Рабочая программа курса биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса биологии 6 класс по учебнику авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_70_ch._po_biologii_6_kl._2014-2015.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка   6 класс

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-ого класса «Биология - 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, B.C. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М,: Вентана-Граф, 2010.
  • Базисного  учебного  плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федерального  перечня  учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2014.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

2. Федеральный компонент федерального стандарта общего образования.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 Обязательный минимум содержания образовательных программ.

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий;систем органов растений .

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений . Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия  разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; растений, и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений;
  • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

4. Тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во часов

Форма организации учебных занятий

Контрольные работы

Лабораторные работы

Введение.

1ч.

1.

Общее знакомство с растениями.

6ч.

1

1

2.

Клеточное строение растений.

5ч.

1

2

3.

Органы цветковых растений.

18ч.

1

7

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

11ч.

1

1

5.

Основные отделы царства растений.

10ч.

1

2

6.

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

4ч.

7.

Царство бактерий.

3ч.

8.

Царство. Грибы. Лишайники.

3ч.

9.

Природные сообщества.

5ч.

Заключение по курсу биологии 6 класса.

Итого:

4ч.

70ч.

1

5.Календарно-тематическое планирование  уроков по  биологии

Классы      6                           

Учитель   Изварина Надежда Николаевна 

Количество часов в году                     70

В неделю                                                  2

Планирование составлено на основе

 Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, B.C. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М,: Вентана-Граф,

Учебник 

 И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

Дополнительная литература 

 Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с 6 ил.;

Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР):
Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;

       

6.Поурочное календарное планирование

Наименование темы

Кол-во час.

№ урока

Название темы урока

Дата

план

Дата

факт

УМК

      Оборудование

Введение

1

Наука о растениях — ботаника.

02.09.

Введение стр. 4-7

Таблица «Царства живой природы», «Цветковое растение и его органы», гербарий

1.

Общее знакомство с растениями

6 ч.

2

Мир растений.

03.09.

(1) стр. 8-11

Таблицы «Цветковое растение и его органы", гербарий

3

Лабораторная работа №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»».

09.09.

(2) стр. 11-16

ТСО. ИКТ

4

Семенные и споровые растения.

10.09.

(2) стр. 11-16

Таблицы «Цветковое растение и его органы», «Семя», гербарий

5

Растение — живой организм.

16.09.

(3) стр. 16-18

Таблица «Цветковое растение и его органы», гербарий

6

Условия жизни растений.

17.09.

(4) стр. 19-22

ТСО. ИКТ

7

Входная контрольная работа. Среды жизни растений.  

23.09.

(5) стр. 22-24

ТСО. ИКТ

2.

 Клеточное строение растений

8

 Лабораторная работа №2 «Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата».

24.09.

(6) стр. 27-28

Микроскопы

9

Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки».

30.09.

(7) стр. 29-31

Микроскопы

10

Процессы жизнедеятельности клетки.

01.10.

(8) стр. 32-34

Таблица «Строение растительной клетки»

11

Ткани растений и их виды.

07.10.

(9) стр. 34-36: проверь себя стр. 37

Микроскопы

12

Контрольная работа №1 по теме: «Клеточное строение растений».

08.10.

Повторение изученного материала.

3.

 Органы цветковых растений

18 ч.

13

Анализ контрольной работы.  Семя и его строение. Лабораторная работа№4.

14.10.

(10) стр. 38-43

Микроскопы, таблица «Семя»

14

Условия прорастания семян.

15.10.

(11) стр. 43-46

Коллекция семян

15

Значение семян.

21.10.

(12) стр. 47-49

Коллекция семян

16

Корень  и его внешнее, внутреннее строение. Лабораторная работа №5.

22.10.

(13) стр. 50-52

Таблица «Корень», гербарий, микроскопы

17

Рост корня

28.10.

(14) стр. 53-55

Таблицы «Корень», «Рост растений».

18

Значение корней и их разнообразие

29.10.

(15) стр. 56-58: проверь себя стр. 59

Таблицы«Корень», «Рост растений» , гербарий

19

Побег. Строение и значение для растения. Лабораторная работа №6

11.11.

(16) стр. 60-62

Таблица «Побег и почка. Стебель», гербарий, микроскопы

20

Развитие побегов из почек

12.11.

(17) стр. 62-64

Таблицы «Рост растений»,  «Побег и почка. Стебель», гербарий

21

Лист — часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №7

18.11.

(18) стр. 65-69

Микроскопы

22

Значение листа в жизни растения.

19.11.

(19) стр. 69-73; проверь себя стр. 73-74

Таблицы «Лист», «Побег и почка. Стебель», гербарий

23

Стебель — часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 8.

25.11.

(20) стр. 74-78

Таблица  «Побег и почка. Стебель»,  гербарий Микроскопы

24

Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа №9.

26.11.

(21) стр. 79-82; проверь себя стр. 83

Таблицы «Побег и почка. Стебель», «Вегетативные органы растений», гербарий

25

Цветок, его строение и значение. Лабораторная работа №10.

02.12.

(22) стр. 83-88

Микроскопы

26

Цветение и опыление растений.

03.12.

(23) стр. 88-90

 ИКТ

27

Плод. Его значение и многообразие форм.

09.12.

(24) стр. 91-93

Коллекция плодов

28

Растительный организм как живая система (биосистема).

10.12.

(25) стр. 94-95; проверь себя стр. 95-96

Таблицы «Плод»

29

Подготовка к контрольной работе

16.12.

Повторение изученного материала

30

Административная контрольная работа№2.

17.12.

Повторение изученного материала.

4.

 Основные процессы жизнедеятельности растений

11 ч.

31

Анализ контрольной работы. Корневое питание растений.

23.12.

(26) стр. 97-99

Таблицы «Корень», «Проводящая ткань растений», гербарий

32

Воздушное питание растений и фотосинтез

24.12.

(27) стр. 100-103

Таблицы «Лист», «Основная ткань растений», «Запасные вещества и ткани растений»

33

Космическая роль зеленых растений.

13.01.

(28) стр. 103-106

Гербарий

34

Дыхание растений и обмен веществ.

14.01.

(29) стр. 106-109

Таблицы «Лист», «Основная ткань растений», «Запасные вещества и ткани растений». ИКТ

35

Значение воды в жизни растений.

20.01.

(30) стр. 110-112; проверь себя стр. 113

 ИКТ

36

Размножение растений. Оплодотворение.

21.01.

(31) стр. 114-117

Микроскопы

37

Вегетативное размножение растений.

27.01.

(32) стр. 118-120

Таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений». ИКТ

38

Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа №11

28.01.

(33) стр. 121-124

Таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений».

39

Рост и развитие растительного организма.

03.02.

(34) стр. 126-127

Таблицы «Рост растений», «Возрастные размножения в жизни растений»,  ИКТ

40

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

04.02.

(35) стр. 128-130; проверь себя стр. 131

Таблицы «Рост растений», «Возрастные размножения в жизни растений»,. ИКТ

41

Административная контрольная работа №3 по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

10.02.

Повторение изученного материала.

5.

Основные отделы

царства растений

10 ч.

42

Анализ контрольной работы. Классификация растений.

11.02.

(36) стр. 132-135

Таблица «Царства живой природы», гербарий

43

Водоросли. Общая характеристика.

17.02.

(37) стр. 135-139

Таблица «Водоросли. Лишайники», гербарий

44

Многообразие водорослей, их значение. Лабораторная работа № 12.

18.02.

(38) стр. 139-142; проверь себя стр. 143

Таблиц «Водоросли. Лишайники», гербарий

45

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №13.

24.02.

(39) стр. 144-147

Таблица «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники», гербарий

46

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение.

25.02.

(40) стр. 147-151; проверь себя стр. 151

Таблица «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники», гербарий

47

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

03.03.

(41) стр. 152-156

Таблица «Голосеменные», гербарий

48

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

04.03.

(42) стр. 156-161

Таблицы «Покрытосеменные. Двудольные», «Покрытосеменные. Однодольные.», гербарий

49

Семейства класса Однодольные растения.

10.03.

(43) стр. 161-167

Таблица  «Покрытосеменные. Двудольные»,  гербарий

50

Семейства класса Двудольные растения.

11.03.

(44) стр. 167-171; проверь себя стр. 171-172

Таблица «Покрытосеменные. Однодольные.», гербарий

51

Административная контрольная работа №4 по теме: «Отделы царства растений».

17.03.

Повторение изученного материала.

6.

Историческое развитие  многообразия растительного мира на Земле

4 ч.

52

Анализ контрольной работы. Понятие об эволюции растительного мира.

18.03.

(45) стр. 173-176

 ИКТ

53

Эволюция высших растений.

31.03.

(46) стр. 177-179

 ИКТ

54

Многообразие и происхождение культурных растений.

01.04.

(47) стр. 180-182

Таблица «Дикорастущие и культурные растения», ИКТ

55

Дары Старого и Нового Света.

07.04.

(48) стр. 183-186: проверь себя стр. 186-187

Таблица «Дикорастущие и культурные растения», ИКТ

7

Царство Бактерии

3 ч.

56

 Бактерии. Общая характеристика, строение.

08.04.

(49) стр. 188-190

Таблица «Бактерии. Грибы»,  ИКТ

57

Многообразие бактерий.

14.04

(50) стр. 190-193

Таблица «Бактерии. Грибы»

58

Значение бактерий в природе и в жизни человека

15.04.

(51) стр. 193-195: проверь себя стр.195-196

8

Царство Грибы. Лишайники

3 ч.

59

Царство Грибы. Общая характеристика.

21.04.

(52) стр. 197-201

Коллекция муляжей

60

Многообразие и значение грибов.

22.04.

(53) стр. 53-204

Таблица «Бактерии. Грибы», гербарий

61

 Лишайники. Общая характеристика и строение

28.04.

(54) стр. 204-207; проверь себя стр. 207-208

Таблица «Водоросли. Лишайники», гербарий

9.

Природные сообщества

5 ч.

62

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

29.04.

(55) стр. 209-212

ИКТ

63

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

05.05.

(56) стр. 213-216

ИКТ. ТСО

64

Смена природных сообществ.

06.05.

(57) стр. 216-219

ИКТ

65

 Многообразие природных сообществ.

12.05.

(58) стр. 219-221

ИКТ. ТСО

66

Жизнь организмов в природе

13.05.

(59) стр. 222-224;

67

Обобщение, повторение

19.05.

Проверь себя стр. 224-225

68

Итоговая контрольная работа №5.

20.05.

Повторение изученного

69

Анализ контрольной работы. Задание на лето.

26.05.

Стр. 226-227

70

Экскурсия в природу на тему: «Весна в жизни природного сообщества». Подведение итогов.

29.05.

7. Источники информации и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010. -240с;

а также методических пособий для учителя:

1). И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2008;

2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.ТБровкиной и др. издательства Дрофа;

3). Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);

4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с;

для учащихся:

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с 6 ил.;
  2. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР):
    Кн.1.- М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.;
  3. Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк/ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -
    528с: ил.;
  5. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.:
    Просвещение, 1994. - 218с;
  7. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;
  8. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;
  9. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -
    М.: 1996. -556с;
  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.;
  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г В. Устименко. - М.: Мысль, 1994.
    -381с: ил.;
  12. Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для
    учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с: ил. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
  13. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.:
    Просвещение, 1994. - 218с;
  14. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;
  15. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;
  16. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -
    М.: 1996. -556с;
  17. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.;
  18. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г В. Устименко. - М.: Мысль, 1994.
    -381с: ил.;
  19. Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для
    учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб
    ликанский мультимедиа центр, 2004
  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный ком
    плекс,
    (электронное учебное издание), Фирма «1 С
  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Со-нина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...