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо Бог Отец, Второе Лицо - Бог Сын, Третье Лицо - Бог Дух Святой. Святая Троица Единосущна и Нераздельна. Бог Отец ни от кого ни рождается и не исходит, Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца.

Путь нравственного совершенствования человека изложен в десяти заповедях данных Моисею Богом: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, да не послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

В IV веке в христианстве произошел раскол на католичество и православие, связанный с различием в толковании писаний.

Ни в одной политеистической религии нет такого всеобъемлющего представления о Боге как в мировых религиях, особенно в христианстве. Например, смерть в других верованиях предстает как что-то - 20 страшное, необъяснимое, все блага направлены на телесные наслаждения. Христианство наравне с буддизмом и исламом обращается в первую очередь к душе человека. Считается, что тело - теснилище души и главная цель, которую преследует христианин - совершенствование души, воссоединение ее с Богом. Теперь за основу религии берутся нравственные устои. Бог милостив, и не должен вызывать страха. У теологов существует такое утверждение, что человек отличается от животного наличием Бога. Человек носит Бога в самом себе, в своей душе, он - Его частица. Это стремление к доброте и чистоте. В Боге человек всегда сможет найти утешение и жизненные силы.

Литература:

1. Философский словарь

2. Религии в истории народов мира Токарев

3. Закон Божий

4. Полный православный богословский энциклопедический словарь



Предварительный просмотр:

Урок № 5.

Тема: Расы человека

Задачи: повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду Человек разумный; разъяснить связь образования рас с миграцией населения; доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне; показать сложность и вред расистских теорий; обосновать разницу между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ»; раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам.

Оборудование: таблица с изображением людей европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной рас.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Индивидуальный опрос: 1) Какие экологические условия повлияли на предшественников людей, в частности на австралопитеков? 2) Охарактеризуйте строение и образ жизни древнейших и древних людей. 3) Расскажите о появлении кроманьонцев, возникновении производящей экономики, религии, искусства.

2. Фронтальная беседа с классом: 1) Каковы признаки вида? 2) Что такое вид и разновидности в животном и растительном мире?

III. Изучение нового материала

  1. Определение расы как систематического подразделения внутри вида. Вывод частного определения человеческой расы как большой группы людей, сходной по специфическим биологическим особенностям (цвет кожи, форма глаз, строение лица и пр.), но сохраняющей общие биологические особенности людей. (Беседа.)
  2. Особенности строения организмов различных рас и причины их появления. История формирования основных рас. Различия между понятиями «раса», «национальность», «народность». (Рассказ-беседа учителя с использованием сведений о дивергенции, ареалах обитания, миграции, сплошном и разорванном ареале, полученных в 7 классе (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», § 51, 52).)

По одной из гипотез считается, что появление расы белокожих людей было связано с тем, что чернокожие африканцы, мигрирующие на север, столкнулись с недостатком витамина D, что стало причиной массового проявления рахита. У людей страдали кости скелета, и в частности тазовые кости у женщин. Это затрудняло роды и приводило к смерти и матерей, и новорожденных. В результате естественного отбора преимущество оставалось за людьми с менее пигментированной кожей, которая пропускала больше ультрафиолетовых лучей, содействующих выработке этого витамина. Благодаря изменению рельефа, появлению горных хребтов и морей, вернуться назад эти племена не смогли и развивались в условиях изоляции. Заметили, что при гипервитаминозе витамина D накопление кальция в крови приводит к образованию тромбов внутри сосудов, образованию почечных камней, что также приводит к высокой смертности.

У чернокожих людей этого не происходит, потому что пигмент препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей и образованию избытка этого витамина в коже.

Другой поток расселения шел по южной и восточной Азии вплоть до Австралии — материка, который оказался в изоляции. Это послужило причиной образования чернокожей австралоидной расы.

Третья волна расселения шла через северо-восточную оконечность Азии на северо-запад Америки. Представители этой волны стали основателями монголоидной расы, к которой примыкают и американские индейцы, которых нередко выделяют в самостоятельную расу. Причинами расообразования являются изменчивость, наследственность, естественный отбор и изоляция. Эти факторы в настоящее время значительно ослабли и большого значения не имеют. Таким образом, биологическая составляющая в эволюции человечества уменьшается и возрастает социальная.

  1. Критика расизма. Факты, доказывающие, что все расы человека относятся к единому виду, что все они находятся на одном и том же уровне эволюционного развития в биологическом и психическом отношении ив равной степени способны к достижению самых больших высот современной цивилизации. (Беседа с использованием материалов газетных статей.)
  2. Определение понятий «нация» и «народ» как исторической общности людей, проживающих на территории тех или иных государств. (Заключительная беседа.)

IV. Закрепление знаний

Ответы на вопросы в конце и начале § 5.

V. Задание на дом

Изучить § 5 и основные положения главы 2. По учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») повторить материал о лучевой и билатеральной симметрии на примере иглокожих (§ 47, с. 244).




Предварительный просмотр:

Урок №6.

Тема: Общий обзор организма.

Задачи:

1. Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.

2. Отработать навыки пользования анатомическими таблицами и схемами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: анатомия, физиология, психология, гигиена, рудименты, атавизмы,  аналогичные органы, гомологичные органы.

2. Фронтальный опрос. Причины появления расовых различий. Различия между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ».

3. Выполнение тестовой работы.

III. Изучение нового материала.

Биосфера

5

1. Уровни организации жизни на Земле

(по Северцову)

Биоценоз

Человеческое общество

4

3

Популяция

Вид

Многоклеточный организм

Одноклеточный организм

2

Клетка

1

Молекула

Молекула

Клетка

Ткань

Орган  

Система органов

Организм  

Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.

Система органов – это органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции.

  1. СООД (скелет, мышцы)
  2. Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)
  3. Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)
  4. Половая система (половые органы, половые железы)
  5. Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)
  6. Эндокринная система (железы внутренней секреции)
  7. Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)
  8. Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)
  9. Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0
  10. Покровная (кожа, слизистые оболочки)

IV. Закрепление

  1. Сравнение тела человека со строением тела млекопитающих животных.
  2. Ответы на вопросы о значении регуляторных, исполнительных и репродуктивных систем организма, их составе и функциях.

IV. Домашнее задание:  Изучить § 6. Вопросы в конце §, термины.



Предварительный просмотр:

УРОК №7.

Тема: Клеточное строение организма.

Задачи:

1. Показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении.

2. Раскрыть строение и функцию клеточных органоидов.

4. Ввести понятия об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки.

5. Сравнить животные и растительные клетки.

6. Разъяснить понятия «внешняя» и «внутренняя среда организма».

Оборудование:  таблица «Строение клетки».

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.  Проверка знаний.

1. Показать различия между понятиями «часть тела» и «орган».

2. Рассказать об уровнях организации организма человека.

III. Изучение материала

1. Строение клетки

Клетка – элементарная живя система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции, самовоспроизведению.

Различия между животной и растительной клеткой. (Беседа на основе повторения материала 6 класса с использованием таблиц.)

Растительная клетка

Компоненты клетки

Животная клетка

клеточная стенка

хлоропласт

рибосомы

ЭПС

клеточный центр

ядро + ядрышко

комплекс Гольджи

цитоплазма

лизосома

митохондрия

клеточная мембрана

вакуоль

2. Строение и функции ядра.

Хромосома – органоид клеточного ядра, определяющий наследственный материал клетки.

Хроматида – дочерняя клетка хромосомы.

Ген - участок молекулы ДНК, ответственный определенного белка.

3.  Органоиды клетки.

Органоиды – постоянные клеточные структуры, каждая из которых выполняет свои особые функции.

Структура

Схема

Особенности строения

Функции

Мембрана

Состоит из липидов и белков. Липиды образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину. К некоторым белкам прикреплены углеводы.

Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды; выполняет защитную функцию; осуществляет транспортную функцию; воспринимает воздействие внешней среды и обеспечивает связь с соседними клетками.

Цитоплазма

Вязкое вещество

Транспорт пит. в-в, форма клетки

Ядро

Ограничено ядерной оболочкой, ДНК, ядрышко, хромасомы.

Передача насл. информации, регуляция жизнедеятельности клетки

Клеточный центр

Деление клетки

ЭПС

Сеть канальцев, емкостей, полостей, где хранятся вещества, выработанные клеткой; на поверхности могут располагаться рибосомы.

Синтез  белков (гранулярная ЭПС), синтез углеводов и жиров (гладкая ЭПС);  транспорт питательных в-в.

Рибосомы

Белок + РНК

Синтез белка

Лизосомы

Микроскопические пузырьки

Расщепление белков, жиров, у/в.  Ферменты, разрушают и растворяют ненужные части клетки.

Митохондрии

Двухмембранное образование, бобовидной формы

Образование Е (АТФ)

Комплекс Гольджи

Система плоских мешочков и многочисленных пузырьков.

Накопление и транспорт веществ, образованных в органоидах; синтез сложных углеводов. Образование лизосом

4. Деление клетки.

Митоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки, причем  число хромосом не изменяется.

Мейоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, причем  число хромосом уменьшается вдвое.

5. Жизнедеятельность клетки.

а)        Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)

Химический состав

Органические вещества

Белки (10-20%)

жиры (1-5%)

углеводы (1-2%)

НК (1-2%)

АТФ (1%)

Неорганические вещества

вода (70-85%)

мин. соли (1%)

б)        Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)

В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.

Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода

Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).

в)        Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)

Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.

г)        Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)

Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.

Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимостью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.

IV. Закрепление

Ответы на вопросы под символом «?» и вопрос №1 под символом «!» в конце параграфа 7.

V. Домашнее задание.

Изучить § 7. Заполнить таблицу на с. 33 «Функции различных органоидов и частей клетки». Повторить термины.



Предварительный просмотр:

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.
  2. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.
  3. Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.
  4.  Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III. Новый материал

Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

  1. Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.
  2. Зарисуйте схематично в тетрадь.
  3. Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Защита

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Костная

Скелет

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Жировая

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Кровь

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сердце

Сократительная

Гладкая

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV. Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V. Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)



Предварительный просмотр:

Урок № 9.

Тема: Рефлекторная регуляция

Задачи: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 7 класса; в ходе опыта изучить принципы рефлекторной регуляции, причины возбуждения и торможения нейронов.

Оборудование: таблицы «Ткани», «Рефлекторная дуга».

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Проверка знаний

 1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс .

2. Работа в парах по вопросам в учебнике на с. 39.

3. Выполнение теста.

Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны – «нет».

  1. Множество клеток, сходных между собой по строению и выполняемым функциям, - это орган.
  2. Эпителиальные ткани образованы плотно прилегающими друг к другу клетками.
  3. Мышечные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.
  4. Соединительные ткани имеют сильно развитое межклеточное вещество.
  5. Нервная ткань образована  клетками с отростками.
  6. Защиту организма обеспечивает мышечная ткань.
  7. Возбудимостью и сократимостью обладает нервная ткань.
  8. Возбудимостью и проводимостью обладает мышечная ткань.
  9. Клетки поперечнополосатой мышечной ткани в отличие от клеток гладкой мышечной ткани содержат сократительные волокна.
  10.  Нейроны – это клетки, образующие мышечную ткань.

III. Изучение нового материала

1. Центральная и периферическая нервная система.

Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

  • чувствительные – образованы дендритами чувствительных нейронов
  • двигательные – образованы аксонами двигательных нейронов
  • смешанные – образованы аксонами и дендритами

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания:

  • рецепторные – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.
  • эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

  1. Понятие о рефлекторных цепях и рефлексе. (Беседа с использованием материала 7 класса.)

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

  1. Рефлекторная дуга.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. 

Картинка 5 из 412

Лабораторная работа «Мигательный рефлекс» (стр. 41-43) самостоятельно

В ходе работы вводятся понятия о рефлексогенной зоне, рецепторах, чувствительных, вставочных и исполнительных нейронах; раскрываются механизмы торможения рефлекторной деятельности; дается понятие о многоуровневой регуляции работы органов со стороны центральной нервной системы и значения открытия центрального торможения, сделанного И. М. Сеченовым.

IV. Закрепление знаний

 Работа с вопросами на с. 43.

V. Задание на дом

Изучить статью «Нервная ткань» § 9.  Повторить § 8 – нервная ткань. Ответить на вопросы перед параграфами и в конце их.



Предварительный просмотр:

Урок № 10.

Тема: Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Лабораторная работа

Задачи: раскрыть значение скелета и мышц; показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микро-строение костей, их классификацию.

Оборудование: модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс, нерв, нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга

2. Индивидуальный опрос.

Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.

Чем условный рефлекс отличается от безусловного? Приведите примеры.

Объясните действие прямых и обратных связей в нервной системе.

III. Изучение нового материала

  1. Функции скелета и мышц: защитная, опорная, двигательная. Роль мышц и кистей в движении. (Беседа с использованием таблиц.)
  2. СООД – комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве.

  1. Химический состав костей. (Беседа с использованием демонстрации костей: вымоченной в соляной кислоте, жженой и необработанной.)


Кость – орган, в состав которого входит костная ткань, костный мозг, надкостница, нервы, сосуды, суставные хрящи.

  1. Макроскопическое строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость, красный и желтый костный мозг. (Беседа с использованием таблиц, натуральных препаратов или их моделей.)

              8. Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. (Беседа с использованием демонстрации прочности Двух бумажных моделей, положенных на кольца двух химических штативов. К середине модели подвешивается груз для определения ее прочности. Первая модель изготовляется из листа

бумаги, сложенного в полоску, вторая модель — из такого же листа бумаги, но свернутого в трубку)

               9. Рост костей в длину и ширину. (Беседа с демонстрацией распилов трубчатых костей. На натуральных препаратах можно показать полоски компактного вещества в тех местах, где ранее находились зоны роста кости в длину.)

IV. Закрепление  знаний

Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». (Выполняется по инструкции учебника нас. 50.)

V. Задание на дом

Изучить § 10. Ответить на вопросы в конце параграфа, учить термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

поурочные разработки по информатике 5 класс

Поурочные разработки уроков по информатике 5 класс охватывают темы 1 полугодия ныне действующих в Азербайджане учебников Р.Махмудзаде, Б.Гусейнов, А.Алиев «Информатика 5»...

Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...