"Центры происхождения растений. Н. И .Вавилов".
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок - путешествие проводится на уроке, внеурочной деятельности. Игра служит целям углубления, осмысления, закрепление учебного материала. Активизация учащихся в играх - путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Межпредметные связи способствуют более успешному усвоению учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_puteshestvie_na_rodinu_rasteniy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: игра - путешествие на родину предков культурных растений.
Центры происхождения растений. Н. И. Вавилов.
«Мысль была неожиданна и великолепно проста: растения поделили мир.… От Гималаев до тундры растеклись ржаные поля, намело среди них островки ячменя, проса, гречихи – по великому лику Земли разбрелись растения – переселенцы…».
С 1919 по 1939 г. Н. И.Вавилов и сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института растениеводства предприняли 40 путешествий в 65 стран с целью пополнения генофонда культурных растений нашей страны. В 1924 году Вавилов в составе еще 2-х человек изучал культурные растения Афганистана. Здесь Н. И. Вавилов увидел весь мировой ассортимент мягкой пшеницы. Здесь был заповедник главного хлеба Земли. На узкой полоске земли природа, словно заботливый хозяин, собрала все формы мягкой пшеницы. И каких форм пшеницы! Литое белое зерно, высокий стебель - все радовало глаз, говорило об их первородной жизненности и силе.
В горах он увидел и полный набор ржи – от сорняка до взращенного злака. Вся история ржи прошла перед его взором. Горные тропы, каменистая пустыня, заброшенные караван-сараи, пропасти и бурные реки, где находили себе смерть лошади, унося с собой книги с записями, дневниками, бесценными коллекциями…Он все восстанавливал и шел дальше.
Нужно отдать должное светлой памяти великого ученого.
Цель: познакомить с родиной предков к/растений, углубить и закрепить знания межпредметных связей биологии и географии, способствовать развитию нравственной позиции ученика.
Ведущие (ученик биолог и ученик географ).
Биолог: «Сегодня мы совершаем занимательное путешествие на родину предков к/растений. Но визой для посещения родины растения могут стать ответы на загадки, рассказы о растениях. В путешествии участвуют овощеводы и полеводы. Экспедицию возглавит ведущий географ, который поможет на карте выбрать путь от пункта отправления на родину растений.
Географ: предлагаю путешествующим полеводам и овощеводам взять с собой смелость, настойчивость, терпение, смекалку.
Биолог: чтобы попасть на родину этого растения полеводы должны отгадать загадку:
Загадка 1.
Белые кисти – напрасный наряд;
Зеленые кисти – опасный яд;
Но под ногой - клад дорогой (картофель)
Биолог: да, это картофель. Родина картофеля - страна Перу.
Географ: (работа с картой) чтобы лучше узнать окружающую среду мы будем путешествовать по суше как великий русский путешественник Н М. Пржевальский. По морям, океанам, рекам, проливам как великий норвежский мореплаватель Т. Хейордал на парусной лодке.
Первое путешествие - в южно-американскую страну Перу. Итак, от Карачева через Смоленскую, Псковскую области пешим путем до Санкт-Петербурга. Мы пересаживаемся в парусную лодку и передаем командование научной экспедицией экипажу и капитану…
Капитан: (работа с картой) команды полеводов и овощеводов, занимаем дружно места в парусной лодке и отправляемся в путь длинною 13300 км. Через Финский залив, Балтийское море, попадаем в акваторию Атлантического океана. Погода благоприятная, дует попутный ветер, мы уверенно держим путь к намеченной цели.
(На лодке паника, стрелка компаса меняет направление.)
Капитан: не волнуйтесь, мы попали в Бермудский треугольник. Мы возьмем курс на Карибское море, через Панамский канал к г. Колон. Будьте внимательны, таможня серьезно относится к провозу наркотиков, можно получить пожизненное заключение или расстрел.
Итак, мы быстро справились с осмотром. Теперь через Тихий океан к берегам Перу. Как и во времена плавания Магеллана на океане ни одного шторма. Наконец, мы заходим в порт Калья и вступаем на землю.
Биолог: послушайте рассказ о мальчике Педро и аптекаре Пармантье (Хрестоматия по ботанике, стр133).
Картофель приобрел и вторую родину - нашу страну (Хрестоматия по ботанике, стр137).
Биолог: загадка о растении, на родину которого мы отправляемся, загадываем овощеводам.
Зеленое яблочко повисло, а не закисло;
И когда окрасилось, тоже не заквасилось (томаты).
Биолог: да, это куст томата. Родиной растения является Южная Америка, и «перуанское золотое яблоко» имеет свою историю, о котором расскажет овощевод («Растения – переселенцы», набор открыток).
Географ: изучив эту прекрасную горную страну, наш путь лежит в Мексику. Преодолев через Тихий океан 6000 км, мы приплываем в портовый город Салина-Крус. В порту нас очень дружественно встречают с плакатами на русском языке «Привет землякам великого Льва Яшина!», в Мексике футбол – спорт №1.
Биолог: загадка полеводам.
Хоть чином и не хан, на голове – султан.
И с золотом кубышки запрятаны под мышки (кукуруза).
Полевод 1. рассказывает о родине кукурузы («Растения – переселенцы», набор открыток).
Полевод 2. рассказ о юноше Мондамине (Хрестоматия по ботанике, стр155).
Биолог: загадка овощеводам.
Висит дом, кверху дном,
Семьсот коморок – и все без запорок.
А в каждой жилец- черный жилет (подсолнечник).
:Овощевод: рассказ о подсолнечнике («Растения – переселенцы», набор открыток).
Географ: визой для посещения стран, родину многих распространенных овощных растений, является кроссворд. Впишите 6 овощных растений, которые оканчиваются на букву «А».
1)Репа. 2)свекла
3)брюква.4)редька 5)капуста 6)петрушка.
Географ: Мы посетили районы произрастания диких видов к/растений. Дальше наш путь лежит к берегам Европы. В третий раз пересекаем Тихий океан, снова проплываем Панамский канал, пересекаем Карибское море, Бермудский треугольник, Атлантический океан, Гибралтарский пролив и подплываем к берегам солнечной Италии. Нас встречают жители острова Сицилия, Палермо. Мы вступаем на европейскую Землю.
Биолог:
На плечах Игнашки 43 рубашки –
Все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый (кочан капусты).
Овощевод: рассказ о родине капусты и о сортах, выведенных человеком (Хрестоматия по ботанике, стр113).
1)Мы наелись до отвала: половину ее – во щи,
Чтобы были щи не тощи.
А другую половинку – в пирожковую начинку.
2)Стебель – кубышка, по вкусу – кочерыжка.
3)Корень, стебель, лист, плоды – все негодно для еды.
А засажен огород…
Что же мы положим в рот?!
Биолог: вырос в поле дом, полон весь зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены;
Ходит дом ходуном, на столбе золотом (зерновые – пшеница).
Полевод: рассказ о родине пшеницы, как хлеб «на стол пришел» (Н. Н. Овчинников «Секреты зерновых»).
Овощевод: Побережье Средиземного моря является родиной моркови, укропа, петрушки, лука, редьки, свеклы, винограда.
1)Хоть и не плод, а просится в рот.
Как зародится, так и в пищу годится (морковь).
2)Не бьет, не ругает, а все от него плачут (лук).
Родиной лука являются горы Тянь-Шаня.
Географ: отправимся в Среднюю Азию. На лошадях через полупустыни Ирака и Ирана до гор, преодолеем расстояние в 200км. И мы увидим белоснежные их вершины.
Овощевод: рассказ о луке («Из истории пряных растений», набор открыток).
Географ: давайте посетим Корею, Китай, Вьетнам, Индию – восточное побережье Евразии. Здесь родина риса.
Овощевод: рассказ о рисе – ( «Книга для чтения по ботанике»).
Загадки:
1)Растет осинка, а под ней трясинка (рис).
2)Вырастает он в воде, хоть совсем не рыбка,
А положишь на столе – беленькая глыбка (рисовая каша).
Географ: наше путешествие подходит к концу. Дорога домой лежит через Аравийское море, Красное, Суэцкий канал, Средиземное море, Мраморное море, Черное море, по рекам Днепр, Десна, Снежеть. Итак, после длительного путешествия вступаем на родную карачевскую землю.
Учитель биологии подводит итоги, рассказ о Н. И. Вавилове, открывшего центры происхождения к/растений.
Путешествие географа составлено учителем географии Холуповым В. Н.
Путешествие биолога составлено учителем биологии Задеевой К Н..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центры происхождения культурных растений.
Презентация по биологии к теме "Происхождение культурных растений" для 6 и 10 классов....
центры происхождения культурных растений
материал для урока биологии 9 класса...
Селекция растений. Центр происхождения культурных растений
презентация к уроку, выполнено ученицей 10б Абрамян Мариной...
Центры происхождения культурных растений
Презентация к уроку...
Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...
Тест по теме "Центры происхождения растений", 6 класс
Итоговый тест по теме "Происхождение растений"...
Тест по теме "Центры происхождения растений", 9 класс
Представлен тест по биологии:" Центры происхождения растений", 9 класс...