план-конспект урока "Вирусы - неклеточные формы жизни"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Богданова Елена Серафимовна

Тема урока, цели и задачи урока, структура и ход урока, методические рекомендации, приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_virusy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Вирусы – неклеточные формы жизни.

1.

ФИО

Богданова Елена Серафимовна

2.

Место работы

МБОУ Жердевской СОШ №2

3.

Должность

Учитель биологии

4.

Предмет

Биология

5.

Класс

10

6.

Тема и номер урока в теме

 Вирусы – неклеточные формы жизни,

12 урок

7.

Базовый учебник

Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц Биология Общая биология 10-11 классы Москва «Просвещение» 2012

Цель  урока: изучить особенности строения и функционирования вирусов.

Задачи:

- обучающие: сформировать представление о строении и размножении вирусов, познакомить учащихся со значением терминов «вирион», «капсид»;

 -развивающие: развить представление о способах проникновения вирусной инфекции в организм человека  и её профилактике, формирование представлений о ретровирусах и вирусе иммунодефицита человека, формирование  умений работать с образовательными ресурсами в Интернете.

-воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства, развитие умений высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая. 

Необходимое техническое оборудование: портрет Д. И. Ивановского, проектор, локальная сеть,  экран, Интернет. 

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организацион-

ный момент 

Приветствие, знакомство с темой и планом работы

1

2

Контроль знаний

Фронтальный опрос по теме «Этапы биосинтеза белка»

  1. Что такое транскрипция?
  2. Что такое трансляция?
  3. Какова роль рибонуклеиновых кислот в этих процессах?
  4. Какие ферменты участвуют в биосинтезе?
  5. Что является сигналом к окончанию синтеза белка?
  6. Что такое полисома?
  7. В чём заключается матричный принцип биосинтеза?

Отвечают на вопросы учителя

  1. Транскрипция – переписывание информации с ДНК на иРНК
  2. Переписывание информации с иРНК на белок
  3. иРНК  - приносят информацию с ДНК

рРНК – формируют функциональный центр рибосомы и участвуют в синтезе белка, тРНК – транспортируют аминокислоты

  1. РНК-полимеразы, синтетазы
  2. «знак препинания»
  3. Структура,  состоящая из нескольких рибосом, нанизанных на одну иРНК
  4. Молекула одного вещества является «матрицей» для

синтеза другого вещества

6

3

Мотивация и

актуализация знаний

Клетка – элементарная структурная единица живой системы, для которой присущи все признаки живого. Мы познакомились с особенностями её состава, строения и функционирования. А есть ли в природе структуры, не имеющие клеточного строения, но проявляющие признаки живого?

Отвечают на поставленный вопрос, используя знания из 9 класса (вирусы)

1

4

Введение в тему. Понятие о вирусах. История открытия вирусов

ЕД ЦОР 1

Рассказ учителя с демонстрацией портрета Д. И. Ивановского, модели  вируса табачной мозаики

4

5

Работа в группах Строение и  жизненный цикл вирусов

ФЦИОР 2

Учитель предлагает учащимся изучить информационный модуль, работая в группах и ответить  на проблемный вопрос:

 1. Почему вирусы – облигатные паразиты?

2. Чем определяется многообразие форм вирионов?

3. Какова роль капсида и нуклеиновой кислоты вируса?4. 4. Каковы пути проникновения вирусов в клетку?

5. Какое влияние оказывают вирусы на организмы, в которых паразитируют?  

Учитель оказывает помощь в работе с информационными модулями

Работа  в группах, изучение  информационного модуля, формулирование ответов на поставленные  вопросы, обсуждение,  

заполнение в тетради схемы жизненного цикла вируса

15

6

ЗакреплениеСПИД, вирус иммунодефицита человека

Заранее подготовленное сообщение по типу презентации одного из учеников

5

7

Самостоятельная работа

ФЦИОР 3

Учитель предлагает выполнить самостоятельно за компьютером  тест с выбором варианта ответов.

Результат тестирования можно посмотреть в журнале ЦОР

Выполняют тест, анализируют полученный результат

10

8

рефлексия

Какую учебную задачу вы поставили в начале занятия?  

Достигли ли вы её?

Какие трудности возникли при достижении данной цели?

На сколько вы усвоили данный материал? Оцените результат своей деятельности.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на занятии.

Выставляют оценку в тетрадях.

2

9

Домашнее задание

Прочитайте параграф 18, устно ответьте на вопросы после параграфа

Записывают в дневник домашнее задание

1

Методические рекомендации: при проведении урока рекомендую использовать демонстрацию моделей строения вируса на примере вируса табачной мозаики, используя информацию из информационного ресурса на сайте http://files.school-collection, при изучении нового материала рекомендую предложить учащимся изучить информационный модуль «Неклеточные формы жизни – вирусы», (http://fcior.edu.ru) так как в данном модуле просто и доступно изложен материал о разнообразии вирусов, особенностях их строения и функционирования, жизнедеятельности. Для закрепления материала рекомендую использовать контрольный модуль (http://fcior.edu.ru), позволяющий проверить знания по всем основным вопросам темы.

Приложение к плану-конспекту урока

                                         Вирусы – неклеточные формы жизни

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"

Урок для обучающихся 9 класса.  На уроке  учащихся  расширяют знания  о неклеточных формах жизни,   у них формируется  представление о внутриклеточных паразитах...

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Неклеточные формы жизни.Вирусы

Неклеточные формы жизни.Вирусы. Урок в 10 классе....

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....

Урок "Вирусы как неклеточная форма жизни"

На данном уроке учащиеся получают  знания о строении вирусов и знакомятся с различными вирусными заболеваниями....