Открытый урок по биологии 6 класс на тему:"Каменный уголь" на конкурс "Учитель года -2014"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Шмаль Инна Александровна

Открытый урок по биологии 6 класс на тему: "Каменный уголь" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_21_shkolu.docx84.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Каменный уголь».      6 класс

Цели урока:

  1. Учебно-коррекционные:

- закрепить и углубить знания учащихся  о каменном угле;

           - дать  представление о свойствах  и отличительных внешних признаках каменного угля;

           - работать над развитием связной речи, обогощением и активизацией словарного запаса через ответы на вопросы учителя, запоминание слов, понятий.

2. Коррекционно-развивающие:

       - коррегировать мыслительную деятельность;  

       - развивать зрительное восприятие через работу с иллюстрациями, игры, внимание;

3. Коррекционно-воспитательные:

    - воспитывать бережное отношение к природе через беседу, чтение правил поведения на природе;

    - воспитывать стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности.

Оборудование урока: Мультимедийное оборудование, презентация  «Каменный уголь», кроссворды.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочего места к уроку, объявление целей урока.

- Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги, сегодня урок биологии проведу у вас я, меня зовут Инна Александровна, присаживайтесь! Приготовтесь и настройтесь на урок!

- Ребята, я сейчас прочту стихотворение, написанное у меня на доске(учитель читает)

- Давайте  вместе прочтем стихотворение (вместе читают стихотворение).

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

 

- Ребята,   о чем  идет речь?( правильно о каменном угле). Каменный уголь –тема нашего урока, запишите в тетрадь тему и сегодняшнее число.

- Сегодня  на уроке я  познакомлю вас с еще одним горючим полезным ископаемым – каменным углем, мы познакомимся с его свойствами , внешним видом, узнаем где и как добывают каменный уголь, научимся  давать понятия и называть его.

 2. Повторение ранее изученного материала, проверка домашнего задания.

 - Ребята, давайте вспомним, что же мы проходили на прошлых уроках и повторим ранее изученный материал.

- Несметные богатства таятся в недрах нашей земли (а их открыто более 50 видов).

                                Кроссворд

- Чтобы узнать, как называют разведчиков недр, надо разгадать кроссворды.

 

img3.jpg (16464 bytes)

  1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий. (Гранит). 
  2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом. (Нефть). 
  3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус. (Торф) 

http://festival.1september.ru/articles/511131/img2.jpg

  1. Из названия какой составной части гранита надо убрать 1 букву, чтобы получить имя девочки. (Слюда – Люда) 
  2. Это полезное ископаемое часто встречается вам. Сыпучее вещество. Когда вы были маленькими, то играли с этим сыпучим полезным ископаемым (Песок) 

6. В названии, какого полезного ископаемого надо вставить букву, и получится имя девочки (Глина – Галина).  Из этого материала делают посуду, обжигают ее в печи.

  1. Беловато-серый камень. Из этого полезного ископаемого  изготавливают мел (Известняк). (Я вам подскажу - показываю мел).

- Мне очень понравилось, как работали ….  За работу и активность на уроке я ставлю оценки 5.

             Работа с учебником страница 90-91

http://festival.1september.ru/articles/511131/img4.jpg

http://festival.1september.ru/articles/511131/img5.jpg

 -Давайте  посмотрим на доску и отгадаем ребусы (газ, уголь), открывайте учебники на с.90-91.

- Найдите на карте в учебнике газ, посмотрите внизу на условные обозначения. У меня в руках карточки с условными обозначениями, давайте вместе обозначим на карте месторождение газа.

-Найдите на карте каменный уголь, как же он обозначается, давайте обозначим на карте его месторождение.

- Посмотрите, как богата наша страна месторождениями каменного угля.                                        

                                   Физминутка

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже -
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще -
Через левое плечо!

  1. Изложение нового материала.

- А теперь, сядьте прямо и внимательно послушайте меня.

   - Ребята, «Каменный уголь» -это твердое , но хрупкое вещество черного или темно-бурого цвета, это ценное полезное ископаемое.

- Вот посмотрите, как он выглядет!(учитель показывает из набора «Полезные ископаемые») Каменный уголь образовался из останков растений, которые оседали на дно водоемов. Постепенно их заносило илом, песком, и они превращались в торф.  Под  землей при воздействии  большого давления торф в течение миллионов лет превращался в каменный уголь. На кусочках каменного угля встречаются отпечатки древних растений. Это доказывает растительное происхождение каменного угля.

    Месторождения каменного угля представляют собой слои разной площади и толщины, которые залегают в земле на разной глубине. Если они находятся близко от поверхности, то их добывают, взрывая огромные котлаваны. Если они залегают глубоко, то строят подземные шахты, из которых поднимают уголь  на поверхность.

- И сейчас мы посмотрим небольшое видео, о том, как же добывают уголь.

 Просмотр видеофильма(комментарии по ходу видеофильма).

 - Каменный уголь обладает ценными свойствами: он долго разгорается, но хорошо горит и, главное выделяет при горении много тепла.  Поэтому его используют для отопления помещений, при выплавке металла, на тепловых электростанциях. Из   каменного угля получают вещества для приготовления красок, спирта, резины.

                                     Физминутка

Совушка-сова
Совушка - сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а- к-
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх).


4. Закрепление изученного материала.

- Ребята,  давайте  вспомним, с каким горючим полезным ископаемым, мы сегодня познакомились? ( С каменным углем).

 - Ребята какими свойствами обладает каменный уголь?

(обогрев жилища).

  -А как каменный уголь используется человеком ? ( он долго горити дает тепло).

 

5.  Итог, выставление оценок за урок, домашнее задание.

- Итак, ребята  подведем итог.

-Что нового мы  узнали?  ( познакомились с каменным углем).

-А как образовался каменный уголь? ( образовался из остатков древних растений, которые оседали на дно водоемов)

- Какими  свойствами обладает   каменный уголь?(он долго разгорается и хорошо горит и выделяет много тепла).

- Как каменный уголь используется человеком? (для отопления помещений, при выплавке металла, на тепловых электростанциях, из него получают вещества для приготовления красок, спитра, резины)

- Ребята, домашнее задание страница в учебнике 93 прочитать и повторить.

Выставление оценок в журнал и дневник.

-До свидания, до новых встреч!

Учебник «Биология» 6 класс  : «Неживая природа»: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида /  И. В. Романов, Р.А. Петросова. – Москва,: Дрофа,  2011г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

открытый урок в 5 классе по теме "Времена года"

Открытый урок  по теме "Времена года" в 5 классе с презентацией. УМК Бибилетова М.З. Можно использовать и на мероприятии по данной теме....

открытый урок в 5 классе по теме "Времена года"

Открытый урок "Времена года" 5 класс  с презентацией. Удобно использовать на мероприятиии....

открытый урок в 4 классе по теме"Моё любимое время года"

Урок закрепления полученных умений и навыков с применением ИКТ....

Самоанализ открытого урока в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"

Самоанализ открытого урока по немецкому языку в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"...

Открытый урок в 9 классе на тему «Достижение в науке и космосе в 50-60 годы». 2019 г.

Открытый урок  в 9 классе на тему «Достижение в науке и космосе в 50-60 годы». 2019 г....