Подготовка ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

Арзаняева Ирина Сергеевна

6 вариантов экзаменационных работ в формате ГИА  по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giavariant1.doc163 КБ
Microsoft Office document icon giavariant2.doc169 КБ
Microsoft Office document icon variant3.giadoc.doc157 КБ
Microsoft Office document icon variant4.doc122.5 КБ
Microsoft Office document icon variant5.doc120 КБ
Microsoft Office document icon variant6.doc116 КБ
Microsoft Office document icon otvetybilet1.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 1.

К каждому из заданий А1 – А26  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный .Номер этого ответа обведите кружком.

 

А1.   К какому врачу - специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности  кожи?

  1. дерматологу
  2. отоларингологу
  3. окулисту
  4. невропатологу

А2. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?

  1. клеточную мембрану
  2. эндоплазматическую сеть
  3. вакуоль
  4. рибосому

А3. Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существу между термином «растение» и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.

  1. вакуоль
  2. корень
  3. фотосинтез
  4. минеральное питание.

А4.  Какие бактерии считаются « санитарами  планеты»?

  1. гниения
  2. уксуснокислые
  3. молочнокислые
  4. клубеньковые

А5.  Представитель,  какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

  1. Голосеменные
  2. Покрытосеменные
  3. Папоротниковидные
  4. Моховидные

А6. Растения семейства Бобовые богаты белками, так они

  1. развиваются из семян содержащих две  семядоли
  2. опыляются ветром, насекомыми и птицами
  3. эффективно используют растворы минеральных солей
  4. находятся в симбиозе с клубеньковыми  бактериями

А7.  Какое животное может быть переносчиком дизентерии?

  1. комар
  2. слепень
  3. муха
  4. шмель

А8. К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?

 

  1. Пресмыкающиеся
  2. Костные рыбы
  3. Млекопитающие
  4. Земноводные

А9. Какая особенность органов кровообращения сформировалась  в процессе эволюции у птиц?

  1. два круга кровообращения
  2. четырехкамерное сердце
  3. разветвленная сеть капилляров
  4. автоматия сердечной мышцы

А10.В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих  животных , имеются центры

  1. объемного цветового зрения
  2. регуляции произвольных движений
  3. речи и абстрактного мышления
  4. мышечного и кожного чувств

А 11. В органах пищеварения человека  белок расщепляется до:

         1)   глюкоза

          2)  глицерина и жирных кислот

          3) аминокислот

          4) углекислого газа и воды

А12. Против какого возбудителя из перечисленных болезней у человека не вырабатывается иммунитет

  1. кори
  2. пневмонии
  3. ветрянки
  4. оспы

А13. Максимальное давление крови у человека  достигается в:

  1. легочной вене
  2. верхней полой вене
  3. аорте
  4. бедренной артерии

А14.  В каких продуктах содержится наибольшее количество углеводов, необходимых человеку?

  1. в сыре и твороге
  2. в хлебе  и картофеле
  3. в мясе и рыбе
  4. в растительном и  в животном масле

А15.  Скелет плечевого пояса человека образует

  1. ключица и лопатка
  2. локтевая и лучевая кость
  3. лимфатические  узлов
  4. поджелудочной железы

А16.  Повышенное содержание сахара в крови свидетельствует о нарушении функции

  1. почек
  2. половых желез
  3. лимфатических узлов
  4. поджелудочной железы

А17.   На рисунке изображена схема строения органа слуха и равновесия. Какой буквой на ней обозначен орган равновесия?

           1) А             2)  Б              3) В             4)   Г

А18. Повреждение затылочных долей коры больших полушарий  у человека приводит к потере способности.

  1. ориентироваться с помощью зрения
  2. различать звуковые раздражения
  3. координировать движения
  4. ощущать вкус

А 19.Вакцина в своем составе содержит

       1)  Т  и В лимфоциты

       2)  форменные элементы крови

       3)  готовые антитела

       4)  ослабленные возбудители болезней

А 20. какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки обыкновенной в водоеме?

       1)  донные водоросли

       2) плотва

       3)  окуни

       4) растворенные в воде газы

А 21. Волки выполняют  в биогеоценозе роль санитаров  и регулируют численность

       

1)   белок

    2)   сов

        3)   зайцев

        4)   медведей

А 22. Образование органических веществ из неорганических с использованием  энергии солнца происходит у растений в процессе

         1)   фотосинтеза

         2)    дыхания

         3)    испарения

        4)   транспорта веществ

А23. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся , благодаря

  1. непостоянной температуре тела  и сухой кожи без желез
  2. наличию  пищеварительной, кровеносной и других систем органов
  3. теплокровности и высокому уровню обмена веществ
  4. внутреннему скелету и развитой нервной системе

А24. Автоматия сердца обусловлена импульсами, которые возникают в

  1. сердечной мышце
  2. сердечных клапанах,
  3. околосердечной сумке
  4. в стенках основания аорты

А25.В поджелудочной железе вырабатываются гормоны , которые

  1. приводят к повышению интенсивности обмена веществ
  2. усиливают сердечную деятельность
  3. регулируют содержание глюкозы в крови
  4. регулируют рост и развитие организма

А26. Образование новых видов в природе происходит  в результате

  1. регулярных сезонных изменений  в природе
  2. возрастных физиологических изменений особей
  3. природоохранной деятельности человека
  4. взаимодействия движущих сил ( факторов) эволюции

Часть 2

При выполнении заданий В1  - В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите  выбранные цифры в порядке возрастания  в указанном месте.

 В1. Выберите характерные признаки соединительной ткани.

  1. Выстилает поверхность стенок воздухоносных путей
  2. Относят кровь, лимфу, компактное вещество кости
  3. Обладает сократимостью и проводимостью
  4. Образует хорошо выраженное межклеточное вещество
  5. Выполняет транспортную функцию
  6. Входит в состав коры больших полушарий

Ответ__________________________

В2. В чем проявляется сходство покрытосеменных и голосеменных  растений?

  1. характеризуется многообразием видов
  2. имеют хорошо развитые вегетативные  органы
  3. способны образовывать обширные леса
  4. размножаются семенами
  5. образуют сочные и сухие плоды

Ответ__________________________

В3. Установите соответствие между признаками организма и царством, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

                                                                                                                       Царство

Признак

 

  1. Растения
  2.  Животные

А) растут в течение всей жизни                                      

Б) активно перемещаются в пространстве

В) питаются готовыми органическими веществами

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Д)  имеют органы чувств

Е) являются  основным источником кислорода на Земле          

 

         

А

Б

В

Г

Д

Е

 В4.Установите правильную последовательность систематических категорий, характерных для царства Растения, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

А) Класс

Б) Семейство  

В) Вид  

Г) Род

Д) Отдел        

 Ответ__________________________

При   выполнении  задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр ( по тексту)  выпишите в указанном месте.    

В5. Вставьте в текст «Нейрогуморальная регуляция» пропущенные термины из предложенного перечня, используя  для этого цифровые обозначения. Запишите  в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность  цифр (по тексту)  впишите в приведенную таблицу.  

                                             Нейрогуморальная регуляция.

Импульсы от  внутренних рецепторов тела влияют на деятельность  желез внутренней  секреции следующим образом. Сначала они поступают в область __(А) мозга, называемую гипоталамусом, там импульсы обрабатываются и далее информация передается в ___  (Б), железистые клетки которого синтезируют ___(В)  и выделяют его в составе секрета в __(Г), которая доставляет их к органам – мишеням.  

                                               Перечень терминов.    

  1. гипофиз  
  2. надпочечник
  3. средний
  4. фермент
  5. гормон
  6. промежуточный
  7. кровь
  8. лимфа

А

Б

В

Г

                                           

 Часть 3

Для ответов на задание ( С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания ( С1 и тд.), а затем ответ к нему.

 С1. Перечислите действия, которые необходимо совершить в случае оказания первой помощи при ушибе бедра.

С2 Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся  биологические ошибки. Запишите сначала номера этих  предложений, а затем сформулируйте  их правильно.

Оплодотворение у цветковых растений.

  1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает.   2.  Одна из клеток пыльцевого зерна  образует длинную пыльцевую трубку, по которой  передвигаются женские гаметы. 3.Удлинняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка.  4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия.  5. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает.   6. Слияние женской и мужской гамет  называют оплодотворением.

Прочтите текст и выполните задания С3, С4)

Белки и жиры – высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка  образованна большим числом аминокислот, а состав, которых  атомы углерода, водорода, кислорода, азота, серы. Жиры в свою очередь состоят из глицерина и высших жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в эфире, бензине, хлороформе. В состав молекул жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода.  Жиры и жироподобные вещества обычно объединяют под общим названием липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии в организме.

Белки разных клеток неодинаковы, специфичны. Однако они обладают общими свойством – свертываться или денатурировать при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей.  Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазма, ядра, органоидов. Многие белки являются ферментами, так фермент амилаза регулирует расщепление крахмала. Регуляторная функция осуществляется белками – гормонами. У животных все движения  обеспечиваются сократительными белками. Эти вещества участвуют в защите клеток и контактах с внешней средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ в крови. Жиры, как и белки, также ряд функций. Они вместе с белками входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Легко накапливаясь в клетках, жиры служат запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества, будучи гормонами , принимают участие в регуляции физиологических функций организма. Поскольку жир плохо проводит тепло, то он, располагаясь под кожей, защищает тело животных от переохлаждения.

С3. Используя содержание текста « Белки и жиры», заполните в таблице « Сравнительная характеристика органических веществ »графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

Запишите номер графы и содержание пропущенного элемента.

                 Сравнительная характеристика  органических  веществ

Признаки для сравнения

Белки

жиры

Чем образованны высокомолекулярные органические соединения?

аминокислоты

1.

2.

Свертываются при нагревании и действии ультрафиолетовых лучей

Растворяются только в органических растворителях

Какими сходными функциями обладают высокомолекулярные соединения?

3.

С4. Используя содержание текста « Белки и жиры», найдите и выпишите название клеточной структуры, в образовании которой одновременно участвуют белки и жиры. Какие  функции эта структура выполняет в клетке?



Предварительный просмотр:

Вариант 2

Часть 1.

К каждому из заданий А1 – А26  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

  1. гистология
  2. эмбриология
  3. экология
  4. цитология

А2. Возбудитель СПИДа – это

  1. вирус
  2. бактерия
  3. одноклеточный гриб
  4. простейшие

А3. Как называют организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?

  1. автотрофами
  2. анаэробами
  3. гетеротрофами
  4. аэробами

А4. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве?

  1. в ней много света
  2. у белых грибов в ней нет конкурентов
  3. белые грибы с корнями дубов образуют микоризу
  4. в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами

А5.Представитель,  какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

        1) Голосеменные

        2)  Покрытосеменные

        3)  Папоротниковидные

        4)   Моховидные

А6. Какие растения состоят из исходных по строению клеток, не образующих тканей?

  1. водоросли
  2. плауны
  3. папоротники
  4. мхи

А7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?

  1. Они размножаются на суше
  2. У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.
  3. У них короткие задние конечности и длинные передние.
  4. Они питаются наземными беспозвоночными животными.

А8. К какому классу относят животное , изображенное на рисунке

  1. Паукообразные
  2. Ракообразные
  3. Насекомые
  4. Головоногие

А9. Каких древних животных считают предками земноводных?

  1. Стегоцефалов
  2. Ихтиозавров
  3. Археоптериксов
  4. Латимерий

А10.Социальная природа человека проявляется в

  1. приспособленности к прямохождению
  2. речевой деятельности
  3. наличии гортани с голосовыми связками
  4. образование условных рефлексов

А11. Желчь, вырабатываемая печенью, по желчным протокам поступает в

  1. пищевод
  2. желудок
  3. толстую кишку
  4. тонкую кишку

А12. Эритроциты могут переносить кислород и углекислый газ, так как они содержат

  1. воду и минеральные соли
  2. антитела
  3. фибриноген
  4. гемоглобин

А13. В организме человека превращение артериальной крови в венозную, происходит в

  1. камерах сердца
  2. артериях большого круга кровообращения
  3. венах малого круга кровообращения
  4. капиллярах большого круга кровообращения

А14. Длительное повышенное содержание глюкозы в крови свидетельствует о наруении обмена

  1. белкового
  2. жирового
  3. углеводного
  4. минерального

А15. Неподвижно  соединены между собой

  1. плечевая и локтевая кости
  2. теменная и височная кости
  3. бедренная и большая берцовая кости
  4. грудина и ребра

А16. С помощью энцефалограммы регистрируются  электрические потенциалы, возникающие при работе

  1. головного мозга
  2. сердца
  3. скелетных мышц
  4. тонкого кишечника

А17. На рисунке изображена схема строения органа слуха и равновесия. Какой буквой на ней обозначена улитка?

1) А             2)  Б              3) В             4)   Г

А18. Какой рефлекс помогает вам, войдя в свою квартиру, определить место расположения включателя света?

  1. зрачковый
  2. условный
  3. защитный
  4. ориентировочный

А19. Для уменьшения отека  и боли при вывихе сустава следует

  1. согреть поврежденный сустав
  2. приложить пузырь со льдом к поврежденному  суставу
  3. самостоятельно вправить вывих  в поврежденном  суставе
  4. попытаться, превозмогая боль, разработать поврежденный сустав

А20. какие биотические связи существуют между раком – отшельником и актинией?

  1. паразит – хозяин
  2. хищник – жертва
  3.  конкурентные
  4.  Взаимовыгодные

А21. Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток

  1. света
  2. воды
  3. тепла
  4. минеральных солей

А22.Пластический обмен в организме направлен на

  1. биологическое окисление
  2. синтез веществ, специфичных для данного организма
  3. удаление из организма продуктов распада
  4. использование организмом генетической информации

А23. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как

  1. у них отсутствуют вегетативные органы – корни
  2. стебель у них не ветвящийся с , с узкими листьями
  3. они  образуют органические вещества из неорганических
  4. у них имеются воздухоносные клетки

А24. В каких клетках крови образуется оксигемоглобин?

  1. лейкоцитах
  2. эритроцитах
  3. лимфоцитах
  4.  тромбоцитах

А25. Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?

  1. разрушением тромбоцитов
  2.  синтезом гемоглобина
  3.  Увеличением числа лейкоцитов
  4. Изменением скорости тока крови

А26. Большинство бактерий и некоторые грибы в круговороте веществ , как правило,  выполняют роль.

  1. производителей органических веществ
  2. потребителей органических веществ
  3. разрушителей органических веществ
  4. концентратов органических веществ

Часть 2

При выполнении заданий В1  - В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите  выбранные цифры в порядке возрастания  в указанном месте.

В1. К какими нарушениям в организме человека может привести  неправильная осанка?

  1. искривлению позвоночника
  2. нарушению строения суставов верхних конечностей
  3. смещению внутренних органов
  4. нарушению функций костного мозга
  5. изменению химического состава костей
  6. нарушению кровоснабжения органов

Ответ________________________

В2. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся,

  1. внутреннее оплодотворение
  2. температура тела постоянная
  3. развитие зародыша происходит в яйце
  4. кожа влажная
  5. прямое постэмбриональное развитие
  6. родители заботятся о потомстве

Ответ________________________

В3. Установите соответствие между признаками организма и классом, для которого он характерен. К каждому элементу первого  столбца подберите соответствующий  элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Признаки кровеносной системы                                                  Класс  

А) В сердце содержится только венозная кровь                        1) Птицы

Б) Сердце состоит из четырех камер                                           2) Хрящевые рыбы

В) Имеются два круга кровообращения

Г) В сердце содержится венозная и артериальная кровь

Д) Венозная кровь из сердца поступает к жабрам

Е) Сердце состоит из двух камер

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителя хордовых животных, начиная с наибольшей. В ответ запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Вид заяц – беляк
  2. Семейство Зайцы
  3. Тип Хордовые
  4. Класс Млекопитающие
  5.  Отряд Зайцеобразные

Ответ________________________

При   выполнении  задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр ( по тексту)  выпишите в указанном месте.    

В5. Вставьте в текст  « Наследственность»  пропущенные термины из предложенного перечня, используя  для этого цифровые обозначения. Запишите  в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)  впишите в приведенную таблицу.

Наследственность

Наследственность – это свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение . Элементарная единица наследственного материала – это _______(А) . Его основой  является молекула ______(Б). совокупность всего наследственного материала организма – это __(В)., а в совокупности его внешних и внутренних признаков образуют его ___(Г).  

Перечень терминов

  1. хромосома
  2. генофонд
  3. АТФ
  4. Фенотип
  5. Ген
  6. Генотип
  7. Мутаген
  8.  ДНК

А

Б

В

Г

Часть 3

Для ответов на задание ( С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания ( С1 и тд.), а затем ответ к нему.

 С1.Объясните,почему для  полноценного сна следует ложиться спать в одно и тоже время и избегать напряженной работы и эмоционального возбуждения перед сном.

.

С2. Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся  биологические ошибки. Запишите сначала номера этих  предложений, а затем сформулируйте  их правильно.

                                              Нуклеиновые кислоты.

  1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются полимерами. 2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК  и АТФ.3.  Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.  4. В состав  ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин..5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и ее передачу от материнской клетки к дочерней. 6.  В середине XX  столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей

Прочтите текст и выполните задания С3, С4)

      Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3%  углеводов, тогда  как в клетках растений содержится до 90%.

      Все углеводы разделяются на две группы:  моносахариды и полисахариды.

К моносахаридам относят  рибозу, глюкозу, фруктоз. По свойствам это бесцветные кристаллические вещества  сладкие на вкус и хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются, чаще всего , молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу.  В отличие от моносахаридов, они не сладкие и почти не растворимы в воде.

       В  организме углеводы выполняют в основном  строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов  членистоногих  и оболочки клеток грибов. Крахмал и гликоген резервируются как запасные питательные вещества клеток. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген в клетках животных в основном печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении такого же количества жиров.

Будучи менее энергоемкими моносахаридами быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга,  нуждающиеся в постоянно большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергии глюкозы.

 С3 Используя содержание текста « Углеводы» ,заполните в таблице « Сравнительная характеристика углеводов» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

Запишите номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика  углеводов

Признаки для сравнения

Моносахариды

Полисахариды

Примеры углеводов

глюкоза

1.

2.

Хорошо растворяются в воде  сладкие на вкус

Плохо или вообще не растворяются в воде и не имеют вкуса

Содержание углеводов в растительных и животных клетках , в %

3.

С4. Используя содержание текста «Углеводы», определите группу углеводов, выполняющих  в клетке строительную функцию. Приведите два примера.




Предварительный просмотр:

Вариант 3

Часть 1.

К каждому из заданий А1 – А26  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный .Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Какая наука изучает жизнедеятельность бактерий?

  1. микробиология
  2. паразитология
  3. вирусология
  4. гельминтология

А2. Какую функцию в клетке выполняет молекула АТФ?

  1. защитную
  2. транспортную
  3. энергетическую
  4. опорную

А3. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. рост
  2. движение
  3. ритмичность
  4. раздражимость

А4. Какую систематическую группу из перечисленных в классификации растений считают наиболее крупной?

  1. род
  2. отдел
  3. класс
  4. семейство

А5. Представитель, какого отдела царства Растений изображен на  рисунке?

       1)    Голосеменные

    2)   Покрытосеменные

    3)    Папоротниковидные

       4)   Моховидные

А6. К какому классу относят цветковые растения, имеющие стержневую корневую систему  и сетчатое жилкование листьев?

  1. сфагновых мхов
  2.  хвойных
  3. двудольных
  4. папоротниковидных

А7.Позвоночных животных с трехкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединяют в класс

  1. Костные рыбы
  2. Млекопитающие
  3. Пресмыкающиеся
  4. Земноводные

А8.К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?

  1. Паукообразные
  2. Ракообразные
  3. Насекомые
  4. Членистоногие

А9. Естественный отбор, в  отличие от искусственного отбора,

  1. способствует формированию  полезных  для человека признаков
  2. проводится для создания  новых сортов растения
  3. используется для  улучшения пород животных
  4. происходит в живой природе постоянно

А10. Человека от других млекопитающих животных отличает способность

  1. планировать свои действия
  2. реагировать на внешние раздражения
  3. вырабатывать условные  рефлексы
  4. передавать     безусловные  рефлексы по наследству

А11. Какой орган выделяет пищеварительный сок в двенадцатиперстную кишку?

  1. поджелудочная железа
  2. аппендикс
  3. печень
  4. селезенка

А12. Больные малокровием употребляют железосодержащие препараты, так как железо входит в состав

  1. гемоглобина
  2. лимфоцитов
  3. тромбоцитов
  4. фибриногена

А13. К малому кругу кровообращения относят

  1. аорту
  2. нижнюю полую вену
  3. легочную вену
  4. плечевую артерию

А14. Поваренная соль , обогащенная йодом, полезна, т. к. йод

  1. влияет на состав форменных элементов крови
  2. способствует синтезу витамина А.
  3. предупреждает заболевание гриппом
  4. регулирует деятельность щитовидной железы

А15. Пример динамической работы – это

  1. удержание поднятой штанги
  2. ожидание автобуса на остановке
  3. чтение книги за письменным столом
  4. бег на длинную дистанцию

А16. Рефлекторная дуга начинается с

  1. исполнительного нейрона
  2. вставочного нейрона
  3. рабочего органа
  4. рецептора

А17. На рисунке изображена схема  строения глаза. Какой буквой на ней обозначен зрачок?

1) А             2)  Б              3) В             4)   Г

А18. Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены у человека в

  1. мозжечке
  2. продолговатом
  3. промежуточном мозге
  4. коре больших полушарий

А19. У больного перед операцией определяют группу крови . это позволяет лечащему врачу

  1. найти нужного донора
  2. определить причину болезни
  3. назначить правильное лечение
  4. рассчитать химический состав наркоза

А20. Примером биотических взаимоотношений  по типу « паразит – хозяин » могут служить связи, возникающие между:

  1. щукой и окунем
  2. раком – отшельником и актинией
  3. человеческой аскаридой  и человеком
  4. елями и березами

А21. Все виды деятельности  человека, влияющие на окружающую среду, принято относить к факторам

  1. антропогенным
  2. биотическим
  3. абиотическим
  4. негативным

А22. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит  в наличии у них

  1. хлоропластов
  2. плазматической мембраны
  3. оболочки из клетчатки
  4. вакуолей с клеточным соком

А23 Испарение воды листьями способствует

  1. передвижению минеральных солей в растении
  2. снабжению листьев органическими веществами
  3. усвоению углекислого газа хлоропластами
  4. повышению скорости образования органических веществ в вакуолях.

А24. В какие кровеносные сосуды поступает лимфа из лимфатической системы?

  1. капилляры
  2.  аорта
  3. вены
  4. артерии

А25. иногда у детей хорошо видны изменения формы костей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке, какого витамина наблюдается это явление?

           1) А                  2) В                3)С                    4)  Д

 А26 Появление в процессе эволюции у земноводных трехкамерного сердца способствовало

  1. их выходу на сушу
  2. кожному дыханию
  3. увеличению размеров тела
  4. развитию их личинок в воде

Часть 2

При выполнении заданий В1  - В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите  выбранные цифры в порядке возрастания  в указанном месте.

В1. Инсулин в организме человека

  1. влияет на использование углеводов тканями
  2. регулирует обмен жиров
  3. способствует превращению избытка глюкозы в гликоген
  4. действует на клетки в ничтожно малых количествах
  5. обеспечивает необходимый уровень обмена белков
  6. повышает содержание сахара в крови

Ответ______________

В2. В чем проявляется сходство растений и грибов?

  1. растут в течение всей жизни
  2. всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
  3. растут только в начале своего индивидуального развития
  4. питаются готовыми органическими веществами
  5. являются производителями в экосистемах
  6. имеют клеточное строение

Ответ______________

В3. Установите соответствие между признаками организма и царством, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Способ приобретения иммунитета                                                         Вид

А) передается по наследству                                                                   1) Естественный

Б) вырабатывается под действием вакцины                                          2) Искусственный

В) возникает после введения в организм лечебной сыворотки

Г) формируется после перенесенного заболевания

А

Б

В

Г

Д

Е

 В4.Установите правильную последовательность прохождения порции крови по большому кругу кровообращения  у слона, начиная с левого желудочка. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

 А) правое предсердие

 Б) аорта

 В) бедренная артерия

 Г)  левый желудочек

 Д) нижняя полая вена

Ответ______________

При   выполнении  задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр ( по тексту)  выпишите в указанном месте.    

В5. Вставьте в текст « Питание »  пропущенные термины из предложенного перечня, используя  для этого цифровые обозначения. Запишите  в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность  цифр ( по  тексту )  впишите в приведенную таблицу.  

Питание

По способу получения органических веществ все организмы делят на ___(А) и ______(Б).первые способы самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца ______(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ  - хемотрофы. Вторые могут быть сапротрофами  и ________(Г).

Перечень терминов

  1. симбионты
  2. анаэробы
  3. фототрофы
  4. паразиты
  5. гетеротрофы
  6. аэробы
  7. автотрофы
  8. конкуренты

А

Б

В

Г

                                           Часть 3

Для ответов на задание ( С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания ( С1 и тд.), а затем ответ к нему.

 С1.Что следует знать человеку, оказывающему первую доврачебную  помощь пострадавшему , при вывихе плечевого пояса.

С2.Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся  биологические ошибки. Запишите сначала номера этих  предложений, а затем сформулируйте  их правильно.

                                                   Наследственность

Наследственность – это способность организма сохранять  и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. 2.   Передача наследственных признаков у организма происходит только при половом размножении.   3. Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах 4. Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы ДНК.  5. Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма.  6. Все полученные по наследству  гены обязательно проявятся у организма.

Прочтите текст и выполните задания С3, С4)

Двумембранные органоиды клетки

К двумембранным относят достаточно крупные органоиды клетки – митохондрии и хлоропласты. Они имеют свои собственные молекулы ДНК, способны,  независимо от ядра клетки, к биосинтезу и делению. Эти органоиды выполняют одну из наиболее значимых функций – преобразуют внешнюю энергию в разные ее виды , которые могут быть использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.

     Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная мембрана у них гладкая , а внутренняя образует складки или кристы. На мембранах крист располагаются многочисленные ферменты. Они катализируют окисление органических веществ  и участвуют в энергетическом обмене. Основная функция  митохондрий – синтез универсального источника энергии – АТФ.

       Хлоропласты, в отличие от митохондрий , присутствуют  только  в растительных клетках, но встречаются и у некоторых простейших , например, у эвглены зеленой. С этими органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающий в преобразовании световой энергии в энергию химических связей молекул глюкозы.  Благодаря процессу фотосинтеза в атмосферу постоянно  поступает молекулярный кислород.

      Хлоропласты несколько крупнее митохондрий . Внутри почти шаровидного тела имеются многочисленные мембраны, на которых располагаются ферменты. Там  же находится  пигмент хлорофилл, придающий хлоропластам  зеленый цвет.

С3 Используя содержание текста «Двумембранные органоиды клетки»,  заполните в таблице « Сравнительная характеристика Двумембранных органоидов клетки»

графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

Запишите номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика   двумембранных органоидов клетки

Признаки для сравнения

митохондрии

хлоропласты

Форма органоида

эллипсовидная

1.

Для каких клеток характерны органоиды?

2.

Только для растительных клеток эукариотов

3.

Синтез АТФ

Фотосинтез

С4.  Пользуясь текстом  «Двумембранные органоиды клетки» и своими знаниями , перечислите исходные вещества и конечные продукты энергетического обмена.  Напишите схему химического уравнения процесса дыхания.




Предварительный просмотр:

Вариант 4

Часть 1.

К каждому из заданий А1 – А26  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

 А1.  Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

  1. И.И. Мечникова
  2. Л. Пастера
  3. Н. И. Вавилова
  4. Ч. Дарвина

А2. Хроматиды – это

  1. части  удвоенной хромосомы
  2. участки  хромосомы, содержащие гены
  3. кольцевые молекулы  ДНК
  4. весь хромосомный набор клетки

А3. Какой признак характерен для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. способность к передвижению
  2. способность изменять окраску
  3. обмен веществ и превращение энергии
  4. способность разрушаться под воздействием окружающей среды

А4. Какую систематическую группу из перечисленных в классификации растений считают  наиболее крупной?

  1. род
  2. отдел
  3. класс
  4. семейство

А5. Представитель, какого отдела царства Растений изображен на рисунке?

        1)   Голосеменные

     2)   Покрытосеменные

     3)  Папоротниковидные

        4)   Моховидные

А6. Семенами размножаются

  1. хвощи и плауны
  2. мхи и папоротники
  3. папоротники и водоросли
  4. хвойные и цветковые

А7. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных животных по наличию

  1. волосяного покрова и ушных раковин
  2. голой кожи покрытой слизью
  3. рогового панциря или щитков
  4. сухой кожи с роговыми чешуями

А8. К какому классу относят животное, изображенное на рисунке?

  1. Пресмыкающиеся
  2. Костные рыбы
  3. Хрящевые рыбы
  4. Земноводные

А9. Какие приспособления к уменьшению испарения воды сформировались у хвойных растений в процессе эволюции?

  1. мощная крона
  2. развитая корневая система
  3. восковой слой и небольшое число устьиц
  4. быстрое  передвижение воды по сосудам

А10. Переход предков человека к прямохождению способствовал

  1. развитию четырехкамерного сердца
  2. появлению условных рефлексов
  3. усилению обмена веществ
  4. высвобождению рук от передвижения

А11. Голосовые связки у человека расположены в области

  1. трахеи
  2.  гортани
  3.  пищевода
  4. альвеол

А12. Внутреннюю среду организма составляют

  1. ферменты, гормоны, витамины
  2. желудочный сок и поджелудочный сок
  3. кровь , лимфа и тканевая жидкость
  4.  печень , поджелудочная железа , почки

А13.  Какой кровеносный сосуд имеет стенку, состоящую из одного слоя клеток?

  1. альвеолярный капилляр
  2. воротная вена печени
  3. сонная артерия
  4. аорта

  А14. Какое образование кожи выполняет выделительную функцию?

  1. клетки эпидермиса
  2. потовые железы
  3. холодовые и тепловые рецепторы
  4. подкожная жировая клетчатка

А15. Красный костный мозг , расположенный в губчатом веществе , участвует в формировании клеток

  1. мышечной ткани
  2. нервной ткани
  3. крови
  4. железистого эпителия

А16. Вегетативная нервная система регулирует работу мыщц

  1. мимических
  2. межреберных
  3. кровеносных сосудов
  4. верхних конечностей

А17. На рисунке изображена схема  строения глаза. Какой буквой на ней обозначена оболочка, в которой происходит преобразование энергии света в нервные импульсы?

1) А             2)  Б              3) В             4)   Г

А18. Высшая нервная деятельность человека характеризуется

  1. наличие безусловных рефлексов
  2. формирование  условных рефлексов
  3. абстрактным мышление и речью
  4. элементарной рассудочной деятельностью

А19. Какова одна из причин развития близорукости у человека?

  1. уменьшение числа колбочек
  2. удлинение глазного яблока
  3. нарушение в кровоснабжении глаза
  4. помутнение хрусталика

А20. Примером действия,  какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

  1. биотического
  2.  антропогенного
  3. абиотического
  4. сезонного

А21. Какая цепь питания составлена правильно?

  1. кузнечик – растение – лягушка – змея - хищная птица
  2. растение – кузнечик – лягушка – змея - хищная птица
  3. лягушка  – растение-кузнечик – хищная птица – змея
  4. кузнечик – змея – хищная птица – лягушка – растение

А22. Создатели клеточной теории Т. Шванн и М. Шлейден

  1. открыли клеточное строение организмов
  2. доказали единство живой и неживой природы
  3. описали механизм клеточного деления
  4. обобщили данные о клеточном строении организмов

А23. У насекомых , в отличие от других членистоногих ,

  1. на головогруди четыре пары ходильных ног, брюшко нечленистое
  2. тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног
  3. конечности прикрепляются к головогруди и брюшку
  4. мышцы прикрепляются к хитиновому покрову

А24.Какой фактор вызывает увеличение частоты дыхания  человека при тяжелой физической работе?

  1. насыщение крови  углекислым газом
  2. увеличение числа эритроцитов
  3. накопление в мышца молочной кислоты
  4. удаление гликогена из печени

А25. Человек переносит инфекционные заболевания в легкой форме, если ему в кровь вводят

  1. лечебную сыворотку
  2. физиологический раствор
  3. ферменты
  4. гормоны

А26. Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?

  1. сходство химического состава живых и неживых тел природы
  2. сходство в строении между животными и человеком
  3. наличие ископаемых форм растений и животных
  4. универсальность генетического кода

Часть 2

При выполнении заданий В1  - В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите  выбранные цифры в порядке возрастания  в указанном месте.

В1.Эпителиальные ткани образуют

  1. покровы тела
  2. слизистые  внутренних органов
  3. средний слой стенки желудка
  4. хрящевые диски между позвонками
  5. железы внешней секреции
  6. подкожная клетку

Ответ______________

В2. Какие признаки характерны для растений отдела папоротниковидные?

  1. Опыление осуществляют насекомые
  2. В цикле развития формируется заросток
  3. Органом размножения является цветок
  4. Оплодотворение связано с водой
  5. Размножаются с помощью спор
  6. Укрепляются в почве с помощью ризоидов

Ответ______________

В3. Установите соответствие между признаками организма и царством, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Признаки животных                                                       Систематическая

А)  хорда сохраняется все жизнь                                        1) Бесчерепные

Б)  в головном мозге хорошо различимы отделы               2) Позвоночные

В) нервная система образована однородной трубкой

Г) у большинства представителей хорда имеет только на ранних стадиях развития

Д) скелет головы отсутствует

Е) представлены разнообразными по внешнему виду и строению организмами

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Определите последовательность прохождения порции крови по малому кругу кровообращения у человека, начиная с правого желудочка. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

А) левое предсердие

Б) легочная артерия

В) капилляры легких

Г) правый желудочек

Д) легочная вена

Ответ______________

При   выполнении  задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр ( по тексту)  выпишите в указанном месте.    

В5. Вставьте в текст «Обмен веществ»  пропущенные термины из предложенного перечня, используя  для этого цифровые обозначения. Запишите  в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность  цифр (по тексту)  впишите в приведенную таблицу.  

                                                       

                                                      Обмен веществ

Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе метаболизма . В нем различают  ___________(А) и пластический обмен. Основой первого является процесс окисления органических веществ и выделение энергии. В результате образуются _________-( Б) и вода. Пластический обмен направлен на синтез новых веществ. Например, синтез белков происходит на _____(В) и протекает с затратой _____(Г).

                                                        Перечень терминов

  1. митохондрия
  2. РНК
  3. информационный
  4. энергетический
  5. рибосома
  6. водород
  7. АТФ
  8. углекислый газ

А

Б

В

Г

                                           Часть 3

Для ответов на задание ( С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания ( С1 и тд.), а затем ответ к нему.

 С1.  Обоснуйте рекомендации, которыми необходимо руководствоваться во время гриппа или простуды: употреблять легко усваиваемую пищу, пить морс , чай компот и вообще больше жидкости.

С2 Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся  биологические ошибки. Запишите сначала номера этих  предложений , а затем сформулируйте  их правильно.

                                                   Одноклеточные организмы

1. Одноклеточные организмы встречаются только среди представителей царства  Бактерий и царства Животные. 2. Часть из них является автотрофами, другие – гетеротрофами. 3.Отличная особенность одноклеточных – относительно простое тело. 4.При неблагоприятных условиях бактерии могут образовывать гаметы, 5. Прокариотные организмы относятся  только к царству Бактерии. 6. В царстве Животные, к одноклеточным организмам относят представителей типа Кишечнополостные.

Прочтите текст и выполните задания С3, С4)

Витамины А и С

Витамины – биологически активные органические соединения разной химической природы, жизненно необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.  

     Витамин А, или ретинол, входит в состав зрительного пигмента  палочек сетчатки глаза . Его много в томатах , морковки, тыкве, хурме, животных продуктах,особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Он растворяется только в жирах, поэтому содержащие витамина А овощи следует  употреблять с маслом. Суточная потребность в витамине 1,5 – 2 мг. При недостатке витамина нарушается темновая адаптация – нормальное зрение днем и плохое в сумерках (куриная слепота), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых людей  ретинол способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребности организма в течение  2 лет. Водорастворимый витамин С, или аскорбиновая кислота, будучи сильным восстановителем, участвуют во многих процессах  в организме: транспорте электронов, синтезе норадреналина, обеспечении  проницаемость стенок капилляров .Витамин  содержится в свежих  о овощах и фруктах, в ягодах черной смородины ,плодах цитрусовых и шиповника. В сутки человеку необходимо 6о мг аскорбиновой кислоты.

 При недостатке появляется общая слабость, нервозность , признаки цинги – кровоизлияние  в коже, кровоточивость десен, выпадение зубов. Аскорбиновая кислота малоустойчива, быстро окисляется и теряет биологическую активность. Поэтому ее обычно мало в долго хранящихся продуктах, много ее теряется  при кулинарной обработке.

С3 Используя содержание текста «Витамины А и С» ,заполните в таблице «Сравнительная характеристика витаминов» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

Запишите номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика   витаминов

Признаки для сравнения

Витамин А

Витамин С

Растворимость

жирорастворимые

1.

2.

Нормальное зрение днем , плохое в сумерках

Общая слабость , нервозность, кровоизлияние в коже, кровоточивость десен

Главный природный источник витамина

3.

Свежие овощи , фрукты , ягоды

С4.  используя текст  «Витамины А и С» и своими знаниями ,  предложите не менее  трех способов максимального сохранения витамина С  в овощах, которые употребляют в приготовлении овощного салата. Свои действия обоснуйте.

 



Предварительный просмотр:

Вариант 5

Часть 1.

К каждому из заданий А1 – А26  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Прибор, с помощью которого биологи делают тончайшие срезы тканей для микропрепаратов, - это

  1. нож
  2. лезвие
  3. скальпель
  4. микротом

А2. Как называют органоид, участвующий в сборе молекул белка?

  1. митохондрия
  2. лизосома
  3. комплекс Гольджи
  4. рибосома

А3. К какому отделу относят растения, у которых имеется генеративный орган – цветок?

  1. Голосеменные
  2. Папоротниковидные
  3. Покрытосеменные
  4. Моховидные

А4. Неблагоприятные условия для жизнедеятельности бактерии создаются в процессе

  1. квашения капусты
  2. приготовления кефира
  3. консервирования грибов
  4. закладки силоса  

А5. Представитель, какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

1) Голосеменные

2) Покрытосеменные

  3) Папоротниковидные

4) Моховидные

.

А6.  Особенности строения,  какого органа цветковых растений играют решающую роль при их объединении в классы?

  1. семени
  2. плода
  3. цветка
  4. листа

А7. Позвоночных животных с непостоянной температурой тела, легочным дыханием, трехкамерным сердцем с неполной перегородкой в желудочке относят к классу

  1. Земноводные
  2. Млекопитающие
  3. Птицы
  4. Пресмыкающиеся

А8. К какому классу относят животное,  изображенное на рисунке.

  1. Паукообразные
  2. Ракообразные
  3. Насекомые
  4. Головоногие

А9. Стебель с листьями в процессе эволюции растений впервые появился у

  1. водорослей
  2. моховидных
  3. хвощевидных
  4. папоротниковидных

А10.Чем череп человека отличается от черепа человекообразной обезьяны?

  1. большим отделом мозгового отдела
  2. наличием лицевого и мозгового отделов
  3. наличием подвижной нижней челюсти
  4. большим объемом лицевого отдела

А11. Трахея у человека относительно пищевода располагается

  1. спереди
  2. сзади
  3. справа
  4. слева

А 12. Какие клетки крови образуют антитела, обезвреживающие чужеродные вещества?

   1)  эритроциты

    2)  лимфоциты

    3) тромбоциты

    4) фагоциты

А13. На границе левого предсердия и левого желудочка

  1. расположен полулунный клапан
  2. расположен створчатый клапан
  3. расположена продольная перегородка
  4. расположено отверстие легочной артерии

А14. Больные диабетом, после введения инсулина, сразу должны съесть легко усвояемую пищу потому, что у них в этот момент

  1. резко снизится концентрация глюкозы в крови
  2. повысится температура тела
  3. снизится устойчивость к инфекциям
  4. повысится возбудимость

А15. Какая из перечисленных костей черепа является парной?

  1. лобная
  2. теменная
  3. затылочная
  4. нижняя челюсть

А16. Гипоталамус расположен в

  1. продолговатом мозге
  2. промежуточном мозге
  3. мозжечке
  4. среднем мозге

 А17. На рисунке изображена схема  строения глаза. Какой буквой на ней обозначен стекловидное  тело?

1) А             2)  Б              3) В             4)   Г

А18.Основой нервной деятельности человека и животных служит

  1. мышление
  2. рефлекс
  3. возбуждение
  4. рассудочная деятельность

А19. Что нужно делать, чтобы не заразиться туберкулезной палочкой?

  1. поддерживать в помещении определенную температуру
  2. регулярно чистить зубы и полоскать рот после еды
  3. проветривать помещение и делать влажную уборку
  4. потреблять  пищу с большим содержанием углеводов

А20.  Какая биотическая связь характерна для щук и окуней, живущих в одном водоеме?

  1. хищничество
  2. паразитизм
  3. симбиоз
  4. конкуренция

А21. Что общего между агроэкосистемой картофельного поля и экосистемой степи?

  1. наличие длинных цепей питания
  2. значительное преобладание растений одного вида
  3. замкнутый круговорот  химических элементов
  4. присутствие в системе продуцентов,  консументов, редуцентов

А22. Какие клетки из перечисленных способны выполнять в организме фагоцитарную функцию?

  1. нейроциты
  2. миоциты
  3. лейкоциты
  4. тромбоциты

А23. Возбудителем малярии является

  1. малярийный комар
  2. гнилостный воздух болот
  3. человек, больной малярией
  4.  малярийный паразит

А24. Какое вещество, вырабатываемое печенью, использует в качестве  источника энергии спортсмен, бегущий марафонскую дистанцию?

  1. гликоген
  2. адреналин
  3. пепсин
  4. гемоглобин

А25. Кровь, какой группы можно переливать больному со второй резус – отрицательной группой крови?

  1. любую резус – отрицательную
  2. любую резус – положительную
  3. первую  резус – положительную
  4. первую  резус – отрицательную

А26. Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у нихв процессе эволюции появились

  1. листья в форме иголок
  2.  придаточные корни
  3. семена
  4. гаметы

 Часть 2

При выполнении заданий В1  - В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите  выбранные цифры в порядке возрастания  в указанном месте.

В1. Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции?

  1. потовые железы
  2. сальные железы
  3. кровеносные сосуды кожи
  4.  вены малого круга кровообращения
  5. мышцы стенок кишечника
  6. подкожная жировая клетчатка

Ответ _______________

В2. Сходство грибов  и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться готовыми органическими веществами
  2. они растут в течение всей своей жизни
  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
  4. в клеточных стенках грибов и покровах тел членистоногих содержится хитин
  5. в клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
  6. они размножаются спорами

 Ответ__________________

В3. Установите соответствие между признаками организма и царством, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Характеристика размножения                                              Тип

А) происходит с помощью отдельных органов,                  1) Бесполое

их частей и отдельных клеток

Б)осуществляется при участии гамет                                     2) Половое

 В) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков

Г) новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Д)  новые организмы развиваются из зиготы

Е потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность  букв.

А) орел

Б) змея

В) кузнечик

Г) растение

Д) лягушка

Ответ_____________

При   выполнении  задания В5 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр ( по тексту)  выпишите в указанном месте.    

В5. Вставьте в текст «Ракообразные»  термины из предложенного перечня, используя  для этого цифровые обозначения. Запишите  в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность  цифр (по тексту)  впишите в приведенную таблицу.  

Ракообразные -  представители  ---(А) . Покровы тела состоят из ____(Б), а у некоторых представителей пропитаны известью. Представители класса – высокоорганизованные животные с ___(В) кровеносной  системой. Тело животных состоит из___(Г) и брюшка.                                    

                                                 

                                              Перечень терминов

  1. Беспозвоночные
  2. головогрудь
  3. незамкнутая
  4. голова и грудь
  5. хитина
  6. крахмала
  7. замкнутая
  8. Членистоногие

А

Б

В

Г

                                         

Часть 3

Для ответов на задание ( С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания ( С1 и тд.), а затем ответ к нему.

 С1. Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?

                                                       

.С2. Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся  биологические ошибки. Запишите сначала номера этих  предложений, а затем сформулируйте  их правильно.

1. В природе, кроме организмов, имеющих клеточное строение, существуют и неклеточные формы жизни – вирусы.  2. Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью. 3. Их принято считать переходной группой между бактериями и простейшими. 4. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов  5. Отдельные вирусы состоят из нуклеиновых кислот и белков. 6. Вирусы – внеклеточные паразиты.

Прочтите текст и выполните задания С3, С4)

Анатомически и функционально вегетативную нервную систему подразделяют на два отдела: симпатический и парасимпатический.

Центральные симпатические нейроны расположены в грудных сегментах спинного мозга. Отходящие от них короткие нервные волокна заканчиваются за пределами спинного мозга в узлах  симпатических, тянущихся по обеим сторонам позвоночника. От нейронов этих узлов идут длинные нервные волокна ко всем внутренним органам

 Симпатический отдел активизируется тогда, когда организм переходит к  активной деятельности. Под влиянием учащаются  сокращения сердца, повышается давления крови, увеличивается содержания сахара в крови, суживаются сосуды, расширяются зрачки.  В тоже время тормозится  деятельность пищеварительной и половой системы.

 Центры парасимпатической нервной системы  представлены ядрами, находящимися в стволе головного  и крестцовом  отделе спинного мозга.  От них отходят длинные парные нервы, волокна которых к органам грудной, брюшной, тазовой полостей.

 В отличие от симпатической, нервные узлы парасимпатической  системы располагаются непосредственно в органах или возле них. т каждого узла отходят короткие ветвящиеся нервные волокна, заканчивающиеся в разных частях этих органов. Парасимпатическая система  возвращает деятельность сердца в состояние покоя, уменьшает давление крови, снижает интенсивность обмен вещества и содержание сахара в крови. Под ее влияние  дыхание становится более редким и одновременно повышается активность  пищеварительной системы.

С3 Используя содержание текста «Вегетативная нервная система», заполните в таблице «Сравнительная характеристика отделов вегетативной нервной системы» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

Запишите номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнительная характеристика   отделов вегетативной нервной системы

Признаки для сравнения

Симпатическая нервная система

Парасимпатическая нервная система

1.

грудные сегменты спинного мозга

Ствол головного мозга и крестцовый отдел спинного мозга

Расположение нервных узлов

Узлы вдоль спинного мозга

2.

Какое влияние оказывает на работу сердца и органов дыхание?

3.

Замедляет деятельность сердца и дыхания

С4.  Используя текст  «Вегетативная нервная система» и своими знаниями, объясните, какое влияние оказывают нервы, отходящие от грудных сегментов спинного мозга, на деятельность пищеварительной системы и уровень артериального давления.  Ответ аргументируйте.



Предварительный просмотр:

Вариант 6

Часть 1.

К каждому из заданий А1 – А26  даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.  Номер этого ответа обведите кружком.

А1. Передача признаков у человека от поколения к поколения осуществляются:

  1. белками организма
  2. гаметами
  3. соматическими клетками
  4. делением клеток

А2. Испарение воды растениями – это приспособление к:

  1. передвижению органических веществ
  2. сохранению тепла
  3. транспорту минеральных веществ
  4. образованию органических веществ

А3. Отравление грибами очень опасно , потому что:

  1. во всех случаях оно смертельно
  2. ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кишечнике
  3. симптомы отравления проявляются слишком поздно
  4. не существует противоядий грибных токсинов

А4. Фотосинтез у растений осуществляется в:

  1. лейкопластах
  2. хлоропластах
  3. вакуолях
  4. цитоплазме

А5. К основным отличиям папоротников от водорослей можно отнести:

  1. половое размножение
  2. спорообразование
  3. наличие проводящих систем
  4. способность к фотосинтезу

А6.Белки одного человека, немного отличаются от белков другого человека. Это связано  с отличиями в:

  1. наборе генов
  2. разнообразии углеводов
  3. строении жиров
  4. количество хромосом

А7. В бассейне, какой реки вы встретитесь с наибольшим разнообразием видов?

  1. Енисея
  2. Дуная
  3. Амазонки
  4. Волги

А8. Основная заслуга Чарльза Дарвина перед наукой заключается в:

  1. объяснении происхождения жизни
  2. создании системы природы
  3. усовершенствовании методов селекции
  4. объяснении причин приспособленности организмов

А9. Появление пятипалых конечностей у животных связано с :

  1. переходом к водному образу жизни
  2. передвижением по дну и последующим выходом на сушу
  3. необходимостью лазать по деревьям
  4. необходимостью изготавливать орудия охоты.

А10. Человекообразной обезьяны в отличие от человека не способна к :

  1. обучению
  2. поиск выхода из трудовой ситуации
  3. общению
  4.  анализу текста

А11. Очищение крови от ядов в организме человека происходит в

  1. желудке
  2. тонком кишечнике
  3. печени
  4. толстом кишечнике

А12.Если донор имеет первую резус – отрицательную группу крови, то ее можно переливать больному имеющему группу крови :

  1.  любую резус – отрицательную
  2. любую резус – положительную
  3. первую  резус – положительную
  4. первую  резус – отрицательную

А13. Куда поступает венозная кровь из большого круга кровообращения?

  1. в правое предсердие
  2. правый желудочек
  3. левое предсердие
  4. левый желудочек

А14.Для пополнения запаса сил спортсмену на дистанции полезнее съесть:

  1. кусок сыра
  2. плитку шоколада
  3. сырое яйцо
  4. немного сала

А15. Недостаток эритроцитов в крови можно определять по содержанию в ней:

  1. глюкозы
  2. солей калия
  3. солей натрия
  4. гемоглобина

А16. Какой буквой обозначен сосуд, несущий артериальную кровь в большой круг кровообращения?

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

А17. Главную роль в формировании облика лесного биоценоза играют:

  1. насекомые
  2. растения
  3. грибы
  4. млекопитающие

А18. Зигота превращается в многоклеточный зародыш в результате:

  1. оплодотворения
  2. дробления
  3. образования гамет
  4. почкования

А19. Нарушение дыхания у человека связано с функцией:

  1. мозжечка
  2. продолговатого мозга
  3. моста
  4. спинного мозга

А20. У боксера внезапно возникло резкое ослабление зрения. Это произошло из – за травмы:

  1. височной части головы
  2. мозжечка
  3. лобной области головы
  4. затылочной области

А21. Избыток или недостаток гормонов в крови воспринимается:

  1. гипоталамусом
  2. гипофизом
  3. центрами спинного мозга
  4. корой головного мозга

А22.С нарушениями функций,  какой из желез связано заболевание базедовой болезнью?

  1. поджелудочной
  2. щитовидной
  3. надпочечников
  4. половых

А23. Илья Ильич Мечников создал:

  1. теории эволюции
  2. вакцину против оспы
  3. теорию  клеточного иммунитета
  4. учение о биосфере

А24. Важнейшая функция речи – это:

  1. подача звукового сигнала
  2. выражение эмоций
  3. выражение человеком своих потребностей
  4. формирование понятий

А 25.Сколько видов приматов живет в Австралии:

 

1) один

 2) ни одного

 3) 2-3 вида

 4) множество видов

А 26.Какое животное может быть переносчиком возбудителей дизентерии?

1) комар

2) слепень

3) муха

4) шмель

Часть 2

При выполнении заданий В1  - В2 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите  выбранные цифры в порядке возрастания  в указанном месте.

В1.Выберите функции цветка, важные для жизнедеятельности растения:

  1. испарение воды
  2. привлечение опылителей
  3. рост растения в высоту
  4. образования нектара
  5. образование семян
  6. запасание органических веществ

Ответ________________

В2. Выберите особенности строения, относящиеся только к земноводным ( в отличие от рыб).

  1. органы дыхания представлены легкими и кожей
  2. есть внутреннее и среднее ухо
  3.  есть сердце и кровеносные сосуды
  4. головной мозг разделен на  5  отделов
  5. сердце трехкамерное
  6. один круг кровообращения

Ответ_______________

В3. Установите соответствие между растениями и зависимостью их оплодотворения от воды. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

 

Зависимость

Организмы

  1. Зависят
  2. Не зависят

А) Хлорелла

Б) Маршанция

В) Томат

Г) Виноград

Д) Кукушкин лен

Е) Улотрикс

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. В4.  Выстройте путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:

А) глотка

Б) желудок

В) толстая кишка

Г) клоака

Д) тонкая кишка

Е) пищевод

1

2

3

4

5

6

При   выполнении  задания В5 вставьте в текст, пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр ( по тексту)  выпишите в указанном месте.    

В5. Вставьте в текст термины из предложенного перечня, используя  для этого цифровые обозначения. Запишите  в текст  цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность  цифр (по тексту)  впишите в приведенную таблицу.  

Клеточные органоиды  выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Так, например, в хлоропластах растительных клеток происходит_____(А), а на рибосомах синтезируется ______(Б). В митохондриях   вырабатывается ________(В), а ядро хранит _________(Г)

                                                   

                                               Перечень терминов

  1. транспорт веществ
  2. фотосинтез
  3. крахмал
  4. наследственную информацию
  5.  АТФ
  6. белок

А

Б

В

Г

Часть 3

Для ответов на задание (С1 – С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и тд.), а затем ответ к нему.

 С1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил  ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных  группах  через некоторое время и почему?  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

.С2 Прочитайте текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся  биологические ошибки. Запишите сначала номера этих  предложений, а затем сформулируйте  их правильно.

  1. Дышат растения только днем, на свету. 2. В то же самое время происходит и фотосинтез. 3. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании. 4. Во время фотосинтеза растения используют энергию органических веществ, накопленных ими. 5. Во время дыхания они используют энергию света . 6.  Так  же как и животные, растения погибают при прекращении дыхания.

Прочтите текст и выполните задания С3, С4)

С3. Используя содержание текста «Сходство и отличие между человеком и другими млекопитающими животными», заполните в таблице «Сравнительная характеристика отделов вегетативной нервной системы» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.    Запишите номер графы и содержание пропущенного элемента.

Ближайшими родственниками человека считаются человекообразные обезьяны. Как  и все

Млекопитающие животные, они вынашивают детенышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, т.е. они  теплокровны. Зубы  человекообразных обезьян делятся на  резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека , есть ушные раковины, а также рудиментарные органы, как копчиковая кость, складка в уголке глаза ( третье веко), ушные  мышцы. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например в добывании  пищи. Однако между человеком  и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа  человека преобладает над лицевым. У обезьян, наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объем мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечивало развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи  с трудовой деятельностью  развивается  кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становится короче ног, стопа вместе с  позвоночником выполняет амортизационные функции.

 Внесите недостающие сведения в таблицу   Сравнительная характеристика   человекообразных обезьян и человека, заполнив ячейка с цифрами.

  Сравнительная характеристика   человекообразных обезьян и человека

Признаки для сравнения

шимпанзе

человек

Объем головного мозга

400 – 500 см3

1.

Преимущественное положение тела в пространстве

2.

прямохождение

Особенности скелета

Отсутствие изгибов позвоночника, выпуклая грудная клетка, плоская стопа

3.

С4.  Используя текст  «Сходство и отличие между человеком и другими млекопитающими животными» объясните, почему шимпанзе не способна  к осознанному труду.  Ответ аргументируйте..

     



Предварительный просмотр:

Ответы  Билет 1

1-   26- баллов- 2

27-39-      - 3

40 – 50     - 4

50 - 58      - 5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

А

22

А

23

А

24

А

25

А

26

1

2

2

1

2

4

3

4

2

3

3

2

3

2

1

4

2

1

4

4

3

1

3

1

3

4

В1

В2

В3

В4

В5

245

234

122121

ДАБГВ

6157

 

С1. 1. Холод на поврежденное бедро.

       2. Давящая повязка и покой поврежденной конечности.

С2. 2. Мужские гаметы

       4. Яйцеклетка и большая клетка

        5. Второй с большой клеткой

С3.1. Глицерин и высшие жирные кислоты

       2. Свойства

       3. Строительная и регуляторная функции

С4.  1. Название клеточной структуры – клеточная мембрана

        2. Отграничивает клетку от окружающей среды

        3. Обеспечивает избирательное поступление и выделение веществ

 

Ответы  Билет 2

26- баллов- 2

27-39-      - 3

40 – 50     - 4

50 - 58      - 5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

А

22

А

23

А

24

А

25

А

26

4

1

4

3

1

1

2

3

1

2

4

4

4

3

2

1

4

2

2

4

2

2

1

2

2

3

В1

В2

В3

В4

В5

136

135

211122

ВГДБА

5864

С1. 1.При установлении режима отдыха ко сну и подъема вырабатывается стойкий условный рефлекс на время засыпания и пробуждения, и они происходят для человека быстро и легко .

       2. Напряженная деятельность, глубокие положительные и отрицательные эмоции создают в мозге сильные доминантные возбуждения, которые разливаются и тормозят нервные центры, участвующие в снижении уровня бодрствования и развития сна.

С2. 2.  РНК

     3. Нуклеотиды

        6.В состав ДНК входят 4 азотистых основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин

С3. 1. Крахмал, гликоген, хитин, целлюлоза.

       2. Свойства

       3.  от 1% до 90%

С4.  1. Целлюлоза и хитин

        2. Целлюлоза образует стенку растительной клетки

        3. Хитин является основой наружного скелета членистоногих и оболочки клеток грибов.

Ответы  Билет 3

26- баллов- 2

27-39-      - 3

40 – 50     - 4

50 - 58      - 5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

А

22

А

23

А

24

А

25

А2

6

1

3

4

2

2

3

4

2

4

1

1

1

3

4

4

4

1

4

1

3

1

2

1

3

4

1

В1

В2

В3

В4

В5

134

126

1221

ГБВДА

7534

С1. 1. Вывих плечевого пояса вправляет врач, поэтому самостоятельная попытка восстановления физиологической подвижности запрещается.

       2. Пострадавшему следует создать в области плечевого сустава временный покой путем наложения давящей повязки

С2. 2.  Передача наследственных признаков у организма происходит при половом и бесполом размножении.

     5. Генотипом

        6.Не все

 С3. 1.Органоид шаровидной формы .

       2. Для всех эукариотов    

        3.  Функции

С4.  1. Исходные вещества: ферменты, кислород, глюкоза

        2. Конечные продукты: углекислый газ, вода, АТФ

        3. глюкоза  +  О 2  = СО 2 + Н 2О + АТФ  или

           С 6Н 12 О 6  +  О 2  = СО 2 + Н 2О + АТФ  или          

           С 6Н 12 О 6  +  О 2  = 6 СО 2 +6 Н 2О + АТФ  

Билет 4

26- баллов- 2

27-39-      - 3

40 – 50     - 4

50 - 58      - 5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

А

22

А

23

А

24

А

25

А

26

4

1

3

2

3

4

1

2

3

4

2

3

1

2

3

3

3

3

2

1

2

4

2

1

1

4

В1

В2

В3

В4

В5

125

245

121212

ГБВДА

4857

С1. 1. Заболевание сопровождается повышением температуры тела, снижается обмен веществ, исчезает аппетит. В это время происходит разрушение большого числа клеток - лейкоцитов. Поэтому больному  дают пищу не требующую больших затрат на переваривание и всасывание, а также богатую белками.

     

  2. Заболевание сопровождается повышением температуры тела, что влечет увеличение испарения влаги с поверхности кожи, легких и теплоотдачи в целом. Во избежание нарушений водно – солевого обмена и обезвоживания тканей, потери жидкости необходимо компенсировать обильным питьем.

С2. 1.  Бактерии, Растения,Животные , Грибы.

     4. Споры

        6.Простейшие

 С3. 1.Витамин С – водорастворимый витамин .

       2. Недостаток витамина или гипоавитаминоз

        3Свежие овощи и фрукты, печень

С4.  1.Следует использовать свежие овощи, которые держат в закрытой посуде до момента ее помещения в кастрюлю

        2. Овощи следует помещать уже в кипящую воду, а не в холодную, чтобы не происходило их вымывание

        3. Максимально сократить время варки, чтобы не происходило разрушение витаминов

Билет 5

26- баллов- 2

27-39-      - 3

40 – 50     - 4

50 - 58      - 5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

А

22

А

23

А

24

А

25

А

26

4

4

3

3

3

1

4

3

2

1

1

2

2

1

2

2

4

2

3

4

4

3

4

1

4

3

В1

В2

В3

В4

В5

136

145

121122

ГВДБА

8532

С1. 1. Жгут следует накладывать ниже места ранения на мягкую ткань

      2.Жгут накладывают не более чем на 1-1,5 часа, о чем указывают в записке под жгутом.

С2. 3. Живой и неживой природой .

     4. Электронный микроскоп

        6.Внутриклеточные паразиты

 С3. 1.Расположение центрального отдела  нервной системы.

       2. Узлы расположены в органах или на них

       3.Учащается деятельность сердца и дыхания

 С4.  1.Нерв является частью симпатической нервной системы

        2. Поступающие по нерву сигналы повышают давление крови в сосудах

        3. Нерв тормозит активность пищеварительной системы.

Билет 6

22- баллов  - 2

23  - 33-      - 3

34  –  40     - 4

41   - 44      - 5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

А

22

А

23

А

24

А

25

А

26

2

3

2

2

3

1

3

4

2

4

3

4

1

2

4

1

2

2

2

4

4

2

3

4

1

3

В1

В2

В3

В4

В5

245

125

112211

АЕБДВГ

3765

С1. 1. Число клеток с удаленным ядром останется прежним или их станет меньше.

          Ядро отвечает за деление клеток.

          Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают

     

С2. 1.Дышат круглосуточно.

     4. Энергию солнечного света

       5.Органические вещества

 С3. 1.1200 -1500 см3 .

       2.На 4 ногах или горизонтально

       3.4 изгиба позвоночника, сводчатая стопа, плоская грудная клетка

 С4.  1.Недостаточное для этого развитие мозга и его коры.

         2. Кисть не приспособлена к труду

         3. Речь не развита, поэтому не передается опыт от поколения к поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...