Открытый урок по биологии 8 класс "Кровь. Кровеносная система"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Дорожко Светлана Михайловна

Урок-смотр знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ

8 класс

открытый урок- смотр знаний по теме

«КРОВЬ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

Дорожко С.М.

     

     Цели урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение крови по кругам кровообращения; работа сердца (сердечный цикл); образование тромба; формирование иммунитета;

     быть знакомы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы;

     уметь оказывать первую медицинскую помощь пи всех видах кровотечения, знать приёмы проведения непрямого массажа сердца.

     Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага для проведения терминологического диктанта, эталоны ответов; карточки с цифровой информацией; карточки с текстами; карточки с ребусами; реквизит для показа моделей; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания ПМП.

     Класс делится на 4 команды, конкурс оценивает жюри. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки (каждый цвет даёт возможность участвовать в одном из конкурсов).

Схема класса

Жюри

                      2-я команда                                                    3-я команда

                      1-я команда                                                    4-я команда

Стол учителя

Доска

Ход урока

I. Организационный момент.

     Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами.

II.Проверка знаний учащихся. (проводится в виде игр-конкурсов)

1. Конкурс «ТЕРМИНЫ»

     Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие жёлтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (учитель читает определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды.

     Задания: 

  1. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение)
  2. Самый крупный кровеносный сосуд. (Аорта)
  3. Красные кровяные клетки. (Эритроциты)
  4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз)
  5. Кровь, насыщенная углекислым газом.(Венозная)
  6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свертывания крови. (Гемофилия)
  7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения)
  8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина)
  9. Белые кровяные тельца. (Лейкоциты)
  10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)
  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены)
  12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор)
  13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин)
  14.  Жидкая часть крови. (Плазма)
  15. Группа крови универсального донора. (I или 00)
  16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело)
  17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная)
  18. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс)
  19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения)
  20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)

2. Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО …»

     Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

     Задания: 

  1. 90% (количество воды в крови).
  2. 300г (масса сердца).
  3. 60 – 80 раз в мин (количество сердечных сокращений).
  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
  6. 0,9% (количество поваренной соли в крови).
  7. 5 млн/мм3 (количество эритроцитов).
  8. 120/70 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
  9. 6 – 9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
  10. 2,5 см (диаметр аорты).

3. Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»

     Условия: команды получают тексты (по жеребьёвке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 мин в группах идёт работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

     Тексты к конкурсу «Найди ошибку»:

  1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн (5 млн). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепёшка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезёнке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезёнке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

  1. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амёбоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

  1. Лимфатическая система.

Лимфатическая система – дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система – посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

  1. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёхкамерный (четырёхкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300г). и снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия) несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с).

4. Конкурс «ПРИЁМ В ТРАВМПУНКТЕ»

     Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать ПМП «пострадавшему» (задания выбирают жеребьёвкой).

     Задания:

  1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идёт толчками, цвет крови – алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

  1. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в лёгкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз в минуту.

  1. У пострадавшего травма черепа: рассечён лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свёрнутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

  1. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипячёной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зелёнкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

5. Конкурс «СООБЩЕНИЯ»

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин).

Темы сообщений:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.
  2. Влияние алкоголя, табака. Наркотиков на работу ССС.
  3. Значение физических упражнений для укрепления ССС.
  4. Зачем нужны прививки?

6. Конкурс «РЕБУСЫ»

     Условия: баллы получает команда, быстрее разгадавшая ребусы.

       Б                                                     И

       В                                                     Е

 

(ВАКЦИНА)

                  а     а

 

(АОРТА)

                                ,, ь

(КРОВЬ)

        Д                 Р

РОД?

(ДОНОР)

III.Подведение итогов урока.

  1. Выставление оценок за терминологический конкурс.
  2. Оценки за участие в конкурсах.
  3. Общие итоги и выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретени...

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"

Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...

МОУ "ЛИЦЕЙ №47" г. САРАТОВ ФЕДОРОВА Л.Н. - УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ - ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ 4 ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА, ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.

ДАННЫЙ УРОК БЫЛ РАЗРАБОТАН МНОЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ. В  ХОДЕ УРОКА УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ЖЕЛЕЗАМИ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ, РАССМАТРИВАЮТ ИХ НА МУЛЯЖАХ . ПРЕДУСМОТРЕНА ГРУПП...

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс

открытый урок по биологии: «Система кровообращения. Состав и значение крови.» 9 класс...

КИМ по биологии тема "Кровеносная система"

Контрольно измерительный материалы по предмету биология раздел Человек , тема "Кровеносная система". Уровень контроля- тематический контроль. Цель: установлдение уровня усвоение материала по...

Урок обобщения по теме "Кровеносная система. Внутренняя среда организма".

Урок обобщения по теме: "Кровеносная система. Внутренняя среда организма"....