Рабочая программа по биологии 7 класс "Животные" В.В. Пасечник
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Людмила Владимировна Савосько

Рабочая прграмма 7 класс биология "Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kl.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

 -Федерального Государственного образовательного стандарта  по биологии,

 -Примерной программы основного общего образования по биологии.

 -Программы  основного общего образования курса биологии для учащихся 5-11 классов   общеобразовательных  учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт. Сост. Г.М.Пальдяева  М. : Дрофа, 2010./

Общая характеристика учебного предмета.

Данная рабочая программа для учащихся 7 класса рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.

В рабочей программе предусмотрено:

           -резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебного часа.

           -проведение 7 лабораторных работ

           -проведение 3 экскурсий в природу

           

Учебно - методический комплект, используемый для достижения

поставленной   цели:

Биология . 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (авт. - сост. Г.М. Пальдяева . М: Дрофа, 2013г.)

В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин «Биология 7 класс». Животные. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2010г.

В.В.Латюшин, Е.А.Ламехова «Рабочая тетрадь по биологии (животные) для 7 класса» М. Дрофа. 2013.

В авторской программе предусмотрено:

 -резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.

 -проведение 7 лабораторных работ

 -проведение  экскурсий в природу.

Изменения, внесенные в рабочую программу, и их обоснование:

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание».  Изучается с 6 по 9 класс. В базисном учебном плане на

изучение предмета в 7 классе выделяется 2 часа федерального компонента. Годовое количество часов –70.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.

Цель курса:

Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Биология 7 класс» на базовом уровне в 7 классе:

     -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о

строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; о методах познания живой природы;

    -овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

     - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации.

    -воспитание позитивного целостного отношения к живой природе;

культуры поведения в природе;

   -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в природе, норм здорового образа жизни.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается в  7-м классе 2 учебных часа в неделю.

Содержание тем учебной программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных.

Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных (38 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация

живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Многообразие, среда и места обитания.

Образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека.

Лабораторная работа №1:

«Знакомство с многообразием кольчатых червей.»

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека.

Демонстрация разнообразия моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.

Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №2:

«Знакомство с разнообразием ракообразных.»

К л а с с П а у к о о б р а з н ы е . М н о г о о б ра з и е . Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3:

«Изучение представителей отрядов насекомых.»

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие,

редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №4:

«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

Класс Земноводные. Многообразие:

безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

К л а с с П р е с м ы к а ю щ и е с я . М н о г о о б р азие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни

человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5:

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Экскурсия № 1:

«Изучение многообразия птиц».

К л а с с М л е к о п и т а ю щ и е . В а ж н е й ш и е представители отрядов

млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и

экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

Эволюция строения.

Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)

 

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.

Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа № 6:

«Изучение особенностей различных покровов тела».

Индивидуальное развитие животных (3ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без

превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа №7:

«Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

 

Развитие животного мира на Земле (3 ч).

Доказательства эволюции: сравнительно- анатомические, эмбриологические,

палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат

эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

 №2 Экскурсия в Дарвиновский музей «Эволюция  животного мира на Земле».

Биоценозы (4ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес,

населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания,

поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность

друг к другу.

Экскурсия:

№3. «Изучение связи животных с другими компонентами биоценоза».  «Фенологические наблюдения за весенними явлениям и в жизни животных»

 

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч).

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Название раздела  и темы

Кол-во

час.

Тема урока

Лабораторно-практические

работы

Дата проведе-ния

Приме-

чание

Введение

2

1.История развития зоологии

2.Современная зоология. Сходство и различия животных и растений.

 РАЗДЕЛ 1 Многообра- зие  животных.

38

1.1Простей-шие

2

1.Корненожки, радиолярии,      солнечники, споровики

2.Жгутиконосцы,

инфузории

1.2 Многоклеточные животные. Беспозвоноч-ные

18

1.Тип Губки

2.-3.  Тип Кишечнополост-ные

1

4.Тип Плоские Черви

5.Тип Круглые

Черви

6.Тип Кольчатые

Черви.  Полихеты

7.Классы Олигохеты и Пиявки

Л/р  №1 «Знакомство с многообразиием кольчатых червей»

8.Тип Моллюски

9.Классы моллюсков

10.Тип Иглокожие

11.Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

«Знакомство с разнообразием  ракообразных

Л/р №2

12.Классы Паукообразные  

1

13.Тип Членистоногие. Класс Насекомые

«Изучение представите-лей  отрядов насекомых.»

Л/р №3

14. Класс Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые и др.

15.Отряды насекомых:

Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

16.Отряды Насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые,Двукрылые,Блохи

17.Отряд Перепончатокры-лые.  Роль насекомых в природе и жизни человека

18.Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные животные. Беспозвоночные»

1.3 Позвоноч-ные

18

1.Тип Хордовые. 

Подтипы Бесчерепные и Черепные.

2. Классы Рыб:

 Хрящевые, Костные

«Наблюдения за внешним строением и передвижением рыб».        Л/р №4

3.Класс Хрящевые Рыбы

4.Класс Костные Рыбы

5.Класс Земноводные, или Амфибии

6.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

7.Отряды Пресмыкающих-ся. Черепахи и Крокодилы.

8.Класс Птицы. Общая характеристика класса. Отряд Пингвины

«Изучение внешнего строения птиц». Л/р №5

9.Отряды  птиц: Страусообраз-ные,

Нандуобразные,Казуарообраз-ные,Гусеобраз-ные

10.Отряд Дневные Хищные птицы, Совы, Куриные

11.Отряды птиц: Воробьинообраз-ные, Голенастые

12. Экскурсия

«Изучение многообразия птиц»

Экскурсия

13.Класс Млекопитаю-щие.Подклассы Однопроходные и Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

14.Отряды Грызуны, Зайцеобразные

15.Отряды Китообразные и Ластоногие, Хоботные, Хищные

16.Отряды Парнокопытные и Непарнокопыт-ные

17.Отряд Приматы

18.Обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные хордовые животные»

РАЗДЕЛ 2.  Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

14

1.Покровы тела

«Изучение особенностей покровов  тела»

Л/р №6

2-3.Опорно- двигательная система

1

4.Способы передвижения животных. Полости тела

5.Органы дыхания и газообмен

6.Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

7-8.Кровеносная система .Кровь.

1

9.Органы выделения

10-11.Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

12.Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

13. Органы размножения. Продление рода

14.Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Раздел 3.

Индивидуальное  развитие животных

3

1.Способы размножения животных. Оплодотворение

2.Развитие животных с превращением и без превращения

3.Периодизация и продолжитель-ность жизни животных

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Л/р №7

РАЗДЕЛ 4.

Развитие животного мира на Земле

3

1.Доказательства  эволюции животных.

2.Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира

3. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы

4

1.Естественные и искусственные биоценозы.

2.Факторы среды и их влияние на биоценозы.

3.Цепи питания.

Поток энергии

4. Экскурсия

«Изучение взаимосвязи  животных с другими компонентами биоценоза»

Экскурсия

№2

РАЗДЕЛ 6.

Животный мир и хозяй- ственная деятельность человека

5

1.Воздействие человека и его деятельности  на животных

2.Одомашнива-ние

животных

3.Законы России  об охране животного мира. Система мониторинга.

4.Охрана и рациональное использование животного мира.

5.Экскурсия№3

«Посещение выставки с /х животных»

                                ИТОГО: 70 час, 1ч - резерв.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 7 класса должны уметь называть:

-общие признаки живого организма;

-основные систематические категории, признаки вида,царств живой природы

 подцарств, типов и классов животных;

-причины и результаты эволюции.

Учащиеся 7класса должны уметь приводить примеры:

-усложнения животных в процессе эволюции;

-природных и искусственных сообществ;

-изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде

обитания;

-наиболее распространенных видов и пород животных.

Учащиеся 7класса должны уметь характеризовать:

-строение, функции клеток животных;

-деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства

органического  мира;

-строение и жизнедеятельность животного организмов;

-обмен веществ и превращение энергии;

-особенности питания гетеротрофных организмов (паразитов, симбионтов);

-дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

-размножение, рост и развитие животных, особенности размножения;

-среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,

биотические, антропогенные);

-природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность

организмов к жизни в сообществе;

-искусственные сообщества, роль человека в продуктивности

искусственных сообществ.

Учащиеся 7класса должны уметь обосновывать:

-взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и

среды;

-родство млекопитающих животных и человека;

-роль биологического разнообразия, регулирования численности видов,

охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Учащиеся 7класса должны уметь распознавать:

-организмы животных;

-клетки, ткани, органы и системы органов животных; наиболее распространенные виды животных своего региона; животных разных классов и типов.

 уметь сравнивать:

строение и функции клеток животных; организмы эукариоты, гетеротрофы;

семейства, классы, типы животных, классы хордовых, царства живой

природы.

 применять знания:

-о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их

выращивания, мер охраны;о видах, популяциях, природных сообществах для

обоснования мер их охраны;

-о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:

приспособленности организмов и многообразия видов.

 делать выводы:

-о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

-о родстве и единстве органического мира;

-об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении

человека от животных.

 уметь наблюдать:

-сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

-результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

 соблюдать правила:

-приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

-наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних сельскохозяйственных животных,

-изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

проведения простейших опытов изучения поведения животных;

-бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,

поведения в природе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс

Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...

Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник.

Рабочая программа по биологии подготовленный на татарском языке.  7 класс.  По Пасечнику....

Рабочая программа по биологии 8 класс (Пасечник В.В.)

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду ж...