План-конспект урока биологии 11 кл Вид. Критерии и структура.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Паршина Людмила Михайловна

Разработавн в соответствии с материалом учебника Общая биология . Базовый уровень. Автор В.И. Сивоглазов, И.Б. Захарова, И.Б. Агафонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока биологии21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5

ТЕМА УРОКА: Вид. Критерии и структура.  ЛР №1«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

Цели: сосредоточить внимание учащихся на усвоении знаний вида, его критериев и структуры; показать значение каждого вида для целостности живой природы и необходимость их охраны.

Оборудование: таблицы по теме; фильм «Критерии вида», компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Опрос учащихся (§ 4.4).

Беседа по вопросам (§ 4.4).

  1. Обобщение и формулирование учителем основных положений эволюционного учения Ч. Дарвина.

а)        Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

б)        Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

в)        В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор.

Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

г)        Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

III. Изучение нового материала.

  1. Определение понятия «вид». Современное определение; определение Аристотеля и К. Линнея.

Рассказ, беседа.

  1. Биологические механизмы, препятствующие обмену генами между видами для сохранения единства и целостности вида.

Рассказ учителя.

  1. Критерии вида.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы по теме «Критерии вида», просмотр фильма по теме с последующей беседой по каждому критерию.

Название критерия

Характеристика

Примеры

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов

2. Генетический

Каждый вид имеет определенный набор хромосом (кариотип), что обеспечивает генетическую изоляцию при межвидовом скрещивании

Виды-двойники: насекомые-наездники, имеющие разные кариотипы:

а)        Zn = 10;

б)        Zn = 14

3. Физиологический

Отражает сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида: одинаковые способы питания, размножения, сходные реакции на внешние раздражители, одинаковые биологические ритмы

  1. Периоды спячки или миграции.
  2. ...

4. Биохимический

Определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей

Отдельные виды низших грибов отличаются друг от друга способностью синтезировать неодинаковые биологически активные вещества

5. Экологический

Определенные формы взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами неживой природы

Близкие виды дуба в Техасе растут на разных почвах: один вид встречается только на известковой почве, другой - на песчаной

6. Географический

Определяет область распространения вида

Виды - эндемики; виды - космополиты

  1. Какой критерий, по вашему мнению, является самым наглядным и понятным?
  2. Можно ли для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий?

(Нет, нужно использовать все критерии в совокупности, потому что отдельные критерии у разных видов могут совпадать.)

  1. Структура вида (рассказ учителя).

Особи любого вида распределены внутри видового ареала неравномерно. Участки территории с относительно высокой плотностью населения чередуются с участками, где численность вида низкая или особи данного вида совсем отсутствуют. Поэтому вид рассматривается как совокупность отдельных групп организмов - популяций.

- Определение популяции (по тексту к § 4.5).

IV. Закрепление. ЛР №1«Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

Дайте определение вида, популяции.

Домашнее задание: изучить § 4.5; вопросы 1-7 на с. 221.учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Структура биогеоценоза. Цепи питания"

Урок биологии в 9 классе с использованием компьтерных технологий....

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"

Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"...

План-конспект практического занятия «Виды относительных величин, выполнение плана, структуры»

Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.Занятие 13. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому ...