Урок биологии в 9 классе"Вид.Критерии вида"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Комбинированный урок с элементами работы в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_9_klasse_vid.kriterii_vida.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 35
ТЕМА: ВИД.  КРИТЕРИИ ВИДА

Задачи: изучить понятие вида, его критерии и структуру.

продолжить развитие умений работы в группах.

Элементы содержания:  вид,  критерии  вида:  морфологический,  физиологический,  генетический,  экологический,  географический,  исторический.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЕЛЕКЦИЯ»

Вопросы:

1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это:

а) вид; б) подвид; в) порода;  г) сорт.

2. Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?

а) Выращиванием растений на удобренных почвах; б) вегетативным размножением с помощью отводков;

в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками;

г) выращиванием растений на бедных почвах.

3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:

а) человеку; б) виду; в) биогеоценозу; г) породе.

4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:

а) гетерозисом; б) полиплоидией; в) мутагенезом; г) гибридизацией.

5. Явление гетерозиса связано:

а) с новой комбинацией генов; б) с изменчивостью генов;

в) с модификационной изменчивостью; г) с хромосомными перестройками.

6.  Группу  наиболее  сходных  по  строению  и  жизнедеятельности животных,  созданных  для  сельскохозяйственных  целей  человеком,  называют:

а) сортом; б) видом; в) породой; г) родом.

7. Чистая линия растений – это потомство:

а) гетерозиготных форм; б) одной самоопыляющейся особи;

в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.

8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?

а) Скрещивание и искусственный отбор; б) естественный отбор;

в) хороший уход за животными, режим их питания;  г) борьба за существование.

9. Н. И. Вавилов разработал:

а) хромосомную теорию наследственности;  б) эволюционную теорию;

в) гипотезу происхождения жизни;  г) учение  о  центрах  многообразия  и  происхождения  культурных растений.

10. Близкородственное  скрещивание  в  селекции  животных  используют для:

а) закрепления желательных признаков; б) улучшения признаков;

в) увеличения гетерозиготных форм; г) отбора наиболее продуктивных животных.

Ответы: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – а.

III. Изучение нового материала.

Вид является основной структурной единицей живой природы. Он возникает, развивается, а при изменении условий существования может исчезнуть или преобразоваться в другие виды.

Задание: на основе текста учебника построить опорно-логический конспект, заполнить таблицу, сделать вывод, почему недостаточно использовать один критерий для определения вида..

  1. Вид – совокупность …

2. Критерии вида – совокупность определенных …

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

2. Физиологический

3. Генетический

4. Экологический

5. Географический

6. Исторический

Беседа по итогам работы в группах.

Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство

На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений. Процесс описания новых видов продолжается. Каждый год описывается до тысячи новых видов живых организмов. Одни виды отличаются от других рядом признаков, совокупность которых составляет критерии вида.

Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид.

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида

2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида)

3. Генетический

Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой
структурой (размеры, форма, состав ДНК)

4. Экологический

Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования

5. Географический

Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом

6. Исторический

Общность предков, единая история возникновения
и развития вида

Все критерии в отдельности имеют относительный характер. Например, морфологическое сходство могут иметь разные виды (виды-двойники), но они не скрещиваются между собой (например, шесть видов-двойников у малярийного комара). Поэтому для установления того, является ли какая-либо группа организмов видом, недостаточно использовать какой-либо один критерий; только совокупное их изучение может дать правильный ответ на этот вопрос.

СТРУКТУРА ВИДА

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Что такое вид?

2. Какие критерии вида вам известны?

3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?

4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?

5. Сколько видов обитает на нашей планете?        Домашнее задание: § 4.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проверка домашнего задания. (взаимопроверка)

 1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это:       а) вид; б) подвид; в) порода;  г) сорт.

2. Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?

а) Выращиванием растений на удобренных почвах; б) вегетативным размножением с помощью отводков;

в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками;

г) выращиванием растений на бедных почвах.

3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные: а) человеку; б) виду; в) биогеоценозу; г) породе.

4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:

а) гетерозисом; б) полиплоидией; в) мутагенезом; г) гибридизацией.

5. Явление гетерозиса связано: а) с новой комбинацией генов; б) с изменчивостью генов;

в) с модификационной изменчивостью; г) с хромосомными перестройками.

6.  Группу  наиболее  сходных  по  строению  и  жизнедеятельности животных,  созданных  для  сельскохозяйственных  целей  человеком,  называют:   а) сортом; б) видом; в) породой; г) родом.

7. Чистая линия растений – это потомство:

а) гетерозиготных форм; б) одной самоопыляющейся особи;

в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.

8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?

а) Скрещивание и искусственный отбор; б) естественный отбор;

в) хороший уход за животными, режим их питания;  г) борьба за существование.

9. Н. И. Вавилов разработал:  а) хромосомную теорию наследственности;  б) эволюционную теорию;

в) гипотезу происхождения жизни;  г) учение  о  центрах  многообразия  и  происхождения  культурных растений.

10. Близкородственное  скрещивание  в  селекции  животных  используют для:

а) закрепления желательных признаков; б) улучшения признаков;

в) увеличения гетерозиготных форм; г) отбора наиболее продуктивных животных.

Приложение 2.

Работа в группах

Задание: на основе текста учебника построить опорно-логический конспект, заполнить таблицу, сделать вывод, почему недостаточно использовать один критерий для определения вида..

  1. Вид – совокупность …

2. Критерии вида – совокупность определенных …

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

2. Физиологический

3. Генетический

4. Экологический

5. Географический

6. Исторический

Работа в группах

Задание: на основе текста учебника построить опорно-логический конспект, заполнить таблицу, сделать вывод, почему недостаточно использовать один критерий для определения вида..

  1. Вид – совокупность …

2. Критерии вида – совокупность определенных …

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

2. Физиологический

3. Генетический

4. Экологический

5. Географический

6. Исторический

Работа в группах

Задание: на основе текста учебника построить опорно-логический конспект, заполнить таблицу, сделать вывод, почему недостаточно использовать один критерий для определения вида..

  1. Вид – совокупность …

2. Критерии вида – совокупность определенных …

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

2. Физиологический

3. Генетический

4. Экологический

5. Географический

6. Исторический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида

У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...

урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...

План-конспект урока биологии 11 кл Вид. Критерии и структура.

Разработавн в соответствии с материалом учебника Общая биология . Базовый уровень. Автор В.И. Сивоглазов, И.Б. Захарова, И.Б. Агафонова....

Презентация к уроку биологии в11 классе "Вид и его критерии"

Данный материал может быть использован при объяснении нового материала на уроке биологии в 11 классе по теме "Вид и его критерии" (программа В.Пасечника) с целью активизации познавательной деятельност...

Лабораторная работа в 11 классе " Изучение критериев вида"

Лабораторная работа содержит три варианта....

Урок в 11 классе: «Вид. Критерии вида»

Урок в 11 классе: «Вид. Критерии вида»...

Урок по биологии на тему "Вид.Критерии вида."

Тема: Вид. Критерии вида.Цель: Изучение вида и его критериев.Задачи:  Образовательные: создать условия для усвоения понятий «вид», критерии вида», «популяции»; рассм...