Рабочая программа по биологии 6 класс по программе В.В. Пасечника с элементами краеведения
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Иванова Лидия Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

·         Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования

·         Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ

·         Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010

·         Учебного плана школы 2014-2015 учебного года

 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю,

•                     Содержание обучения полностью совпадает с авторской программой по биологии( Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.biologiya_6_klass.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 «Экос» г. Долгопрудного (МБОУ школа №8)

                                           Утверждено:

                                            Директор школы

                                                               (                   )  Арапиди М.А.

                                                         приказ №______________

                                                                  «           »___________- 2014г.

 Рабочая программа  

по биологии

(базовый уровень)

6 класс

Составитель:  Иванова Л.А.

учитель биологии, химии

высшей квалификационной категории

   

2014-2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

  • Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ
  • Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010
  • Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане
  • Учебного плана школы 2014-2015 учебного года

 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю,

  • Содержание обучения полностью совпадает с авторской программой по биологии( Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010)

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  2. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе;
  3. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2012 – 372с.. (Гриф:  Рекомендовано МО РФ)

В рабочую программу внесены следующие изменения:

-          в связи с тем,  что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа  2011,  нет темы  «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования  содержится требование к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),  была введена тема «Классификация растений»  ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам:  «Введение» 1 час вместо 2 часов;  «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 2 час.   Тема «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Содержание программы

Введение (1 час) Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных.   Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

 Клеточное строение организмов (3 часа) Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)/ Строение клеткиоболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.  Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с  ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука,  рассматривание  его  под микроскопом.

 Царства Бактерии и Грибы    (4 часа) Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий,  их распространение в природе.

Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы -  паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

 Царства Растения. (5ч)

 Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение.  .

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы: 1. Изучение строения цветка. 2.Ознакомление с различными видами соцветий. 3.  Ознакомление с сухими и сочными плодами.

 Жизнь растений ( 7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов,  доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

 Классификация растений (4 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика  крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

Класс Однодольные растения.  Морфологическая характеристика  злаков и лилейных.

Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.

 Природные сообщества (2 час)

Основные экологические факторы и  их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Авторская

программа

Рабочая программа

В  том  числе

демонстраций,

Лабораторных работ

1.

Введение

2

1

2

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

4

3

1

2

3.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы

4

4

3

4.

Раздел 3. Царство Растения

5

5

5.

 Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений        

8

7

5

3

6.

Раздел 5. Жизнь растений

7

7

7.

Раздел 6. Классификация растений

-

4

8.

Раздел 7. Природные сообщества

3

2

2

9.

Раздел 8. Развитие растительного мира

2

1

10.

Реэерв

2

Итого

35

34

9

9

Формы контроля знаний:  срезовые и итоговые тесты в форме ГИА , самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Годовая аттестация осуществляется в форме итоговой контрольной работы

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Технические средства обучения и оборудование кабинета

компьютер

1

принтер

1

классная доска

1

стол-кафедра

1

ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

15

встроенные шкафы

2

Мультимедийные средства обучения

6

Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

  1. .Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;
  2. Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;
  3. Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 – 272с.;
  4.  Поурочные планы по Биологии Человек 6 класс И.Ф. Ишкина Волгоград»Учитель-АСТ» 2002 с. 144
  5. Поурочные разработки по Биологии 6 класс А.А. Калинина М. «ВАКО» 2007с.352
  6. Универсальные поурочные разработки по биологии 6(7) класс. -2-е изд. –М : ВАКО, 2007. -352с.
  7. Тематическое и поурочное планирование по биологии 6 класс Л.Д. Парфилова
  8. Контрольные и проверочные работы по биологии 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»/ Л.Д. Парфилова.- М. : Издательство «Экзамен», 2005. – 126 с
  9. Биология 6 класс. 44 диагностических варианта / П.М. Скворцов.- М.  иэдательство « Национальное образование»2012. – 96.с.
  10. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. Для учителя. М .- Просвещение, 1990. – 96 с.
  11. Биология в таблицах 6-11 классы Т.А Козлова, В.С. Кучменко 4-е изд., стереотип.,-М. Дрофа, 2002.-240с.
  12. Проведение комплексных экскурсий в природе (5-7) классы. Методические рекомендации Составители: Д.А. Афанасьева, С,Я. Карпова, Г.А. Ходателев.- М.1981 42с.
  13. Методические рекомендации по проведению ботанических экскурсий с учащимися 5 классов  разработаны ст. преподавателем кафедры ботаники СГПИ  ИМ. К. Маркса Коваль Л.К.

:

Для учащихся

  1. Биология 6 класс. 44 диагностических варианта / П.М. Скворцов.- М.  издательство « Национальное образование»2012. – 78.с.
  2. Биология в таблицах 6-11 классы Т.А Козлова, В.С. Кучменко 4-е изд., стереотип.,-М. Дрофа, 2002.-240с.
  1. Рабочая тетрадь по биологии  6 класс Н.В. Преображенская- М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 126 с

Диски

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  Животные
  2. Глобальная экология
  3. ДВД Хочу все знать  Альманах
  4. Лабораторный практикум 6-11 класс
  5. Планета Земля ВВС
  6. СД- РОМ     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  Растения,Бактерии и Грибы
  7. Уроки биологии 6-7 класс

Утверждено:

                                                                                                  Заместитель  директор школы по УВР

                                                                                                         (                   )  Жемаева Е.Л.

                                                                                                                       приказ №______________

                                                                                                                        «           »___________- 2014г.

Календарно – тематический план

По предмету                                                                                   биология

на                                                                                                   2014/2015 учебный год

учитель                                                                                        Иванова Л.А.

класс                                                                                                 6

количество часов по учебному плану                         -68,  т.ч.

экскурсий -                                                                                   3

лабораторных работ-                                                                   17

практических работ -                                                                   2

обобщающих уроков -                                                                 1

Составлен в соответствии с программой,

утвержденной директором                «           »    _______________2014,

направленной на изучение предмета

  • на базовом уровне
  • на углубленном уровне
  • на профильном уровне
  • на расширенном уровне

Наличие интегрированных связей                     география,    геометрия,   физика,   химия

Рассмотрен на заседании методического объединения

Протокол №1 от _____________________________2014

Календарно-тематический план уроков по курсу «Биология » 6 класс.

Количество часов в год – 68. В неделю – 2 часа.

План составлен на основе с авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;

Сборника нормативных документов Дрофа, Москва-2007 г,

 учебника  « Биология.» Бактерии  Грибы Растения 6 класс. Автор: Пасечник В.В Дрофа 2009 год

Учитель: Иванова Л. А.

№п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

 прохождения

Скорректированные сроки прохождения

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1(1)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана в Московской области.                                                                                                       стр 9-12

ЛР№1 Наблюдение за сезонными изменениями растений.

2(2)

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области»

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа)

3(1)

1.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

ЛР№2 Устройство увеличительных приборов                                            параг.1

4(2)

2.Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лр№3 Рассматривание клеток с помощью лупы Приготовление препарата кожицы лука                           параг.2

5(3)

3.Строение клетки. Пластиды. ЛР №4 Рассматривание пластид под микроскопом                                                                                                    параг.2

6(4)

4.Жизнедеятельность клетки                                                                         параг.3

7(5)

5.Ткани                                                                                                             параг 4

ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)

8(1)

1. Строение и жизнедеятельность бактерий                                                (параг 5)

9(2)

2.Роль бактерий в природе и жизни человека(на примере бактерий Московской области)                                                                                                          (параг 6)

ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)

10(1)

1.Общая характеристика грибов.                                                                       $7

11(2)

2.Шляпочные грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Разнообразие грибов Московской области.  ЛР №5 Изучение строения тел шляпочных грибов                                         $8

12(3)

3.Плесневые грибы и дрожжи.                                                                          $9

Лр№6. Изучение строения плесневых грибов

13(4)

4.Грибы – паразиты. . Роль грибов в природе и жизни человека. (на примере Московской области)                                                                                         $10    

ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов)

14(1)

1.Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений.                                                                 $11

15(2)

2.Одноклеточные водоросли                                                                          $12

ЛР№7 Изучение внешнего строения водорослей.

16(3)

3.Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Распространение водорослей в Московской области $12

17(4)

4.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания Многообразие лишайников Московской области                                                                    $13

18(5)

5.Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение                             $14  

Л Р№8  Изучение строения мха Многообразие мхов Московской области

19(6)

6.Папоротники. Хвощи. плауны. ЛР№9 Изучение строения спороносящего папоротника. Многообразие хвощей и папоротников в Московской области $15

20(7)

7.Голосеменные. Многообразие голосеменных Московской области            $16

21(8)                                                              

8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека Редкие цветковые растения Московской области $17

ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (15 часов)

22(1)

1.Строение семян двудольных растений                                                          $18

Лр №10 Изучение строения семян двудольных растений

23(2)

2. Строение семян однодольных растений.                                                       $18    

Лр №11 Изучение строения семян однодольных растений

24(3)

3. Виды корней и типы корневых систем.                                                         $19

Лр№12 Виды корней , стержневые и мочковатые корневые системы

25(4)

4.Зоны корня.                                                                                                          $20  

26(5)

5.Видоизменения корней.                                                                                      $21

Лр№13 Изучение видоизмененных побегов

27(6)

6.Побег и почки. (на примере растений Московской области)                      $22

28(7)

7.Внешнее строение листа. (на примере растений Московской области)       $23

29(8)

8. Клеточное строение листа.                                                                               $24

30(9)

9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев (на примере растений Московской области).                                                                          $25  

31(10)

10.Строение стебля.                                                                                              $26

32(11)

11.Видоизменения побегов. (на примере растений Московской области)   $27

33(12)

12.Цветок.ЛР№14 Изучение строения цветка                                                   $28

34(13)

13.Соцветия(на примере растений Московской области)                                   $29

35(14)

14.Плод. (на примере растений Московской области)                                        $30

36(15)

15.Распространение плодов и семян. (на примере растений Московской области)

ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (16 часов)

37(1)

1.Химический состав растений.                                                                          $32

38(2)

2.Минеральное питание растений.                                                                     $33

39(3)

3.Фотосинтез.                                                                                                       $34

40(4)

4.Дыхание растений                                                                                              $35  

41(5)

5.Испарение воды листьями. Листопад. Листопад в Московской области и его значение.                                                                                                               $36

42(6)

6.Передвижение воды и минеральных веществ в растении.                            $37

Лр №15 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине

43(7)

7.Передвижение органических веществ по стеблю.                                         $37

44(8)

8. Прорастание семян. Пр№1 Определение всхожести семян и их посев    $38

45(9)

9.Растительный организм как единое целое.                                                    $39

46(10)

10.Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Московской области»

47(11)

11.Способы размножения растений.                                                                  $40      

48(12)

12.Размножение споровых растений.                                                                 $41

49(13)

13.Размножение голосеменных растений                                                          $42

50(14)

14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений.                          $43

Пр№2 Определение всхожести семян растений и их посев

51(15)

14.Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.    $44

52(16)

15.Опыление. способы опыления у цветковых( на примере  цветковых Московской области)                                                                                            $44

ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ЧАСОВ)

53(1)

1.Основы систематики растений.                                                                        $45

54(2)

2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.                     $46

55(3)

3.Класс двудольные. Семейство Крестоцветные Лр№16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                                          $47

56(4)

4.Семейства Розоцветные и Пасленовые. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                                    $48-49

57(5)

5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                                    $50-51

58(6)

6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Многообразие растений данных семейств в Московской области                                                      $52-53

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.( 6 часов) 

59(1)

1.Основные экологические факторы. . Влияние экологических факторов на растения Московской области.                                                                     $54  

60(2)

2.Характеристика основных экологических групп растений. Лр №17 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.        $55

61(3)

3.Растительные сообщества Типы растительных сообществ Московской области.                                                                                                            $56

62(4)

4.Взаимосвязи растений в сообществе.                                                        $57

63(5)

5.Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества Московской области »

64(6)

6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»

ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.2часа

65(1)

1.Многообразие растений и их происхождение.                                         $58

66(2)

2.Основные этапы развития растительного мира. .                                         $58

67(3)

3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.  Охрана растительного мира Московской области. .                     $59

68(4)

4.Итоговый урок. Летние задания.

   Согласованно:                                                                 Согласованно

на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                             по УВР

протокол №__________                                                      _____________ Жемаева Е.Л.

«         »                          2014г.                                             «       »                  2014г.

Руководитель  ШМО                      Макарова М.А..

Согласованно:                                                                 Согласованно

на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                             по УВР

протокол №__________                                                      _____________Чистикова С.Н..

«         »                          2014 г.                                             «       »                  2014 г.

Руководитель  ШМО                      ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

Рабочая программа по биологии к УМК В.В. Пасечника ( М.Дрофа)

Р заабочая программа  по биологии составлена на основе требования Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и у...

Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7  классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...

Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника

Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....

Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник

Рабочие программы  предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по биологии 6 кл - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В.Пасечника Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник / М.: Др...

рабочая программа по биологии для 8 кл по Пасечнику

8 класс «Человек и его здоровье»(68 ч/год, 2 ч в неделю)...