Урок по биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме

Иванова Галина Владимировна

Тема урока:  Строение цветка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_6.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОУ «Средняя общеобразовательная А- школа имени Д.И.Менделеева»

Открытый урок по биологии в 6 классе.

«Строение цветка».

Учитель: Иванова Г.В.

Урок биологии в 6-м классе "Строение цветка".

2008.

Технологическая карта урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

ный момент – 2 минуты

  1. Проверка готовности класса к уроку.
    2. Создание комфортного микроклимата на уроке.

Перемена закончилась  –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 Слушают учителя, психологический настрой

 

 

Изучение нового материала

А) Актуализация

-2 минуты  

Б) Организация целеполагания –

2 минуты

В) Мотивация через практическое действие –

5 минут

Г)  Изучение нового материала –

10 минут

Демонстрирует на доске слайд-шоу «Цветы Тверской обл.» читает стихотворение

Если б в поле расцвели только белые цветы,

Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцвели только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки.

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,

Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной.

           – Ребята, я не случайно начала урок со слайд-шоу. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 – А что мы постараемся узнать о цветке?

Обобщает ответы школьников.

– Изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием.

Поговорим об охране цветущих растений и их значении.

В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:

Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?

Какие части цветка самые главные?

Можно ли собирать цветущие растения на букеты?    

слайды 1.

– Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами сейчас совершим путешествие в один очень красивый сказочный замок.  Посмотрите, все, что  необходимо, у меня находится на столе.                                                                                                        

 -На высоком холме стоит замок (шарик из пластилина со стержнем из-под шариковой ручки или карандаш). Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены четыре зеленых зубца  (зеленая бумага), а во втором – четыре больших белых стены (белая бумага).  В центре замка стоит  дворец  (гвоздик), а вокруг него стоят на длинных ножках каменные башни (спички).          

– О каком замке идет речь?

– Таким образом, получили модель цветка.      

– Давайте познакомимся со строением цветка.

Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. 

Демонстрирует слайд 2,знакомит с основными частями цветка.

Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким, коротким или длинным стебельком. Этот стебелек называется цветоножкой. (На модели сконструированного цветка – стержень из под шариковой ручки). Все части цветка                                                                                                                                                                                   располагаются на цветоложе. Имеет форму чашечки, бывает выпуклым, реже вогнутым, удлиненным или укороченным (шарик из пластилина).                                                             В каждом цветке имеется венчик, который  состоит из  лепестков. На лепестках располагаются нектарники – специализированные железки, выделяющиеся нектар. Яркие окраски лепестков привлекают насекомых для опыления. Лепестки способны отражать солнечные лучи, предохраняют от перегрева, ночью создает камеру, препятствующую охлаждению (белые листки бумаг).                                                                                                                      Венчик окружен чашечкой. Чашечка состоит из  зеленых листочков. Эти листочки называются чашелистиками (зеленые листки бумаг).                                                                                                                                          

  Пестиков – один или несколько. Это женский орган размножения. Из каких частей состоит пестик? (Завязь, столбик, рыльце). Количество тычинок может быть самое разное. Части тычинки - тычиночная нить, пыльник. Это мужской орган размножения.    

– Как вы думаете, а зачем цветок нужен растению?

– Таким образом, цветок – орган семенного размножения(генеративный), его основная функция – образование плодов и семян.

– Скажите, а все ли цветы одинаковы? Посмотрите рис. цветков в учебнике.   Найдите части цветка.  К каким выводам вы пришли. Что в цветках общее? Чем различаются? (рассказывают строение цветка, показывают части).

Бывают цветки, у которых есть пестик и тычинки – это обоеполые цветки. Цветки, которые имеют только пестик, называются пестичные (женские), а цветки, имеющие только тычинки – тычиночные (мужские).  

Такие цветки называются раздельнополые.

– А какие части цветка являются главными? Они участвуют в размножении.

– Давайте попробуем составить схему строения цветка.

- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашечка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья (слайд3).

       Обобщает ответы ребят, демонстрирует схему строения цветка (слайд 4).

– А у всех ли цветков есть околоцветник?

– Вы правильно отметили, что околоцветник присутствует не у всех цветков. Поэтому он может быть простым или двойным

(слайд 5).

 Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.

 Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

 смотрят слайд-щоу.

 

 

 

 

 

О цветах.

Отвечают на вопрос, тем самым формулируют цели урока.

  • Какие они бывают.
  • Из чего состоят
  • Значение цветков.

Учащиеся записывают тему урока.

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

О цветке.

Внимательно слушают, зарисовывают строение цветка, делают подписи к рисунку.

Записывают определение термина в тетрадь.

Рассматривают рисунки    в учебнике

Чтобы образовались семена, а их них – новые растения.

Записывают определение в тетрадь.

Рассматривают рисунки цветков различных семейств. Приходят к выводу, что цветки отличаются размером, цветом лепестков венчика, некоторые цветки собраны в группы. Но у всех есть тычинки и пестики, цветоножка, лепестки венчика.

.

Тычинка и пестик, потому что они есть у всех цветков.

Составляют схему строение цветка доске.

Схему записывают в тетрадь.

Записывают схему в тетрадь.

Нет околоцветника у цветка тюльпана, пшеницы

Первичное закрепление изученного.

8 минут

– А сейчас полученные знания мы закрепим в ходе демонстрационной лабораторной работы.

Цель работы: изучить строение цветка.

Оборудование и материалы: растение - фиалка, лупа.

Инструкция:

Рассмотрим цветок под лупой. Найдём цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Внимательно рассмотрим указанные части цветка.

Подсчитаем число частей цветка,

а затем вы занесёте данные в таблицу: слайд 6.

Строение цветка _________________

Части цветкаЧисло частей цветка

Цветоножка

 

Цветоложе

 

Чашелистики

 

Лепестки венчика

 

Тычинки

 

Пестики

 

  Учитель вызывает учеников, помогает в случае необходимости подсчитать число составляющих.

–Озвучим  результаты нашей работы.

Вывод по работе: познакомились со строением цветка.

–Ребята, вы, наверное, согласитесь, что цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы радуемся, глядя на роскошные розы и лилии, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежные благоухающие ландыши. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!                                                                          

  Представим себе, что ученики пошли в поход (слайд 7). Девочки сорвали цветы и сплетали венки. На 1 венок – 32 цветка.                                                                                                                                                  

В 6 в классе – 5 девочек.                                                                                                                                                        Сколько цветков было сорвано?

Что будет на следующий год?

-( слайд8).                                                                                       

 «Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер,
У меня на ладони,
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».
 

П. Гвездослов

 Выполняют лабораторную работу (в качестве объекта – цветки фиалки): один из учеников рассматривает цветок под лупой, находит части цветка, подсчитывает число лепестков, чашелистиков, тычинок, пестиков, сообщает всем  ученикам  .Данные заносятся в таблицу.

Обобщают, делают вывод.

 

Зачитывают вывод. Например, цветок фиалки имеет одну цветоножку, цветоложе, пять чашелистиков зеленого цвета, пять лепестков венчика темно-синего цвета, пять тычинок и один пестик.

 (валеологическая пауза)

Решают задачу:

5*32=160 цветов будет сорвано.

Отвечают на вопрос. На следующий год растений будет меньше, так как после цветения образуются семена. Кроме того уменьшится количество пищи для насекомых.

Делают вывод о бережном отношении к природе

Закрепление знаний

5 минут

Давайте проверим, как вы усвоили материал урока.
1.На доске – модель цветка. Необходимо подписать части цветка (
слайды 9- 11).

  1. Задание на соответствие: части цветка и функции. Собери таблицу ( слайд 12).

Ученики по - очереди у доски выполняют задания –устно называют части цветка, выполняют задание на соответствие( собирают таблицу). После ответа каждого ученика остальные школьники рецензируют ответ.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 минуты

– Скажите, ребята, а о чем мы сегодня говорили на уроке?  (обращаем внимание на поставленные  цели и задачи,

( слайд 1).

– Оценивает работу учащихся (оценки за лабораторную работу будут выставлены после проверки отчетов)

– А как вы оцените наш урок? (слайд 13)

Подводят итог урока, отвечают на проблемные вопросы.

Результаты урока:

«Мне грустно, я не все понял» –-----ученик,                               «Мне обидно, что не спросили» – , «Я злюсь на себя» – -----, «Мне понравилось» – ----, « Я в восторге, все  понял» – ---, «Я         удивлен» – -----.

Домашнее индивидуальное задание.

3 минуты

Консультирует по выполнению домашнего задания:

  1. для всех – прочитать материал учебника стр. 45   , выучить термины.
  2. Учитывая индивидуальные особенности школьников, предлагает следующие задания: (слайд 14)

 А закончить урок я хочу словами:

С целым миром спорить я готов

Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

       В час раздумий наших и тревог,
      В горький час беды и неудачи.
    Видел я: цветы как люди плачут,

    И росу роняют на песок…

(Расул Гамзатов)

Записывают задание в дневник, выясняют непонятные моменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...