Опыт работы по ИОП
статья по биологии на тему

Калашникова Наталья Владимировна

Сертификат.Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_dlya_publikatsii_kalpashnikova_n.v.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://oblakodetstva.ru/materials/certificates/?mid=5749&svid=svidpub

Индивидуальная образовательная программа – основа для развития исследовательской деятельности школьников.

Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности обучающихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы.

Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие  творческих возможностей учеников является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает обучающихся творческими участниками процесса познания. Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов.

Одна из основных задач обучения, на современном этапе – это создание такого образовательного пространства, которое бы позволяло обучающимся , во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской работы,  мне помогает решать разработанная индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа  – это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счёт изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования учеников в соответствии с их предпочтениями.  Проще сказать  - это программа совместных действий учителя и учеников по достижению целей обучения и учения.

ИОП могут быть различной направленности:

- углубление и расширение знаний по предмету или теме;

- исследовательская деятельность школьников;

- проектная деятельность школьников.

Использование индивидуальных образовательных программ позволяет решить несколько важнейших задач:

- удовлетворить повышенные образовательные запросы обучающихся;

- сформировать научное мышление “на стыке наук”;

- повысить мотивацию к исследовательской деятельности;

- поднять интерес к дополнительному образованию;

- создаёт возможность успешного выступления на внешних мероприятиях, что является важнейшим стимулом к учебе.

Мной  разработана программа   для занятий исследовательской деятельностью.

Цель программы – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся  в процессе исследовательской работы.

Задачи:

- показать обучающимся содержание научного  исследования,  как единую систему во взаимосвязи всех элементов;

-  развивать у обучающихся такие компетенции,   как  аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;

- развивать умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;

-  познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

В методике преподавания по данной программе используются различные формы работы.

Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения как – рассказ, беседа, постановка опытов, экспериментов, консультации специалистов, обсуждение, оформление результатов работы и ее анализ и обязательно предусматривается самостоятельная деятельность учащегося.

Формирование группы учащихся для занятий исследовательской работой осуществляется по запросу  и желанию детей.

На организационном занятии школьникам предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.

Для обеспечения наилучшего образовательного результата подбираю:

- методические пособия по технологии выполнения исследовательской работы и научно-исследовательскую  литературу по выбранной теме;

- средства компьютерной поддержки;

-  учебные пособия;

- оборудование для проведения опытов и эксперимента

Программа, план  составляется учителем и учеником. В программе педагога основой является содержание – это отдельные темы, этапы, модули, включающие методы и формы обучения, количество часов, планируемые результаты, оценка,  перспективы.

План ученика включает такие разделы:

-  цели ученика;

-  план деятельности;

- тема исследования;

      - планируемые результаты  исследования и сроки реализации;

- планирование самостоятельной деятельности;

- чётко расписанный график консультаций и занятий с учителем;

- планирование участия в конкурсах и конференциях  различного уровня;

 - самооценка и самоконтроль;

-  рефлексия.

Образовательные компетенции обучающихся  предполагают формирование знаний и умений:

 знать:

- основы организации работы с научной литературой;

- научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;

- требования к оформлению результатов работы;

- способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;

- критерии оценки исследовательских работ.

уметь:

-  выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;

- формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;

-  подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;

- применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;

- выступать с защитой исследовательской работы.


Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование

Этапы

Содержание работы.

Кол-во часов

Сроки

Формы работы

Выполнение работы.

Консультант

Первый этап – подготовки к исследованию.

1. Выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

2.Определение объекта и предмета исследования. Определение основных понятий темы.

3.Изучение литературы по теме исследования.

- сбор источников и их анализ;

- выбор методик исследования;

- составление плана проведения опытов и экспериментов по теме.

4.Уточнение темы; формулировка гипотезы; цели и задач.

1

2

5

2

сентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

Беседа.

Самостоятельная работа         в библиотеке.

Практическая работа с источниками - библиотечный час

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Поиск информации в интернате/

Тема исследования:

«Влияние дисфункции щитовидной железы на уровень заболеваемости и   успеваемости учащихся».

Объект исследования – учащиеся 10 а класса.

Анализ классных  журналов с 2010 -2013 учебного года.

Анализ медицинской документации школьной мед/ сестры.

Анализ архивных документов СЭС.

Тема не изменена.

Библиотекарь

Руководитель

Библиотекарь

Руководитель

Учитель информатики.

Второй этап – подготовки и проведение исследования.

1.Подготовка диагностических  материалов по теме исследования и выбор методик проведения опытов и эксперимента.

2.Проведение исследований по теме (опыты, эксперимент).

3. Анализ исследования, выводы по эксперименту.

2

5

Ноябрь

декабрь

Оформление дневников наблюдений и проведения диагностик

Практическая работа: составление таблиц, схем, графиков, диаграмм.

Сравнение результатов, обобщение, анкетирование ребят на предмет компетентности о своём заболевании.

Составление таблицы данных по успеваемости, пропускам учащихся.

Оформление диаграмм, графиков

Руководитель

Руководитель

Третий этап – оформления исследовательской работы.

1. Написание основной части работы:

- актуальность темы;

- описание методики исследования;

- литературный обзор и обзор источников;

- описание результатов исследования;

- написание выводов.

2.Составление списка литературы.

Составление приложений.

3.Оформление иллюстраций.

4. Оформление всей работы

4

2

1

1

Январь - февраль

Практическая работа.

Компьютерная обработка материалов

Библиографическая работа.

Оформление приложений

Приложение №1 Информация о заболеваемости

Приложение №2 Таблица зависимости пропусков и заболеваемости.

Приложение №3 Иллюстрации, фотографии.

Подготовка иллюстраций – внешнее строение щитовидной железы,

Руководитель.

Четвёртый этап - подготовка и защита работы на школьной конференции «Шаг в будущее»

1.Подготовка тезисов доклада и презентации.

2.Изучение правил публичного выступления.

1

1

Самостоятельная работа.

Изучение требований публичного выступления.

Психолог.

Пятый этап – выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

1. Представление своей работы.

2. Подготовка работы к публикации

1

Защита работы.

Работа по замечаниям

Руководитель

Шестой этап - рефлексивная деятельность.  

1.Подведение итогов деятельности.

2. Выбор темы исследования на следующий год.

1

1

Рефлексия

Перспективы дальнейшей работы.

Выявление положительных моментов и над чем надо поработать

 

Список литературы по теме исследования.

  1. Алексеев С.В.  , «Экологический практикум школьника». Смоленск, изд.«Учебная литература», 2005г.
  2. Воронина Г.А.,  «Экология человека». М., издательский центр «Вентана-Граф», 2006г.
  3. Зверев И.Д.  «Человек: Организм и здоровье». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2000г.
  4. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., изд. «Просвещение», 1983г.
  5. Колесов Д.В., «Основы гигиены и санитарии». М., изд.«Просвещение», 1989г.
  6. Хрипкова А.Г.,  «Физиология человека». М., изд. «Просвещение», 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...