ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Светлана Александровна Галикберова

Разработка урока по биологии по ФГОС ТЕМА: «Царство Грибы. Общая характеристика грибов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galikberova_s.a.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТА

УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ


Предмет:
БИОЛОГИЯ

Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, продуктивного чтения,ИКТ.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

УМК:  учебник  - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012г.

       Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,2012.

      Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: 2010г.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, муляжи грибов.

Формирование УУД:

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза, симбиоз.

Личностные результаты:

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
  2. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
  5. Уметь ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
  6.  Вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
  7. Регулятивные УУД
  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

. 

Ход урока

Этапы урока

Учебно – познавательные задачи

        Деятельность учителя        

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.Организационный момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие ребят:

 Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”).

Организация рабочих мест, приветствие

Личностные: создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

2.  Актуализация знаний

Создавать условия для активизации познавательной деятельности

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока

( погружение в мир природы, используя звуки леса, задает загадку)

Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы.
- Для этого закройте глаза. Прислушайтесь. (звуки природы ЛЕС)
- Где вы сейчас? Вдохните глубоко-глубоко чистый лесной воздух.

Подари мне сказку, лес,
Не жалей своих чудес!-
Эхо замерло в дали,
Унеслось на край земли

.( М.Пляцковский )

Ребята и опять удивительное рядом и мы сегодня опять юные исследователи, но в каком царстве мы оказались с вами сегодня?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы..
Что это?

Какое царство природы нам предстоит изучить?

Ответы ребят.

 Тема урока:

Царство Грибы

Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради

Коммуникативные:

 Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

3. Постановка проблемного вопроса

Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий

Учитель спрашивает учащихся о том, какие грибы они знают?

Учитель сообщает о том, что мир грибов очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации и использует готовый материал

«Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал древний летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).

Учитель помогает учащимся  сформулировать проблемный вопрос о том, почему такие разные грибы относятся к одному царству?

Отвечают на вопросы учителя. Выделяют существенные признаки грибов.

Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради группы грибов.

Высказывают свои версии и пути решения проблемы.

Формулируют, высказывают свои версии, ищут пути решения проблемы

. Познавательные УУД

умение анализировать, сравнивать, классифицировать

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему,

4. «Открытие нового знания»

Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

План урока

Итак,  формулируем цели и на основе их составляем план урока:

1.Какие отличительные особенности имеет это царство

2.Строение  внешнее и внутреннее

2. Питание грибов

3. Размножение грибов

 4. Роль в природе и в жизни человека

5. Съедобные и ядовитые грибы, как правильно собирать их.

 Ну что, отправляемся в путь..

А чтобы нам не было скучно, давайте вспомним: какие царства живой природы мы уже изучили

 А сейчас у нас первый привал.

1.Можно ли набрать воду для питья в речке? Почему? (Там много вредных микроорганизмов)

2.Мы взяли с собой молоко, а оно скисло. Почему? (Из-за молочнокислых бактерий)

3. Полезны ли для организма продукты, полученные при помощи этой бактерии? (Кефир, ряженка, творог, сыр очень полезны для здоровья)

Объяснение нового материала

Глоссарий:

Грибы

Микология

Биология

Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (просмотр информации на диске).
Внимательно прочитайте текст в учебнике, выберите признаки, которые есть в данном царстве от растений, а какие от животных, заполните таблицу.

Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.

Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба.

Для этого мы используем пластилин.

ФИЗМИНУТКА «ЕЖИК»

Питание грибов.

Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Размножение.

Задача. На слайде ( можно приготовить заранее хлеб).

В мешочке остался кусочек хлеба, про него забыли. Когда через несколько дней открыли, то увидели пушистую «вату»- белую плесень.

Как можно объяснить ее образование?

Учитель: Способы размножения грибов:1) бесполое размножение – спорами; 2) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов)

Построить схему, используя информацию в учебнике.

«Способы размножения грибов»

Роль в природе и в жизни человека

Каково значение грибов в природе и для человека?

Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам?

Съедобные и ядовитые грибы, как правильно собирать их.

Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые?
Проводится упражнение «Светофор» ( у каждого ученика по 3 цветных кружка).

Определяют цель урока, планируют свою деятельность.

Повторение материала предыдущего урока.

Ответы на вопросы.

Найти значение термина.

Записывают определение в тетрадь.

Микология-наука о грибах.

Просмотр диска.

Самостоятельная работа с учебником(«чтение про себя с помнтками»)

Заполнить макет таблицы один ученик работает возле доски, другие оформляют таблицу в тетради,  

 Самостоятельно выбирают критерии для классификации.
Для грибов характерны следующие признаки растений:
• Неподвижность
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных:
• Отсутствие хлоропластов.
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)

Наличие хитина в клеточной стенке

Мочевина

Исследуют с помощью моделирования.

Выделяют признаки строения грибов.Ответы: Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей.

Предлагают гипотезы, аргументируют свои предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы.

Записывают определение симбиоза в тетрадь.

Строят предположения.

Аргументируют свои предположения.

Выделяют главное в тексте, строят схему

. Высказывают предположения,

Выясняют, роль грибов.

Ролевая  игра (Делим класс на 3 группы)

“Суд над ГРИБАМИ”.

 1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль грибов

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль грибов

3 группа – “судьи” выносят решение

Работают  в группах, находят общее решение.

На столах заранее приготовленные кружки.

Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб ,зеленый- съедобный, желтый – «не знаю».

Регулятивные: Сформировать умение работать  по плану, целеполагание.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение,

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Познавательные: сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную)

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные:, умение анализировать информацию, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схемуи пр.).

Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные: Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

Регулятивные: формирование умения работать по алгоритму , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.

5. Закрепление изученного материала и подведение итогов

У вас на столах тетради для самостоятельной работы, в них приготовлен тест, вверху есть строчка «Моя оценка за знания». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме «Грибы». См.приложение

Оценить утверждения:

1. Все грибы растут в лесах

2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид

3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей.

4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные

5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин

6. Грибы - гетеротрофы

7. Грибы могут размножаться половым и бесполым путем

8. Из некоторых грибов получают лекарства

Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания

Оцениваю себя

Выполняют тест

Выполняют индивидуальные задания.

Проверяют работы друг друга,  выставляют оценки за тест

 Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Этап рефлексии

   Закончите одно из предложений.

  • 1. Сегодня на уроке мне понравилось…
  • 2. Мне сегодня удалось…
  • 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…
  • 4. Мне не понравилось…

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений.

 

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

7.Итог урока

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Соотносят результаты своей работы с целью урока

Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

8.Обсуждение домашнего задания

Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания.

Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?

Записывают, обсуждают  домашнее задание

Прочитать параграф, ответить на вопросы.

Вопрос повышенной сложности.

Какие преимущества имеет царство грибов по сравнению с бактериями.

Творческое задание.

Нарисовать съедобные или ядовитые грибы.

 Составить правила сбора грибов.

Собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем

 

Приложение:

Приложение №1

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? 

Тестовое задание

Оценить утверждения:

1. Все грибы растут в лесах

2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид

3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей.

4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные

5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин

6. Грибы - гетеротрофы

7. Грибы могут размножаться половым и бесполым путем

8. Из некоторых грибов получают лекарства

Веселая физминутка ЕЖИК

Ходил ежик по полянке   (Ходьба на месте)

Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)

Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться )

Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он,  ( посмотреть вверх голова неподвижна)

Вниз глядел,  ( посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел.  (Произнести «пых», «пых», «пых».)

Смотрел влев,  ( Посмотреть влево, не поворачивая головы)

Смотрел вправо, ( Посмотреть вправо , не поворачивая головы)

Вдруг увидел гриб на славу!  ( Плотно закрыть и широко открыть глаза.)

Оглянулся он еще(Движения по тексту)

Через левое плечо,

Через правое еще.

Еж затопал по тропинке

И грибок  унес  на спинке.  ( Ходьба на месте, топающим шагом.)

Приложение№2 Презентация к уроку

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению

Совершенствование хорового воспитания на основе деятельностного метода обучения....

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка

Актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии....

Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин эколог...

Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне фи...