РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Абрамов Василий Иванович

 

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8kl.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края

«Принято»                                                                                                                                            «Утверждаю»    

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

___________Абрамов В.И.                                                                                                        __________Дробышева О.И.

Протокол № __от                                                                                                                       Приказ №___от

«___» ______2014                                                                                                                        «___»___________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА  БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

70часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)

                                                                        Учитель: Абрамов Василий Иванович

                                                                                Стаж: 26 лет, категория: высшая

                                                                                Год аттестации: 2014

с. Плотава, 2014

Разработчик программы: Абрамов В.И.

Рецензенты:

 Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла ОУ: «Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Алтайского края»

Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе

Протокол №    от                              2014г.

Руководитель МО: Романчук В.А.

Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол №   от                            2014 года.

Заместитель директора по УВР: Абрамова Л.Л.

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина .Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

   Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю.

  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

•    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.

•     Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

•     Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает итоговая контрольная работа-тест.

   Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.  М.: Дрофа, 2010.

   В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

  • Основные биологические понятия  и термины; результаты выдающихся биологических открытий.
  • Биологические явления и процессы в человеческом организме, анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
  • Становление наук о человеке; клеточное строение организма, ткани; рефлекторная регуляция; значение опорно-двигательной системы, ее состав; строение костей; скелет человека; осевой скелет; скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет; соединение костей.
  • Строение мышц; работа скелетных мышц и их регуляция.
  • Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
  • Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; кровеносная и лимфатическая системы; значение дыхания; органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.
  • Питание и пищеварение; обмен веществ и энергии.
  • Покровные органы; терморегуляция; выделение; значение нервной системы; строение нервной системы; анализаторы; органы чувств.
  • Высшая нервная деятельность; поведение; психика; эндокринная система.

уметь

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки физико-биологической деятельности внутренних органов, систем органов и тканей человеческого организма.
  • Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения физико-биологических процессов организма человека.
  • Приводить примеры последствий изменения работы внутренних органов и тканей.
  • Составлять краткую биологическую характеристику разных типов органов и тканей на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Следить за работой своих внутренних органов и тканей.
  • Составлять пищевой рацион себя и своих близких, с учетом их желанием или болезней.
  • Оказать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихов, растяжении связок, ушибов, сотрясения мозга, при утопании, солнечном ударе, обморожениях, ожогах.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1)Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.;

а также методических пособий для учителя:

1)Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. -М.: Дрофа, 2005;

2)Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010.

3)  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа,2006.

учащихся:

1)И. И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. М., Дрофа, 2010.

  Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

•     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ 

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования  

 www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Биология

Тематическое планирование 8 класс

(70ч.)

№п\п

Темы уроков

Кол-во часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

1.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира

1

2.

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

1

Тема 2. Происхождение человека

2

3.

Происхождение человека. Этапы его становления.

1

4.

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

5.

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

6.

Клеточное строение организма.

1

7.

Ткани и органы.

Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей»

1

8.

Органы и системы органов.

Практическая работа№1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

1

9.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

1

Тема 5. Координация и регуляция

10+1ч. из резерва

10.

Гуморальное регулирование. Эндокринный аппарат человека, его  особенности.

1

11.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушение.

1

12.

Нервная регуляция.

1

13.

Спинной мозг.

1

14.

Строение и функции головного мозга.

1

15.

Полушарии большого мозга.

Лабораторная работа№2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

2

16.

Анализаторы их строение и функции. Зрительный анализатор

Практическая работа№2 «Изучение изменения размера зрачка»

1

17.

Анализаторы слуха и равновесия.

1

18.

Кожно-мышечная чувствительность

1

19.

Обоняние и вкус.

1

20.

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов их взаимозаменяемость.

1

Тема 6. Опора и движение

8

21.

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека его значение.

1

22.

Строение, свойства костей, типы их соединений.

Лабораторная работа№3 «Изучение внешнего строения костей (по муляжам)»

1

23.

Первая помощь при растяжении  связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

24.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

25.

Мышцы их строение и функции.

Практическая работа№3 «Измерение массы и  роста своего организма »

1

26.

Работа мышц.

Практическая работа№4 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

1

27.

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

1

28.

Урок-зачет по теме «Опора и движение»

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

3+1ч. из резерва

29.

Внутренняя среда организма и её значение.

1

30.

Плазма крови её состав.

Лабораторная работа№4 «Изучение микроскопического строения крови»

1

31.

Иммунитет.

1

32.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

1

Тема 8. Транспорт веществ

4

33.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Практическая работа№5 «Измерение кровяного давления»

1

34.

Работа сердца.

1

35.

Движение крови по сосудам.

Практическая работа№6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

1

36.

Заболевание сердечно- сосудистой системы их предупреждение. Первая помощь при кровотечении.

1

Тема 9. Дыхание

5+1ч. из резерва

37.

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

38.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1

39.

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Практическая работа№7 «Определение частоты дыхания»

1

40.

Регуляция дыхания.

1

41.

Заболевание органов дыхания их предупреждение.

1

42.

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

1

Тема 10. Пищеварение

5

46.

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение.

1

47.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

1

48.

Пищеварение в желудке.

Лабораторная работа№5 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

1

49.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

50.

Гигиена питания. Профилактика  желудочно -  кишечных  заболеваний.

Практическая работа№8 «Определение норм рационального  питания»

1

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

51.

Обмен веществ и энергии.

1

52.

Витамины. Их роль в обмене веществ.

1

Тема 12. Выделение

2

53.

Органы  выделение. Строение и работа почек.

1

54.

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

1

Тема 13. Покровы тела

3

55.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

56.

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

57.

Закаливание организма. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи.

1

Тема 14. Размножение и развитие

3

58.

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение.

1

59.

Внутриутробное развитие, роды.

1

60.

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

1

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

61.

Рефлекс  основа нервной деятельности человека, его виды.

1

62.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение

1

63.

Типы нервной деятельности.Речь.Мышление.Сознание.

1

64.

Биологические ритмы. Сон ,его значение. Гигиена сна.

1

65.

Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. особенности психики человека.

1

Тема 16. Человек и его здоровье

4

66.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

67.

Оказание первой доврачебной помощи.

Лабораторная работа№6 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

1

68.

Укрепление здоровья. Факторы риска для здоровья. Вредные привычки.

1

69.

Человек и окружающая среда.

Практическая работа№9 «Анализ и оценка влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1

70.

Итоговая контрольная работа-тест

1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края

«Принято»                                                                                                                                            «Утверждаю»    

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

___________Абрамов В.И.                                                                                                        __________Дробышева О.И.

Протокол № __от                                                                                                                       Приказ №___от

«___» ______2012                                                                                                                        «___»___________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА  БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ

НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

17часов  в год (надомное обучение)

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)

                                                                        Учитель: Абрамов Василий Иванович

                                                                                Стаж: 23 года, категория: высшая

                                                                                Год аттестации: 2009

с. Плотава, 2012

Разработчик программы: Абрамов В.И.

Рецензенты:

 Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла ОУ: «Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Алтайского края»

Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе

Протокол №    от                              2012г.

Руководитель МО: Романчук В.А.

Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол №   от                            2012 года.

Заместитель директора по УВР: Абрамова Л.Л.

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина .Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

   Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю. Для надомного обучения выделено 17 часов в год.

  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

•    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.

•     Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

•     Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает итоговая контрольная работа-тест.

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.  М.: Дрофа, 2010.

   В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

  • Основные биологические понятия  и термины; результаты выдающихся биологических открытий.
  • Биологические явления и процессы в человеческом организме, анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
  • Становление наук о человеке; клеточное строение организма, ткани; рефлекторная регуляция; значение опорно-двигательной системы, ее состав; строение костей; скелет человека; осевой скелет; скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет; соединение костей.
  • Строение мышц; работа скелетных мышц и их регуляция.
  • Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
  • Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; кровеносная и лимфатическая системы; значение дыхания; органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.
  • Питание и пищеварение; обмен веществ и энергии.
  • Покровные органы; терморегуляция; выделение; значение нервной системы; строение нервной системы; анализаторы; органы чувств.
  • Высшая нервная деятельность; поведение; психика; эндокринная система.

уметь

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки физико-биологической деятельности внутренних органов, систем органов и тканей человеческого организма.
  • Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения физико-биологических процессов организма человека.
  • Приводить примеры последствий изменения работы внутренних органов и тканей.
  • Составлять краткую биологическую характеристику разных типов органов и тканей на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Следить за работой своих внутренних органов и тканей.
  • Составлять пищевой рацион себя и своих близких, с учетом их желанием или болезней.
  • Оказать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихов, растяжении связок, ушибов, сотрясения мозга, при утопании, солнечном ударе, обморожениях, ожогах.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1)Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.;

а также методических пособий для учителя:

1)Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. -М.: Дрофа, 2005;

2)Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010.

3)  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа,2006.

учащихся:

1)И. И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. М., Дрофа, 2010.

  Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

•     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ 

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования  

 www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Биология

Тематическое планирование 8 класс

(17ч.)

№п\п

Темы уроков

Кол-во часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

1

1.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.

Тема 2. Происхождение человека

Происхождение человека. Этапы его становления.

Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

1

2.

Клеточное строение организма.

1

Ткани и органы.

Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Органы и системы органов.

Практическая работа№1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Тема 5. Координация и регуляция

2

3.

Гуморальное регулирование. Эндокринный аппарат человека, его  особенности.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушение.

Нервная регуляция. Спинной мозг. Строение и функции головного мозга.

1

4.

Полушарии большого мозга.

Лабораторная работа№2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

Анализаторы их строение и функции. Зрительный анализатор

Практическая работа№2 «Изучение изменения размера зрачка»

Анализаторы слуха и равновесия.

1

Кожно-мышечная чувствительность

Обоняние и вкус.

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов их взаимозаменяемость.

Тема 6. Опора и движение

2

5.

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека его значение.

Строение, свойства костей, типы их соединений.

Лабораторная работа№3 «Изучение внешнего строения костей (по муляжам)»

Первая помощь при растяжении  связок, вывихах суставов, переломах костей.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

6.

Мышцы их строение и функции.

Практическая работа№3 «Измерение массы и  роста своего организма »

Работа мышц.

Практическая работа№4 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

1

7.

Внутренняя среда организма и её значение.

Плазма крови её состав.

Лабораторная работа№4 «Изучение микроскопического строения крови»

Иммунитет. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

1

Тема 8. Транспорт веществ

1

8.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Практическая работа№5 «Измерение кровяного давления»

Работа сердца. Движение крови по сосудам.

Практическая работа№6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

Заболевание сердечно- сосудистой системы их предупреждение. Первая помощь при кровотечении.

1

Тема 9. Дыхание

1

9

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляция дыхания. Заболевание органов дыхания их предупреждение.

Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Тема 10. Пищеварение

2

10.

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке.

1

11

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Гигиена питания. Профилактика  желудочно -  кишечных  заболеваний.

Практическая работа№6 «Определение норм рационального  питания»

1

Тема 11. Обмен веществ и энергии

1

13

Обмен веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ.

1

Тема 12. Выделение

1

14

Органы  выделение. Строение и работа почек.

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

1

Тема 13. Покровы тела

1

15

Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Роль кожи в терморегуляции организма.

Закаливание организма. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи.

1

Тема 14. Размножение и развитие

1

16.

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение.

Внутриутробное развитие, роды. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

1

Тема 15. Высшая нервная деятельность

1

17

Рефлекс  основа нервной деятельности человека, его виды.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение

Типы нервной деятельности. Речь.Мышление.Сознание.

1

Биологические ритмы. Сон ,его значение. Гигиена сна.

Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье

1

18

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Оказание первой доврачебной помощи.

Лабораторная работа№5 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Укрепление здоровья. Факторы риска для здоровья. Вредные привычки. Человек и окружающая среда.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....