Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии 6 класс по программе В.В. Пасечника с элементами краеведения
    календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

    Иванова Лидия Александровна

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

    ·         Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования

    ·         Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ

    ·         Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010

    ·         Учебного плана школы 2014-2015 учебного года

     Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю,

    •                     Содержание обучения полностью совпадает с авторской программой по биологии( Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska.biologiya_6_klass.docx49.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 «Экос» г. Долгопрудного (МБОУ школа №8)

                                               Утверждено:

                                                Директор школы

                                                                   (                   )  Арапиди М.А.

                                                             приказ №______________

                                                                      «           »___________- 2014г.

     Рабочая программа  

    по биологии

    (базовый уровень)

    6 класс

    Составитель:  Иванова Л.А.

    учитель биологии, химии

    высшей квалификационной категории

       

    2014-2015 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

    • Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования
    • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ
    • Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010
    • Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане
    • Учебного плана школы 2014-2015 учебного года

     Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю,

    • Содержание обучения полностью совпадает с авторской программой по биологии( Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010)

    Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

    1. освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
    1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
    1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
    2. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе;
    3. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде,

    Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2012 – 372с.. (Гриф:  Рекомендовано МО РФ)

    В рабочую программу внесены следующие изменения:

    -          в связи с тем,  что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа  2011,  нет темы  «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования  содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),  была введена тема «Классификация растений»  ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам:  «Введение» 1 час вместо 2 часов;  «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 2 час.   Тема «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.

    Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения биологии ученик должен

    знать/понимать

    • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;
    • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.

    уметь

    • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
    • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
    • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
    • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
    • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
    • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
    • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
    • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;
    • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
    • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
    • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

    Содержание программы

    Введение (1 час) Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных.   Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

     Клеточное строение организмов (3 часа) Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)/ Строение клеткиоболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.  Понятие «ткань».

    Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

    Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с  ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

    2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука,  рассматривание  его  под микроскопом.

     Царства Бактерии и Грибы    (4 часа) Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий,  их распространение в природе.

    Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

    Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы -  паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

    Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

     Царства Растения. (5ч)

     Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

    Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

    Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

    Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение.  .

    Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

    Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

    Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

    Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)

    Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

    Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка. 2.Ознакомление с различными видами соцветий. 3.  Ознакомление с сухими и сочными плодами.

     Жизнь растений ( 7 часов)

    Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

    Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

    Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов,  доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

     Классификация растений (4 часа)

    Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

    Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика  крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

    Класс Однодольные растения.  Морфологическая характеристика  злаков и лилейных.

    Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.

     Природные сообщества (2 час)

    Основные экологические факторы и  их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

    Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

    Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема

    Авторская

    программа

    Рабочая программа

    В  том  числе

    демонстраций,

    Лабораторных работ

    1.

    Введение

    2

    1

    2

    2.

    Раздел 1. Клеточное строение организмов

    4

    3

    1

    2

    3.

    Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы

    4

    4

    3

    4.

    Раздел 3. Царство Растения

    5

    5

    5.

     Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений        

    8

    7

    5

    3

    6.

    Раздел 5. Жизнь растений

    7

    7

    7.

    Раздел 6. Классификация растений

    -

    4

    8.

    Раздел 7. Природные сообщества

    3

    2

    2

    9.

    Раздел 8. Развитие растительного мира

    2

    1

    10.

    Реэерв

    2

    Итого

    35

    34

    9

    9

    Формы контроля знаний:  срезовые и итоговые тесты в форме ГИА , самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

    Годовая аттестация осуществляется в форме итоговой контрольной работы

    Материально-техническое обеспечение

    Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

    Количество

    Примечания

    Технические средства обучения и оборудование кабинета

    компьютер

    1

    принтер

    1

    классная доска

    1

    стол-кафедра

    1

    ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

    15

    встроенные шкафы

    2

    Мультимедийные средства обучения

    6

    Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

    1. .Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;
    2. Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;
    3. Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 – 272с.;
    4.  Поурочные планы по Биологии Человек 6 класс И.Ф. Ишкина Волгоград»Учитель-АСТ» 2002 с. 144
    5. Поурочные разработки по Биологии 6 класс А.А. Калинина М. «ВАКО» 2007с.352
    6. Универсальные поурочные разработки по биологии 6(7) класс. -2-е изд. –М : ВАКО, 2007. -352с.
    7. Тематическое и поурочное планирование по биологии 6 класс Л.Д. Парфилова
    8. Контрольные и проверочные работы по биологии 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/ Л.Д. Парфилова.- М. : Издательство «Экзамен», 2005. – 126 с
    9. Биология 6 класс. 44 диагностических варианта / П.М. Скворцов.- М.  иэдательство « Национальное образование»2012. – 96.с.
    10. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. Для учителя. М .- Просвещение, 1990. – 96 с.
    11. Биология в таблицах 6-11 классы Т.А Козлова, В.С. Кучменко 4-е изд., стереотип.,-М. Дрофа, 2002.-240с.
    12. Проведение комплексных экскурсий в природе (5-7) классы. Методические рекомендации Составители: Д.А. Афанасьева, С,Я. Карпова, Г.А. Ходателев.- М.1981 42с.
    13. Методические рекомендации по проведению ботанических экскурсий с учащимися 5 классов  разработаны ст. преподавателем кафедры ботаники СГПИ  ИМ. К. Маркса Коваль Л.К.

    :

    Для учащихся

    1. Биология 6 класс. 44 диагностических варианта / П.М. Скворцов.- М.  издательство « Национальное образование»2012. – 78.с.
    2. Биология в таблицах 6-11 классы Т.А Козлова, В.С. Кучменко 4-е изд., стереотип.,-М. Дрофа, 2002.-240с.
    1. Рабочая тетрадь по биологии  6 класс Н.В. Преображенская- М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 126 с

    Диски

    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  Животные
    2. Глобальная экология
    3. ДВД Хочу все знать  Альманах
    4. Лабораторный практикум 6-11 класс
    5. Планета Земля ВВС
    6. СД- РОМ     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  Растения,Бактерии и Грибы
    7. Уроки биологии 6-7 класс

    Утверждено:

                                                                                                      Заместитель  директор школы по УВР

                                                                                                             (                   )  Жемаева Е.Л.

                                                                                                                           приказ №______________

                                                                                                                            «           »___________- 2014г.

    Календарно – тематический план

    По предмету                                                                                   биология

    на                                                                                                   2014/2015 учебный год

    учитель                                                                                        Иванова Л.А.

    класс                                                                                                 6

    количество часов по учебному плану                         -68,  т.ч.

    экскурсий -                                                                                   3

    лабораторных работ-                                                                   17

    практических работ -                                                                   2

    обобщающих уроков -                                                                 1

    Составлен в соответствии с программой,

    утвержденной директором                «           »    _______________2014,

    направленной на изучение предмета

    • на базовом уровне
    • на углубленном уровне
    • на профильном уровне
    • на расширенном уровне

    Наличие интегрированных связей                     география,    геометрия,   физика,   химия

    Рассмотрен на заседании методического объединения

    Протокол №1 от _____________________________2014

    Календарно-тематический план уроков по курсу «Биология » 6 класс.

    Количество часов в год – 68. В неделю – 2 часа.

    План составлен на основе с авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;

    Сборника нормативных документов Дрофа, Москва-2007 г,

     учебника  « Биология.» Бактерии  Грибы Растения 6 класс. Автор: Пасечник В.В Дрофа 2009 год

    Учитель: Иванова Л. А.

    №п/п

    Наименование разделов и тем

    Плановые сроки

     прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

    1(1)

    Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана в Московской области.                                                                                                       стр 9-12

    ЛР№1 Наблюдение за сезонными изменениями растений.

    2(2)

    Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области»

    ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа)

    3(1)

    1.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

    ЛР№2 Устройство увеличительных приборов                                            параг.1

    4(2)

    2.Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лр№3 Рассматривание клеток с помощью лупы Приготовление препарата кожицы лука                           параг.2

    5(3)

    3.Строение клетки. Пластиды. ЛР №4 Рассматривание пластид под микроскопом                                                                                                    параг.2

    6(4)

    4.Жизнедеятельность клетки                                                                         параг.3

    7(5)

    5.Ткани                                                                                                             параг 4

    ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)

    8(1)

    1. Строение и жизнедеятельность бактерий                                                (параг 5)

    9(2)

    2.Роль бактерий в природе и жизни человека(на примере бактерий Московской области)                                                                                                          (параг 6)

    ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)

    10(1)

    1.Общая характеристика грибов.                                                                       $7

    11(2)

    2.Шляпочные грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Разнообразие грибов Московской области.  ЛР №5 Изучение строения тел шляпочных грибов                                         $8

    12(3)

    3.Плесневые грибы и дрожжи.                                                                          $9

    Лр№6. Изучение строения плесневых грибов

    13(4)

    4.Грибы – паразиты. . Роль грибов в природе и жизни человека. (на примере Московской области)                                                                                         $10    

    ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов)

    14(1)

    1.Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений.                                                                 $11

    15(2)

    2.Одноклеточные водоросли                                                                          $12

    ЛР№7 Изучение внешнего строения водорослей.

    16(3)

    3.Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Распространение водорослей в Московской области $12

    17(4)

    4.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания Многообразие лишайников Московской области                                                                    $13

    18(5)

    5.Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение                             $14  

    Л Р№8  Изучение строения мха Многообразие мхов Московской области

    19(6)

    6.Папоротники. Хвощи. плауны. ЛР№9 Изучение строения спороносящего папоротника. Многообразие хвощей и папоротников в Московской области $15

    20(7)

    7.Голосеменные. Многообразие голосеменных Московской области            $16

    21(8)                                                              

    8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека Редкие цветковые растения Московской области $17

    ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (15 часов)

    22(1)

    1.Строение семян двудольных растений                                                          $18

    Лр №10 Изучение строения семян двудольных растений

    23(2)

    2. Строение семян однодольных растений.                                                       $18    

    Лр №11 Изучение строения семян однодольных растений

    24(3)

    3. Виды корней и типы корневых систем.                                                         $19

    Лр№12 Виды корней , стержневые и мочковатые корневые системы

    25(4)

    4.Зоны корня.                                                                                                          $20  

    26(5)

    5.Видоизменения корней.                                                                                      $21

    Лр№13 Изучение видоизмененных побегов

    27(6)

    6.Побег и почки. (на примере растений Московской области)                      $22

    28(7)

    7.Внешнее строение листа. (на примере растений Московской области)       $23

    29(8)

    8. Клеточное строение листа.                                                                               $24

    30(9)

    9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев (на примере растений Московской области).                                                                          $25  

    31(10)

    10.Строение стебля.                                                                                              $26

    32(11)

    11.Видоизменения побегов. (на примере растений Московской области)   $27

    33(12)

    12.Цветок.ЛР№14 Изучение строения цветка                                                   $28

    34(13)

    13.Соцветия(на примере растений Московской области)                                   $29

    35(14)

    14.Плод. (на примере растений Московской области)                                        $30

    36(15)

    15.Распространение плодов и семян. (на примере растений Московской области)

    ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (16 часов)

    37(1)

    1.Химический состав растений.                                                                          $32

    38(2)

    2.Минеральное питание растений.                                                                     $33

    39(3)

    3.Фотосинтез.                                                                                                       $34

    40(4)

    4.Дыхание растений                                                                                              $35  

    41(5)

    5.Испарение воды листьями. Листопад. Листопад в Московской области и его значение.                                                                                                               $36

    42(6)

    6.Передвижение воды и минеральных веществ в растении.                            $37

    Лр №15 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине

    43(7)

    7.Передвижение органических веществ по стеблю.                                         $37

    44(8)

    8. Прорастание семян. Пр№1 Определение всхожести семян и их посев    $38

    45(9)

    9.Растительный организм как единое целое.                                                    $39

    46(10)

    10.Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Московской области»

    47(11)

    11.Способы размножения растений.                                                                  $40      

    48(12)

    12.Размножение споровых растений.                                                                 $41

    49(13)

    13.Размножение голосеменных растений                                                          $42

    50(14)

    14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений.                          $43

    Пр№2 Определение всхожести семян растений и их посев

    51(15)

    14.Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.    $44

    52(16)

    15.Опыление. способы опыления у цветковых( на примере  цветковых Московской области)                                                                                            $44

    ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ЧАСОВ)

    53(1)

    1.Основы систематики растений.                                                                        $45

    54(2)

    2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.                     $46

    55(3)

    3.Класс двудольные. Семейство Крестоцветные Лр№16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                                          $47

    56(4)

    4.Семейства Розоцветные и Пасленовые. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                                    $48-49

    57(5)

    5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                                    $50-51

    58(6)

    6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                      $52-53

    ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.( 6 часов) 

    59(1)

    1.Основные экологические факторы. . Влияние экологических факторов на растения Московской области.                                                                     $54  

    60(2)

    2.Характеристика основных экологических групп растений. Лр №17 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.        $55

    61(3)

    3.Растительные сообщества Типы растительных сообществ Московской области.                                                                                                            $56

    62(4)

    4.Взаимосвязи растений в сообществе.                                                        $57

    63(5)

    5.Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества Московской области »

    64(6)

    6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»

    ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.2часа

    65(1)

    1.Многообразие растений и их происхождение.                                         $58

    66(2)

    2.Основные этапы развития растительного мира. .                                         $58

    67(3)

    3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.  Охрана растительного мира Московской области. .                     $59

    68(4)

    4.Итоговый урок. Летние задания.

       Согласованно:                                                                 Согласованно

    на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                                 по УВР

    протокол №__________                                                      _____________ Жемаева Е.Л.

    «         »                          2014г.                                             «       »                  2014г.

    Руководитель  ШМО                      Макарова М.А..

    Согласованно:                                                                 Согласованно

    на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                                 по УВР

    протокол №__________                                                      _____________Чистикова С.Н..

    «         »                          2014 г.                                             «       »                  2014 г.

    Руководитель  ШМО                      ..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

    Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

    Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

    Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

    Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7  классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...

    Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника

    Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....

    Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник

    Рабочие программы  предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

    Рабочая программа по биологии 6 кл - 1 ч. Пасечник В.В.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В.Пасечника Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник / М.: Др...

    рабочая программа по биологии для 8 кл по Пасечнику

    8 класс «Человек и его здоровье»(68 ч/год, 2 ч в неделю)...