Урок по теме: "Многообразие птиц. Отряды: Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные и гусеобразные."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Толсторожих Светлана Валентиновна

Познакомить учащихся с отдельными представителями отрядов птиц, выявить черты их приспособленности к различным условиям обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_ptitsy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Многообразие птиц. Отряды: Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные и гусеобразные»

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:  Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием современных птиц.

Задачи урока: 

1. Образовательная: 

- Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания.

- Создание условий для расширения кругозора учащихся через знакомство с отдельными представителями птиц,

2. Развивающая: 

- Создание условий для развития умений анализировать, обобщать и делать вывод; коммуникативных качеств через индивидуальную работу.

3. Воспитательная:

- Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц взаимосвязано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним.

- Показать значимость такого многообразия и сформировать чувство ответственности за их сохранение.

План проведения урока:

I.Организационный момент

  • Называется тема урока (Слайд № 1);
  • Ученики записывают в тетрадях тему урока.
  • Ставится цель урока (Слайд № 2).

II. Проверка знаний учащихся 

    Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей, без их птичьего щебета.

На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

 Беседа с классом

Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.

Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.

Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Какое изобретение человека похоже на птицу? Самолёт.

Какими качествами обладает полёт птицы? Манёвренность, надёжность, безопасность, экономичность.(1 ученик выходит к доске для записи схемы «Внутреннее строение птиц»)

     Вспомним внешнее строение птицы на примере голубя. (2 ученик) Опишите форму тела птицы и укажите из каких отделов оно состоит. (Слайд № 3)  Форма тела обтекаемая (уменьшение трения). 1 – голова, 2 – шея, 3 – передние конечности птицы? Крылья. 4 – хвост. Какую функцию выполняет хвост? Служит рулём. 5 – туловище, 6 – Как называется нижняя часть ноги птицы? Цевка. Какова её особенность? Роговые щитки, лишённые оперения. Какую функцию выполняет? Посадочное устройство.

Сколько пальцев на ногах у птицы? Как они расположены? Обычно по 4 пальца: три из них направлены вперёд, а один назад.

Есть ли у птиц железы? Да, 1. Как она называется? Копчиковая железа (парная). Какова её функция? Жироподобные вещества выделения служат для смазывания перьев и содержат витамины, необходимые для организма птицы. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, не намокает.

(Слайд № 4) Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней? 1 –глаз. Как называется полупрозрачная оболочка, закрывающая глаза? Мигательная перепонка. 2 – слуховое отверстие, 3 – подклювье, 4 – надклювье и ноздри, 5 – язык.

   Вспомним строение перьев( 3 ученик)

Какими перьями образована летательная поверхность пера? Контурными. (Слайд № 5)  Из каких частей состоит контурное перо? 1 – опахало, 2 – стержень, 3 – очин.

Какие бывают контурные перья? Маховое, кроющее, рулевое.

(Слайд № 6)  Какие перья приведены на рисунке под цифрами 1-4? 1 – контурное маховое,  2 – контурное кроющее, 3 – пуховое перо, 4 – пух. Какими перьями покрыто туловище птицы? Кроющими и пуховыми.

(Слайд № 7) Найдите соответствия. Какова роль перьев? На крыльях – помогают летать; на туловище – согревают; на хвосте – служат рулём.

Все ли птицы одинаковы по внешним признакам? Нет. В чём отличия? Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик

     Вспомним внутреннее строение птицы.(1 ученик записывает на доске схему)

Как называется внутренняя часть пищевода птицы, где хранится пища? Зоб.

Сколько камер имеет желудок птицы? 2. Как они называются? Железистый и мускульный отделы.

Какой отдел пищеварительной системы птиц называется пупком? Мускульный желудок.

Какова скорость переваривания пищи у птиц? От 8-10 минут до 1 часа.

Благодаря чему происходит вдох и выдох у птиц? Благодаря поднятию и опусканию грудины.

Какие органы относят к органам дыхания птицы? Лёгкие и воздушные мешки.

Сколько камер в сердце у птиц? 4. Какие? 2 предсердия и 2 желудочка.

Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся? Полушария переднего мозга, средний мозг, мозжечок.

Какой отдел мозга отвечает за координацию движений у птиц? Мозжечок.

Как называется твёрдая оболочка яйца птицы? Скорлупа. А оболочка яйца кроме скорлупы? Подскорлупная.

Что такое  воздушная камера? Пространство между скорлупой и подскорлупной оболочкой.

Что такое желток? Запас питательных веществ.

Что такое яйцевой зуб? Роговой бугорок на конце клюва у птенца для пробивания скорлупы/

2. Изучение нового материала:

    Эволюция птиц идет  почти 199 млн. л.н. Результатом эволюции является огромное разнообразие птиц, что находит отражение в современной систематике. В настоящее время на Земле существует около 9000 видов птиц. (Слайд № 8)

Современная классификация птиц такова: ( Слайд  №9)

В свою очередь каждый надотряд включает большое  число отрядов. В классе птиц выделяют более 40 отрядов. По школьной программе нам более подробно предлагают познакомиться с 10. (Слайд №10)

Изучать многообразие птиц мы будем на 3 уроках. Сегодня мы более подробно познакомимся с четырьмя отрядами птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные и гусеобразные. Во время просмотра презентации мы познакомимся с характерными признаками представителей каждого отряда.  (Слайды №11,12,13,14)

Заполнение таблицы в тетради

Название отряда

Характерные признаки птиц отряда

Представители

3. Закрепление знаний.

Сегодня на уроке мы выявили черты приспособленности птиц к различным условиям жизни. В результате освоенного материала я предлагаю вам решить несколько биологических задач в качестве закрепления материала.

Решение биологических задач:

1.Как вы понимаете смысл выражения «лебединая верность».

2. Почему утки, которые несколько дней не купались и не ухаживали за оперением, могут утонуть сразу попав в воду.

3.Как вы понимаете смысл выражения: «Страус прячет голову в песок» Как вы думаете, делает это страус на самом деле или это выдумка мультипликаторов.

Подведение итогов урока:

Вопросы к учащимся:

1 ) О птицах каких отрядов  шла речь сегодня на уроке.

2) Почему их отнесли в разные отряды.

3) Какие общие признаки характерны для отрядов: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные.

4) Каких представителей этих отрядов можно встретить на территории нашей области.

Домашнее задание: параграф 28, тетрадь (таблица). Приготовить сообщения (2) на тему: «Гусеобразные нашей местности»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему:"Многообразие земноводных"

Проводить в 7 классе,как обобщающий....

Урок по теме "Многообразие млекопитающих"

Данная презентация знакомит с огромным многообразным миром млекопитающих....

методическая разработка урока на тему "Многообразие пресмыкающихся" в 7 классе

Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Урок комбинированного типа. Содержит тест для проверки домашнего задания с ответами. Презентация содержит большое количество иллюстраций по многооб...

Методическая разработка урока по теме: "Многообразие языков" для 11 класса

Данная методическая разработка будет полезна при изучении темы: "Изучение иностранных языков". Урок разработан в нетрадиционной форме по технологии дебатов "К барьеру!" Коммуникативная направленность ...

Презентация к уроку по теме "Многообразие птиц"

Знакомство с многообразием отрядов птиц: Страусообразные,Нандуобразные, Казуарообразные и Гусеобразные....

Презентация Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

Презентация предназначена для урока биологии в 7 классе....

конспект урока по теме "Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)"

Урок №29  в разделе №2  « Многообразие животного мира современной планеты» курса биологии 7 класса (предметная линия учебников «Живая природа». 5 – 9 клас...