Занятие экологического кружка Тема занятия: «Оценка качества клубней различных сортов картофеля»
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

  На занятии кружка проводится оценка  качества клубней  различных сортов картофеля, выращиваемых  в Георгиевском районе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие кружка169.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №23 с.Новозаведенного

Занятие экологического кружка

Тема занятия: «Оценка качества клубней  различных сортов картофеля»

                               Автор: Писаренко Надежда Ивановна,

                                                            учитель биологии МБОУ СОШ №23 с.Новозаведенного

Тема занятия: «Оценка качества клубней  различных сортов картофеля»

Цели: оценить  качество клубней  различных сортов картофеля, выращиваемых  в Георгиевском районе, развить познавательную активность, применить умение и навыки теоретических знаний на практике.

Материально – техническое оснащение:

– раздаточный материал с заданиями,
– компьютерная презентация,
– проектор, 
– клубни картофеля разных сортов.
Методы обучения:

– частично-поисковый,
– практический.

Форма организации учебной деятельности:

– групповая

Задачи:

  1. Изучить морфологические признаки сортов картофеля;  
  2. Исследовать биохимические параметры.

 Ход  занятия

  1. Вступительное слово учителя с презентацией.

В наши дни не найти человека, который бы не знал вкуса картофеля. В рационе питания населения он занимает второе место после хлеба. По универсальности применения картофель занимает одно из первых мест среди сельскохозяйственных растений. Он одновременно является продовольственной, технической и кормовой культурой.     В клубнях картофеля содержится 11 – 16 % крахмала, 1 – 2 % белка, жиры и различные минеральные соли, а также витамины. Рекомендуемая суточная норма потребления картофеля для одного человека – 350 - 400 г. По нормам питания человек должен потреблять в год 100 - 120 кг картофеля. В настоящее время в мировом ассортименте картофеля насчитывается  более 4 тысяч сортов. В Российском «Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к  использованию», изданном в 2013 году, представлено 283 сорта. На приусадебных участках нашего села выращивают различные сорта картофеля, но какие из них обладают лучшими качествами? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе выполнения тех работ, которые вам предстоит  выполнить на этом занятии.

  1.  Инструктаж  учителя по технике безопасности

– рассказать и показать подготовку рабочего места;

– рассказать и показать правила соблюдения техники безопасности при выполнении лабораторных работ.  

 Работа в группах

  Часть 1.Изучение морфологических признаков сортов картофеля (форма клубня,  размер клубня,   окраска кожуры, окраска мякоти, величина крахмальных зерен)

  1. Форма    клубней

 Форма клубня – определяет направление использования сорта для переработки на конкретный вид картофелепродукта. Наиболее пригодны для переработки   клубни округлой и округло-овальной формы (индекс формы до 1,29).

Для определения формы клубня произведите измерение его длины и ширины штангенциркулем и вычислите отношение первой величины ко второй (индекс формы)

по справочной таблице определите бал оценки.

Справочная таблица для определения формы клубня  

Форма клубней

Отношение длина/ ширина

Балл оценки

круглая  до округлой

1,09 и менее

 9

Округлая до продолговато-овальной

1,1 -1,39

 7

продолговато-овальная до днинной

1,4 -1,69

 5

Длинная

1,70-1,99

 3

Очень длинная

2,00 и более

 1

 Результаты занесите в таблицу 1.

 2.Количество  глазков

Количество  глазков – предопределяет величину потерь массы клубней при очистке. Количество глазков должно быть не более 5.

Посчитайте количество глазков на каждом клубне и,  используя данные справочной таблицы, определите бал оценки.

Бальная оценка клубней по количеству  на них глазков

Показатели

Балл оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

количество глазков, шт

12 и более

11,5-12,0

10,5-11,0

9,0-10,0

8,5-9,0

7,5-8,0

6,5-7, 0

5,5-6,0

5  и менее

Результаты занесите в таблицу 1.

3.Окраска кожуры

Цвет кожуры клубня – формирует субъективные впечатления покупателей столового картофеля, формирует круг потребителей и направления сбыта;

Окраска кожуры определяется визуально  по цветовой шкале  в баллах:

желтая – 1

красная – 2

частично красная – 4

частично синяя – 5

белая - 6

розовая – 7

Результаты занесите в таблицу 1.

 4. Окраска мякоти

Цвет мякоти клубня – предопределяет возможности сбыта столового картофеля в определенном регионе в связи со сложившимися предпочтениями потребителей к данному признаку

Окраска мякоти определяется визуально на разрезе клубня по цветовой шкале  в баллах

белая - 1

кремовая – 2

светло-желтая – 3

желтая – 4

темно- желтая – 5

Результаты занесите в таблицу 1.

 5.Обнаружение крахмальных  зерен в клубнях картофеля

Величина крахмальных зерен – влияет на полноту извлечения крахмала из клубней и направление последующего использования крахмала.

Ход работы 
С кусочка клубня картофеля соскоблить немного мякоти на предметное стекло, добавить воды и растирать до помутнения жидкости.
Полученную мутную каплю накрыть покровным стеклом и рассмотреть под микроскопом.

C:\Users\Admin\Desktop\potato-chem02.jpgC:\Users\Admin\Desktop\211120.jpg

Зерна крахмала под микроскопом


Видно множество белковых зернышек различной величины и формы: крупные – яйцевидной формы, средние – почти овальные, а самые мелкие – округлые. Зерна по размеру разбиваются на группы: мелкие – размером 4-35 мк, средние –35-70 мк и крупные – 71 мк и более.Типичные для картофеля – крупные яйцевидные зерна.
Нанести каплю раствора йода в йодистом калии на препарат, аккуратно приподняв покровное стекло. Зерна крахмала приобретут сначала характерную сине-фиолетовую, а затем почти черную окраску.

Подсчитайте количество крахмальных зерен  и, используя справочную таблицу, определите бал оценки.

Справочная таблица

Показатель

Балл оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество крупных и средних крахмальных зерен, %

24,9 и менее

25,0-29,9

30,0-34,9

35,0-39,9

40,0-44,9

45,0-49,9

50,0-54,9

55,5-59,9

60,0 и более

Результаты занесите в таблицу 1. 

Часть 2. Изучение биохимических параметров клубней картофеля

1. Определение содержания крахмала в картофеле в зависимости от его плотности

Цель работы: по плотности картофеля определить процентное содержания крахмала в нём и сделать вывод, где целесообразнее использовать данный сорт картофеля.

 Содержание крахмала определяет питательную ценность и разваримость клубней картофеля, а также рентабельность производства крахмала. Картофель, содержащий крахмал меньше 20% от массы всего клубня, идет на корм скоту. Картофель с большим содержание крахмала лучше использовать для технических целей, например, для переработки на крахмал и патоку.  Для питания используется картофель с содержанием крахмала от 13 до 22%. В процессе хранения количество крахмала в клубнях уменьшается в результате гидролитического распада его до сахаров.

 Ход работы

1. Подготовьте исследуемые клубни картофеля, фломастером пронумеруйте их.

2. Определите массу клубней картофеля.

3. С помощью сосуда с отливом и мензурки определите объём клубней.

4. Вычислите плотность клубней картофеля.

5. По  справочной таблице определите процентное содержание крахмала.

Результаты занесите в таблицу 1.

  1. Обнаружение сахара в клубнях картофеля
    Цель: Научить обнаруживать сахар в клубне картофеля.

Наличие сахара в клубнях обуславливает пригодность сорта к производству картофелепродуктов.
 Ход работы.
В пробирку с тертым картофелем прилить 8-10 капель раствора едкого калия и 3-4 капли медного купороса. 
Содержимое пробирки нагреть до кипения и появления оранжевой окраски.
Поставить пробирку в штатив и наблюдать появление красноватого осадка, доказывающего наличие в продукте сахара.
Много ли сахара в картофеле? Об этом можно судить по яркости окрашивания: чем ярче цвет, тем больше сахара в продукте.
Сформулировать выводы. 

Результаты занесите в таблицу 1.

 

  1. Обнаружение нитратов в растениях методом дифениламина
    Цель работы: познакомиться с простейшими методами определения содержания нитратов в продуктах питания.

    Ход работы. 
Кусочки растительного объекта растереть пестиком в ступке. Каплю полученного растительного сока поместить на предметное стекло и добавить в нее несколько капель дифениламина. По изменению окраски можно судить о содержании нитратов. Дифениламин в присутствии ионов NO дает различные оттенки синей окраски. Количество нитратов оценивают по следующей градации: 
-окраска не изменилась – нитраты отсутствуют;
-светло-голубая окраска – содержится небольшое количество нитратов;
-темно-синяя окраска – большое количество нитратов.
Отобрать продукты, в которых обнаружено повышенное содержание нитратов и по возможности установить причину. 
Сделайте вывод. 

Результаты занесите в таблицу 1.

Таблица 1

Оценка качества клубней  различных сортов картофеля

Название сорта

Морфологические признаки  

Биохимические параметры  

Форма клубней, балл

Кол-во глазков, балл

Окраска кожуры

Окраска  мякоти

Наличие крахмальных  зёрен (штук, величина)

Содержание крахмала, %

Содержание сахара  (много, мало)

Наличие нитратов

Валентина

Дезире

Красная роза

Колетте

Романо

Сарма

Ласунак

Часть 3 Обсуждение полученных результатов, анализ таблицы «Оценка качества клубней  различных сортов картофеля»

Подведение итогов работы

Формулировка выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

методическая разработка занятия "Оценка качества продуктов питания"

Методическая разработка ориентирована на детей в возрасте 11-15лет. Цель: научиться проводить первичную экологическую оценку качества продуктов питания, оценивать безопасность их использования. В...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Внеклассное занятие по экологии Тема: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов»

Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основ...

Исследовательская работа "Выявление ранних сортов картофеля"

Цель проекта - оценить  качество клубней  различных сортов раннего  картофеля, выращиваемых  в Орловской области. Для этого необходимо изучить морфологические признаки сортов...

Рабочая программа курса по выбору "Экологическая оценка качества воздуха"

Курс расчитан научить школьников осваивать методику проведения исследований в сельской экосистеме. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с ...

Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»

Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: форми...