Вирусы - неклеточная форма жизни.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_virusy.docx43.13 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.45 КБ
Файл instruktivnaya_karta_dlya_uchashchikhsya.docx17.04 КБ
Файл virusy-10_klass.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 7.

Тема. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Цель урока: формирование знаний о неклеточных формах жизни - вирусах, их строении, классификации, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.

Задачи урока:

  1. Расширить знания о вирусах как неклеточных   формах жизни, их
    строении,    размножении,    классификации,    о    роли    в    жизни человека, познакомить   с   историей   открытия   вирусов,   рассмотреть   специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные заболевания;
  2. Формировать умения:   анализировать материал (находить проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы),    самостоятельного поиска и анализа информации о вирусных заболеваниях.

3.Формировать     умение     учащихся     работать     с     учебником     и компьютерными средствами;

4.Продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;

5.Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.

6.Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности.

7.Обеспечить   условия    формирования    культуры   здоровья   для профилактики вирусных заболеваний;

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология обучения: ИКТ – технология.

Ключевые понятия: вирус, вирусология,   генетический материал (ДНК или РНК; капсид, бактериофаг, оспа, корь и др.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, тесты в редакторе тестов My Test.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2.  Актуализация знаний учащихся.

 Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какими свойствами обладают живые организмы? (Единство химического состава, обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость)
  2. Что является основой строения любого организма? (Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов)
  3. Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?

4. Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов? (ДНК).

III. Изучение нового материала.

С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа.

 Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).


Итак, тема нашего урока: «Вирусы - неклеточная форма жизни». (Слайд 1).

Несмотря на высокий уровень развития медицины, мы постоянно сталкиваемся с заболеваниями вызываемыми вирусами.

  • Проблемный вопрос. (Слайд 2).

Почему с вирусами возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель поставите перед собой на уроке?

Цель: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов.

  • Каким   же   образом   люди   узнали   о   вирусах?   Как   и   кем   были открыты эти формы жизни?

1. История рождения науки вирусологии или тайна термина «Вируса ». Самостоятельная работа учащихся.

Задание. (Слайд 3) - 10 минут.

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите проблему — задачу исследования, над которой работал учёный.
  3. Сформулируйте гипотезу (предположение), используя форму конструкции, если        , то        
  4. Сформулируйте вывод о результатах эксперимента через сравнение с
    рабочей гипотезой.
  5. Какие новые гипотезы были сформулированы Д.И. Ивановским после
    проведенного эксперимента?
  6. Какой гипотезе ученый отдал предпочтение?

Фрагмент текста.

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Уже в конце

XVII века было известно, что эта болезнь передается с больного растения на здоровое, но сама природа заразного начала оставалась неизвестной.

Д.И. Ивановский занялся поисками возбудителя этой болезни. В ходе микроскопирования ученым было подготовлено огромное количество препаратов из больных листьев, но это не принесло удачи.

В процессе работы он профильтровал сок больного растения через фарфоровый фильтр - «свечу» Шамберлена.

Свеча Шамберлена, названа так по фамилии микробиолога, ученика Пастера, который ввел ее в употребление для отделения микробных тел от жидкости. Она представляет собою полый цилиндрик из пористой глины, закрытый с одного и открытый с другого конца. По внешнему виду он действительно напоминает стеариновую свечу. Его вставляют в горлышко стеклянной колбы, пропустив через пробку, плотно пригнанную к горлышку колбы. Через верхний открытый конец свечи наливают жидкость, содержащую бактерии. При откачке из колбы воздуха жидкость проходит через стенки свечи и стекает в колбу отфильтрованной.


Бактерии не могут пройти через мелкие поры «свечи» и остаются на фильтре. До исследования Д.И. Ивановского считалось, что отфильтрованная жидкость уже не содержит бактерий и, следовательно, не является заразной. Однако когда Д.И. Ивановский применил этот метод к соку растения, больного табачной мозаикой, он обнаружил удивительный факт. «Сверх всякого ожидания, - писал ученый в своем дневнике, - оказалось, что и после фильтрования через глиняные фильтры Шамберлена способность сока передавать заразные начала не уничтожалась».

Могли быть две возможности для объяснения этого явления, которые ясно сформулировал и сам Д.И. Ивановский.

Заражение, по его мнению, могла вызвать «или сама бактерия, способная проходить через фильтр благодаря  ничтожным размерам, или, быть может, выделяемый ею растворимый яд способен сам по себе вызвать всю внешнюю картину заболевания».

В 1892 году мир науки потрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычные микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтра.

Открытые организмы Ивановский назвал  « фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет.

Схема правильного ответа.

Проблема: выявить причину заболеваний растений табака. Найти возбудителя болезни.

Гипотеза: если отфильтрованный через «свечу» Шамберлена сок больных растений не вызовет заражения здоровых особей, то значит возбудителем болезни табака являются бактерии.

           Результат: гипотеза не подтвердилась, поскольку отфильтрованный сок вызывал заболевание у обработанных им растений. Но стало очевидным, что болезнетворный агент проникает сквозь бактериальные фильтры.

Новые гипотезы.

  1. Если     отфильтрованный     сок     больного     растения     вызывает заболевание,   то   возбудителем   болезни   может   быть   бактерия, имеющая   более   мелкие   размеры   по   сравнению   с   отверстиями фильтра.
  2. Если     отфильтрованный     сок     больного     растения     вызывает заболевание,   то   это   может   быть   яд,   выделяемый   бактерией, способный вызвать внешнюю картину заболевания.

Открытые организмы Д.И. Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями» (Слайд 4)  это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк (Слайд5) не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд».

За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке - вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому - Дмитрию Иосифовичу Ивановскому. (Слайд 6).


2. Работа в группах по изучению строения, состава и жизнедеятельности вирусов. (10 минут).

Для того чтобы ответить на поставленный нами вначале урока вопрос:

(Почему с вирусами — возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить)? я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа будет исследовать определенную особенность вирусов

Работа в группах (10 минут) (Слайд 7).

Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов разбираются учащимися в ходе самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.

Первая группа. По остроумному определению Питера Медавара, Нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы - это плохие новости в упаковке из белка». Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы.

Вторая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы — самозваные диктаторы и двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на партах.

На работу вам отводится 10 минут, можете приступать. После окончания

работы определите одного выступающего от каждой группы.

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Заслушивается выступающий от каждой группы.

       Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка."

Внимательно изучите текст  Приложения 1.  Ответьте на вопросы:

  • Что такое вирусы?
  • В чем особенности строения вирусов?
  • Какие группы вирусов известны?
  • Почему   вирусы   называют   паразитами   на   генетическом уровне?

Задание для 2 группы.  «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции».

Внимательно    прочитайте    текст   учебника    "Общая    биология"    под редакцией   И.Н.   Пономарёвой   (стр.85-86)      о   размножении   вируса, изучите рис., 17 стр. 86. Используя рисунок и сведения текста, выделите:

  1. Этапы заражения вирусом клетки.
  2. Этапы процесса размножения вируса.

Выступления представителей групп.

1 Группа «Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка» (Слайды 7, 8, 9)

Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами?

(воспроизведение, изменчивость, наследственность, приспособленность (определенный круг хозяев).

После выступления учащихся учитель делает дополнения, если таковые необходимы


Общие сведения о вирусах

•   Вирус   (от   лат.   virus-яд)   -   микроскопическая   частица,   способная

инфицировать клетки живых организмов.

  • Вирусы   неклеточные   формы   жизни,   т.е.   не   имеют      клеточного
    строения.
  • Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут
    только   паразитический   образ   жизни   и   не   выживают  без   связи   с хозяином)
  • В зависимости от того какой нуклеиновой кислотой представлена их
    генетическая   информация   они   подразделяются   на   РНК   и   ДНК содержащие.
  • Вирусы      избирательны.      Они     проникают     внутрь     совершенно
    определенной    клетки, и  именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по  производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке.
  • Вирусы   являются   самой   распространенной   формой   существования
    органической  материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из   самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат    колоссальное количество бактериофагов (около   1011   частиц на    миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).

Группа 2 «Вирусы — самозваные диктаторы и двигатели эволюции».

Проверим,   что  получилось. (Слайд 10).  Посмотрим,   как  это  происходит Фрагмент видеофильма «Бактериофаг».

  • Этап   1. Прикрепление   вируса   к   клетке.   На   поверхности   клеток
    имеются     специальные     рецепторы,     с     которыми     бактериофаг
    связывается     хвостовыми     нитями.     Этим     объясняется     строгая "прописка"  вирусов  в тех  или  иных клетках.  (Например, грипп —эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит - печень, ВИЧ - лимфоциты).
  • Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран.
    Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый  стержень.  И,  как  через  иглу  шприца,  проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК.-Таким образом, генетический материал фага   попадает  внутрь   клетки,   а   капсид  остается   снаружи.   Вирус работает как своеобразный генетический шприц.
  • Этап 3. Размножение  вируса,  т.е.  редупликация  вирусного  генома.
    Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.   Проникает   в   святая   святых   клетки,   в   центр  управления жизнедеятельностью - в ядро.
  • Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того   не   желая,   начинает   синтезировать   вирусные   белки   вместо собственных.   При  этом  используются  структуры  и  энергия  самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки - капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. «Происходит смерть ради жизни» - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовались сотни новых вирусных частиц.
  • Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Запишите его.

Вывод: вирусы являются внутриклеточными паразитами на генетическом уровне.

  1. Значение вирусов. (Слайд 14).

Вирусы могут поражать разнообразные группы организмов: от бактерий до человека.

  • Вирусы, вызывающие заболевания растений. (Слайд 11).
  • Вирусы, вызывающие заболевания животных. (Слайд 12).
  • Бактериофаги. (Слайд 13).

Какое значение имеют бактериофаги для человека? (биологический метод борьбы с бактериями, вызывающими заболевания живых организмов).

Как вы понимаете слова японского писателя Акутагава Рюноскэ: »Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьёзно – опасно».

А сейчас познакомимся с некоторыми заболеваниями человека, вызываемыми вирусами. (Выступления учащихся).

IV. Закрепление. (5 минут). Тест в редакторе тестов My Test.

1.Неклеточные формы жизни:

а)прокариоты

б)эукариоты

в)цианеи

г)вирусы

2.Какие типы РНК могут входить в состав вирусов?

а)одноцепочечные

б)двуцепочечные

в)одноцепочечные и двуцепочечные

г)РНК не входит в состав вирусов

3.        Как называются вирусы, поражающие бактерии?

а) прокариоты        б) бактериофаги

в) рибосомы                            г) нуклеотиды

4.        Как называется механизм проникновения вирусов в клетку?
а) регуляторный    б) рецепторный эндоцитоз

в) рефлекторный     г) вестибуляторный

5.        Какой вирус был открыт самым первым:

а) вирус табачной мозаики        б) вирус гриппа

в) вирус оспы        г) вирус СПИДа

6.        Кого считают основоположником науки вирусологии?

а) Д. Ивановского     б) Ф. де Эрреля  

 в) Л. Пастера            г) Ф Леффлера

7.        С какими клетками взаимодействует вирус гриппа?
а) клетки печени       б) клетки эпителия носовой полости

в) лимфоциты        г) клетки крови

8.        Как называется белковая оболочка вирусов:
а) капсула        б) капсид

в) клеточная стенка    г) цитоплазматическая мембрана

Ключ. 1 - г, 2 - в, 3 - б. 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - б, 8 - б,

V. Подведение итогов, оценивание работы учащихся ( 2 мин).

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 15)

Проблемный    вопрос.    

Почему с вирусами - возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? (Ответы учащихся:

  • Вирусы микроскопичны.
  • Вирусы - неклеточные формы жизни.
  • Вирусы   очень   быстро   и   спонтанно   приспосабливаются   к   новым

условиям, т.е. мутируют.

  • Могут долгое время находится в скрытой форме.

VI.        Домашнее задание.  (Слайд16)

  1. Параграф 20 стр. 130-133.Ответить на вопросы к параграфу.
  2. Творческое   задание,   Написать   памятки   учащимся   о   профилактике
    различных видов  вирусных заболеваний.

Литература.

 

1. Общая биология: учеб. для 10 —11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч. / под ред. В. К. Шумного и Г. М. Дымшица. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.

2. Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина: под ред. Ппроф. И.Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф. 2007.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Вирусы.

Понятие о вирусах. Среди примитивных форм, характеризующихся некоторыми свойствами жизни, выступает большая группа - вирусы. По строению и организации они представляют собой нуклеопротеидные частицы. У вирусов нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами, что позволяет отнести их к неклеточной форме жизни.

Вирусы - это мельчайшие частицы жизни, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 нм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий и они проходят через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки. Их невозможно выращивать на искусственных питательных средах

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки - хозяина. Они находятся на самой границе между живым и неживым, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

Вирусы - инфекционные агенты.

Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными ("обязательными,) паразитами. У них нет собственного обмена веществ и энергии (метаболизма).

Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки - хозяина, они
«выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК,
дают клетки команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку
в виде инертных частиц.
Итак, вирусы — это неклеточные формы жизни, паразиты на
генетическом уровне.        

Строение.

Вирусы устроены очень просто. (Рисунок 59 на стр. 132 учебника). Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Большинство вирусов построено по одному из двух типов симметрии - спиральной или кубической. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки - хозяина. Вирусы бактерий называются бактериофагами. (Рис. 61 стр. 133) учебника.

Группы вирусов. Современная классификация вирусов основана на виде и форме их нуклеиновой кислоты(РНК или ДНК, одноцепочечная или двуцепочечная, кольцевая ДНК или линейная); типе симметрии (кубическая или спиральная), и наличии или отсутствии внешней оболочки (оболочечные или безоболочечные).

Все вирусы по своей природе - паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса способны к спонтанному образованию вириона. Клетка, израсходовав все жизнетворные соки на синтез вирусов, гибнет, перегруженная паразитами. Вирусы "разрывают" оболочку клетки и передаются в другую клетку в виде инертных частиц. Вирусы вне клетки представляют собой кристаллы, но при попадании в клетку "оживают".



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта для учащихся.

1.        Изучение нового материала.

1.        История рождения науки вирусологии или тайна термина «Вируса ».

Самостоятельная работа учащихся.

Задание. -10 минут.

  1.  Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите проблему - задачу исследования, над которой работал
    учёный.
  3. Сформулируйте гипотезу (предположение), используя форму
    конструкции,
    если        , то        
  4. Сформулируйте вывод о результатах эксперимента через сравнение с
    рабочей гипотезой.
  5. Какие новые гипотезы были сформулированы Д.И. Ивановским после
    проведенного эксперимента?
  1. Какой гипотезе ученый отдал предпочтение?

Фрагмент текста.

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Уже в конце XVII века было известно, что эта болезнь передается с больного растения на здоровое, но сама природа заразного начала оставалась неизвестной.

Д.И. Ивановский занялся поисками возбудителя этой болезни. В ходе микроскопирования ученым было подготовлено огромное количество препаратов из больных листьев, но это не принесло удачи.

В процессе работы он профильтровал сок больного растения через фарфоровый фильтр - «свечу» Шамберлена.

Свеча Шамберлена, названа так по фамилии микробиолога, ученика Пастера, который ввел ее в употребление для отделения микробных тел от жидкости. Она представляет собою полый цилиндрик из пористой глины, закрытый с одного и открытый с другого конца. По внешнему виду он действительно напоминает стеариновую свечу. Его вставляют в горлышко стеклянной колбы, пропустив через пробку, плотно пригнанную к горлышку колбы. Через верхний открытый конец свечи наливают жидкость, содержащую бактерии. При откачке из колбы воздуха жидкость проходит через стенки свечи и стекает в колбу отфильтрованной.

Бактерии не могут пройти через мелкие поры «свечи» и остаются на фильтре. До исследования Д.И. Ивановского считалось, что отфильтрованная жидкость уже не содержит бактерий и, следовательно, не является заразной. Однако когда Д.И. Ивановский применил этот метод к соку растения, больного табачной мозаикой, он обнаружил удивительный факт. «Сверх всякого ожидания, - писал ученый в своем дневнике, - оказалось, что и после фильтрования через глиняные фильтры Шамберлена способность сока передавать заразные начала не уничтожалась».

Могли быть две возможности для объяснения этого явления, которые ясно сформулировал и сам Д.И. Ивановский.

Заражение, по его мнению, могла вызвать «или сама бактерия, способная проходить через фильтр благодаря  ничтожным размерам, или, быть может, выделяемый ею растворимый яд способен сам по себе вызвать всю внешнюю картину заболевания».

В 1892 году мир науки потрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычные микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтра. Открытые организмы Ивановский назвал « фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет.

2. Работа в группах по изучению строения, состава и жизнедеятельности вирусов. 10 минут.

Задание для 1 группы.   "Вирусы  -  это  плохие  новости  в хорошей упаковке из белка."

Внимательно изучите текст  Приложения 1.  Ответьте на вопросы:

  • Что такое вирусы?
  • В чем особенности строения вирусов?
  • Какие группы вирусов известны?
  • Почему   вирусы   называют   паразитами   на   генетическом
    уровне?

Задание для 2 группы.  «Вирусы - самозваные диктаторы и двигатели эволюции».

Внимательно    прочитайте   текст   учебника    "Общая    биология"    под редакцией   И.Н.   Пономарёвой   (стр.85-86)      о   размножении   вируса, изучите рис., 17 стр. 86. Используя рисунок и сведения текста, выделите:

1) Этапы заражения вирусом клетки.

2) Этапы процесса размножения вируса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вирусы – неклеточная форма жизни.

Слайд 2

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Слайд 3

История рождения науки вирусологии или тайна термина «Вируса ». Самостоятельная работа учащихся. Задание. Внимательно прочитайте текст. Определите проблему – задачу исследования, над которой работал учёный. Сформулируйте гипотезу , используя форму конструкции, если……….., то…….. . Сформулируйте вывод о результатах эксперимента через сравнение с рабочей гипотезой. Какие новые гипотезы были сформулированы Д.И. Ивановским после проведенного эксперимента? Какой гипотезе ученый отдал предпочтение?

Слайд 4

Русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский. История изучения вирусов

Слайд 5

В 1899 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус ». История изучения вирусов

Слайд 6

Вирусология – наука о вирусах

Слайд 7

Работа в группах Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка ». ( П. Медавар ) Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции » .

Слайд 8

Строение вируса Нуклеиновая Кислота (ДНК РНК) Белковая оболочка - капсид Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Слайд 9

Состав вирусов Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Слайд 10

Этапы жизненного цикла вируса Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида . 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.

Слайд 11

Многообразие вирусов Болезни растений: Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев Желтуха Скручивание листьев Вирус табачной мозаики

Слайд 12

Многообразие вирусов Болезни животных: Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц Ящур коров Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре ) Чума плотоядных животных

Слайд 13

Многообразие вирусов Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов

Слайд 14

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных. Значение вирусов

Слайд 15

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Микроскопические размеры. Не имеют клеточного строения. Находятся на границе живого и неживого. Вирусы не растут и не имеют собственного обмена веществ. Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток. Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток. Легко приспосабливаются к новым условиям, мутируют . Могут долгое время находиться в скрытой форме.

Слайд 16

Домашнее задание Параграф 20 (стр. 130-133), ответить на вопросы к параграфу. Творческое задание: н аписать памятки учащимся о профилактике различных видов вирусных заболеваний. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Слайд 17

Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. « Всемирная хартия о природе », принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

Слайд 18

http :// yuricg.narod.ru/rock/queen.html http://www.xn--1-btbmlni5exc.xn--p1ai/blog/ http://ab-vet.ru/bolezni?page=4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"

Урок для обучающихся 9 класса.  На уроке  учащихся  расширяют знания  о неклеточных формах жизни,   у них формируется  представление о внутриклеточных паразитах...

Вирусы - неклеточная форма жизни

формирование представления о вирусах...

Урок "Вирусы - неклеточные формы жизни"

Урок проводится в 10 классе. В ходе урока раскрываются особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности, рассматривается механизм проникновения вирусов в к...

Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".

Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"      Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...

план-конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"

Тема урока, цели и задачи урока, структура и ход урока, методические рекомендации, приложение...