Урок биологии для 9 класса по теме "Вирусы".
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок биологии для9 класса по теме "Вирусы" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. « Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского районаКраснодарского края
Дворядкиной Веры Николаевны
Тема урока «Вирусы»
Цель: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни - вирусах.
Задачи:
- раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов;
- изучить особенности, строение и жизнедеятельность вирусов;
- описать механизм проникновения вирусов в клетку;
- изучить особенности размножения вирусов;
- рассмотреть гипотезы происхождения вирусов;
-познакомиться с опасными вирусными инфекциями
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, мулбтимедийная установка для показа фильма.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Весной 1923 года многие газеты мира напечатали сенсационное сообщение о смерти в Египте английского любителя-археолога Карнарвона. Он умер в то время, когда вместе с другим англичанином, ученым Картером, занимался раскопками гробницы фараона Тутанхамона. «Лорд Карнарвон,— утверждали газеты,- пал жертвой фараонова проклятия». «Проклятие Тутанхамона» стало собирать новые жертвы. Работавший в группе Карнарвона американец Мэйс через некоторое время после смерти лорда тоже заболел и умер. Перед смертью он жаловался на полный упадок сил. Из двадцати пяти человек, работавших с Карнарвоном и Картером, включая археологов, их помощников и рабочих, один за другим умерло еще семь человек (правда, за 30 с лишним лет!). «Месть» потревоженного фараона не пощадила даже человека, который не имел никакого отношения к раскопкам пирамиды. Английский бизнесмен Вулф, побывав в Египте, решил посмотреть недавно открытую гробницу Тутанхамона. Возвращаясь на родину, он умер на борту парохода.
Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?
Действительно в ноябре 1962 года профессор медицины Каирского университета Эз-эд-дин-Таха сообщил журналистам, что он длительное время про
верял состояние здоровья археологов и работников музеев, работающих в египетских пирамидах. И у каждого из них он обнаружил в организме вирус, вызывающий воспалительные процессы дыхательных путей. Такие же вирусы ученый нашел в мумиях. Один из них — аспергилус нигер, — по мнению профессора, сохраняет свою жизнеспособность в течение трех-четырех тысяч лет.
Итак, как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего урока «Вирусы».
3. Изучение нового материала.
(Учашимся раздаются маршрутные листы урока) - приложение №1
Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская пословица).
Мы отправляемся в путешествие по стране «Вирус
Каждый путешественник знает, куда он идет.
Цель твоего путешествия – самостоятельно добыть информацию о строении , значении и происхождении вирусов.
Работай пошагово самостоятельно!
В твоем распоряжении учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова «Биология» § 1.9 , рабочая тетрадь и фильм «Происхождение вирусов».
Итак, в путь и удачи!
Шаг1. Запиши в тетрадь , что тебе известно о вирусах:
– Это существа или вещества?
– Они живые или неживые?
–Они Кто или Что?
Обсуди с соседом по парте, что такое вирус.
Запиши фразу: «Вирусы- это …» (вместо точек запиши свое определение вируса». Сравни его с определением соседа по парте.
Шаг 2.Открой учебник на стр.37, сапоставь свое определение с определением учебника. Выпиши определение в тетрадь.
Шаг 3. Вспомни свойства живого. Попробуй ответить на вопрос: на основании чего вирусы относят к живым организмам.
Шаг 4. Познакомся со строением вируса на стр.38,зарисуй его строение в свою тетрадь.
Шаг5. Познакомся с циклом развития вируса используя рис. 17 на стр.39. Зарисуй цикл развития вируса в свою тетрадь.
Шаг 6. Составь пять вопросов к тексту, запиши их в тетрадь. Очень вжно чтобы ты сам мог на них ответить.
Шаг 7. В данном буквенном ряде спрятаны заболевания, которые вызывают вирусы, поселяясь в живых организмах: насгрипппокорьнабешенствораспидиящурсачумамаоспатосвинкавамозаичная болезньгдеполеомелит .
Найди эти заболевания и заполни схему:
Шаг 8. Посмотри фильм «Происхождение вирусов. Какая из гепотез о происхождении вирусов тебе кажется более правдоподобной.
Обсуди с соседом по парте.
Шаг 9.Продолжи следующие предложения:
«Я считаю , что вирусы – внутриклеточные паразиты потому что ….»
«Я могу это доказать тем, что….»
«Исходя из этого я делаю вывод…»
4. Закрепление изученного материала .
Итак, мы сегодня познакомились с особой, неклеточной, формой жизни, называемой вирусами. В качестве закрепления прошу класс разделиться на группы для заполнения таблицы « Характерные особенности вирусов». Так как класс маленький получилось три группы по 4 человека.
Каждая группа получает задание:
1 группа : заполнить графу «Сходство вирусов с живыми организмами».
2 группа: заполнить графу «Отличие вирусов от живых организмов».
3 группа :заполнить г рафу «Специфические черты вирусов».
Сходство с живыми организмами | Отличие от живых организмов | Специфические черты |
1.Способность к размножению. 2.Наследственность. 3.Изменчивость. щей среды. | 1.Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого. 2.Не потребляют пищи. 3.Не вырабатывают энергию. 4.Не растут. 5.Нет обмена веществ. 6. Имеют неклеточное строение | 1.Очень маленькие размеры. 2.Просто устроены (нуклеиновая кислота +белки). 3.Занимают пограничное положение между живой и неживой природой. 4. Высокая скорость размножения. 5. Носитель наследственной информации или ДНК или РНК |
5. Домашнее задание п.1.9.
Подготовить сообщения о врусах СПИДа и вирусе Эбола.
Создать презентацию на тему «Вирусы»
приложение к уроку «Вирусы»
Маршрутный лист урока
Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская пословица).
Мы отправляемся в путешествие по стране «Вирус
Каждый путешественник знает, куда он идет.
Цель твоего путешествия – самостоятельно добыть информацию о строении , значении и происхождении вирусов.
Работай пошагово самостоятельно!
В твоем распоряжении учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова «Биология» § 1.9 , рабочая тетрадь и фильм «Происхождение вирусов».
Итак, в путь и удачи!
Шаг1. Запиши в тетрадь , что тебе известно о вирусах:
– Это существа или вещества?
– Они живые или неживые?
–Они Кто или Что?
Обсуди с соседом по парте, что такое вирус.
Запиши фразу: «Вирусы- это …» (вместо точек запиши свое определение вируса». Сравни его с определением соседа по парте.
Шаг 2.Открой учебник на стр.37, сапоставь свое определение с определением учебника. Выпиши определение в тетрадь.
Шаг 3. Вспомни свойства живого. Попробуй ответить на вопрос: на основании чего вирусы относят к живым организмам.
Шаг 4. Познакомся со строением вируса на стр.38,зарисуй его строение в свою тетрадь.
Шаг5. Познакомся с циклом развития вируса используя рис. 17 на стр.39. Зарисуй цикл развития вируса в свою тетрадь.
Шаг 6. Составь пять вопросов к тексту, запиши их в тетрадь. Очень вжно чтобы ты сам мог на них ответить.
Шаг 7. В данном буквенном ряде спрятаны заболевания, которые вызывают вирусы, поселяясь в живых организмах: насгрипппокорьнабешенствораспидиящурсачумамаоспатосвинкавамозаичная болезньгдеполеомелит .
Найди эти заболевания и заполни схему:
Шаг 8. Посмотри фильм «Происхождение вирусов. Какая из гепотез о происхождении вирусов тебе кажется более правдоподобной.
Обсуди с соседом по парте.
Шаг 9.Продолжи следующие предложения:
«Я считаю , что вирусы – внутриклеточные паразиты потому что ….»
«Я могу это доказать тем, что….»
«Исходя из этого я делаю вывод…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Конспект урока по биологии в 9 классе по теме:"Вирусы".
Данный конспект можно использовать только с соответствующей презентацией, которую можно найти на этом же сайте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-495131-1412867748.jpg)
Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".
Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию" Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...
Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Вирусы»
Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.Задачи урока:Образовательные:Познакомить учащихся с историей открыт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-87505-1355043872.jpg)
Урок 10 класс по теме "Вирусы"
Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?Почему с вирусами – возбудителями забо...