ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Цгоева Людмила Мухазровна

Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» - собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Пер­воначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число предста­вителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля состав­ляло 275 млн человек, в 1900 - 16,6 млрд, в начале 1988 - 5 млрд человек...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proiskhozhdenie_cheloveka._etapy_ego_stanovleniya.doc104.48 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Уроки 3-4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

Цели: углубление знаний учащихся о происхождении челове ка; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эво люции; работать с дополнительной литературой.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход уроков

I. Организационный момент.

П. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки чело века, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пы тались ответить на вопрос о происхождении человека...

История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов...

Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» - собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Пер воначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число предста вителей Homo sapiens превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля состав ляло 275 млн человек, в 1900 - 16,6 млрд, в начале 1988 - 5 млрд человек...

Ни один вид животного мира не способен генетически пере строиться м столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Давайте рассмотрим узловые моменты истории Homo sapiens.

Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян - дриопитеков, - дала начало двум эволю ционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - го риллы и шимпанзе - живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид - Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизве сти этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.

Для этого:

1)        ознакомимся с материалом учебника на с. 10-13;

2)        распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы
эволюции человека».

III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».

Этапы эволюции

Пища

Способы

добывания

пищи

Особенности

Строение ротового аппарата

Объем голов ного мозга

Образ жизни

1

2

3

4

5

6

1. Рамапи-тек

Раститель ная:

-        семена
злаков;

-        коренья;

-        листья;

-        стебли

Искали; сры вали; выкапы вали; совер шали множе ство движений передними конечпосгями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину

Коренные зубы были широкими и плоскими; между рез цами и ко ренными зубами поя вились клыки

.

2. Австра лопитек

Раститель ная; живот ная (нали чие клы ков)

Искал; сры вал; выкапы вал

Имел рез цы, клыки и коренные зубы

530 см3

Не изготавли вали орудий труда

3. Человек умелый

Раститель ная; живот ная

Искал; сры вал; выкапы вал; возмож но, охотился

650-1100 см3

Свободно хо дил на двух ногах; мог дер жать в руках каменные ору дия и использо вать их в рабо те; мог изготав ливать

примитивные инструменты

2

3

4

5

6

4. Человек прямохо дящий

Раститель ная; живот ная

Охотились; срывали; вы капывали

Массивная и тяжелая нижняя челюсть

110 см3

Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли пользоваться огнем;владели абстрактным мышлением и речью

5. Неан дерталец

Раститель ная; живот ная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

!600cmj

Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение тру да; изготавлива ли из камня различные ин струменты

6. Кро маньонец

Раститель ная; живот ная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали

1800 см3

Изготавливали орудия из кам ня, рога, кости; делали рисун ки, украшения

IV. Проверка и обсуждение самостоятельной работы уча щихся.

Дополнительная  информация для обсуждения.

  1. Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена - жители леса; исключение составляют некоторые афри канские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Кала хари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще до ждевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, большая часть племен Африки - лесные люди.
  2. Ряд исследований позволяет заключить, что многие откры тые пространства, саванны и совсем безлесные области - плод раз рушительного обращения древнего человека с огнем.
  3. 3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье - собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.

Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-со-бирательских племен.

Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.

Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.

Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.

Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15-20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.

Охота требует великого искусства и основательного знания по вадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.

Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в об щий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается под стрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охот нику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В сле дующий раз поделится другой удачливый член группы.

Орудие охотника и рыболова - лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.

Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 10-13; выпол нить задания в рабочей тетради на с. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс

Вопрос о происхождении  Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, спо...

"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".

В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже мо...

Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность

Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся  име...

Текущий тест. Происхождение человека и становление общества.

Текущий тест по обществознанию. 10 класс....

Обобщающий урок по теме: "Этапы происхождения человека"

Презентация к уроку  "Этапы происхождения человека" 10 класс по учебнику Пономарева...

Открытый урок в 10 классе "Этапы происхождения человека"

Изучения этапов антропогинеза человека в 10 классе включается в раздел "Эволюционное учение"...