ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
материал по биологии на тему

Правдина Наталия Аликовна

В статье описывается опыт создания здоровьесберегающего образовательного пространства с целью обеспечения школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «Ребенок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Правдина Наталия Аликовна

учитель географии и биологии

 государственное  бюджетноеобщеобразовательное учреждение Самарской области средняяобщеобразовательная школа села Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский Самарской области

446806, Самарская область, Кошкинский район, с. Нижняя Быковка, ул. Центральная, д. 10 Г

Тел. +79371753971

E-mail: prav.1972@mail.ru

Аннотация.

В статье описывается опыт создания здоровьесберегающего образовательного пространства с целью обеспечения школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «Ребенок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей.  Можно выделить следующие: интенсификация учебного процесса, педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося, функциональная неграмотность родителей, отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, компьютеризация. Возникают противоречия: между необходимостью сохранения и укрепления здоровья школьников и недостаточным внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательной процесс; между новыми требованиями общества, касающимися создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и недостаточно развитой школьной инфраструктурой, которая бы удовлетворяла данные запросы; между потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья  обучающихся и снижением показателей здоровья детей. Перечисленные противоречия  позволили  определить  проблему необходимости  использования  здоровьесберегающих  технологий на уроках биологии – несформированность навыков здорового образа жизни. В связи с обозначенной проблемой определилась тема моей   работы  «Проектирование здоровьесберегающего  пространства на уроках биологии». Целью данной работы является формирование  навыков здорового образа жизни на уроках биологии.

Поскольку формирование ЗОЖ - это не самоцель, а определенная система работы, то от своей работы я планирую получить следующие результаты:

  • Здоровье – как приоритетная ценность;
  • Изменение к мотивации изучаемого предмета;
  • Позитивная динамика качества обученности.

А также прогнозирую следующие изменения на уроках биологии:

  • Приобретение знаний по ЗОЖ;
  • Умение поддержания знаний по сохранению и сбережению здоровья;
  • Расширение содержания образования

Что такое образовательное пространство?  Образовательное пространство – «территория-условие» для эффективного протекания совокупности процессов взаимодействия субъектов образования и их когерентных взаимоотношений. Образовательное учреждение рассматривается как часть его собственного образовательного пространства, открытого для взаимодействия с иными социальными институтами.

Эталонная миссия образовательного пространства в том, что оно должно стать для  преподавателей и обучающихся не просто «окружающей средой» как совокупностью неких материальных объектов, а совокупностью психолого-педагогических и организационных условий, позволяющих будущему профессионалу разработать и реализовать программу собственного личностного и профессионального развития.

Образовательное пространство развивается по определённым приципам. Это открытость субъектов к взаимодействию;  единство сознания и деятельности, принятие и учёт индивидуальности, самопринятие событийности общности, поддерживающее-сопровождающая педагогическая деятельность, а также культурологическая направленность деятельности.

Образовательное пространство развивается поэтапно. На 1 этапе развития проявляется относительная замкнутость взаимодействия субъектов, преобладание монологичных методов и форм образования, зависимость компонентов образовательного пространства от государственного заказа. На данной стадии развития применимы технология обеспечения безопасности жизнедеятельности: соблюдение правил ТБ на уроках и переменах, физминутки, смена видов деятельности, аэрация воздуха, зарядка для глаз. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. На 2 этапе развития проявляется первичное «открытие» образовательного пространства, конструктивный диалог между субъектами на занятиях и во внеаудиторной деятельности,  учет социального заказа в процессе «наполнения» компонентов. На данной стадии развития применимы здоровьесберегающие образовательные технологии: построение уроков, способствующих предотвращению состояния переутомления, учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе, минутка для шутки, релаксационные паузы. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления. На 3 этапе развития отслеживается дальнейшее расширение, открытость, практика активных форм и методов образования с привлечением педагогического потенциала социокультурного окружения, учет индивидуального заказа на образование. На данной стадии развития применимы экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой. Формированием культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни и предупреждению вредных привычек завершается формирование образовательного пространства.

Здоровьесберегающее пространство обосновывается как многоуровневая образовательная система и социально организуемая воспитательная среда, в которой приоритетами выступают здоровый образ жизни, культура здоровья, прогнозирование здоровьесберегающей деятельности. Иными словами, это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания, форм и методов функционирования образовательного учреждения, направленных: на всестороннее развитие личности субъекта образовательного процесса в гармонии трех ее начал — духовного, нравственного и физического, на культивирование всеми субъектами образовательного процесса здорового образа жизни, выступающего интегративным условием личностного развития каждого индивида. 

Выделяют основные уровни сформированности культуры здоровья у обучающихся:

  • информационно-ориентировочный — способность ориентироваться в мире здоровья и готовность к оздоровительной деятельности;
  • мотивационный — наличие интереса и потребности к здоровью, здоровому образу жизни;
  • операциональный — готовность к оздоровительной деятельности;
  • праксиологический — здоровый образ жизни, различные элементы самостоятельного поведения; результирующий — состояние здоровья, обусловленное образом жизни и воздействием других социальных факторов.

На своих уроках проектирую здоровьесберегающее образовательное пространство, для того, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни  и для  этого использую на уроках элементы здоровьесбережения  такие  как: оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза. Активизируя  деятельность  учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий: урок-практикум, урок-исследование, урок - творческая мастерская, урок-конкурс, урок - творческая игра.

Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Создание здоровьесберегающего общеобразовательного пространства в учебном   процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний. 

Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Данная работа показывает, что создание здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках биологии ведёт к улучшению психологического климата, позволяет снизить утомляемость обучающихся, повысить работоспособность, а также способность сохранению и укреплению здоровья.     Я планирую продолжить целенаправленную работу по сохранению здоровья детей на своих уроках. В заключении хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Литература.

  1. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009.- 196с.
  2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012. – с. 62.
  3. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 285 с.
  4. Маргарита Мяделец. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru:, [сайт] //  Маргарита Мяделец, 2012 г. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/07/24/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-biologii
  5. Кидямкина Елена. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии . [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:[сайт]//  Елена Кидямкина, 2013 г. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/612957/
  6. Презентация «Инновационный продукт:Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения» .[Электронный ресурс] // myshared.ru: [сайт] // 2013 г. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/356413/

IV. Информационные источники

Статья.

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса школьников. / Ю.К. Бабанский Москва. Просвещение 1972.- 94с.
  2. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009.- 196с.
  3. Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2011.- 336с.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2012. – с. 62.
  5. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 285 с.

Электронный ресурс. 

  1. Маргарита Мяделец. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru:, [сайт] //  Маргарита Мяделец, 2012 г. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/07/24/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-biologii
  2. Кидямкина Елена. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии . [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:[сайт]//  Елена Кидямкина, 2013 г. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/612957/
  3. Презентация «Инновационный продукт:Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения» .[Электронный ресурс] // myshared.ru: [сайт] // 2013 г. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/356413/
  4. Презентация «Образовательная здоровьесберегающая технологи»я. [Электронный ресурс] // slideboom.com: [сайт] // 2012 г. - Режим доступа: http://www.slideboom.com/presentations/870358/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологиии

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ:  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья посвящена проблемам здоровьясбережения в работе учителя биологии....

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках биологии"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.

При переходе к обучению по новым образовательным  Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом ...