План-конспект практического занятия «Виды относительных величин, выполнение плана, структуры»
план-конспект занятия (11 класс)
Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.
Занятие 13. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры
Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: статистический показатель и его классификация; значение и виды абсолютных показателей; виды и методы исчисления относительных показателей; взаимосвязи между абсолютными и относительными показателями;
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_no7_vidy_otnositelnyh_velichin_vypolnenie_plana_struktury.docx | 58.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по ОП.11 Статистика
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся группа 213 курс 2
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(набор 2016 г.)
(углубленная подготовка)
преподаватель Ю.В. Древаль
фио преподавателя
Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.
Занятие 13. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры
Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных
Задачи занятия:
Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: статистический показатель и его классификация; значение и виды абсолютных показателей; виды и методы исчисления относительных показателей; взаимосвязи между абсолютными и относительными показателями;
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;
Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Основная литература:
Глава 5. Абсолютные и относительные величины. (76-89) Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Дополнительная литература:
Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2016
Интернет-ресурсы:
- Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.statbook.ru
- Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru
- Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Междисциплинарные связи: Право социальное обеспечение
Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных
1. Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 1.
Вопрос (тестовое задание) | Ответ |
| |
| |
| |
| |
|
2. Изучаемые вопросы занятия
1. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры |
Вопрос 1. ПЗ №7 Виды относительных величин, выполнение плана, структуры
В результате статистического наблюдения, сводок и группировок собранного статистического материала мы получаем разностороннюю информацию об изучаемых явлениях и процессах. Итоговые данные по изучаемой совокупности в целом, по её отдельным группам и подгруппам являются обобщающими показателями. Эти показатели могут быть абсолютными и относительными. Они, с одной стороны, неотъемлемы от методов сводки группировки, с другой их обобщающее значение представляется началом следующей группы методов -- статистического анализа, в котором абсолютные и относительные величины изначально играют определяющую роль. Абсолютные показатели являются суммарными величинами подсчитанными или взятыми из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Их можно получить в результате сложения значений признаков различных юридических значимых явлений в результате их сводки и группировки. Абсолютные, показатели являются именованными числами и выражают размеры качественно определенных социально-правовых явлений. Относительные величины в статистике -- это важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При вычислении относительных величин обычно сравниваются две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Главное, чтобы эти величины были сопоставимыми по взаимосвязям, единицам измерения, временному периоду, территории и другим параметрам.
Абсолютные показатели - величины суммарные, подсчитанные или взятые из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Они получаются в итоге сложения значений признаков различных юридически значимых явлений в результате их сводки и группировки. Абсолютные показатели - это именованные числа. Они выражают размеры качественно определенных социально-правовых или криминологических явлений (гражданских исков, браков, разводов, преступлений, заключенных, причин, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.) в присущих им единицах измерения. Эти единицы могут быть натуральными (численность обвиняемых, вес изъятых наркотиков) и денежными (ущерб или вред, рассчитанный в рублях или иной валюте). Абсолютные показатели являются базовыми.
Относительные величины в статистике представляют собой важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При исчислении относительных величин наиболее часто сравнивают две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Абсолютная величина, с которой сравниваются другие величины, называется основанием или базой сравнения, а сравниваемый показатель - величиной сравнения.
В юридической статистике применяются следующие виды относительных величин:
1) Относительные величины распределения.
2) Относительные величины интенсивности.
3) Относительные величины динамики.
4) Относительные величины, характеризующие выполнение плана.
5) Относительные величины степени и сравнения.
К относительным величинам примыкают индексы.
Относительные величины распределения (структуры). Отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения, - это распространенная относительная величина, выражаемая в процентах отдельных частей совокупности изученных явлений (преступлений, преступников, гражданских дел, исков, причин, мер предупреждения и т.д.) к их общему итогу, принимаемому за 100 %. Структура преступности (преступников) раскрывает соотношение групп или видов преступлений обшей совокупности учтенной преступности, либо соотношение различных категорий лиц, совершивших преступления, в общей структуре выявленных правонарушителей. Учтенная преступность или выявленные правонарушители берутся за определенный период времени (год, квартал, месяц) на определенной территории (страна, регион, город). Структура преступности измеряется в абсолютных (именованных числах) и относительных (процентах, долях, коэффициентах) показателях, которые характеризуют преступность не только с количественной, но и с качественной стороны.
Для оценки некоторых структурных показателей криминологии иногда используют вспомогательный коэффициент поражаемости преступностью различных групп и слоев населения. Данный показатель представляет собой отношение удельных весов преступников из определенной категории граждан ко всем гражданам данной категории в структуре населения.
Относительные величины динамики
Отношения, характеризующие динамику, представляют собой обобщающие относительные величины, показывающие изменение во времени тех или иных показателей юридической статистики: числа браков, разводов, предъявленных исков, рассмотренных гражданских дел, штатной численности судей, прокуроров, следователей, учтенных преступлений, выявленных правонарушителей, осужденных и оправданных лиц, лиц, арестованных в порядке избрания меры пресечения, заключенных и т.д.
За временной интервал обычно принимается год. Но изменение преступности и других юридически значимых явлений может отслеживаться по пятилетиям, что сглаживает их динамику, по кварталам, месяцам и даже дням, что дает возможность выявить все имеющиеся колебания. Выбор интервала зависит от цели и характера изучения юридически значимых явлений. За основание (базу), равное 1, или 100 %, принимаются сведения об изучаемом признаке определенного года, который был чем-то характерен для изучаемого явления.
Данные базового года выполняют роль неподвижной базы, к которой процентируются показатели последующих лет. Задачи статистического анализа часто требуют ежегодных (или по иным периодам) сопоставлений, когда за базу принимаются данные каждого предыдущего года (месяца или другого периода). Такие относительные показатели называются величинами, вычисляемыми цепным способом (данные каждого последующего года сопоставляются с данными предыдущего и показатели динамики образуют как бы непрерывную цепь). Подобная база называется подвижной. Отношение, характеризующее динамику преступности, - один из ее комплексных качественно-количественных показателей. Оно отражает изменение во времени как состояния (уровня) преступности (количественный показатель), так и ее структуры (качественный показатель). К динамике преступности относятся территориальные изменения преступных проявлений: в одних субъектах федерации преступность интенсивно растет, в других - сокращается, в-третьих имеется относительная стабильность, в четвертых регистрируется ее качественное изменение и т.д. Особое место в динамике занимают изменения в уровне латентной преступности. Рост удельного веса латентной преступности (скрытой) - серьезный симптом ухудшения криминологической обстановки в стране или регионе. Латентная преступность не имеет официального учета. Но социологические и статистические методы ее установления в количественных величинах дают возможность более или менее адекватно отслеживать ее в целом и по отдельным видам преступлений. Динамика уровня и структуры преступности, имеющая относительно устойчивый и продолжительный характер, свидетельствует не только о негативных или позитивных изменениях, но и о важных тенденциях и даже закономерностях изменения преступности, на основе которых можно прогнозировать ее развитие на ближайшее будущее. Тенденции раскрывают основную направленность развития явления и его отдельных видов в прошлом, настоящем и как прогноз в возможном будущем. Тенденции преступности раскрываются на основе динамики уровня преступности в целом, а также ее отдельных групп и видов на основе динамики структурных сдвигов внутри самой преступности.
Относительные величины, характеризующие выполнение плана. Планы строятся на прогнозах и предположениях. Они не являются догмой в условиях меняющейся ситуации. Тем не менее, их выполнение требует постоянного анализа. В противном случае они утрачивают свою организующую функцию. Особое общегосударственное значение приобрел анализ выполнения плана в правоохранительной деятельности в последние годы, когда ее стратегия и даже тактика предопределяются федеральными программами борьбы с преступностью. Техника вычисления относительных величин выполнения планов проста - план принимается за базу (100 %), а фактическое его выполнение процентируется к плану.
Индексы. В широком понимании слово «индекс» означает любой обобщающий показатель, характеризующий изучаемое явление. В статистике индекс понимается как обобщающий показатель двух и более совокупностей, состоящих из элементов, которые не поддаются суммированию. Это необходимо как для оценки положения дел, так и для сравнительного изучения. В таких или аналогичных случаях рассчитываются специально разработанные показатели - индексы. Индексы делятся на индивидуальные, групповые, агрегатные (совокупные) и исчисляются в долях, процентах, разах, коэффициентах.
Индивидуальным индексом при оценке преступности или результативности деятельности какого-либо юридического учреждения может быть отношение уровня наблюдаемого явления текущего периода к уровню того же явления сравниваемого (базового) периода. При расчете агрегированного индекса судимости берутся числа осужденных, в отношении которых обвинительные приговоры вступили в законную силу, но также - по составам преступлений, им вменяемых.
Научная ценность относительных величин высока, но их нельзя рассматривать в отрыве от абсолютных показателей, соотношения которых они выражают, иначе точно характеризовать изучаемые явления будет невозможно. Пользуясь относительными величинами, необходимо показать, какие абсолютные величины за ними скрываются. В противном случае можно прийти к неправильным выводам, и лишь комплексное их применение выступает важным средством информации и анализа самых различных явлений государственно-правового аппарата.
Практическое задание.
ЗАДАНИЕ 1. Имеются следующие данные о распределении рабочих предприятий по размеру месячной заработной платы:
Группа рабочих по величине месячной заработной платы, тыс.руб. | Число рабочих в % к итогу |
1500-2000 2000-2500 2500-3000 3000-3500 3500-4000 4000-4500 4500-5000 | 5 8 25 30 15 12 5 |
Определите: среднемесячную заработную плату, приходящуюся на одного рабочего.
Методические указания к выполнению задания 4:
1. При расчете средней величины по данным интервального вариационного ряда вначале необходимо найти середину интервалов – х/ , так серединой первого интервала (1500-2000) будет 1750 , второго – 2250 и т.д.; результаты расчетов середины интервалов внесите в графу 2 табл. 1.
Таблица 1
Распределение рабочих предприятия по размеру месячной заработной платы
Группа рабочих по величине месячной заработной платы, тыс.руб. | Середина интервала, (хi/) | Число рабочих в % к итогу (fi ) |
1500-2000 2000-2500 2500-3000 3000-3500 3500-4000 4000-4500 4500-5000 | 5 8 25 30 15 12 5 |
2. Определите средний размер заработной платы работников по формуле средней арифметической взвешенной, при расчете в качестве xi , взять середину интервала:
Расчет: =
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Используя данные таблицы определить средний курс продажи акций.
Таблица.
Продажа акций АО «Донна-Хлеб»на торгах фондовой секции ТМБ «Гермес».
Сделка | Количество проданных акций, штук | Курс продажи, руб. |
1 2 3 | 500 300 1100 | 1080 1050 1145 |
Для расчета использовать формулу средней арифметической взвешенной.
Расчет: =
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Используя формулу средней гармонической взвешанной определить среднюю урожайность подсолнечника по Центрально-Черноземному району.
Таблица.
Валовой сбор и урожайность подсолнечника.
О б л а с т ь | Валовой сбор, тыс.т. | Урожайность, ц/га |
Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская | 97,0 204,0 0,5 16,0 69,0 | 16,1 9,5 4,8 10,9 7,0 |
Формула расчета гармонической взвешенной имеет вид:
где, wi = xi ⋅ fi – произведение осредняемого признака на частоту (в данном случае валовой сбор подсолнечника, который определяется путем умножения урожайности на посевную площадь подсолнечнка).
Расчет: =
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Валовой сбор и посевная площадь картофеля в фермерских хозяйствах в 2000г. составили:
п/п фермерского хозяйства | Посевная площадь, га | Валовой сбор, т. | Урожайность, ц/га |
| 140 102 64 | 2055 1484 981 | |
ИТОГО: |
Определить:
- Урожайность картофеля по каждому фермерскому хозяйству.
- Среднюю урожайность картофеля в фермерских хозяйствах.
Методические указания к выполнению задания 7:
- Урожайность культуры определяется путем деления валового сбора на посевную площадь. Рассчитайте урожайность картофеля по каждому хозяйству, результаты расчетов внесите в таблицу.
Расчет урожайности картофеля:
- Хозяйство -
- Хозяйство -
- Хозяйство -
- Определите среднюю урожайность картофеля в фермерских хозяйствах, используя для расчета либо формулу средней арифметической взвешенной, либо средней гармонической взвешенной.
Расчет: =
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации по 1 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Основная литература | Глава 5. Абсолютные и относительные величины. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО | стр. 76-89 |
Интернет ресурсы |
| |
| ||
|
Контрольное задание по Вопросу 1
- Записать в тетрадь конспект (3-4 стр.)
3. Подведение итогов учебного занятия
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Таблица 2.
- Домашнее задание на следующее занятие
- Выполнить задание 5.10. в тетради (стр. 93) учебник / И.В. Гладун. – 2-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО
Преподаватель Ю.В. Древаль
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация социального обеспечения» ГБПОУ Юридический колледж от ____________ 2016 г. № ___ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).
Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».
Урок с элементами игровых ситуаций. На уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познакомиться с профессией модельера, научиться моде...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»
Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки. ...
План – конспект учебно – тренировочного занятия по греко – римской борьбе на тему: «Техника выполнения захватов».
План – конспект учебно – тренировочного занятия по греко – римской борьбе...
План-конспект урока на тему: «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».
План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест»....