О чём жужжит пчела? (7 класс).
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Цель: Сформировать систему знаний у учащихся о строении органов чувств насекомых.
Задачи:
- познакомить учащихся с миром звуков насекомых, ввести понятие звуковой сигнализации и показать её значение в жизни насекомых;
- развивать у детей способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства;
- продолжить формирование навыков выстраивать логические цепочки;
- воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «О чём жужжит пчела?»
Цель: Сформировать систему знаний у учащихся о строении органов чувств насекомых.
Задачи:
- познакомить учащихся с миром звуков насекомых, ввести понятие звуковой сигнализации и показать её значение в жизни насекомых;
- развивать у детей способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства;
- продолжить формирование навыков выстраивать логические цепочки;
- воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.
Оборудование: изображение кузнечика, комара, пчелы, шмеля, бабочки и других насекомых; портрет Н. А. Римского-Корсакова; запись фонограмм С. В. Рахманинова «Этюд-картина», Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь», русской плясовой «Камаринская», итал. народной песни «Четыре таракана и сверчок»; красные и синие сигнальные карточки для каждого ученика.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Учащиеся входят в класс под музыку С. В. Рахманинова.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Какую музыку вы сейчас услышали? Какие ассоциации она у вас вызвала? (обсуждение). Музыка навевает воспоминания о лете, цветущем луге, мелькающих над цветами насекомых. Какие насекомые, по какой причине и каким образом издают звуки? (на доске пишутся ключевые вопросы: Кто? Чем? Зачем?) Попробуем на сегодняшнем уроке найти ответы на эти вопросы.
III. Изучение нового материала.
Учащиеся делают сообщения о комарах, кузнечиках, сверчках, пчёлах, цикадах, бабочке «мёртвая голова» (возможны другие насекомые, издающие звуки). Часть сообщений можно заменить демонстрацией видеофрагментов.
Учащиеся с помощью учителя разбиваются на творческие группы: «энтомологи», «систематики», «физиологи», «этологи», «языковеды». Каждая группа получает творческое задание и набор заранее отпечатанных терминов или рисунков.
- «энтомологам»: из помещённых на магнитной доске насекомых отобрать изображения только тех, кто издаёт звуки;
- «систематикам»: определить систематическую принадлежность насекомых;
- «физиологам»: объяснить, каким образом тот или иной вид насекомых издаёт звуки;
- «этологам»: объяснить причину звуковой сигнализации предложенных насекомых;
- «языковедам»: подобрать подходящий глагол, обозначающий звук того или иного вида насекомых.
По ходу выступления представителей каждой группы на доске заполняется таблица:
Кто? | Отряд | Чем? | Звук | Зачем? |
IV. Закрепление изученного.
При помощи сигнальных карточек ( красные – нет, синие – да) учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Вопросы двоично-выборочного теста:
- Энтомология – Это наука, изучающая насекомых (+).
- Все насекомые издают звуки (-).
- Кузнечики издают звуки при помощи ног (-).
- Орган слуха кузнечика находится на голенях передних ног (+).
- Звуковая сигнализация помогает насекомым ограничивать территорию, находить самок, предупреждать об опасности (+).
- Музыкальная картинка «Полёт шмеля» была написана М. И. Глинкой (-).
- «Камаринская» - русская народная, плясовая (+).
- Шмели хорошо слышат (-).
- Самый тонкий писк у комаров-звонцов (+).
- Насекомые – самый многочисленный класс животных (+).
V. Задание на дом.
Прослушайте музыкальный отрывок из симфонической увертюры Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Что вы услышали? Попробуйте выразить ваши чувства небольшими сочинениями или картиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/01/picture-21931.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-299812-1552230411.jpg)
Сценарий праздника 8 Марта для подготовительной группы "Детский сад жужжит, как улей, скоро праздник мамулей!"
Сценарий праздника 8 Марта для подготовительной группы "Детский сад жужжит как улей, скоро праздник у мамулей!" ГБДОУ детский сад № 82...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1364422-1637167077.jpg)
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...