биология 6 класс, урок"Испарение воды листьями.Листопад"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

урок"Испарение воды листьями.Листопад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_isparenie_vody_rasteniyami.listopad.rar17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Испарение воды растениями. Листопад.

Цель: раскрытие сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с важными функциями листа :испарение и листопад;  показать причинную обусловленность этого процесса, его зависимость от факторов окружающей среды.

развивающие: развивать у учащихся логического мышления через формирование навыков самостоятельной работы, умения делать выводы, из анализов опытов.

воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений.

Метапредметные:   развиваются  навыки исследовательской деятельности, умения наблюдать за жизнедеятельностью растений: фиксировать,  анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов  по изучению процессов жизнедеятельности растений.

Личностные: формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному  миру.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Доброжелательный настрой, проверка готовности к уроку

Учащиеся готовы начать урок.

2

Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Учитель устанавливает правильность, полноту и однозначность выполнения домашнего задания, выявляет пробелы в знаниях.

- Давайте вспомним, с какими процессами жизнедеятельности растений мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое фотосинтез?

- В каких условиях происходит фотосинтез?

- Что выделяется в процессе фотосинтеза?

- Каково его значение?

- Чем дышат растения?

- Что выделяется при дыхании?            

- А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания  

Вывод: эти процессы противоположны друг другу  дайте определение.  

Ответы учащихся:

- фотосинтез, дыхание

Дают определение

Перечисляют условия.

Называют вещества.

Рассказывают о значении фотосинтеза.

учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки

3

Постановка цели деятельности (подготовка учащихся к работе на основном этапе урока)

Цель: обеспечить мотивацию учения учащихся, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся

- Сегодня мы рассмотрим еще одну функцию растений. какую? Попробуйте сами определить и назвать.

Опыт с комнатными растениями .

- Что мы делали на прошлом уроке?

Учитель совместно с учащимися проводят демонстрацию проведенных опытов и анализ результатов:

Опыт 1: в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим?

Учитель ставит проблемный вопрос: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?

Опыт 2: мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода?

.

- Через что испаряется вода? Где они расположены?

Учащиеся подводятся к основной мысли: идет процесс испарения.

- Итак, какова же тема урока? Запишем в тетради.

Попробуйте сами сформулировать задачи урока.

Опыты  

Вывод: воды в первой и третьей пробирках стало меньше, вода в третьей пробирке испарилась растением  

Вывод: вода испаряется с растения

Через устьица

Называют тему урока

Записывают тему урока в тетради

Самостоятельно формулируют задачи урока.

4.

Этап усвоения новых знаний и способов действия.

Цель: Создание содержательных и организационных условий учащимися новых знаний; обеспечивание восприятия, осмысления изучаемого материала.

- Что же такое испарение? (просмотр видео) Попробуйте  сами сформулировать определение. сравните свое  определение с определением в учебнике.

Постановка вопросов. Растение на 80% состоит из воды.

- Как вода попадает в растения?

- Проследите путь воды по растению.

Вывод: т.е. воду заставляет двигаться вверх процесс транспирации.

- обратите внимание на комнатные растения. Чем отличаются эти растения друг от друга?

Как вы считаете они испаряют одинаковое количество воды в сутки?

Почему вы так думаете? Какие растения будут испарять воды меньше? Почему? Выясните от чего зависит испарение воды растениями.

Вывод: растения испаряют разное количество воды.

Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать определение и записывают его в тетрадь. сравнивают с правильным определением в учебнике.

Описывают путь по схеме(схема на доске)

Выясняют от чего зависит испарение воды растениями. называют:

  • от состояния устьиц;
  • от площади листовой пластинки;
  • много воды испаряется молодыми листьями
  • от ветра
  • от времени суток
  • от влажности

5.

Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала

Задание в р.т. (стр. 37)

-выяснить значение испарения. Задание: Внимательно прочитать текст в учебнике и выяснить значение испарения в жизни растений.

- Как растения могут уменьшить испарение воды?

Выполняют задание, проверяют друг у друга (работа в парах)

Читают текст, отвечают.

Видоизменения листьев, эвкалипт поворачивает свои листья ребром

Физкультминутка.

Листопад, листопад

Листья кружатся, летят.

Полетели, покружились

И на землю опустились.

Ветер дунул, вновь взлетели

И за парты тихо сели

- как вы считаете, о каком важном процессе в жизни растений сейчас пойдет речь?

- что происходит с листьями осенью?

А почему листья осенью меняют окраску? Послушайте сообщение о пигментах.

Перечислите пигменты растений.

А каким образом отпадают листья? прочитайте статью в учебнике.

- какое значение имеет листопад в жизни растений?

Листопад. дописывают в тетради тему урока.

Изменяют окраску, стареют, опадают.

Сообщение о пигментах(опережающее задание)

Перечисляют.

Читают статью, отвечают на вопрос.

6.

Этап коррекции новых знаний и способов действий

Выполнение заданий в раб.тетради (с.39, з.80-81)

Учитель проверяет правильность выполнения, корректирует ошибки.

Проверяют друг друга.

7.

Этап закрепления новых знаний и способов действия

Задание: сформулировать вопрос по изученной теме и задать его соседу

Работают в парах.

8

Этап информации о домашнем задании

П.18, выполнить задание на с.101.

Р.т. с.38, з 77,82

Записывают в дневник, задают вопросы ели не ясно.

9

Этап рефлексии

Незаконченные предложения:

Я сегодня узнал....

Я сегодня научился...

 Мне запомнилось...

Заканчивают предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Испарение воды растениями. Листопад.

Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока....

План-конспект урока биологии на тему "Испарение воды растением. Листопад"

Направление – естественно-научное.Тема урока «Испарение воды растением. Листопад».Класс 6, общеобразовательный. В работе используется авторская программа В.В. Пасечника, рассчитанная на учащихся ...

Технологическая карта урока "Испарение воды растениями" 6 класс

ПредметБиологияУМКПасечник В.В.  Биология 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013 г;Класс6Тип урокаИзучение нового материалаТемаИспарение воды листьямиЦель урокаСозда...

Разработка урока "Испарение воды листьями. Листопад"

Урок по технологии реализации системно-деятельного подхода, с практической работой...

Испарение воды листьями. Листопад

Данный урок является составной частью темы «Жизнь растений». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений», з...

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"...