Рабочая программа Модуль «Экология человека» 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Шишова Ирина Анатольевна

Программа  модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер

  и  рассчитана на 10 часов.

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий много: это и чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и другие сферы Земли. В этих условиях особое значение приобретает школьное образование, которое призвано дать элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят молодое поколение задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения ущерба окружающей среде. В итоге обучения по данному модулю школьники должны получить представления о действиях в условиях критических экологических ситуаций, знать источники потенциальных аварий, уяснить влияние среды на здоровье человека. Важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов), значение организма для противостояния инфекционным заболеваниям. Ведь многих нежелательных последствий можно избежать, если следовать рекомендациям специалистов, соблюдать правила гигиены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_cheloveka8_klass.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Россошь

2014

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Составитель

Шишова Ирина Анатольевеа

учитель биологии

  МКОУ СОШ №25 с УИОП

Рабочая программа

Модуль «Экология  человека»

8 класс

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №        от

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь

Протокол №        от

Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь

Приказ №


Пояснительная записка

Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области  на 2014/2015 учебный год.

Программа  модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер

  и  рассчитана на 10 часов.

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий много: это и чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и другие сферы Земли. В этих условиях особое значение приобретает школьное образование, которое призвано дать элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят молодое поколение задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения ущерба окружающей среде. В итоге обучения по данному модулю школьники должны получить представления о действиях в условиях критических экологических ситуаций, знать источники потенциальных аварий, уяснить влияние среды на здоровье человека. Важно, чтобы школьники осознали оздоровляющее влияние природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов), значение организма для противостояния инфекционным заболеваниям. Ведь многих нежелательных последствий можно избежать, если следовать рекомендациям специалистов, соблюдать правила гигиены.

Цели программы:

1.Развитие познавательной активности в области экологии и медицины.

2.Формирование экологических знаний, преодоление экологического невежества.

3.Формирование экологической культуры.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе.

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Наглядность: просмотр видео-, кино-,  компьютерных презентаций

Основные принципы программы.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип обратной связи.

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности.


Календарно-тематическое планирование модуля «Экология человека»

Раздел/Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые результаты

Дата

1

Загрязнение атмосферы и здоровье человека.

1

Основные загрязнители окружающей среды, их влияние на организм человека.

Умение характеризовать основные химические загрязнители окружающей среды

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Мультимедиа, компьютер, экран, презентация,

цифровая лаборатория «Prolog».

Умение характеризовать основные загрязнители окружающей среды

2

Источники экологической опасности.

1

Знакомство с основными законами развития человека

Умение объяснять  причины возникновения заболеваний человека, очагов  болезней

Фронтальный опрос, подготовка сообщений, подготовка презентаций.

Мультимедиа, компьютер, экран, презентация,

цифровая лаборатория «Prolog».

Умение объяснять  причины возникновения заболеваний человека, очагов  болезней, характеризовать термин «экологическая безопасность». Объяснять возможные источники экологической опасности

3

Животные – переносчики заболеваний.

1

Знакомство  с насекомыми – переносчиками возбудителей болезней человека .

Умение объяснять  необходимость изучения их жизни и строения для организации борьбы с ними, познакомить с мерами борьбы с ними.

Фронтальный опрос, подготовка сообщений, подготовка презентаций.

Коллекции мух, микропрепарат “Ротовой аппарат комара”, микроскопы, презентация на данную тему со слайдами, проектор, экран, компьютер.

Умение объяснять  необходимость изучения их жизни и строения для организации борьбы с ними, познакомить с мерами борьбы с ними.

Овладение исследовательской и проектной деятельностью.

4

Вирусные заболевания.

1

Классификация вирусов, основные болезни, которые вызываются вирусами, способ лечения вирусных болезней .

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

Фронтальный опрос, подготовка сообщений, подготовка презентаций

Мультимедиа, компьютер, экран, презентация, гербарии, );  электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD)

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме.

5

СПИД – болезнь 21 века.

1

Симптомы, лечение, профилактика, причины возникновения заболевания СПИД.

Умение обосновывать профилактику СПИДа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Фронтальный опрос, подготовка сообщений, подготовка презентаций

Мультимедиа, компьютер, экран, презентац Лазерные диски: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 (2CD);  ия,

Умение обосновывать профилактику СПИДа. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Овладение исследовательской и проектной деятельностью

6

Город и здоровье.

1

Способы снижения влияния города на здоровье человека, роль зеленых насаждений в жизни городов.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

Фронтальный опрос, индивидуальный

,подготовка сообщений, подготовка презентаций

Мультимедиа, компьютер, экран, презентация

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме.

7

Пищевые добавки.

1

Истинная природа современного питания. Описание доба-

вок по категориям, их свойства. Категории продуктов питания

Умение объяснять пути загрязнение пищевых продуктов, роль пищевых добавок на здоровье человека.

Фронтальный опрос, индивидуальный

,подготовка сообщений, подготовка презентаций

Мультимедиа, компьютер, экран, презентация

Умение объяснять пути загрязнение пищевых продуктов, роль пищевых добавок на здоровье человека. Овладение исследовательской и проектной деятельностью

8

ГМО: польза или вред?

1

Что    такое ГМО продукты, какие продукты содержат ГМО и как это узнать, каковы последствия употребления ГМО продуктов.

Умение характеризовать генетико -модифицированные продукты, объяснять хи роль для организма человека

Фронтальный опрос, индивидуальный

,подготовка сообщений, подготовка презентаций

Мультимедиа, компьютер, экран, презентация,

цифровая лаборатория «Prolog».

Умение характеризовать генетико -модифицированные продукты, объяснять хи роль для организма человека, строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

9

Подготовка проекта

1

Оформление результатов проектной работы и подготовка к ее презентации

Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.

Мультимедиа, компьютер, экран

Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Создание презентаций.. Работа с программой Power Point.

Овладение исследовательской и проектной деятельностью.

10

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

Защита проектов.

Защита проектов. Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Защита проектов, презентаций, рефератов.

Мультимедиа, компьютер, экран

Защита проектов. Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.


Предполагаемые результаты программы:

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формы контроля и критерии оценки.

Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). В течение курса учителем осуществляется контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 10 занятий.По окончании изучения каждого модуля осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде  баллов. Продуктом курса может стать  мультимедийные презентации, рефераты , проекты учеников на одну из актуальных тем модуля во время общественного смотра знаний.

Перечень учебно – методическое обеспечения:

1.Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология.- Ростов Н/Д: Феникс,2000

2.Билич Г.Л. Основы валеологии. СПБ: Водолей. 2000

3.Нестерова Е.Н. Валеология, учебное пособие .СПБ: Водолей, 1999

4.Оганов Р.Г. Профилактическая кардиология: успех, неудачи, перспективы. М.Сов. спорт 1999

5.Пономарева И.Н.Экология.-М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

6.Радкевич В.А.Экология.- Минск, 1999.

7.Реймс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М.2000

8.Шапошникова В.И. Биоритмы- часы здоровья. М.Сов. спорт 1999

Натуральные объекты ,мультимедиа, компьютер, экран, телевизор, DVD , таблицы по биологии: анатомии; Лабораторное оборудование: микроскопы, цифровая лаборатория «Prolog».

Лазерные диски: 1С: Репетитор «Биология»; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 (2CD);  электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. 1С: Школа. Биология.

Интернет-ресурсы:

      http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

      www.km.ru/education-Учебные материалы и   словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Приложение к программе:

  • Написание учащимися рефератов по темам:
  1. Рациональное использование природы и ее охрана
  2. Экологические проблемы России
  • Проекты:

1)Определение шумового загрязнения на территории МОУ СОШ №25 г. Россоши.

2)Правильное питание.

3)Вредная вкуснятина.

4)Вирусные заболевания человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля ОПК курса ОРКСЭ в 4 классе

Программа составлена по учебнику "Основы православной культуры! автора А.Кураева...

рабочая программа модуля для 7 класса "География на английском языке"

Рабочая учебная программа модуля «география на английском языке» предназначена для учащихся 7-го класса с углубленным изучением иностранных языков, как пропедевтический образовательный курс, поддержив...

рабочая программа модуля для 6 класса "клуб иностранных языков"

Программа модуля «Клуб иностранных языков» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, немецкого и французского языков,...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

рабочая программа модуля МИФ (математика, информатика, физика) для 5 класса

Тематический образовательный  модуль «Логические задачи и анимация» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа модуля "Математика вокруг нас". 5 класс

Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на и...

Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)

Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”.  При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...