Программа элективного курса по биологии
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Программа элективного курса по биологии «Механизм работы организма человека. Физиология ВНД и сенсорных систем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по биологии
«Механизм работы организма человека.
Физиология ВНД и сенсорных систем».
Пояснительная записка
Элективный курс «Механизмы работы организма человека. Физиология ВНД и сенсорных систем» объёмом 17 часов предназначен для учащихся 10 классов, которые изучали раздел «Биология. Человек» в 8 классе на базовом уровне; для школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций человеческого организма. Курс разработан на основе элективного курса «Физиология ВНД и сенсорных систем» (В. А. Дубынин, А. А. Каменский).
В рамках школьной программы вопросы строения и деятельности сенсорных систем и физиологии поведения, высшей нервной деятельности (ВНД) освещены в весьма краткой форме. Соответствующие темы рассматриваются в 8 классе, в результате чего старшеклассники, как будущие абитуриенты, оказываются в сложной ситуации и нередко вынуждены вспоминать материал по ВНД и сенсорным системам почти с нуля.
Кроме того, важно познакомить учащихся с теми разделами биологии, изучение которых предстоит им после поступления в вуз. В их числе находится и блок наук, занимающихся исследованием нервной системы, ВНД, органов чувств, их структурной организацией и функциями. Соответствующие дисциплины входят в учебные планы медицинских и педагогических институтов, биологических и психологических факультетов университетов.
В программе основной акцент делается на теоретические знания, что должно способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения о природе, расширению кругозора и эрудиции о функциях человеческого организма и адаптации к изменяющимся условиям среды (к физическим нагрузкам, стрессам). Данный курс позволит учащимся оценить собственное здоровье, получить некоторые знания и навыки по санитарии, гигиене, а также научиться проводить самоанализ.
Цели курса:
- формирование у школьников целостного, соответствующего современным научным данным представления о деятельности организма человека, ЦНС, ВНД человека, об организации и деятельности сенсорных систем организма человека;
- расширение знаний учащихся в изучении собственного организма, его многочисленных и сложных функциональных взаимодействиях;
- углубление знаний учащихся о влиянии на организм различных неблагоприятных факторов среды, вредных привычек.
Задачи курса:
- Рассмотреть функции организма человека в их многообразии и взаимодействии.
- С помощью экспериментальных методов, лабораторных и практических работ исследовать важнейшие физиологические процессы в организме.
- Теоретически обосновать и использовать в жизни необходимые профилактические меры для сохранения собственного здоровья.
- Обеспечить понимание вреда гиподинамии, курения, алкоголя, наркотических веществ, нарушение труда и отдыха.
- Расширить и углубить знания о строении органов чувств человека, принципах деятельности рецепторных клеток сетчатки, внутреннего уха, кожи, языка и др.
- Дать представление о процессах поэтапной обработки информации в ЦНС, поступающей от органов чувств, ведущей роли коры больших полушарий в реализации высших сенсорных функций.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• Основные физиологические понятия и термины.
• Основные функции органов, систем и аппаратов.
• Научные основы охраны природы и профилактику наиболее распространенных в данной местности заболеваний.
• Практическое применение достижений физиологии в медицине, санитарии и гигиене.
• Строение и принципы деятельности рецепторов основных сенсорных систем.
• Роль корковых и подкорковых отделов ЦНС в обработке сенсорной информации.
Учащиеся должны уметь:
• Пользоваться основной и дополнительной литературной по физиологии человека.
• Пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом.
• Вести самонаблюдения важные для физиологического самоконтроля.
• Сопоставлять особенности врожденных и приобретенных проявлений ВНД.
• Сопоставлять специфику деятельности рецепторов, относящихся к разным сенсорным системам человека.
• Описывать высшие сенсорные функции, присущие третичной слуховой и зрительной коре.
Тематический план.
№ занятия | Содержание | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
I. Организм и его основные физиологические функции. | 8 | |
2. | Клетка. | 1 |
3. | Ткани человека. | 1 |
4-5. | Опорно-двигательный аппарат. | 2 |
6-9. | Физиология внутренних органов. | 4 |
10-12. | II. Регуляторные системы. | 3 |
13-16. | III. Сенсорные системы. | 4 |
17. | Заключительное занятие. | 1 |
ИТОГО | 17 |
Содержание программы.
1. Введение(1 час).
Методы физиологии.
Лабораторная работа №1 «Самооценка здоровья. Антропометрия».
I. Организм и его основные физиологические функции (7 часов).
2. Клетка (1 часа).
Методы цитологии. Строение и жизнедеятельность клетки. Особенности метаболизма в растительной и животной клетках.
Лабораторная работа №1 «Строение растительной и животной клеток».
3. Ткани человека (1 час).
Основные типы тканей и их функции. Их местоположение, особенности строения. Взаимосвязь строения и функций тканей.
Лабораторная работа №2 «Особенности строения и функции тканей».
4-5. Опорно-двигательный аппарат (2 часа).
Общие данные. Классификация костей. Типы соединения костей и их функции. Отделы скелета.
Мышцы как орган. Особенности строения мышечного волокна. Роль физических нагрузок и упражнений на работоспособность мышц, причины, приводящие к утомлению.
Лабораторная работа №3 «Строение микропрепаратов: костная, хрящевая и мышечная ткани».
Лабораторная работа №4 «Определение гибкости позвоночника».
Лабораторная работа №5 «Выявление нарушений осанки».
Лабораторная работа №6 «Влияние условий труда на работоспособность».
6-9. Физиология внутренних органов (4 часов).
- Секреторная и моторная функция органов пищеварения. Регуляция процессов пищеварения. Пищевые рефлексы.
- Дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Заболевания и профилактика дыхательной системы.
- Функции крови. Системы свертывания и противосвертывания крови. Механизм агглютинации эритроцитов.
- Виды обмена веществ. Расчет суточной потребности в белках, углеводах, жирах.
- Механизм образования и выделения мочи и ее регуляция. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Лабораторная работа №7 « Качественные реакции на крахмал, жиры, глюкозу и
белки».
Лабораторная работа №8 «Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе».
Лабораторная работа №9 «Приёмы остановки кровотечения».
Лабораторная работа №10 « Определение энергозатрат при различной физической нагрузке».
II. Регуляторные системы. (3 часа).
Нервная система. Сенсорные и моторные функции нервной системы. Функции отделов нервной системы. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
Эндокринный аппарат. Гипоталамус - гипофиз - надпочечники - гормоны. Заболевания их профилактика.
Лабораторная работа №11 «Анализ сложных рефлекторных актов человека».
Лабораторная, работая№12 «Определение уровня работы отделов нервной системы»
III. Сенсорные системы (5 часа).
Взаимоотношения организма с внешней средой. Структура анализаторов. Типы рецепторов и принципы обработки сенсорных сигналов в ЦНС. Периферический, проводниковый, и центральный отделы анализаторов. Система внутренней рецепции, вкусовая и обонятельная системы. Вестибулярная и слуховая системы. Зрительная система. Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты слуха. Системы болевой, кожной и мышечной чувствительности. Чувствительные приборы органов равновесия.
Лабораторные работы №13 «Обнаружение слепого пятна сетчатки глаза».
Лабораторная работа №14 «Измерение остроты слуха речью».
Лабораторная работа №15 «Определение чувствительности кожи».
Литература.
- Воронин Л. Г., Маш Р.Д. «Методика проведения и наблюдения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., «Просвещение», 1983г.
- Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш Р. Д., Беляев В. И. «Биология. Человек. Практикум по гигиене». М., «Аркти», 2002г.
- Программы элективных курсов. Сборник 2. 10-11 классы. М., «Дрофа», 2006г.
- Фомин Н.А. «Физиология человека». М., «Просвещение», 1995г.
- Штеренго Г.Н. «Экспериментальная физиология». М., «Мир», 1974г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-940011-1509390580.jpg)
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-496606-1577018358.jpg)
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....