рабочая программа 5 класс по ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Захарова Нина Николаевна

Данная рабочая программа поможет составить свою рабрчую программу по ФГОС 5 класс  автор  В.В. Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx73.72 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по биологии   5 класса

автор учебника: В.В. Пасечник  Биология. Бактерии. Грибы. Растения.

5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

1 час в неделю


Рабочая программа по биологии

Автор В. В. Пасечник.

«Бактерии. Грибы. Растения» — 34 часов (5 класс);

                                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

  1. основное содержание;

а) предметные результаты обучения

         - Учащиеся должны знать

         - Учащиеся должны уметь

б) метапредметные результаты обучения

в) личностные результаты обучения

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов растений,   грибов и бактерий;    растений   и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.  

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;  
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,   растения разных отделов; наиболее распространенные растения   своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   бактериями и  грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Содержание программы

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Личностные результаты

Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы , методами естественных наук.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни

Мотивация к дальнейшему изучению биологии

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс (программа В.В. Пасечника )

Профиль: общеобразовательный

Учитель биологии – Захарова Н.Н.

Учебник: «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 кл. Москва, «Дрофа», 2012г.   

Автор:  В.В. Пасечник  

34 ч. (1 ч. в неделю)

Наименование темы. Домашнее задание.

 Тип урока.

Педагоги-ческие средства

Элементы содержания

 Планируемые результаты обучения и уровень освоения.

Вид деятель-

ности учащихся

Информа-ционно-методическое обеспечение

Введение.    8 ч.

Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.

1

1/

09

Биология – наука о живой природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
§1

Рабочая тетрадь № 1-5

Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью с печатной основой, с учебником.

Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Объект изучения биологии – живая природа. Роль теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биология - наука о жизни и ее закономерностях. Предмет, задачи и значение биологии. Связь биологии с другими науками, ее место в системе естественнонаучных и биологических дисциплин. Биология в системе культуры. Место биологии в формировании научного мировоззрения и научной картины мира. Естественные науки, составляющие биологию. Вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее развития.
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

* Биология, Экология

Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений Р
Приводить примеры значения биологических знаний П
Давать определение терминам «экология» и «биология» Р Наблюдать за сезонными изменениями растений П,Ч-п
 -, *, ¦, ^.


Групповая, индивидуальная работа (рабочая тетрадь, наблюдение)

Таблицы,

фотографии, электронное пособие, глобус

2

2/

09

Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии

Комбинированный урок.

§2

Рабочая тетрадь № 6-9

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника

Методы познания живой природы. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательство теории. Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании естественно-научной картины мира. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности.

Давать определение: Методам исследования живой природы.

Объяснять: Роль биологии в формировании научного мировоззрения

Групповая, индивидуальная работа

Различные приборы для измерения, модели органов, электронное пособие,

3

3/

09

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

Комбинированный урок.

§3

Рабочая тетрадь

№ 10-13

Беседа, организация работы с рабочей тетрадью с печатной основой, с учебником

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Определение понятия «жизнь».

Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.

Давать определение: основным свойства живого: дискретность, целостность, метаболизм, наследственность и изменчивость, открытость, адаптации, ритмичность, открытость, саморегуляция, размножение, раздражимость, движение, энергозависимость  

Уровни организации живой природы.

Групповая, индивидуальная работа

Иллюстрации, электронное пособие

4

4/

09

Среды обитания организмов

Комбинированный урок. Лабораторная работа

§4

Рабочая тетрадь

№ 14-17

Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником

Биосфера.

Среды обитания.

Роль почвы в жизни растений

Давать определение терминам: Среда обитания

Приводить примеры различных сред обитания растений

Групповая, индивидуальная работа

Иллюстрации, электронное пособие

5

1/

10

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Комбинированный урок.

§5

Рабочая тетрадь

№ 18-20

Подготовить вопросы-ответы к семинару

Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные

Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды

Давать определение терминам Среда обитания.  Экологические факторы

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу

Доказывать воздействие растений на окружающую среду

Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов

Групповая, индивидуальная работа

Иллюстрации, электронное пособие

6

2/

10

Охрана природы

Урок-семинар.

Тренировочные задания

Организация дискуссии.

Законы России, Республики Тыва о защите природы.

Меры, которые принимаются государством.

Заказники, заповедники

Объяснять сущность законов, состояние природы

Групповая, индивидуальная работа

Сообщения

7

3/

10

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

Урок-экскурсия Молодежного парка

Отчет по экскурсии

Организация Л/р 

 «Наблюдение за сезонными изменениями растений».

Организация фенологического наблюдения

Фенологические наблюдения за осенними изменениями у растений.

Фенология.

Давать определение термин «фенология»  Р

Объяснять сущность осенних изменений в природе

Работа в малых группах

Фотоаппараты

8

4/

10

Контрольная работа № 1 «Биология – наука о живой природе» Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.
-, ^, ¦.

Индивидуальная работа

Бланки работы  с заданиями

Глава 1.  Клеточное строение организмов. 7ч.

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенности процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенности строения и функционирования тканей растения как единого живого организма; понимания космической роли растений.

9

5/

10

Устройство увеличительных приборов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа
§6

Рабочая тетрадь

№21-23

Рассказ, организация и проведение Л/р «Устройство микроскопа», организация работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Правила работы с микроскопом.

Устройство микроскопа

Называть детали увеличительных приборов Р,П

Работа в малых группах

Увеличитель-ные приборы, иллюстрации, микропрепара-ты  

10

2/

11

Строение клетки

Комбинированный урок. Лабораторная работа

§7

Рабочая тетрадь

№ 24-28

Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение клеток растений», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Правила работы с микроскопом.
Клетка кожицы лука и мякоти листа
Строение клетки кожицы лука: 
оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Хлоропласты.  Хлорофилл
Особенности строения мякоти листа

Называть клеточные структуры и их значения Р,П
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа П
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа П, Ч-п
-, ^, ¦, *.

Работа в малых группах

Таблица, микроскопы, лабораторное оборудование

11

3/

11

Химический состав клетки

Комбинированный урок. Лабораторная работа

§8

Рабочая тетрадь № 29

Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение химического состава клеток», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические и органические  вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

Называть химические элементы, группы веществ и их значения Р,П

Работа в малых группах

Таблица, микроскопы, лабораторное оборудование

12

4/

11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Комбинированный урок. Лабораторная работа

§9

Рабочая тетрадь

№ 30-35

Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение процессов жизнедеятельности клеток», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Хромосомы
Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. 
Деление и рост.
Значение движения цитоплазмы.
Изменения ядра и цитоплазмы при делении
Особенности строения молодой и старой клеток

Называть:

структуры клетки, участвующие в делении Р роль хромосом П

Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки П 
Отличать старую клетку от молодой клетки П, Ч-п
^, ¦, •.

Индивидуальная работа, работа в парах (взаимо-проверка)

Таблицы, модели клетки, электронный вариант лаб. практикума

13

1/

12

Ткани

Комбинированный урок. Лабораторная работа

§10

Рабочая тетрадь

№ 36-39

Беседа, организация и проведение Л/р «Ткани», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Ткань
Виды тканей:
покровная, механическая, проводящая, основная, мышечная, нервная, соединительная
Функции основных видов тканей.

Давать определение термину –«ткань» Р
Приводить примеры разных видов тканей П
Распознавать и описывать строение тканей растения Ч-п, П
Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани П
^, -, ¦, *.

Индивидуальная и групповая работа

14

2/

12

Обобщение и повторение.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тренировочные задания

Фронтальный опрос, дискуссия

Обобщение и применение полученных знаний

Групповая, индивидуальная работа

15

3/

12

Контрольная работа № 2 «Клеточное строение организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.
-, ^, ¦.

Индивидуальная работа

Глава 2. Царство Бактерии. 3 ч.

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения  бактерий, их значения в природе и жизни человека.

16

4/

12

Строение и жизнедеятельность бактерий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§11

Рабочая тетрадь

№ 40-44

Рассказ, организация и проведение Л/р «Строение бактерий»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Бактерии
Паразиты
Сапротрофы
Спора
Строение бактериальной клетки: 
оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор.

Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки П
Выделять отличительные особенности бактерий П
Объяснять, что бактерии живые организмы П
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки П
^, -, ¦

Индивидуальная работа, работа в парах (взаимо-проверка)

Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника

17

2/

01

Роль бактерий в природе и жизни человека

Комбинированный урок

§10

Рабочая тетрадь

№ 45-47

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника

Симбиоз
Значение бактерий в природе и жизни человека
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии

Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р,П
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека П, Т
Создание электронного проекта по изучаемой теме Т
^, ¦, *, -.

Групповая, индивидуальная работа

Иллюстрации Электронное учебное пособие рисунки на стр. учебника.

18

3/

01

Контрольная работа № 3 «Царство Бактерии» Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.
-, ^, ¦.

Индивидуальная работа

Бланки работы  с заданиями

Глава 3. Царство Грибы. 5 ч.

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности представителей Царства Грибы, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.

19

4/

01

Общая характеристика грибов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§13

Рабочая тетрадь

№ 48-49

Рассказ, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Признаки царства грибов.
Разнообразие грибов по способу питания:
сапрофиты, паразиты.

Давать общую характеристику грибам
Выделять признаки царства грибов П
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека П
Сравнивать грибы с растениями и животными П
-, ^, *.

Групповая, индивидуальная работа

Иллюстрации.

Электронное пособие

20

1/

02

Шляпочные грибы

Плесневые грибы и дрожжи

Комбинированный урок. Лабораторная работа

§14, 15

Рабочая тетрадь

№ 50-54

Беседа, организация и проведение Л/р «Грибы», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Мицелий
Микориза
Особенности строения шляпочных грибов.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Обмен веществ, размножение Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи
Открытие антибиотиков и их использование

Давать определение терминам сапрофиты, грибница, мицелий, микориза, паразиты Р
Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла Ч-п, П 

Описывать строение шляпочных грибов П

Распознавать по немому рисунку представителей шляпочных грибов

Различать ядовитые и съедобные грибы Ч-п, П

Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Республике Тыва П
-, ^, *.

Работа в малых группах

Таблица, микроскопы, лаб. оборудование Таблицы, муляжи шляпочных грибов

21

2/

02

Грибы-паразиты

Комбинированный урок.

§16

Рабочая тетрадь

№ 55-57

Беседа, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником

Меры профилактики заражения грибами-паразитами.
Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение сельскохозяйственных растений.

Давать определение терминам сапрофиты, паразиты Р
Объяснять пути заражения грибами-паразитами П
Выявлять влияние грибов –паразитов на растения П, Ч-п 

Распознавать по немому рисунку представителей грибов-паразитов и описывать строение грибов-паразитов П

*Создание электронного гербария Т

Групповая, индивидуальная работа

Иллюстрации.

Электронное пособие Таблицы, плодовые тела трутовиков, гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня)

22

3/

02

Обобщение и повторение.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тренировочные задания

Фронтальный опрос, дискуссия

Обобщение и применение полученных знаний




Групповая, индивидуальная работа

23

4/

04

Контрольная работа № 4 «Царство Грибы» Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.
-, ^, ¦.

Индивидуальная работа

Бланки работы  с заданиями

Глава 4 Царство Растения. 11 ч.

Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете. Создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ и последовательностью этапов сукцессии.

24

1/

03

Разнообразие, распространение, значение, классификация растений

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§17

Рабочая тетрадь

№ 58-60

Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Низшие растения
Высшие растения
Группы растений.
Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений.
Эволюция растений
*
Таллом

Давать определение термину «ботаника» Р
Перечислять основные группы растений

Приводить примеры основных групп растений Р, П
Объяснять происхождение высших растений П
Выделять особенности строения низших и высших растений Ч-п, П
^, -, *.

Групповая, индивидуаль-ная работа

Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты

25

2/

03

Водоросли

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§18

Рабочая тетрадь

№ 61-64

Рассказ, организация и проведение Л/р «Водоросли»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды.
Места обитания и распространение.
Зеленые, бурые, красные водоросли
Значение водорослей в природе и в жизни человека
Хламидомонада
*«Цветение воды» Зеленые водоросли:
улотрикс, спирогира.
Бурые водоросли:
ламинария
Красные водоросли:
порфира

Давать определение термину«низшие растения» Р
Распознавать водоросли различных отделов Ч-п, П
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей Ч-п, П
Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям П
Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки П
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека П
-, ^, *

Работа в малых группах

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный и аквариумный материал

26

3/

03

Лишайники

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§19

Рабочая тетрадь

№ 65-67

Рассказ, организация и проведение Л/р «Лишайники»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Строение, значение и охрана лишайников.

Таллом или слоевище.

Жизненные формы лишайников

Давать определение термину симбиоз 

Объяснять роль лишайников в природе, особенности строения

Работа в малых группах

Коллекция  лишайников

27

4/

03

Мхи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§20

Рабочая тетрадь

№ 68-70

Рассказ, организация и проведение Л/р «Мхи»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Споровые растения
Спорангий
Сперматозоид
Яйцеклетка 
Основные признаки мхов.
Причины выхода растений на сушу.
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека.
*Классификация мхов

Давать определение термину «высшие растения» Р
Распознавать и описывать внешнее строение мхов П
Распознавать растения отдела Моховидные Ч-п, П
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу Ч-п, П
Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей П
-, ^, ¦, *.

Работа в малых группах

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

28

1/

04

Плауны. Хвощи. Папоротники

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§21

Рабочая тетрадь

№ 71-72

Рассказ, организация и проведение Л/р «Плауны. Хвощи. Папоротники»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Основные признаки плаунов, хвощей, папоротников.
Многообразие  и значение в природе и жизни человека

Распознавать растения отделов  Ч-п, П
Распознавать и описывать внешнее строение Ч-п, П
Выделять общие черты строения высших споровых растений П
Объяснять роль изученных растений в природе и жизни человека П
^, -, *

Работа в малых группах

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума

29

2/

04

Голосеменные

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§22

Рабочая тетрадь

№ 73-74

Рассказ, организация и проведение Л/р «Голосеменные»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Голосеменные растения
Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.
Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
Значение голосеменных растений.
Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
*
Фитонциды.
Хвойные растения: лиственница, можжевельник

Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения Ч-п, П
Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных Ч-п, П
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги П
-, ^, ¦, *

Работа в малых группах

Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума

30

3/

04

Покрытосеменные или Цветковые

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лабораторная работа

§23

Рабочая тетрадь

№ 75-77

Рассказ, организация и проведение Л/р «Цветковые»,  работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения.
Виды корней: главный, придаточные, боковые. 
Внешнее строение листьев: черешковые и сидячие; простые и сложные.
Жизненные формы
*Однолетние и многолетние растения
 

Признаки однодольных и двудольных растений; принадлежность растений к различным группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); жизненные формы растений;

Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Ч-п, П
Распознавать и описывать строение цветкового растения Ч-п, П
Распознавать и описывать жизненные формы растений Ч-п, П
Выделять особенности строения покрытосеменных растений П
Распознавать и описывать деревья, кустарниковые формы растений Ч-п, П
Выделять особенности строения деревьев и кустарников П
-, ^, ¦

Индивидуальная и групповая работа

Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума

31

4/

04

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§24

Рабочая тетрадь

№ 78-80

Беседа с элементами самостоятельной работы учащихся с материалами учебника

Гипотезы ученых

Методы изучения древних организмов

Космическая роль растений 

Термины: Палеонтология, палеоботаника, риниофиты

Групповая, индивидуальная работа

32

1/

05

Обобщение и повторение.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тренировочные задания

Фронтальный опрос, дискуссия

Обобщение и применение полученных знаний

Групповая, индивидуальная работа

33

2/

05

Контрольная работа № 5 «Царство Растения»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа

Письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.
-, ^, ¦.

Индивидуальная работа

Бланки работы  с заданиями

34

3/

05

Природные сообщества. Красная книга Республики Тува

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рассказ, проблемная беседа

Фитоценозы
Растительность
Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. 
Взаимосвязи растений в сообществе.
Причины смены растительных сообществ
*Ярусность в растительном сообществе: 
надземная и подземная.

Красная книга РТ

Необходимость сохранения многообразия растений на нашей планете. 

Приводить примеры растительных сообществ П
Описывать видовой состав растений лесного сообщества П
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества Ч-п, П 

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия организмов      ^, *, ¦, -

Работа в малых группах

Таблицы, фотографии, электронное пособие

                                                                         Тематическое планирование

                                                      5 класс.  Бактерии. Грибы. Растения.  (35 часов, 1 час в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки

Дата проведения

Д/задание

  По плану

фактич

                                                                 

                                                                                           Введение  (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биология как наука. Значение биологии

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

§1

2

Методы исследования в биологии

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

§2 Составить дневник наблюдений за погодой

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяу живого организмают понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

 §3.Составить характеристику по плану.

4

Среды обитания живых организмов.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

§4

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

§5

6

Обобщающий урок

1

Урок закрепления

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезон изменениями в природе

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

РАЗДЕЛ 1 Клеточное строение организмов (10 часов)

7

Устройство увеличительных приборов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа 

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

§6

8

Строение клетки

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§7

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

Урок комплексного применения ЗУН

Лабораторная работа : Строение клеток кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

§7

10

Пластиды

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа: Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

§7

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

§8

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

§9

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

14

Деление клетки

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы, видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

15

Понятие «ткань»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ткань.

Демонстрация 

Микропрепараты различных раст-ных тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

§10

16

Обобщающий урок

1

Урок закрепления и систематизации знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

§11

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Комбинированный урок

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

§12

РАЗДЕЛ 3. Царстро Грибы (5 часов)

19

Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Грибы, особенности строения. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

§13

20

Шляпочные грибы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

§14

21

Плесневые грибы и дрожжи

1

Комбинированный урок

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

§15

22

Грибы-паразиты

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация 

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины,  спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

§16

23

Обобщающий урок

1

Урок закрепления знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов)

24

Ботаника — наука о растениях

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация 

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

§17

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

 Лабораторная работа

Строение зеленых водорослей

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

§18

26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Комбинированный урок

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

§18

27

Лишайники

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

§19

28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные работы: Строение мха, спороносящих папоротников, хвоща

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

§20,21

29

Голосеменные растения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль

Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

§22

30

Покрытосеменные растения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа 

Строение цветкового растения

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

§23

31

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

§24

32

Обобщающий урок

1

Урок закрепления знаний и систематизации знаний.

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Контрольная работа

1

Контроль знаний

Итого 32 + 3 (резерв)

Материально – техническое обеспечение

УМК

В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.

В. В. Пасечник Рабочая тетрадь Бактерии, грибы, растения.

Рабочие программам по биологии 5- 11 класс Н.И. Сонина и др.

        

Печатные пособия

Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

Карта звездного неба.

Физическая карта мира.

Основные таблицы по темам данного курса.

 Технические средства обучения

Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет)

Сканер

Принтер

Цифровой микроскоп, фотоаппарат.

Мультиммедийный проектор, экран.

Учебно – лабораторное оборудование

    Комплект для проведения наблюдения за погодой

   Комплект посуды демонстрационный

Микроскоп.

Комплект для проведения экологического практикума.

Система оценки знаний

 Полный развернутый ответ, с привлечением дополнительной информации – «5» баллов.

Полный развернутый ответ, с небольшими биологическими ошибками – «4» балла

Полный, развернутый, с грубыми биологическими ошибками –«3» балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс(по программе Коровиной)

Данная рабочая программа по литературе – 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа в рамках ФГОС по литературе 5-8 классы по авторской программе Коровиной.

Рабочая программа по литературе в рамках ФГОС, основанная на авторской программе Коровиной, 2016 года. 5-8 классы...

Рабочая программа по технологии ФГОС 6 класс (для неделимых классов).

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена в соответствии с ФГОС ООО предназначена для неделимых классов, учитывает интересы, как мальчиков, так и девочек. Составлена на 70 часов, по ...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...

рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов

Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....