Статья «Исследовательская деятельность учащихся по биологии в рамках профильного обучения»
статья по биологии на тему

Трифонова Татьяна Яковлевна

 

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.

Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках профильного обучения при подготовке учащихся к поступлению в химико-биологические классы. Ребята, которые выбирают данный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам.

В связи с этим в основу преподавания предметов химия и биология следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся. Уже многие годы в педагогической практике развивается целенаправленная работа по созданию системы различных форм и видов деятельности по ознакомлению и приобщению школьников к исследованиям.

Исследовательская деятельность может реализовываться не только на уроке, но и в рамках элективных и факультативных курсов, научно - исследовательских лабораториях,  школьных научных обществах, олимпиадах, турнирах, выставках, научно-методических сборах, через представление исследовательских проектов на научно-практических конференциях как школьного, так и федерального уровня.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по биологии в рамках профильного обучения»

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.

Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках профильного обучения при подготовке учащихся к поступлению в химико-биологические классы. Ребята, которые выбирают данный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам.

В связи с этим в основу преподавания предметов химия и биология следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся. Уже многие годы в педагогической практике развивается целенаправленная работа по созданию системы различных форм и видов деятельности по ознакомлению и приобщению школьников к исследованиям.

Исследовательская деятельность может реализовываться не только на уроке, но и в рамках элективных и факультативных курсов, научно - исследовательских лабораториях,  школьных научных обществах, олимпиадах, турнирах, выставках, научно-методических сборах, через представление исследовательских проектов на научно-практических конференциях как школьного, так и федерального уровня.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Конечно, на начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет.

В профильных классах нашей школы по данному вопросу выработана система формирования исследовательской компетенции учеников, которая позволяет в полной мере сформировать все необходимые навыки осуществления поисково-исследовательской деятельности. В 9 классе ведется предпрофильная подготовка учащихся и в образовательный процесс вводятся элективные курсы, позволяющие создать не только базу для самоопределения учащихся и выбрать профиль обучения в 10-11 классах, но и закладывающие базу для овладения основными навыками проведения исследования. Так, например, я введу следующие элективные курсы: «Факторы среды обитания и здоровье человека», «Физиологические резервы организма человека», «Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач», «Новые грани биологической науки» .Учащиеся приобретают навыки здорового образа жизни, происходит  формирование научной картины мира, развитие общебиологических знаний и умений, новизна рассматриваемого материала.  Во время таких занятий мы прививаем учащимся любовь к профессии, развиваем у них способность и умение наблюдать за  процессами, формируем творческое мышление, что проявляется в применении знаний в том числе и в нестандартных ситуациях, умении критически перерабатывать информацию и аргументировать свою точку зрения ,учащиеся овладевают  навыками научного исследования..

При выполнении первых этапов исследования ученики приобретают навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы в реферате, учатся делать ссылки на использованные работы. Несомненно, в процессе исследовательской работы в среднем звене роль учителя огромна, на первых этапах он является координатором деятельности учащихся, а на конечных этапах исследования активно участвует в обсуждении и представлении результатов. Особенно хотелось бы отметить влияние семьи на формирования исследовательских интересов ребенка, более успешными и цельными выглядят проекты, в которых прослеживается помощь родителей.

Такая профильная организация образовательного процесса позволяет добиться высоких результатов в формировании навыков научного  исследования  и помогает сориентировать подростка  в выборе определенной сферы деятельности (медика, эколога,  биолога , вирусолога ) и оказывает решающее действие самоопределение в выборе учащимися своей  профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесс...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии"

В статье описан опыт работы автора  при организации исследовательской учащихся....

статья "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей - повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, форм...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"

  Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы ...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать проц...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности"

         Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи не...