Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника
рабочая программа по биологии на тему

Романова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования», (//Вестник образования России, 2004. - №№ 12, 13, 14);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»(//Вестник образования, 2005. - №№ 13, 14);

- приказа Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- приказа Минобрнауки России № 986 от 4 октября 2010 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ  № 189 от 29.12.2010 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);

- Протокола заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23 февраля 2014 г.;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013  №1015  (в ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

- приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- примерной основной образовательной программы основного общего образования(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-базисного учебного плана;

- биология. программы к комплекту учебников, созданных под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—11 классы.» (Пальдяева) - М.: Дрофа, 2016.).

Преподавание в 5-9 классах ведется по линии УМК Пасечника В. В:

1)Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

2)Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: Дрофа, 2015.

3)Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа, 2015.

4)Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.

5)Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. М.: Дрофа, 2013.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 2».

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Данная рабочая программа рассчитана на 5 лет изучения биологии, начиная с 5 класса. Общее число учебных часов в 5-9 классах — 272 часа (34 ч в 5 кл, 34 ч в 6 кл, 68 ч в 7 кл, 68 ч в 8 кл, 68 ч в 9 кл).

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

I.Планируемые результаты освоения программы курса «Биология».

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

II.Содержание курса «Биология»

5 класс

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

—о многообразии живой природы;

—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

—экологические факторы;

—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

—правила работы с микроскопом;

—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Обучающиеся должны уметь:

—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

—отличать живые организмы от неживых;

—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

—характеризовать среды обитания организмов;

—характеризовать экологические факторы;

—проводить фенологические наблюдения;

—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

—составлять план текста;

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами; —определять существенные признаки объекта.

Раздел 1 Клеточное строение организмов (6 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в  клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

—строение клетки;

—химический состав клетки;

—основные процессы жизнедеятельности клетки;

—характерные признаки различных растительных тканей.

Обучающиеся должны уметь:

—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

—работать с лупой и микроскопом;

—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

—распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

—анализировать объекты под микроскопом;

—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

—работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2  Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

—разнообразие и распространение бактерий и грибов;

—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь:

—давать общую характеристику бактерий и грибов;

—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

—отличать съедобные грибы от ядовитых;

—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

Раздел 4 Царство Растения (13 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

—основные методы изучения растений;

—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

—роль растений в биосфере и жизни человека;

—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:

—давать общую характеристику растительного царства;

—объяснять роль растений в биосфере;

—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—знание правил поведения в природе; —понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

—воспитание в учащихся любви к природе;

—признание права каждого на собственное мнение;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

—умение слушать и слышать другое мнение .

Лабораторно-практических работ — 12.

Контрольных работ — 2

III. Тематическое планирование по учебному предмету «Биология»  

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

Биология. Бактерии, грибы, растения

5 класс (34 часа)

Введение

(6 часов)

Объясняют роль биологии в практической  деятельности людей.

Соблюдают  правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Тема 1 «Клеточное строение организмов»

(6 часов)

Соблюдают правила работы с лупой, микроскопом и биологическими инструментами

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.

Тема 2 «Царство Бактерии»

(3часа)

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Тема 3 «Царство Грибы»

(5 часов)

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

Тема 4 «Царство Растения»

(13часов)

Заключение (1 час)

Выделяют существенные признаки строения растений разных отделов.

Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов.

Определяют принадлежность растений к определенной систематической группе (классифицируют).

Сравнивают  представителей разных групп растений,  делают выводы на основе сравнения.

Объясняют роль растений разных отделов в жизни человека.

Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.

Повторяют основные термины, понятия, изученные за курс биологии 5 класса

Итого: 34 часа

Биология. Многообразие покрытосеменных растений

6 класс (34 часа)

Раздел 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

(13 часов)

Выявляют существенные признаки строения органов покрытосеменных растений.

Сравнивают клетки разных тканей, образующих органы покрытосеменных растений, на основе сравнения делают выводы.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.

Различают на живых объектах и таблицах органы покрытосеменных растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Раздел 2 «Жизнь растений»

(10 часов)

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности растений.

Сравнивают способы размножения растений, делают выводы на основе сравнения.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты.

Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.

Осваивают приемы выращивания и размножения культурных растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Раздел 3 «Классификация растений»

(6 часов)

Выделяют существенные признаки классов и семейств покрытосеменных растений.

Сравнивают представителей разных семейств и делают выводы на основе сравнения.

Различают на живых объектах, таблицах и  гербариях наиболее распространенные растения разных семейств, опасные для человека растения.

Объясняют роль представителей разных семейств растений в жизни человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Осваивают приемы: работы с определителями растений;  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Определяют принадлежность растений к определенному классу и семейству (классифицируют)

Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.

Раздел 4 «Природные сообщества»

(3 часа)

Выделяют существенные признаки разных типов растительных сообществ.

Выявляют приспособленность растений  к среде обитания, взаимосвязи в растительном сообществе.

Определяют цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.

Итого: 33 часа, резерв -1 час

Биология. Животные

7 класс (68 часов)

Тема 1 «Введение. Общие сведения о животном мире»

(2 часа)

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности животных.

Сравнивают растения и животных. Делают выводы на основе сравнения.

Объясняют роль различных животных в жизни человека.

Выделяют эстетические достоинства представителей животного мира.

Тема 2 «Многообразие животных»

(32 часа)

Выделяют существенные признаки одноклеточных животных.

Сравнивают представителей разных групп простейших, делают выводы на основе сравнения.

Наблюдают и описывают простейших.

Различают на живых объектах и таблицах представителей разных групп простейших, опасных простейших для человека.

Объясняют роль простейших в жизни человека.

Выявляют принадлежность простейших к определенной систематической группе.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.

Находят информацию о простейших в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Выявляют эстетические достоинства некоторых простейших.

Выделяют существенные признаки многоклеточных  животных разных групп.

Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы на основе сравнения.

Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах животных разных типов и классов, опасных  для человека животных.

Объясняют роль различных животных  в жизни человека.

Выявляют принадлежность животных к определенной систематической группе.

Осваивают приемы оказания первой помощи при укусах животных.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Находят информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Выявляют эстетические достоинства представителей животного мира.

Тема 3 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных»

(13 часов)

Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных разных групп.

Сравнивают строение и процессы жизнедеятельности животных разных групп, делают выводы на основе сравнения.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения органов и выполняемыми ими функциями.

Наблюдают и описывают поведение животных.

Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов.

Приводят доказательства усложнения животных в ходе эволюции.

Находят информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Тема 4 «Индивидуальное развитие животных»

(3 часа)

Выделяют существенные признаки процесса размножения и его способов у животных разных групп.

Сравнивают строение органов размножения и процессы размножения у животных разных групп; периодизацию и продолжительность жизни, делают выводы на основе сравнения.

Различают на таблицах циклы развития животных с превращением и без превращения, стадии развития животных.

Приводят доказательства усложнения органов размножения животных в ходе эволюции.

Тема 5 «Развитие животного мира на Земле»

(3 часа)

Приводят доказательства родства, общности происхождения и усложнения животных в ходе эволюции.

Объясняют причины многообразия видов в природе.

Тема 6 «Закономерности размещения животных на Земле» (3 часа)

Объясняют причины многообразия видов в природе.

Выявляют закономерности размещения животных на Земле.

Тема 7 «Биоценозы»

(4 часа)

Выделяют существенные признаки естественных и искусственных биоценозов; продуцентов, консументов, редуцентов в биоценозе.

Определяют принадлежность животных разных групп к консументам и редуцентам.

Объясняют  влияние факторов среды на биоценозы. Выявляют приспособленность животных к среде обитания и  взаимосвязи в биоценозе.

Тема 8 «Животный мир и   хозяйственная деятельность человека»

(5 часов)

Выделяют существенные признаки домашних животных.

Различают на таблицах наиболее распространенных домашних и промысловых животных.

Объясняют роль домашних и промысловых животных в жизни человека.

Осваивают приемы выращивания и размножения домашних животных.

Приводят  доказательства необходимости охраны животных и рационального использования животного мира.

Находят информацию о воздействии человека на животный мир; о домашних и промысловых животных; об охраняемых территориях и животных Красной книги в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Выявляют эстетические достоинства домашних животных; цель и смысл своих действий по отношению к представителям животного мира.

Итого: 65 часов, резервное время – 3 часа

Биология. Человек

8 класс (68 часов)

Введение

(1 час)

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Выявляют эстетические достоинства человеческого тела.

Тема 1 «Происхождение человека»

(3 часа)

Объясняют место и роль человека в природе.

Приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Тема 2 «Строение и функции организма» (59 часов)

Тема 2.1 «Общий обзор организма человека» (1 час)

Выделяют существенные признаки организма человека; клеток, тканей, органов и систем органов человека.

Различают на таблицах органы и системы органов человека.

Тема 2.2 «Клеточное строение организма. Ткани» (2 часа)

Сравнивают клетки, ткани организма человека, делают выводы на основе сравнения.

Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Различают на таблицах органы и системы органов человека.

Тема 2.3 «Рефлекторная регуляция органов и систем организма» (2 часа)

Выделяют основные звенья рефлекторной дуги.

На основе практической работы формулируют основные принципы рефлекторной работы внутренних органов и организма.

Тема 2.4 «Опорно-двигательная система»

(8 часов)

Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Выявляют влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

На основе наблюдения определяют нарушения осанки и наличие плоскостопия.

Осваивают приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Тема 2.5 «Внутренняя среда организма»

(3 часа)

Выделяют существенные признаки процессов свертывания и переливания крови; иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.

Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Наблюдают и описывают клетки крови на готовых микропрепаратах.

Тема 2.6 «Кровеносная и лимфатическая системы организма»

(7 часов)

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Различают на таблицах  органы кровеносной и лимфатической системы.

Осваивают приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.

Тема 2.7 «Дыхание»

(4 часа)

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена.

Сравнивают газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе сравнения.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.

Различают на таблицах органы дыхательной системы.

Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах Интернет информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов, презентаций.

Осваивают приемы профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 2.8 «Пищеварение»

(7 часов)

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Тема 2.9 «Обмен веществ и энергии»

(3 часа)

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

Тема 2.10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»

(4 часа)

Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции, процесса удаления продуктов обмена из организма.

Различают на таблицах органы мочевыделительной системы.

Приводят доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями, соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечных ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

Тема 2.11 «Нервная система»

(5 часов)

Выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различают на таблицах и муляжах органы нервной системы.

Тема 2.12 «Анализаторы. Органы чувств»

(5 часов)

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения зрения и слуха.

Тема 2.13 «Высшая нервная деятельность Поведение. Психика»

(5 часов)

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.

Тема 2.14 «Эндокринная система»

(2 часа)

Выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Различают на таблицах и муляжах органы эндокринной системы.

Тема 3 «Индивидуальное развитие организма»

(6 часов)

Итого: 67 часов, резервное время – 1 час

Выделяют существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Объясняют механизмы появления наследственных заболеваний у человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ – инфекций; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах Интернет информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформляют её в виде рефератов, устных сообщений, презентаций.

Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Биология. Введение в общую биологию

9 класс (68 часов)

Введение

(2 часа)

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Овладевают методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Выделяют отличительные признаки живых организмов.

Тема 1 «Молекулярный уровень организации живой природы»

(10 часов)

Выделяют существенные признаки вирусов.

Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой природы, делают выводы на основе сравнения.

Классифицируют органические соединения по группам.

Объясняют роль органических соединений в жизнедеятельности организмов.

Тема 2 «Клеточный уровень организации живой природы»

(15 часов)

Выделяют существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки.

Различают на таблицах основные части и органоиды клетки.

Выявляют взаимосвязи между строением и функциями клеток.

Наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах.

Тема 3 «Организменный уровень организации живой природы»

(14 часов)

Выделяют существенные признаки процессов роста, развития, размножения.

Объясняют механизмы мейоза, наследственности и изменчивости.

Сравнивают митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делают выводы на основе сравнения.

Тема 4 «Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

(2 часа)

Выделяют существенные признаки вида.

Объясняют формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.

Выявляют приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Тема 5 «Экосистемный уровень организации живой природы»

(5 часов)

Выделяют существенные признаки экосистемы, процессов потока веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.

Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Наблюдают и описывают экосистемы своей местности.

Тема 6 «Биосферный уровень организации живой природы»

(3часа)

Выделяют существенные признаки круговорота веществ в биосфере.

Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе.

Овладевают умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Тема 7 «Основы учения об эволюции» (8 часов)

Овладевают умением аргументировать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

Анализируют доказательства теории эволюции, приведенные Ч. Дарвиным.

Выделяют, изучают, описывают маршрут путешествия Ч. Дарвина и блоки его исследований.

Тема 8 «Возникновение и развитие жизни на Земле» (5 часов)

Овладевают умением аргументировать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

Изучают хронологию развития и появления жизни на нашей планете

Тема 9 «Организм и среда» (2 часа)

Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.

Тема 10 «Биосфера и человек» (2часа)

Овладевают умением аргументировать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.

Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В....

Рабочая программа по биологии для 7 класса. Линия Пасечника В.В.

Рабочая программа по биологии для учащихся  класса, линия учебников Пасечника В.В....

Рабочая программа по биологии 7 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа по биологии 9 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа по биологии 8 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа по биологии 10 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.) Базовый  уровень обучения...