рабочая программа по биологии для 6,9 классов в коррекционной школе VIII вида
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

НИКИТИНА ЯНА ЮРЬЕВНА

Рабочая программа по биологии в 6, 9 классах составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., допущена Министерством образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная

школа VIII  вида

__________ Л. Р. Кульпина

 «___»__________20____г.                              

УТВЕРЖДАЮ:                        

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа VIII  вида

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.

Рассмотрено  на заседании                                                                                   педагогического совета школы                                                                                         протокол №  1 от 30 августа 2013 года

Рабочая программа

по биологии для обучающихся 6, 9 классов

срок реализации программы 1 год

Автор-составитель программы:

Я. Ю. Никитина,  учитель биологии

                                                     

Белебей-2013

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3
  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………..7

Естествознание. Неживая природа 6 класс…………………………………..8

Биология. Человек 9 класс……………………………………………………..9

Элементы химии 9 класс………………………………………………………..9

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………....10

Естествознание. Неживая природа 6 класс…………………………………10

Биология. Человек 9 класс……………………………………………………14

Элементы химии………………………………………………………………..17

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………..20
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….32

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 6, 9 классах составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., допущена Министерством образования Российской Федерации.

        Ученые, педагоги и методисты прошлого и настоящего отводят большое место в развивающем воздействии на личность урокам естествознания.

        Д.И. Писарев отмечал, что знания о природе полностью отвечают природным потребностям детского ума, удовлетворяют первые проблески их пытливости, что изучение природы развивает логичность в мышлении, речь детей, содействует наглядному и практическому усвоению логических понятий.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на нее.

Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Обучающимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы. 

В целях совершенствования образовательного процесса для обучающихся  с нарушением интеллекта на основании письма Министерства образования Республики Башкортостан от 26.08.2013 г. № 16-06/1-170 с 2013-2014 учебного года в III и IV четвертях вводится в учебный предмет «Биология» 9 класс «Элементы химии» без увеличения максимальной нагрузки обучающихся.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования с использованием авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В данном курсе «Элементы химии» рассматриваются основополагающие вопросы общей химии: понятия о веществах, химическом элементе и формах его существования; строение атома и периодический закон химических элементов Д.И Менделеева; состав и строение веществ; важнейшие классы неорганических соединений; изучение химических превращений: условий и признаков протекания химических реакций, их классификация.

Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 6,9 классов с интеллектуальной недостаточностью и  возможностями их познавательной  деятельности.

Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание  специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с  ограниченными возможностями здоровья о человеке, формирование представления о мире, который окружает человека.

Задачи:

  • сообщение знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); 
  • формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе; 
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома; 
  • привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить простейшие расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакций;
  • освоение системы знаний о законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Контингент обучаемых: обучающиеся 6, 9 классов коррекционной школы VIII вида.

Объем часов: обучение биологии в 6,9 классе по 2 урока в неделю. Обучение «Элементов химии» рассчитано на 16 часов в II полугодии по 2 урока в неделю (III четверть – 8 часов,  IV четверть – 8 часов).

В 6 классе («Неживая природа») обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных  свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп  животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

В процессе обучения обучающиеся знакомятся с химическими понятиями. Первоначальные химические понятия представляет особую значимость, так как закладывается фундамент данной учебной дисциплины, усваиваются химические знаки, составление формул веществ, химические уравнения, типы химических реакций, строение вещества. Понятие элемента и формулы его существования.

Особенно обращается внимание на отработку номенклатуры оксидов, кислот, солей, на составление химических уравнений по свойствам указанных химических неорганических соединений, на установление генетической связи между основными соединениями путем тренировочных уравнений.

Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными предметами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения.

Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.

При проведении лабораторных и практических работ каждый этап выполняется вместе с учителем и под его руководством.

Обязательно проводится инструктаж по ТБ., соответствующие данному виду работы, дается правильная запись формулы и указывается цель проведения работы. Последнее способствует осознанию обучающимися выполняемых действий и полученного результата.  

Планируемый результат: готовность использовать знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;  выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции, безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде,  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту, приготовления растворов заданной концентрации.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Естествознание. Неживая природа 6 класс

№ п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

3

2

1

2

Вода

16

12

4

3

Воздух

13

8

5

4

Полезные ископаемые

19

11

8

5

Почва

12

8

4

6

Итоговое повторение

5

3

2

Итого

68

44

24

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Биология. Человек. 9 класс

№ п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

1

1

2

Общий обзор

6

3

3

3

Опорно-двигательная система

12

6

6

4

Кровеносная система

9

6

3

5

Дыхательная система

8

5

3

6

Пищеварительная система

4

3

1

7

Выделительная система

2

2

8

Кожа

2

1

1

9

Нервная система

9

6

3

10

Органы чувств

5

2

3

11

Охрана здоровья

1

1

Итого

59

35

24

Элементы Химии

1

Введение

4

2

2

2

Атомы химических элементов

9

5

4

3

Простые вещества

1

1

4

Соединения химических элементов

2

2

1

Итого

16

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Естествознание. Неживая природа. 6 класс

Тема № 1. Введение. (3 ч).

Природа – живая и неживая (1 ч). Земля – планета, на которой мы живем (1 ч). Для чего нужно изучать неживую природу (1 ч).

Тема № 2. Вода (16 ч).

Вода в природе (1 ч). Непостоянство формы и текучесть воды (1 ч). Расширение и сжатие воды(1 ч). Термометр и измерение температуры (1 ч). Измерение температуры воды (1 ч). Свойства воды при замерзании (1 ч). Превращение воды в пар при нагревании (1 ч). Свойства воды растворять некоторые твердые вещества(1 ч). Нерастворимые в воде вещества(1 ч).  Вода прозрачная и мутная (1 ч). Водные растворы: минеральная, морская и питьевая вода (1 ч). Использование воды в быту и хозяйстве человека (1 ч).  Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней (1 ч). Демонстрация опытов (1 ч). Повторительно-обобщающий урок (1 ч).   Экскурсия к местным водоемам (1 ч).

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  2. Растворение соли, сахара в воде.
  3. Очистка мутной воды.
  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  5. Определение текучести воды.

Практическая работа: измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Тема № 3. Воздух (13 ч).

Что такое воздух? Его свойства (1 ч). Упругость воздуха (1 ч). Теплопроводность воздуха (1 ч). Расширение и сжатие воздуха (1 ч). Движение воздуха (1 ч). Состав воздуха (1 ч). Кислород и его свойства (1 ч).

Значение кислорода в природе и в жизни  человека (1 ч). Углекислый газ и его свойства (1 ч). Значение воздуха и борьба за его чистоту (1 ч). Демонстрация опытов (1 ч). Повторительно-обобщающий урок (1 ч). Экскурсия в котельную (1 ч).

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
  2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
  3. Упругость воздуха.
  4. Воздух — плохой проводник тепла.
  5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
  6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция).
  7.  Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Тема № 4. Полезные ископаемые (19 ч).

Разнообразие полезных ископаемых (1 ч). Полезные ископаемые, используемые в строительстве: гранит (1 ч). Известняк. (1 ч). Песок. Глина (1 ч). Горючие полезные ископаемые: работа с картой (1 ч). Торф (1 ч). Каменный уголь (1 ч). Закрепление (1 ч). Нефть (1 ч). Природный газ (1 ч). Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений (1 ч). Калийная соль (1 ч). Демонстрация опытов (1 ч). Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (1 ч). Черные металлы, их свойства и получение (1 ч). Цветные металлы, их свойства и получение (1 ч). Распознавание черных и цветных металлов  по образцам (1 ч). Повторительно-обобщающий урок (1 ч). Экскурсия на угольный разрез (1 ч).

Демонстрация опытов:

  1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
  2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа: распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Тема № 5. Почва (12 ч).

Почва – верхний плодородный слой земли (1 ч). Экскурсия к почвенным обнажениям (1 ч). Перегной – главная часть почвы (1 ч). Неорганическая часть почвы – песок, глина, минеральные соли (1 ч). Песчаные, глинистые и черноземные почвы (1 ч). Почвы родного края (1 ч). Обработка почвы (1 ч). Весенняя обработка почвы: вскапывание и боронование лопатой и граблями  (1 ч). Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников (1 ч). Рыхление почвы – «полив без воды» (1 ч). Значение почвы для народного хозяйства (1 ч). Необходимость бережного обращения с ней (1 ч). Повторительно-обобщающий урок (1 ч).

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.
  2. Обнаружение в почве песка и глины.
  3. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа: различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на пришкольном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование
лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и
кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Тема № 6. Итоговое повторение.

Экскурсия в краеведческий музей г. Белебея (2 ч).  Работы на пришкольном участке (2 ч). Понятия, изученные в течение года (1 ч).

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Человек. 9 класс

Тема № 1. Введение (1 ч).

Место человека среди млекопитающих в живой природе (1 ч).

Тема № 2. Общий обзор (6 ч).

Клетка (1 ч). Химический состав клетки(1 ч). Жизнедеятельность клетки (1 ч). Ткани (1 ч). Органы. Системы органов (1 ч). Повторение раздела «Общий обзор» (1 ч).

Тема № 3. Опорно-двигательная система (12 ч).

Значение опорно-двигательной системы.  Скелет человека. Состав костей (1 ч).

Строение и соединение костей (1 ч). Скелет головы (1 ч). Скелет туловища (1 ч). Скелет конечностей (1 ч).  Первая помощь при  растяжении связок, вывихах суставов и ушибах (1 ч). Первая помощь при переломах костей(1 ч). Строение и значение мышц (1 ч). Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление (1 ч). Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека (1 ч). Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц (1 ч). Повторение раздела: «Опорно-двигательная система» (1 ч).

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы;  свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Тема № 4. Кровеносная система (9 ч).

Значение крови и кровообращения (1 ч). Состав крови (1 ч). Сердце, его строение, работа (1 ч). Кровеносные сосуды и круги кровообращения (1 ч). Движение крови по сосудам (1 ч). Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови (1 ч). Предупреждение заболеваний кровеносной системы (1 ч). Вредное влияние табака и  спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды (1 ч). Повторение раздела: «Кровеносная система» (1 ч).

Демонстрация  муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы:

  1. Микроскопическое строение крови.
  2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Тема № 5. Дыхательная система (8 ч).

Значение дыхания. Органы дыхательной системы (1 ч). Строение легких. Газообмен в легких и тканях (1 ч). Дыхательные движения. Регуляция дыхания с (1 ч). Влияние физического труда и порта на развитие дыхательной системы (1 ч). Болезни дыхательной системы и их предупреждение (1 ч). Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды (1 ч). Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания (1 ч). Повторение раздела: «Дыхательная система» (1 ч).

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Тема № 6. Пищеварительная система (4 ч).

Значение и состав пищи. Значение пищеварения. Система органов пищеварения (1 ч). Строение и значение зубов. Пищеварение  в ротовой полости и в желудке (1 ч). Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена и нормы питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему (1 ч). Повторение раздела: «Пищеварительная система» (1 ч).

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
  3. Действие слюны на крахмал.
  4. Действие желудочного сока на белки.

Тема № 7. Выделительная система (2 ч).

Значение выделения. Строение почек. Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы (1 ч). Повторение темы: «Выделительная система» (1 ч).

Тема № 8. Кожа (2 ч).

Строение и значение кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях. Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви (1 ч). Повторение раздела: «Кожа» (1 ч).

Тема № 9. Нервная система (9 ч).

Значение и строение нервной системы (1 ч). Спиной мозг (1 ч). Спиной мозг (1 ч). Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь (1 ч). Эмоции. Внимание и память (1 ч). Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна (1 ч). Гигиена нервной деятельности. Режим дня (1 ч). Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему (1 ч). Повторение раздела: «Нервная система» (1 ч).

Тема № 10. Органы чувств (5 ч).

Значение органов чувств. Орган зрения (1 ч). Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней (1 ч). Орган слуха. Гигиена слуха (1 ч).

Органы осязания, обоняния и вкуса (1 ч). Повторение раздела: «Органы чувств» (1 ч).

Тема № 11. Охрана здоровья (1 ч).

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье (1 ч).

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов них систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Обучающиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Элементы химии 9 класс

Тема № 1. Введение (4 ч).

Предмет химии(1 ч). Вещества. Превращение веществ (1 ч). Роль химии в жизни человека. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева(1 ч). Химические формулы. Относительные атомная и молекулярные массы(1 ч).

Тема № 2. Атомы химических элементов (9 ч).

Основные сведения о строении атомов. Электроны (1 ч.) Изотопы (1 ч.) Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов (1 ч.) Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов (1 ч.)  Ионная химическая связь. (1 ч.) Ковалентная химическая связь (1 ч.) Металлическая химическая связь (1 ч.) Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах хим. связи (1 ч.)  Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» (1 ч.)

Тема № 3. Простые вещества (1ч.)

Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов. Простые вещества - неметаллы. Общие физические свойства неметаллов - простых веществ (1 ч.)

Демонстрация:

Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K;

Коллекция неметаллов: S, P, уголь активированный, бром в ампуле.

Изучается ознакомительно:  Аллотропия. Колличество вещества.

Изучается ознакомительно:  Молярная масса. Молярный объем.

Тема № 4. Соединения химических элементов (2 ч)

Валентность. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. (1 ч.)  Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения. Составление формул, их названия (1 ч.)  

Изучается ознакомительно: Определение понятия “соли”, молекулярные кристаллические решетки, ионы.

Демонстрация:

Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов;

Образцы оксидов металлов и водородных соединений: HCl, NH3, H2O, SiO2;

Образцы щелочей, кислот, солей;

Модели кристаллических решеток, NaCl, графита, металлов.

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия:  химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы ион, химическая связь, вещество, классификация веществ,  моль, молярная масса;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

Обучающиеся должны уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приложение 1

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное

образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок биологии в 9 классе на тему:

«Значение дыхания. Органы дыхательной системы»

Провела: Я. Ю. Никитина учитель биологии

Белебей, 2013

Урок-путешествие «Значение дыхания. Органы дыхательной системы»

Цели и задачи урока:

  • Изучить значение дыхания и органы дыхательной системы.
  • Развивать и коррегировать внимание, мелкую моторику рук, мышление.
  • Прививать самостоятельность.

Оборудование  и наглядный материал для урока: учебник, презентация, карточки, тетради, таблица «Функции органов дыхания».

Ход урока:

  1. Организация. Нацеливание.
  1. отчет дежурного
  2. проверка рабочих мест

Организация обучающихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. 

Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель:  Дорогие, ребята! 

Какую систему органов мы с вами изучили? (кровеносную). Раздаются карточки для проверки домашнего задания.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: У многих народов,  живших в древние времена была вера в то, что в крови находится «душа» обеспечивающая жизнь. Почему возникла такая вера? (именно кровь разносит питательные вещества и кислород по организму и освобождает его от вредных веществ).

И неслучайно в русском языке слова «душа» и «дыхание» так похожи, поэтому признаками жизни является не только работа сердца, но и дыхание. Прекращается дыхание – прекращается и жизнь.

Вы, наверное догадались, какую систему органов  мы начнём с вами изучать? (дыхательную).

  1. Изучение нового материала.

Итак, тема нашего урока Значение дыхания. Органы дыхательной системы (сл. 1, 2).

Учитель: «Пока дышу, надеюсь»- римский поэт Овидий. Эта фраза и станет эпиграфом к нашему уроку, т. к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая  «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Человек дышит с первых минут своей жизни. Как только ребёнок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он здоровается? Крик имеет другое важное значение.

С первым криком расправляются лёгкие новорожденного и он начинает дышать. Поэтому все с нетерпением ждут этого первого крика.                                                                                                                     Человек дышит постоянно, в течении всей жизни, когда работает, спит, гуляет. Без еды и воды человек может прожить несколько дней, а вот без воздуха и несколько минут. Когда мы хотим сказать, что без чего-то совершенно не можем обойтись, то говорим: «Нужен как воздух….». Так что- же такое «дыхание». Часто можно слышать такое выражение: Дыхание-это жизнь». Сейчас это совершенно бесспорно. Между тем ещё какие-нибудь  три столетия назад учёные были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через лёгкие отвести от организма «лишнее тепло». Но выдающийся английский учёный Роберт Гук решил опровергнуть эту нелепицу и предложил своим коллегам провести эксперимент: в течении некоторого времени пользоваться для дыхания герметичным мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше, чем через минуту: учёные стали задыхаться.  Но так и не могли понять в чём причина.

Учитель: А мы с вами можем сейчас объяснить, почему стали задыхаться учёные? (не хватка кислорода, а он необходим для дыхания) (сл. 3).

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы обеспечивать связь между кровью и воздухом, поступление в кровь кислорода и удаление из неё углекислого газа (сл. 4).

Учитель: Через что дышит человек? (нос, рот).

А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос как бы критически к нему не относиться – украшение лица. Некоторые народы в древности украшали свои носовые раковины: вставляли разные украшения: кольца, крылья жуков и бабочек. И в наше время есть модницы, которые прокалывают нос, чтобы вставить в него серёжку (пирсинг). Но не забывайте, что при этом вы рискуете своим здоровьем, т. к. существует возможность заражения  тяжёлыми инфекциями.

Но и представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек – чёрт знает что, птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко» - так писал о носе Н.В. Гоголь.

А если серьёзно?  Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков – человекообразных обезьян его не было!

Учитель: Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совершить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм. Во время нашего путешествия вы будите заполнять таблицу (раздаются приготовленные таблицы «Функции органов дыхания»).

Но, в начале мы ознакомимся с маршрутом нашего путешествия. Природа создала надёжную систему органов дыхания. Для того, что – бы попасть в лёгкие, воздух проходит довольно длинный путь по целой системе трубок. Эти трубки и называются дыхательные пути (сл. 5, 6, 7).

Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного.

Итак, мы влетаем в нос! (сл. 8). Не запутайтесь в волосках ноздрей. Оказывается в каждой половине носа есть не один, а три носовых хода: верхний, средний и нижний. Отделены ходы друг от друга маленькими костными носовыми раковинами, образуя целые лабиринты. Такое строение носа придаёт струе воздуха вихревое движение. Мы летим в розовой пещере, осторожно стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью.                             Это слизистая оболочка – содержит до 16 тыс. слизистых желёзок. Продукция желёзок – водянистый слизеподобный секрет. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 – 1 литр слизи.

  1. А для чего она нужна? (увлажняет вдыхаемый воздух)
  2. А что прилипает и оседает на стенки полости? (пыль, микробы)
  3. Чем покрыта слизистая оболочка? (волосками).
  4. Какую работу они совершают? (гонят пыль из носа)

В слизистой оболочке носа содержится много веществ, разрушающих  болезнетворные микроорганизмы. Если во вдыхаемом воздухе микроб (напр: вирус гриппа ) как слизистая оболочка преграждает ему путь. Она набухает, защитных клеток становиться больше и они активнее борются с угрозой. Слизистая оболочка умеет и просто смывать инфекционного «агента» со своей поверхности. Работа слизистых желёз тогда многократно возрастает.  Внешне это проявляется насморком – верным спутником простудного заболевания.Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями.

Что делают эти сосудистые сплетения с воздухом? ( согревают вдыхаемый воздух ).

Носовая полость снабжена чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс  чихания. Ну и зачем ресничкам гнать большое количество пыли, если резким выдохом можно  хорошенько прочистить носовые ходы. При чихании поток воздуха вылетает из носовой полости со скоростью 160 км/час. Мчится, как гонщик по автостраде.

В области верхнего носового хода находятся рецепторы обонятельного анализатора.

Для чего они нужны человеку?

Расположение обонятельных клеток (сл. 9) на пути вдыхаемого и выдыхаемого воздуха позволяет нам принюхиваться, чувствовать запахи. Площадь обонятельной поверхности не больше почтовой марки, а теснятся на ней 200 млн.  «нюхательных» клеток. У каждой на верхушке, обращённой в сторону носовой полости, есть выросты, окутанные слизью. В этой слизи растворяются молекулы пахучих веществ. А запахи в жизни человека играют не малую роль. От запахов зависит самочувствие, настроение человека. Их даже используют в качестве лекарственных средств «Ароматерапия».

Какие выводы о функциях носа можно сделать? (сл. 10).

Вывод: проходя через носовую полость воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли.

Слишком  сухой воздух иссушил бы лёгкие, загрязнённый превратил бы их в подобие пылесборника пылесоса, а холодный воздух грозил бы организму переохлаждением.

Почему нужно дышать носом, а не ртом, особенно зимой?

Но, что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим свой путь и мы.  Внимание: пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Это носоглотка. Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление надгортанник.

Гортань (сл. 11) представляет собой широкую трубку,  суженную по середине, напоминает собой песочные часы.

Она имеет очень сложное строение, состоит из большого количества хрящей и мышц, приводящих их в движение. Самый крупный из хрящей – щитовидный. Его легко прощупать, в народе его называют «кадык» что означает  «твёрдый», «крепкий»  отсюда и выражение «закадычный друг».

Наблюдения:

Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.

1.Нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение.                                                       2. Что происходит с щитовидным хрящём при глотании? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место) (сл. 12).

Вывод: при глотании движется и надгортанник, закрывает вход в дыхательные пути и по нему, как по мосту движется пищевой комок в пищевод.

Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.

1. Сделайте дыхательное движение.

 2. Прекращаются ли дыхательные движения во время глотания?

Вывод: во время глотания дыхательные движения прекращаются, т. к.  закрывается вход в носовую полость и вход в трахею. Поэтому в момент глотания воздух попасть в лёгкие не может.

-А можно ли во время еды разговаривать? (нет)  Почему? (т. к. в дыхательное горло могут попасть частички пищи).

Но и здесь всё предусмотрено природой,  гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой и имеет множество рецепторов, которые быстро реагируют  на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси. При этом возникает кашель – усиленный выдох, благодаря которому полость гортани очищается. Кашель избавит нас от серьёзных неприятностей,  вылетают « заблудившиеся крошки». При простуде мы ругаемся «Кашель замучал»,но ведь он помогает – удаляет из дыхательных путей скопившуюся слизь.

Сложность строения гортани обусловлена тем, что она помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании.  Как же возникают звуки человеческой речи? (сл. 13).

Самостоятельная работа обучающихся.

1. Работа с учебником  (стр. 117  прочитать последний абзац.

- Определите, какие образования гортани участвуют в формировании звуков? (в гортани находятся голосовые связки, а между ними голосовая щель).

2. Работа с картинками «Различные состояния голосовых связок». Рассмотреть и определить:

-  В каком состоянии находятся голосовые связки при молчании?  (голосовые связки расслаблены и щель между ними расширена ).

- Что происходит при разговоре и шёпоте? (голосовые связки натянуты, щель становиться уже).

Человеческая гортань – удивительный музыкальный инструмент.  Выдыхаемый через гортань воздух (а речь, пение возможны только при выдохе) вызывает колебание натянутых,  подобно струнам голосовых связок.  Тогда и возникает звук. Сложный речевой аппарат, подарен природой одному человеку. Мы умеем регулировать выдыхаемую струю воздуха, в результате чего можем говорить с разной степенью громкости, петь, кричать, шептать, издавать всевозможные звуки.

- Можем ли мы отличить женский и мужской голос? (да).

- У кого звук голоса выше у женщин или у мужчин? (у женщин).

У женщин голосовые связки короткие, быстро вибрируют – 220 раз в секунду, поэтому и голос более высокий. Мужские голосовые связки длиннее, и вибрируют 120 раз в секунду, поэтому мужской голос низкий.

- Какие ещё органы участвуют в образовании звуков речи? ( ротовая, носовая полости, язык, губы, челюсти ).

Гигиена голосовых связок:

Голосовые связки надо беречь: - громкий голос, пение, крик ведёт к перенапряжению голосовых связок, голос станет хриплым, глухим.                                                                                                      Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

А теперь мы несёмся по воздушной трубе, которая получила название – трахея (сл. 14).

Стенки тоннеля мерцают от лёгких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи, они быстро – быстро 500 раз/мин. трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль.  Без этих мерцательных ресничек в наших лёгких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли. Длина трахеи 15 см.  Стенки этого органа образованы  эластичными хрящевыми полукольцами, соединёнными связками.  Природа не случайно оставила полукольца разомкнутыми – ведь сзади к трахее прилежит пищевод. Замкнутые кольца сильно затруднили бы прохождение по нему пищи. Трахея подвижный орган, в каком положении ни находилось бы наше тело, воздух всегда свободно проходит через неё.  На уровне 4 -5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха – правый и левый (сл. 15).

Каждый бронх входит в лёгкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвиолы (сл.16,17).

А мы с вами врываемся в одну из альвеол. Ого, как она сразу раздулась! При сильном вдохе альвеолы  растягиваются. Именно в них и происходит газообмен (сл. 18).

Альвеолы густо оплетены капиллярами. А стенки альвеол очень тонкие: они состоят из одного слоя клеток. Всё это создаёт отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и лёгочных пузырьков.                                                                                                                        Но что это? Наша « виноградинка « - альвеола вдруг сжалась! Теперь обратно.

Итак, мы с вами совершили удивительное путешествие, но полученные знания надо закрепить.

V. Повторение.

1. Что такое дыхание?

2.Какие органы образуют дыхательную систему?

3.Соединить стрелками орган дыхания и выполняемую им функцию.

4.Почему зевают люди? Как выглядит зевота?

Это непроизвольное дыхательное движение, состоящее  из глубокого вдоха с широко раскрытым ртом. Зевают не только лентяи, сони и бездельники, врачи утверждают, что подобный вдох возникает, когда головной мозг испытывает недостаток кислорода.

Поэтому, если в конце урока мы начали зевать, то это не значит что от скуки, а просто в воздухе недостаточно кислорода то есть воздух несвежий. А при дыхании несвежим воздухом, даже прирождённый мыслитель, глупеет прямо на глазах.

5.Что нужно делать, чтобы в классе был чистый воздух? (проветривать класс, протирать пыль).

VI. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

стр. 115-119 читать, пересказ,  задание № 2,3.

Приложение 2

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» 9 класс

ВАРИАНТ 1

1. Как называется система, в которую объединяются органы дыхания? Подчеркните нужное слово.

Костно-мышечная, дыхательная, пищеварительная, дорожная.

2.Какие органы входят в дыхательную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) сердце;

б) лёгкие;

в) трахея;

г) носовая полость;

д) бронхи.

3.В какой последовательности воздух проходит по органам дыхания? Пронумеруй.

трахея;

носовая полость;

лёгкие;        

бронхи.

4. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы? Обведи нужную букву.

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

5. Какое значение для человека имеют органы дыхания? Обведи нужную букву.

а) кишечник;

б) кровеносные сосуды;

в) сердце;

г) трахея.


Приложение 3

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» 9 класс

ВАРИАНТ 2

1. Как называется система, в которую объединяются органы кровообращения? Подчеркните нужное слово.

Нервная, пищеварительная, кровеносная, красная.

2.Какие органы входят в кровеносную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) лёгкие;

б) сердце

в) желудок;

г) кровеносные сосуды.

3. Какой орган обеспечивает движение крови в организме? Обведи нужную букву.

а) кишечник;

б) кровеносные сосуды;

в) сердце;

г) трахея.

4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу? Обведи нужную букву.

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

5. Какое значение для человека имеют органы кровообращения? Обведи нужную букву.

а) они заполняют пустоту внутри организма;

б) они переносят ко всем органам кислород и питательные вещества;

в) они не нужны организму, так как иногда болят.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЙ СПИСОК

  1. Биология. Человек. 9 кл. : учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И. В. Романов, И. Б. Агафонова.- М.: Дрофа, 2008. – 285.
  2. Естествознание. Неживая природа. 6 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Н. В Королева, Е В. Макаревич.- М.: Гуманитар. Изд. Цент ВЛАДОС, 2004-175 с.: ил.
  3. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред.         В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
  4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2004.
  5. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/О.С.Габриелян, П.Н. Березкин и др. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. К учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8". – М.: Дрофа, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
  2. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий
  3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.
  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам  Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
  5. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
  7. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
  9. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
  10. Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.
  11. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон
  12. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
  13. Природоведение 5 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон.
  14. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой,   В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
  15. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...

Рабочая программа по математике для учащихся 9 класса специальной ( коррекционной) школы VIII вида

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года ...

Рабочая программа по предмету "Математика" в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....