Рабочая программа курса по выбору "Экологическая оценка качества воздуха"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Карасева Л.А.

Курс расчитан научить школьников осваивать методику проведения исследований в сельской экосистеме. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с измерением, наблюдением, моделированием процессов в окружающей среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog_vozduha.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «МЕДАЕВСКАЯ  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЧАМЗИНСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

Рассмотрена и одобрена                                             Утверждена

на заседании методического                                    руководителем

совета                                                                 образовательного учреждения    

Председатель МС:                                                                 /Зудина Н.Б./

                           /Ларюшкина Г.В./                        «   »                      2018 г.

«   »                       2018 г.

 

Рабочая программа

Курса по выбору по  биологии

«Экологическая оценка качества  воздуха»

(9 класс)

                                             Составитель: Карасёва Л.А

2018 г.                       

  Пояснительная записка

. 

   Цель курса – интегрировать деятельность учащихся на поддержание экологического качества сельской среды.

   Задачи курса:    

- научить школьников освоить методику проведения исследований в сельской экосистеме; - развить оценочные суждения по результатам этих исследований.

    Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение человека к природе: ответственное и бережное отношение должно прийти на смену потребительскому. На перестройку этого отношения и нацелен этот курс для учащихся 11 класса «Исследовательская работа:  экологическая оценка качества воздуха».

   Программа курса предусматривает 17-часовой курс.

   Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, измерением, моделированием процессов в окружающей среде. Программа курса подразумевает, кроме собственно экспериментальной работы, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов.

  Основной формой организации занятий является работа в малых группах по 3 – 5 человека

Очень важным представляется подведение итогов проведения экологических исследований. Таким итогом может быть реальная деятельность по сохранению природной среды. Эта деятельность – информационные листки – должна в перспективе иметь благотворные последствия для поселения.

   На изучение элективного курса выделено 17 часов (1 час в неделю) из часов компонента образовательного учреждения.

Результаты освоения курса

 В результате выполнения программы учащиеся должны

1) знать:

- значение воздуха для живых организмов;

- проблему потепления климата и нарушения озонного слоя;

- факторы агрязнения воздуха;

- методику постановки эксперимента;

-историю изучения состава воздуха

2) уметь:

-  применять теоретические знания на опыте;

-  планировать и проводить эксперимент;

- делать обработку результатов исследования, формулировать выводы;

- оформлять исследовательскую работу.

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

 учащегося, ч.

Их них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольные работы, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

 1

Введение

3

3

1

2

Методика исследования окружающей среды

1

1

3

Экологическая оценка качества воздуха

10

10

10

4

Подведение итогов

3

3

3

          Итого:

17

4

13

14

Содержание программы

Тема 1.   Введение (3 часа).

 Атмосфера – воздушная оболочка земли. Значение воздуха для живых организмов. Климатические  изменения атмосферы Земли. Нарушение озонного слоя.

Загрязнение воздуха:  химическое загрязнение, физическое загрязнение. Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Основные факторы загрязнения атмосферы: транспорт, промышленные производства. История изучения воздуха.

Основные понятия: атмосфера, значение воздуха для живых организмов, озоновый слой, состав воздуха, изменение химического состава воздуха по сезонам, загрязнители воздуха, ПДК вредных веществ воздуха, роль ученых в изучении состава воздуха.

Умения: работать с дополнительной литературой, находить главное в тексте, делать информационное сообщение.

Тема 2. Методика исследований окружающей среды (1 час)

Методы исследования: наблюдение, описание, проведение эксперимента, работа с научной литературой. Методика постановки опыта.

Основные понятия: методы исследования: наблюдение , описание, проведение эксперимента, работа с научной литературой. Методика постановки опыта.

Умения: проводить постановку опыта.

Тема 3. Экологическая оценка качества воздуха (10 часов)

Определение значения климатических показателей состояния атмосферы. Исследование воздуха на содержание твердых примесей. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом. Изучение кислотности осадков. Исследование атмосферы с помощью растений – индикаторов (фитоиндикация воздуха). Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников – индикаторов. Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны. Исследование микробного загрязнения воздуха.

Основные понятия: климатические показания воздуха, химические загрязнители воздуха 6 кислотные оксиды, соли тяжелых металлов, сероводорода, физические загрязнители воздуха – твердые примеси, биологические загрязнители – микроорганизмы, фитоиндикация  воздуха.

Умения: определять климатические показатели воздуха, исследовать воздух на содержание твердых примесей, на количество газообразных вредных примесей, выделяемых автомобилями, на наличия свинца, на кислотность осадков, на наличие в воздухе сернистого газа, смога, аммиака, фтороводорода; уметь оценивать воздух с помощью растений индикаторов.

Тема 4. Подведение итогов (3 часа)

Обработка материала. Оформление информационных листов. Публичное выступление с итогами исследования.

Основные понятия: информационный лист.

Умения: делать обработку результатов исследования, формулировать выводы, оформлять исследовательскую работу.

Календарно-тематический план                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата прове-

дения занятия

планируемая

фактическая

1

Введение

3

1.1

 Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Лекция

1

1.2.

 Загрязнение воздуха

Лекция

1

1.3.

История изучения состава воздуха

Лекция

1

Подготовить сообщения учащихся

2

Методика исследования окружающей среды

1

2.1.

Методы исследования. Методика постановки опыта

Лекция

1

3

Экологическая оценка качества воздуха

10

3.1.

Определение значения климатических показателей состояния атмосферы

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.2.

Изучение кислотности осадков

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.3.

Исследование воздуха на содержание твердых веществ в помещение 

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.4.

Исследование воздуха на содержание твердых веществ около школы

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.5.

Исследование загрязнения воздуха транспортом

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.6.

Исследование загрязнения воздуха солями тяжелых металлов (солями свинца)

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.7

Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.8

Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников – индикаторов

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.9.

Исследование атмосферы при помощи растений – индикаторов

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

3.10

Исследование микробного загрязнения воздуха*.

Исследовательская работа

1

Исследовательская работа

4.

Подведение итогов

3

4.1.

Обработка материала. Оформление исследовательской работы

Практическая работа

1

Практическая работа

4.2.

Обработка материала. Выпуск информационных листков

Практическая работа

1

Практическая работа

4.3.

Публичное выступление перед учащимися с итогами исследовательской работы

Публичное выступление

1

Публичное выступление

Итого:

17

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

А.  Перечень оборудования:

Наименование

Количество (шт)

Микроскопы школьные Ум - 1

18

Термометр наружный

1

Колбы конические КН-1-500-34

1

Барометр

1

Гигрометр

1

Флюгер

1

Спиртовки лабораторные

1

Стекла предметные

100

Ванночки для плиток керамических

3

Плитки керамические для прорастания семян

4

Аквариум

1

Террариум

3

Химическая посуда

Ватман

1

Скотч

1

Фильтровальная бумага

Универсальная индикаторная бумага

1 пачка

Химические препараты: раствор этилового спирта, сульфид натрия,

Б. Перечень наглядных и дидактических материалов:

1) объекты натуральные:

Гербарий по ботанике для 6 класса

1

Гербарий по систематике растений

1

Основные группы растений

1

11) пособия печатные, демонстрационные

Демонстрационный материал по ботанике

1

Портреты ученых биологов

1

Таблицы по ботанике для 6 класса

1

Таблицы по ботанике для 7 класса

1

Учебно-методическое обеспечение предмета

1) основная учебно-методическая литература

1. С.В.Алексеев. Практикум по экологии. М.: АО МДС, 1996.

2. Д.К.Беляев. Общая биология. 10-11. М.: Просвещение. 1997.

3. В.А.Васильева. Лабораторные работы по микробиологии. М.: Просвещение, 1979.

4. В.А.Вронский. Антропогенные загрязнения атмосферы  растения. Биология в школе, 1992, № 3-4.

5. Б.Краузер. Химия. Лабораторный практикум. М.: Химия, 1995.

6. М.Н.Кузьмина. Типы городской застройки. Биология в школе, 1995, № 12.

7. Н.М.Мамедов. Экология. Учебное пособие. М.: Школа –пресс, 1996.

8. С.Е.Мансурова. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. М.: Владос, 2001.

9. И.Н.Рыжов. Городская среда. Биология в школе, 1995, №1.

10. И.Н.Рыжов. Оценка состояния водных объектов. Биология в школе, 1996, №3.

11. В.В.Снакин. Экологический мониторинг. РЭМИА. М.:,1995.

12. И.Т.Суровегина. Экология. Задания, тесты. М.: Школа-пресс, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества воздуха.

Исследовательская работа по оцеке качества воздуха в Удельном парке Приморского района города Санкт-Петербурга с помощью лихеноиндикации. Данное направление мониторинга актуальна, потому что эффективн...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Апробации примерных рабочих программ по типу "Экспертная оценка"

Апробация примерных рабочих программ по типу !экспертная оценка"...