Внеклассное занятие по экологии Тема: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов»
план-конспект занятия по экологии ( класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Проблема загрязнения продуктов питания нитратам актуальна для оценки качества овощей, фруктов и различных соков. Эта проблема возникла сравнительно недавно, в связи с развитием знаний о причинах онкологических заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_ekologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Николо- Березовская СОШ

Внеклассное занятие по экологии

Тема:

«Оценка качества продуктов питания по

содержанию в них нитратов»

                                                               Класс: 5-9

                                                               Учитель: Адамова С.А.

2015 год

Тема: Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов.

Дата: 13.04.2015 г.

Цель: оценка качества продуктов питания и формирование навыков рационального потребления продуктов на основе сведений о содержании в них нитратов.

Объекты исследования: овощи, вода, фрукты.

Место проведения: экологическая лаборатория

Оборудование из комплекта «Пчелка – У»: ножницы, пинцет, скальпель (нож), чашка Петри, тест-система «Нитрат-тест».

Ход занятия:

  1. Вводная беседа.

   Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Проблема загрязнения продуктов питания нитратам актуальна для оценки качества овощей, фруктов и различных соков. Эта проблема возникла сравнительно недавно, в связи с развитием знаний о причинах онкологических заболеваний.

- Как же происходит загрязнение продуктов питания нитратами? Что является причиной?

Загрязнение почв и воды соединениями азота обусловлено не глобальными процессами, а бесконтрольным использованием азотных удобрений (в основном нитратов) в с/х. Аммиачная, калийная и натриевая селитры следует вносить в почву, строго соблюдая агротехнические рекомендации.

Нитрат-анион очень подвижен в естественных условиях, т.к. нитраты хорошо растворимы в воде и не связываются частицами почвы.

- Что такое нитраты?

Нитраты – соли азотной кислоты с катионами ____________________  

Нитраты являются естественными компонентами почвенного раствора. Попадая в растения, они частично усваиваются и становятся естественным компонентом тканей растений. Нитраты легкорастворимые соли и легко разносятся грунтовыми водами.   Сами по себе нитраты относительно малотоксичны. Однако попадая в организм человека в результате сложных биохимических превращений  они преобразуются в нитриты (соли азотистой кислоты)

- Чем опасны нитриты?

1.  Далее нитриты в желудочно-кишечном тракте  ( в кислой среде) взаимодействуют с соединениями, имеющими вторичные аминогруппы и превращаются в N – нитрозоамины, которые являются канцерогенными соединениями, т.е. способствуют образованию злокачественных опухолей.

Процесс образования N – нитрозоаминов:

NO3    H +    NO2

NH + NO2 + H           N – N = O + OH

Нитриты токсичнее нитратов в 450 раз

2. Поступая в кровь, взаимодействуют с гемоглобином крови и блокируют его дыхательную функцию, превращая часть гемоглобина в метгемоглобин, не способный переносить кислород от лёгких к тканям. При образовании большого количества метгемоглобина (30-40 %) возникает кислородное голодание тканей, что может вызвать поражение ЦНС. При содержании 15-20 %  у человека возникает лёгкая слабость, головная боль, синюшность.

   Практическая работа (презентация):

-Цель  – оценить качество продуктов питания,  то есть определить их пригодность, путём измерения концентрации нитратов   в них и сравнении с ПДК.

Мы разделились на 4 группы (бирки),  каждая группа будет тестировать определённый вид продукта:

  1. – овощи (картофель, капуста, морковь, свёкла)
  2. – фрукты (яблоки,  сливы, груши)
  3. – зелень  (петрушка, лук, укроп)
  4. – (питьевая вода, минеральная вода, сок, компот)

 Ход работы:

1.Подготовьте к тестированию овощи, фрукты и зелень  надрезав их. Опишите внешний вид каждого из продуктов, отметив свежесть, яркость окраски, наличие пятен, плесени; определите вкус и привкус. Нарежьте объект кусочками, чтобы выступил сок.

  1. Выньте полоску тест-системы «Нитрат-тест» из упаковки и отрежьте кусочек индикаторной полоски размером 5*5 мм.
  2. Зажмите отрезанный участок полоски пинцетом, смочите его соком плода (водой)
  3. Через 3 минуты сравните окраску рабочего участка с контрольной шкалой на обложке тест-системы и определите содержание нитратов.

Результаты:

1. Результаты заносим в таблицу:

Наименование продукта

ПДК нитратов, мг/кг

Фактическое содержание нитратов, мг/кг

Зелень

2000

Капуста поздняя

500

Картофель

250

Морковь

250

Свёкла

250

Груша

60

Яблоки

60

Сливы

80

Питьевая вода

45

Минеральная вода

45

Сок, компот

50

2. –Пригодны ли исследуемые продукты питания?

Некоторые овощи способны накапливать большие дозы нитратов в некоторых частях, например, в капусте – кочерыжка, свёкла -

3. Вопросы:

- Как влияет повышенное содержание нитратов на организм человека?

- Как уменьшить содержание нитратов в продуктах?

4. Смертельная доза нитратов для человека составляет – 8-15 г;

    Допустимое суточное потребление – не более 5 мг на 1 кг веса человека.

     ПДК нитратов воде водоёмов – 45 мг/л, в почве – 130 мг/л.

Выдача сертификатов качества (по каждому продукту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия "Оценка качества продуктов питания"

Методическая разработка ориентирована на детей в возрасте 11-15лет. Цель: научиться проводить первичную экологическую оценку качества продуктов питания, оценивать безопасность их использования. В...

Занятие по естествознанию "Химический состав продуктов питания"

Цель: Познакомить обучающихся с химическим составом различных продуктов питания, проанализировать их полезные и вредные свойства, влияние на организм человека. Задачи:1. Изучить химический состав...

Оценка качества продукта «ВЕНСКИЕ ВАФЛИ» по органолептическим показателям

Задачи исследования:Узнать историю создания и современное производствоИзучить основные рецептурные компоненты вафельОпределить влажность вафельОпределить щелочность продукта...

Сборник лабораторных работ по определению качества продуктов питания «Еда – наш друг, еда – наш враг»

Данная методическая разработка содержит цикл лабораторных работ по определению качество продуктов питания. Для их выполнения не требуются глубокие знания по химии и специальное дорогостоящее оборудова...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КРИСМАС+» ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ СТОЛОВОГО ИНВЕНТАРЯ В УСЛОВИЯХ АГРОШКОЛЫ – МБОУ «БЕТЮНСКАЯ СОШ»

В статье рассматривается опыт работы учителей биологии с комплексом оборудования школьной естественнонаучной лаборатории «КРИСМАС+». Данная работа развивает у учащихся навыки самостоятельн...

Мастер- класс по теме "Проверка качества продуктов питания, необходимых для приготовления блинов"

Мастер - класс был показан на муниципальном конкурсе "Тайны успеха - 2023"...