Статья «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
статья по химии (9 класс) по теме

Рязкова Наталья Александровна

 

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.

Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках предпрофильного обучения при подготовке учащихся к поступлению в химико-биологические классы. Ребята, которые выбирают данный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по химии

 в рамках предпрофильного обучения»

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесса.

Наиболее эффективно исследовательская деятельность может осуществляться в рамках предпрофильного обучения при подготовке учащихся к поступлению в химико-биологические классы. Ребята, которые выбирают данный профиль, изначально ориентированы на углубленное изучение предметов химия и биология, нам как педагогам, преподающим в таких классах необходимо своевременно инициировать и поддерживать познавательный интерес учащихся к этим предметам.

В связи с этим в основу преподавания предметов химия и биология следует положить методологические подходы, активизирующие исследовательскую работу учащихся. Уже многие годы в педагогической практике развивается целенаправленная работа по созданию системы различных форм и видов деятельности по ознакомлению и приобщению школьников к исследованиям.

Исследовательская деятельность может реализовываться не только на уроке, но и в рамках элективных и факультативных курсов, научно - исследовательских лабораториях,  школьных научных обществах, олимпиадах, турнирах, выставках, научно-методических сборах, через представление исследовательских проектов на научно-практических конференциях как школьного, так и федерального уровня.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Конечно, на начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет.

В предпрофильных классах нашей школы по данному вопросу выработана система формирования исследовательской компетенции учеников, которая позволяет в полной мере сформировать все необходимые навыки осуществления поисково-исследовательской деятельности и сориентировать учащихся на выбор химико-биологического профиля для дальнейшего обучения. В 9 классе ведется предпрофильная подготовка учащихся и в образовательный процесс вводятся элективные курсы, позволяющие создать не только базу для самоопределения учащихся и выбрать профиль обучения в 10-11 классах, но и закладывающие базу для овладения основными навыками проведения исследования. Так, например, я введу следующие элективные курсы: «Химическая лаборатория», «Химический анализ. Наука и практика» в рамках изучения которого ребята приобретают навыки работы с химическими приборами, проводить качественный и количественный анализ,  во время таких занятий мы прививаем учащимся любовь к профессии химика, развиваем у них способность и умение наблюдать за  процессами, формируем исследовательские навыки по химии.

При выполнении первых этапов исследования ученики приобретают навыки работы с книгой, умение правильно оформить свои рассуждения и выводы в реферате, учатся делать ссылки на использованные работы. Несомненно, в процессе исследовательской работы в среднем звене роль учителя огромна, на первых этапах он является координатором деятельности учащихся, а на конечных этапах исследования активно участвует в обсуждении и представлении результатов. Особенно хотелось бы отметить влияние семьи на формирования исследовательских интересов ребенка, более успешными и цельными выглядят проекты, в которых прослеживается помощь родителей.

Такая предпрофильная организация образовательного процесса позволяет добиться высоких результатов в формировании исследовательских навыков учащихся и оказывает решающее действие на выбор учащимися дальнейшего химико-биологического профиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:"Проектно- исследовательская деятельность учащихся по химии во внеурочное время " (презентация)

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Вы...

Учебно -исследовательская деятельность учащихся по химии

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Единственный путь, ведущийк знаниям — это деятельность»Б. ШоуОдной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, яв...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по химии как средство развития самостоятельной познавательной активности начал формироваться в МОУ СОШ №2 г. Лузы Кировской области в ходе реализа...

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по биологии в рамках профильного обучения»

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесс...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Это в том числе и проектная деятельность, ставшая обязатель...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС

В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения. С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила ор...