О чём жужжит пчела? (7 класс).
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Данилкина Ольга Николаевна

Цель: Сформировать систему знаний у учащихся о строении органов чувств насекомых.

Задачи:

- познакомить учащихся с миром звуков насекомых, ввести понятие звуковой сигнализации и показать её значение в жизни насекомых;

- развивать у детей способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства;

- продолжить формирование навыков выстраивать логические цепочки;

- воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass._urok._o_chyom_zhuzhzhit_pchela.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О чём жужжит пчела?»

Цель: Сформировать систему знаний у учащихся о строении органов чувств насекомых.

Задачи:

- познакомить учащихся с миром звуков насекомых, ввести понятие звуковой сигнализации и показать её значение в жизни насекомых;

- развивать у детей способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства;

- продолжить формирование навыков выстраивать логические цепочки;

- воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.

Оборудование: изображение кузнечика, комара, пчелы, шмеля, бабочки и других насекомых; портрет Н. А. Римского-Корсакова; запись фонограмм С. В. Рахманинова «Этюд-картина», Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь», русской плясовой «Камаринская»,  итал. народной песни «Четыре таракана и сверчок»; красные и синие сигнальные карточки для каждого ученика.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Учащиеся входят в класс под музыку С. В. Рахманинова.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какую музыку вы сейчас услышали? Какие ассоциации она у вас вызвала? (обсуждение). Музыка навевает воспоминания о лете, цветущем луге, мелькающих над цветами насекомых. Какие насекомые, по какой причине и каким образом издают звуки? (на доске пишутся ключевые вопросы: Кто? Чем? Зачем?) Попробуем на сегодняшнем уроке найти ответы на эти вопросы.

III. Изучение нового материала.

Учащиеся делают сообщения о комарах, кузнечиках, сверчках, пчёлах, цикадах, бабочке «мёртвая голова» (возможны другие насекомые, издающие звуки). Часть сообщений можно заменить демонстрацией видеофрагментов.

Учащиеся с помощью учителя разбиваются на творческие группы: «энтомологи», «систематики», «физиологи», «этологи», «языковеды». Каждая группа получает творческое задание и набор заранее отпечатанных терминов или рисунков.

- «энтомологам»: из помещённых на магнитной доске насекомых отобрать изображения только тех, кто издаёт звуки;

- «систематикам»: определить систематическую принадлежность насекомых;

- «физиологам»: объяснить, каким образом тот или иной вид насекомых издаёт звуки;

- «этологам»: объяснить причину звуковой сигнализации предложенных насекомых;

- «языковедам»: подобрать подходящий глагол, обозначающий звук того или иного вида насекомых.

По ходу выступления представителей каждой группы на доске заполняется таблица:

Кто?

Отряд

Чем?

Звук

Зачем?

IV. Закрепление изученного.

При помощи сигнальных карточек ( красные – нет, синие – да) учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Вопросы двоично-выборочного теста:

  1. Энтомология – Это наука, изучающая насекомых (+).
  2. Все насекомые издают звуки (-).
  3. Кузнечики издают звуки при помощи ног (-).
  4. Орган слуха кузнечика находится на голенях передних ног (+).
  5. Звуковая сигнализация помогает насекомым ограничивать территорию, находить самок, предупреждать об опасности (+).
  6. Музыкальная картинка «Полёт шмеля» была написана М. И. Глинкой (-).
  7. «Камаринская» - русская народная, плясовая (+).
  8. Шмели хорошо слышат (-).
  9. Самый тонкий писк у комаров-звонцов (+).
  10. Насекомые – самый многочисленный класс животных (+).

V. Задание на дом.

Прослушайте музыкальный отрывок из симфонической увертюры Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Что вы услышали?  Попробуйте выразить ваши чувства небольшими сочинениями или картиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Сценарий праздника 8 Марта для подготовительной группы "Детский сад жужжит, как улей, скоро праздник мамулей!"

Сценарий праздника 8 Марта для подготовительной группы "Детский сад жужжит как улей, скоро праздник у мамулей!" ГБДОУ детский сад № 82...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...