Рабочая программа по предмету "Обществознание" в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
методическая разработка (8 класс) на тему

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obshchestvoznaniyu.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Рабочая программа          

                                                            педагога

                                         Горшковой Татьяны Юрьевны      

                                       І квалификационная категория

                                       по предмету «Обществознание»

                  в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида

                                               Пояснительная записка                                                                                                                                                                                   Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. для общеобразовательных учреждений, программы по «Этике» для специальной (коррекционной) школы 8 вида. Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие как справедливость, долг, совесть, ответственность, является основным смыслом учебно-воспитательного процесса.

Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью – одна из ведущих задач всей системы коррекционной работы в школе.

Курс « Обществознание» включает в себя начальные сведения из целого ряда наук: философии, экономики, социологии, этики, права, экологии. Этот предмет поможет учащимся разобраться в многообразии общественных  отношений в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию. Школьники размышляют, ищут решение различных проблем, возникающих в жизни человека и общества. Уроки обществознания помогут понять, что значит быть настоящим гражданином, ответственным за свои поступки, членом общества, знающим и выполняющим его законы.

Целесообразно ориентироваться на следующие цели курса:

- создание условий для социализации личности;

- формирование человека-гражданина;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего « Я »;

- системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения    социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.      

Цель данного учебного предметы – дать минимум ( обусловленный рамками учебного времени ) знаний о человеке и обществе, человеке-личности, необходимый для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.

Первый раздел – « Человек и природа» включает в себя аспект взаимодействия человека с естественной природной средой, вопросы экологии, охраны природы, активного проявления человеческого отношения к живому и неживому в природе.

Второй раздел – « Человек-личность » знакомит с формированием личности в процессе социализации.  Этапы: детство, отрочество, зрелость, старость. Что такое личность?

Третий раздел - « Человек среди других людей » посвящён проблемам отношений между людьми, т.е. межличностных отношений, общения. Основная идея этого раздела определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Предмет « Обществознание » проводится в 8 классе 1 ч. в две недели.

Последовательность в изучении материала необходимо соблюдать в соответствии с программой.

Работа по программе предполагает использование наглядного материала: рисунков, сюжетных картин, биографических данных известных людей, чтение поэтических произведений, репродукций картин художников, а также выполнение ряда заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с репродукциями картин, совместное с учителем обсуждение высказываний известных людей, подготовка докладов и сообщений, рисунков.                      

 Задачи:

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе специального (коррекционного) образования являются:

- сознательно организовать свою познавательную деятельность (от поставки цели до получения результата);

- умение высказываться, вести беседу, следовать этическим нормам;

- выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений, поведения;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- привить любовь к Родине;

- Почувствовать себя частью общества и его будущим.

 Средства обучения:

Печатные пособия (учебник, тетрадь на печатной основе);

Аудиовизуальные пособия (образовательные фильмы);

Наглядные пособия (таблицы, плакаты, репродукции).

                                                       Содержание программы      

                                                                     8 класс                          

                                                 ( 17 ч. в год, 1 ч. в две недели )

                                                                 Введение (1ч)

Знакомство учащихся с новым предметом. Раскрытие целей, задач изучения предмета.

                                                        Человек и природа (4ч.)

Человек – часть природы. Наследственность. Инстинкты. Индивидуальность.  Воздействия человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Экология. Тяжёлые последствия безответственности. Экологическая мораль. Охрана природы.

Словарь: биосфера, браконьер, ресурсы, кризис, инспектор.

                                                       Человек – личность (7ч.)

Человек растёт и развивается. Сильная личность. Отрочество. Самостоятельность – показатель взрослости. Познание мира и себя. Пословицы. Какие бывают потребности. Мир мыслей, мир чувств. Слагаемые жизненного успеха. Готовимся выбирать профессию.

Словарь: деятельность, эгоизм, подлость, потребность, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, познание, разум.

                                                      Человек среди людей (4ч.)

Межличностные отношения. Чувства. Виды межличностных отношений. Какие бывают группы? Лидер. Поощрения и наказания. Что такое общение?  Цели общения. Межличностный конфликт. Ступени конфликта.

Словарь: симпатия, стереотип, антипатия, санкции, инцидент, интерграция.

                                                            Повторение (1ч.)      

Подведём итоги. Повторение изученного материала. Учимся понимать людей и устанавливать конфликты.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса «Обществознание» учащиеся должны знать:

- основные понятия и термины;

- свои права и обязанности;

- о характере взаимодействия человека с природой;

- правила этикета.

уметь:

- применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления;

- работать с текстом, находить ответы на вопросы.

 Литература:

1) Аминов А.М. Деловая игра «Права ребёнка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001 №9 с. 31-34.

2) Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003 №8 с. 40-44.

3) Безруких М.Я.  «Я, или Права поведения для всех». М., 2004г.

4) Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. Обществознание. Учебник для 6 класса. Москва.  «Просвещение». 2007г.

5) Великородная В.А. и др. классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 5-11 классы. М:ВАКО, 2006г.

6) Гусейнов А.Н. «Золотое правило нравственности» 7-е издание, М., 2007г.

7) Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни. Хрестоматия для учителя. В 3ч. М. 2001г.

8) Евтушенко И.В. гражданско-правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида. М: В. Секачев, 2008г.

9) О.А, Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Рабочая тетрадь для 6 класса. Москва «Просвещение» 2007г.

10) Программа по «Этике» для специальной коррекционной школы 8 вида.

11) Программа по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., М.: «Просвещение», 2007г.