Конспект урока в 11 классе по теме "Движущие силы антропогенеза"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Завьялова Татьяна Николаевна

Это урок-размышление. 

Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Движущие силы антропогенеза

                             Урок биологии в 11 классе. Учитель Завьялова Т.Н.

                                                        Школа №59

Цель: раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека

Задачи:

- обеспечить закрепление основных биологических понятий по теме “ Антропогенез”, сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза;

показать их взаимосвязь и выявить их действия на каждом этапе развития человека, продолжить формирование умений анализировать факты, делать выводы; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

- учить выделять главное в изучаемом материале, продолжить развитие творческого мышления;

- привлечь внимание учащихся к проблемам вопроса о происхождении человека.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: рассказ учителя, в/ф, составление опорного конспекта, защита проектов.

Оборудование: 1. Техническое - компьютер, проектор.

2. Учебное – модели предков человека, таблицы по теме «Антропогенез»

Технологии: ИКТ, элементы педагогической мастерской, проектное обучение.

                                                       Ход урока

I.  Орг.момент

  Учитель. Наш урок – урок размышления. Когда человек размышляет, он, прежде всего, представляет, чувствует, думает. Поэтому на уроке будут приветствоваться умные, нестандартные, оригинальные мысли.

II. Подготовка к усвоению нового материала

  Учитель. Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.

  Человек когда-то стал на ноги, стал изготавливать орудия труда, разводить костер, рисовать картины на стенах пещер, наблюдать за звездами. Этот человек – наш предок.

  Каким он был? Кто мы сами? Как появился наш вид на Земле? Четкого ответа нет. Не хватает фактов. Ученые спорят, обсуждают разные версии. Но все–таки в конце XX века было сделано много находок, появились более совершенные методы датировки и описания человеческих находок. Так что сейчас мы знаем о нашей истории намного больше, чем раньше.

  Используя исторические знания, на уроке мы ответим на такие вопросы:

- как наш вид появился на Земле?

- какие  факторы эволюции способствовали его развитию?

- действуют ли сейчас эти факторы?  

- продолжается ли сейчас эволюция человека?

 Сообщение темы урока

Что должны знать и уметь в конце урока:

-усвоить понятие “движущие силы антропогенеза”;

-различать понятия “биологические” и “ социальные движущие силы”, выявлять их взаимосвязь;

-выявлять факторы, играющие решающую роль на разных стадиях развития человека.

III. Объяснение и усвоение нового материала

  Человек, как и любой другой вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия его движущих сил. По теории Дарвина, главные движущие силы эволюции приложимы и к эволюции человека. Назовите их … (Естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция). Эти факторы называются биологическими. Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений.

  В ходе урока учащиеся составляют схему

                     ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

                         Биологические:                         Социальные:

                                                     

        1)  естественный отбор                             1) труд

        2) борьба за существование                      2) общественная жизнь

        3) наследственная изменчивость             3) речь

        4) изоляция                                                 4) сознание

    Антропоморфозы:                                          5) мышление.

  1. прямохождение
  2. S – образный позвоночник
  3. изменение конечностей
  4. сводчатая стопа
  5. увеличение объема мозга и т.д.

 

  Для изучения биологических движущих сил антропогенеза и антропоморфозов учащимся предлагается видеофрагмент «Биологические факторы эволюции». Учащиеся самостоятельно составляют схему (см. выше). Для изучения социальных факторов антропогенеза используется метод проектов.

  Защита проекта «Социальные факторы антропогенеза».

1. Цель: изучить влияние социальных факторов на становление вида человек разумный.

Задачи: изучить действие основных социальных закономерностей, проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человек.

  Проблема: человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.

2.Содержание:1.Труд - как главный социальный фактор в становлении человека.

                      2.Влияние общественного образа жизни на развитие человека.

                      3.Возникновение речи, сознания, мышления.

                      4.Развитие культуры и её значение в антропогенезе.

Выводы: в результате социального развития человек разумный приобрёл решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию соц. факторов биологическое существо человек становится человеком в полном смысле этого слова.  

3. Выводы отмечаются (в схеме «Факторы антропогенеза» в графе «Социальные факторы»):

-труд создал самого человека. Человек не только пользуется дарами природы, но и сам изменяет ее в процессе труда, создает орудие труда;

-труд сплачивает стадо, которое впоследствии трансформируется в общество;

-для становления общества необходима передача опыта. Большое влияние на развитие человека оказало возникновение речи, сознания, мышления.

Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

  Следующая  часть урока – практическая. Составляется опорный конспект на доске и в тетрадях «Действие факторов эволюции на разных стадиях развития человека».

  Задача: определить, какие факторы действуют на разных стадиях развития человека. Учащимся предлагается разделить факторы эволюции на биологические и социальные и разместить их вокруг «Человека» - биологические над ним, социальные под ним.

Австралопитек

Человек умелый

Человек прямоходящий

Неандерталец

    кроманьонец

 Современный       человек

Ни-наследственность, изменчивость          

Р-речь

П - прямохождение

Бр-борьба за существование

Ео-естественный отбор

Из-изоляция

Мт-мутация

Зн-знания

Мз-мировоззрение

С-сознание

Т-труд

То-трудовой опыт

Ио-искусственный отбор

О-общественная жизнь

Кд-коллективная деятельность

М-мышление

ПФ-профессиональные умения.

Выводы

- на каждом этапе развития человека действуют факторы эволюции;

- на начальных стадиях преимущественно играют роль биологические факторы, на поздних - социальные;

- определение грани, переступив через которую, обезьяна становится человеком;

- для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов, ведущее значение приобретают социальные;

- возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов, их действие на современном этапе продолжается.                                       В подтверждение последнего вывода предлагается  защита проекта «Действие естественного отбора на современном этапе».

1. Цель: выяснить, что возникновение соц. сферы не отменяет действие биологических факторов.

Задачи:1. Рассмотреть действие ЕО на современном этапе развития человека на разных уровнях организации.

             2. Рассмотреть действие форм ЕО на организм человека.

Проблема: происходит ли в настоящие время биологическая эволюция человека под действием естественного отбора, или человек есть завершившаяся стадия эволюции.

2.Содержание:1.Действие ЕО: а) на клеточном уровне;

                                                   б) на органном уровне;

                                                   в) на организменном уровне;

                      2.Действие стабилизирующего отбора на организм человека.  

                      3. Действие движущего отбора на организм человека (его клеток и органов).

 Выводы: На современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов функционируют и биологические факторы. Действие ЕО можно проследить на всех уровнях организации человека.            

IV Закрепление знаний

Факт

Действие фактора

биологического

социального

1

2

3

4

Факты:

1.Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы. От этого брака родился ребёнок со светлыми волнистыми волосами.

2.Ребёнок, родившись, инстинктивно ищет мать, "покрытую шерстью".

Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет-игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: ”мама” и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы.

3.Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов.

К 15 годам напоминала 2 – летнего ребёнка, а к 17 годам умственное развитие” волчьей воспитанницы” едва достигло уровня 4 – летнего человека.

4.Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: ”В концентрационном лагере, например,…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий”.

V. Рефлексия

1. Напротив каждой задачи, поставленных в начале урока, учащиеся ставят какие-либо

пометки, обозначая тем самым выполненную на уроке определенную задачу.

Х

1)Усвоить понятие «движущие силы антропогенеза……….»

2)Характеризовать биологические и социальные движущие силы,  выявлять их взаимосвязь………………………………………………………

3)Узнавать, называть антропоморфозы………………………

4)Выявлять факторы, играющие решающую роль на разных этапах антропогенеза………..

2. Цвет урока. Учащимся предлагается окрасить урок в тот цвет, который ассоциируется у них с чувствами и эмоциями, полученными в ходе урока.

Например: Зеленый цвет – цвет надежды. Надежды на то, что какая-либо понравившаяся гипотеза подтвердится в ходе истории.

Белый цвет – чистый лист бумаги, поле деятельности для изучения проблемы изучения эволюции человека и т.д.

VI. Домашнее задание.

- обязательный уровень : изучить материал параграфа «Движущие силы антропогенеза», при подготовке использовать схему в тетради «Факторы антропогенеза» и опорный конспект;

- тренировочный уровень : подобрать факты и примеры действия факторов антропогенеза из периодической печати ;

- творческий уровень : написать аннотацию к статье «Современные проблемы человеческого общества»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская работа по биологии «Действие естественного отбора на современном этапе антропогенеза»

Слайд 2

Цель проекта Выяснить, что возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов. Изучить действие биологических факторов на современном этапе развития человека

Слайд 3

Задачи Рассмотреть действие естественного отбора на современном этапе развития человека на разных уровнях организации. Рассмотреть действие форм естественного отбора на организм человека.

Слайд 4

Проблема Происходит ли в настоящее время биологическая эволюция человека под действием естественного отбора, или человек есть завершившаяся стадия эволюции.

Слайд 5

Мейоз. Конъюгация.

Слайд 6

Нормальный ход мейоза.

Слайд 7

Нарушенный ход мейоза.

Слайд 11

Нарушение оплодотворения.

Слайд 12

Имплантация зародыша

Слайд 15

Стабилизирующий отбор

Слайд 16

Нарушение образования половых клеток и оплодотворения при воздействии негативных факторов

Слайд 24

Вывод: На современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов действуют и биологические факторы, одним из которых является естественный отбор. Действие естественного отбора можно проследить на всех уровнях организации организма человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская работа по биологии «Социальные факторы антропогенеза»

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Изучить влияние социальных факторов на развитие и становление вида Homo Sapiens . Задачи. Раскрыть действие основных социальных закономерностей антропогенеза. Проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человека. ПРОБЛЕМА : Человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.

Слайд 3

Использование орудий

Слайд 4

Общественный образ жизни Жильё

Слайд 5

Использование огня

Слайд 6

Передача опыта Коллективная охота Истребление неандертальцев

Слайд 7

Вход в пещеру Кроманьон

Слайд 8

Возникновение искусства

Слайд 9

Вывод: В результате социального развития человек разумный приобрел решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию социальных факторов биологическое существо, человек, становится человеком в полном смысле этого слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"

В метериалле дается подробный план конспект урока  в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...

План-конспект урока по физике по теме "Сила" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС....

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"

В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...

"Архимедова сила" конспект урока, 7 класс

Сформировать понятие об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, на основе закона Паскаля; показать связь изучаемого мате...