урок биологии в 6 классе "Опорные системы"(метапредмет "Причина и следствие")
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Щеклеина Наталья Георгиевна

 

Проведение метапредметного урока «Причина и следствие» предлагается в ходе изучения темы «Опорные системы» в курсе биологии «Живой организм» в 6 классе. Первый урок в теме отводится под обзор роли, строения и многообразия опорных систем живых организмов и практическую работу «Строение костей», тогда на втором уроке возможно ввести категории «причина» и «следствие»  и отработать их на примере установления связей между строением и значением скелетов, а также провести практическую работу «Разнообразие опорных систем животных». Комплексного решения целей учебного занятия позволяет добиваться организация групповой работы на уроке. Предполагается организация гетерогенных групп с предоставлением одинаковых заданий по содержанию.

Среди приемов активизации познавательной деятельности на уроке используются следующие: «карта мысли», практическая работа с природными объектами, «конструктор предложений».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ  ПО ТЕМЕ

«ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМОВ»

МЕТАПРЕДМЕТ: ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

        Выполнила:Щеклеина

Наталья Георгиевна,

учитель биологии и химии.

первая квалификационная

категория.

Стаж работы: 15 лет

2013

АННОТАЦИЯ

Проведение метапредметного урока «Причина и следствие» предлагается в ходе изучения темы «Опорные системы» в курсе биологии «Живой организм» в 6 классе. Первый урок в теме отводится под обзор роли, строения и многообразия опорных систем живых организмов и практическую работу «Строение костей», тогда на втором уроке возможно ввести категории «причина» и «следствие»  и отработать их на примере установления связей между строением и значением скелетов, а также провести практическую работу «Разнообразие опорных систем животных». Комплексного решения целей учебного занятия позволяет добиваться организация групповой работы на уроке. Предполагается организация гетерогенных групп с предоставлением одинаковых заданий по содержанию.

Среди приемов активизации познавательной деятельности на уроке используются следующие: «карта мысли», практическая работа с природными объектами, «конструктор предложений».

ПРЕДМЕТ: биология

ТЕМА УРОКА: Опорные системы организмов

МЕТАПРЕДМЕТ: Причина и следствие

КЛАСС: 6

ЦЕЛИ:

Предметные

-Закрепить знания о роли, особенностях строения  и многообразии опорных систем организмов, на конкретных примерах объяснить роль биологических знаний  в практической деятельности людей

-Продолжить развитие умения наблюдать и описывать биологические объекты, делать выводы на основе их сравнения в ходе практической работы

Метапредметные

-Познакомить с философскими категориями «причина» и «следствие»

-Создать условия для установления причинно-следственных связей на примере функционирования опорных систем организмов

Личностные

-продолжить формирование у учащихся познавательной культуры и развитие коммуникативных компетенций через организацию групповой работы

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОУД: фронтальная и групповая работа

МЕТОДЫ: проблемного изложения; частично-поисковый

ТЕХНОЛОГИЯ: ИКТ, проблемное обучение

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс, компьютер, проектор, презентация к уроку «Причина и следствие», раковины моллюсков, коллекции «Речной рак», наборы «Кости скелета позвоночных», раздаточный материал «Конструктор предложений».

\

                                      КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент(1мин)

Визуально оценивает готовность к уроку, приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Целеполагание и мотивация. Актуализация.

(5мин)

-Сегодняшний урок  я предлагаю построить не совсем обычно и вновь обратиться к опорным системам организмов, которые мы изучили на прошлом уроке, но уже с другой точки зрения.

(обращает внимание на слайд, использует прием «карта мысли»)

-Какие связи существует между изображениями на экране?

(побуждает к высказыванию своих точек зрения)

-Предлагаю этот вопрос сделать основополагающим и найти на него ответ в течение урока.

-Чтобы подойти к решению задачи урока, давайте вспомним следующие факты и заполним таблицу(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(организует беседу по вопросам, заполняет графы таблицы на доске)

ВОПРОСЫ:

Какие опорные системы известны Вам у живых организмов?

Каково их значение?

В связи с чем появилась потребность в скелете у животных

А)обитателей наземно-воздушной среды

Б)обитателей водной среды?

(подводит к формулирования вывода)

-Какие условия сложились на Земле, что в итоге привело к появлению опорных систем у организмов?

Таким образом, условия обитания организмов определяют появление новых признаков у организмов.

Условия обитания- это причина данного явления, а признаки организма- следствие.

Пусть тема урока так и звучит: «Причина и следствие». Эти понятия сегодня помогут нам повторить и обобщить материал об опорных системах организмов.

№1

№2

№3

№4

Высказывают свои предположения, испытывают затруднение дать лаконичный точный ответ на вопрос

Участвуют в беседе, заполняют таблицу

Первичное усвоение учебного материала

(5мин)

№5-9

Обращает внимание на слайды и излагает опорный материал о «причине» и «следствии».(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Слушают учителя, осмысливают информацию

Осознание и осмысление учебного материала

(10мин)

№10

-Сейчас я предлагаю Вам самостоятельно на примере опорных систем объяснить факты и установить между ними причинно-следственные связи.

(дает инструктаж к выполнению в группах практической работы)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Выполняют практическую работу в группе(изучают текст учебника, рассматривают природные материалы, заполняют таблицу)

Закрепление и применение учебного материала

(17мин)

№11

№12

№13-17

Организует фронтальную проверку результатов практической работы в форме беседы и написание вывода к работе.

-А сейчас мы повторим особенности скелета позвоночных на примере человека и выполним следующее задание. Вам выданы карточки с номерами: по 2 с одинаковыми  №.-это «половинки» предложений. Всего Вы составите 4 предложения. Ваша задача –соединить «половинки» так, чтобы составленное  предложение имело смысл и указывало на причинно-следственную связь. В помощь предлагаю использовать «клише» для составления предложения:

«…., ПОЭТОМУ ….».

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Возвращается к основополагающему вопросу урока на слайде. Предлагает проверить составленные предложения , в ходе беседы проводит подробный разбор каждого предложения с точки зрения причинно-следственной связи, используя изображения на слайдах.

Озвучивают содержание таблицы, составляют и записывают вывод

Составляют в группе предложения с помощью «конструктора», используя «клише»

Проговаривают предложения и устанавливают причинно-следственные связи по изображениям

Рефлексия(5мин)

№18

Предлагает высказаться «по цепочке» по вопросам:

  • В чем необычность сегодняшнего урока?
  • Можно ли содержание этого урока использовать на всех последующих? Как?
  • Были ли у вас затруднения на уроке?
  • Чем урок полезен для Вас?

Высказываются «по цепочке»

Д/З(2мин)

№19

Записать 2-3 примера причинно-следственных связей по ранее изученному биологическому материалу

Записывают Д/З

        ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

-Высокое атмосферное давление

-хищники

-высокая плотность и давление воды

-…

Появление опорных систем:

-скелеты у животных

-механическая ткань у растений

ПРИЧИНА

СЛЕДСТВИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ-
философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений

  • ПРИЧИНА-явление, действие которого производит, определяет, вызывает другое явление.

  • СЛЕДСТВИЕ-явление, вызываемое, определяемое причиной.

ПРИЗНАКИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

  • Между явлениями имеются отношения порождения
  • Необходимость, однозначность
  • Причина - порождающий фактор

  В МИРЕ НЕТ БЕСПРИЧИННЫХ ЯВЛЕНИЙ И СОБЫТИЙ!

Причинно-следственные связи

УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ →  СТРОЕНИЕ(ПРИЗНАКИ) ОРГАНИЗМА →  ФУНКЦИИ И ПРИМЕНЕНИЕ

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Разнообразие скелетов животных

  • Цель: изучить и сравнить скелеты у различных животных; установить причинно-следственные связи между строением , свойствами и функциями скелета
  • Ход работы:  рассмотрите материалы, изучите текст на с.98 в учебнике, заполните таблицу

вопросы

Раковина моллюска

Панцирь

рака

Кости позвоночных

Тип скелета(наружный, внутренний)

Из каких веществ состоят

Какими свойствами обладают

Какие функции выполняют

ВЫВОДЫ

Эти опорные структуры похожи.

  • Они состоят из …, поэтому обладают такими свойствами, как…
  • Они … и …, поэтому выполняют функцию …

        ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

«КОНСТРУКТОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

1.

Внутренний скелет в отличие от наружного плохо защищает от повреждений поверхности тела

1.

Люди издавна начали использовать доспехи во время военных действий

2.

Рекомендуют начинать заниматься гимнастикой с детства

2.

Кости ребенка содержат много органических веществ, что придает им гибкость

3.

С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а неорганических растет

3.

У пожилых людей переломы костей случаются чаще

4.

Губчатое вещество кости состоит из перекрещенных пластинок, которые облегчают кость и выдерживают сжатие(давление)

4.

Многие конструкции(краны, телебашни) состоят из металлических пластин

КЛЮЧ:

1.Внутренний скелет в отличие от наружного плохо защищает от повреждений поверхности тела, ПОЭТОМУ люди издавна начали использовать доспехи во время военных действий.

2.Кости ребенка содержат много органических веществ, что придает им гибкость, ПОЭТОМУ рекомендуют начинать заниматься гимнастикой с детства.

3.С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а неорганических растет, ПОЭТОМУ  у пожилых людей переломы костей случаются чаще.

4.Губчатое вещество кости состоит из перекрещенных пластинок, которые облегчают кость и выдерживают сжатие(давление), ПОЭТОМУ  многие конструкции(краны, телебашни) состоят из металлических пластин.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1.И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2007

3.Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2007.

4.http://vpenze.ru/userfiles/picbig

5.http://rtg-auto.ucoz.com/foto/foto_1/11qazwsxed.jpg

6.http://urodaizdrowie.pl/wp-content/uploads/2010/10/84656058xx.jpg

7.http://tv29.ru/www/files/716.jpg

8.http://img12.nnm.ru/8/b/b/8/d/c0728e2f1aea7d5e30ff9f35dd2.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Организация и проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях....

Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".

Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок....

Конспект урока биологии "Органы и системы органов животных"

Цели: познакомиться с системой органов животных, закрепить знания о функциях каждой системы и о взаимосвязях между системами.В данной разработке приведены некоторые виды планируемых УУД в соответствии...

Урок биологии "Корень. Корневые системы", 6 класс

Урок биологии  по теме "Корень. Корневые системы"  , урок-исследование с применением поисковых методов обчения...