Испарение воды листьями. Листопад
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Айдана Сайзан-оол

Данный урок является составной частью темы «Жизнь растений». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений», знания о внутреннем строении растений в целом и отдельных его частей, о химическом составе и процессах, происходящих в растениях (питание, дыхание, фотосинтез).

При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы.

Дидактическая цель урока: дать обучающимся знания об особенностях процессов, происходящих в листьях растения. Раскрыть сущность процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений. Выяснить причинную обусловленность этих процессов, их зависимость от факторов окружающей среды. Поэтому ставились ещё и такие цели: формировать умение решать поставленную учителем проблему, закрепить умения обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление, творческие и аналитические способности обучающихся. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Для достижения данной цели отобраны следующие методы и формы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), беседа с элементами объяснения, работа с живыми растениями, проблемный метод (при решении проблемных заданий), групповая работа, компьютерные технологии. В начале объяснения нового материала был представлен опыт, который требовал объяснения.

Для закрепления изученного материала использованы проблемные вопросы. Умелое чередование данных форм и методов обучения позволило уменьшить утомляемость школьников - они были активны на протяжении всего урока.

При составлении плана урока было чётко распределено время между его этапами. Больший временной промежуток отделён на изучении нового материала. Все этапы имели логическую последовательность На все поставленные вопросы о значении испарения, условий его усиления или уменьшения были быстро найдены ответы. Знание прошлого материала позволило школьникам сравнить особенности процессов фотосинтеза, дыхания и испарения, найти черты сходства и отличия, сделать вывод о том, что эти процессы взаимосвязаны. Все задания выполнялись в инструктивных картах к уроку.

При подборке вопросов и заданий учитывались индивидуальные возможности детей. Поэтому все учащиеся в течение урока проявили максимальную активность.

Для закрепления изученного на уроке материала была предложена презентация, в которой вопросы были проиллюстрированы, а учащимся надо было ответить на вопрос с комментарием слайда презентации. Кроме этого, были включены занимательные вопросы, которые не вызвали затруднений, что говорит о хорошем внимании обучающихся на уроке.

Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание (составление кроссворда или ребуса), которое предусматривает работу с отосновными терминами данного и предыдущих уроков.

Урок прошёл в дружеской атмосфере, в непринуждённой обстановке. Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться. И дети, и учитель ушли с урока в хорошем настроении.

Все задачи, поставленные перед уроком, удалось решить в полном объёме. В дальнейшем продолжить работу с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, искать новые пути сбережения здоровья школьников, используя с этой целью новые технологии в процессе обучения.

Данный урок является составной частью темы «Жизнь растений». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений», знания о внутреннем строении растений в целом и отдельных его частей, о химическом составе и процессах, происходящих в растениях (питание, дыхание, фотосинтез).

При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по использованию имеющихся по предмету знаний, умение анализировать, делать выводы.

Дидактическая цель урока: дать обучающимся знания об особенностях процессов, происходящих в листьях растения. Раскрыть сущность процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений. Выяснить причинную обусловленность этих процессов, их зависимость от факторов окружающей среды. Поэтому ставились ещё и такие цели: формировать умение решать поставленную учителем проблему, закрепить умения обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление, творческие и аналитические способности обучающихся. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Для достижения данной цели отобраны следующие методы и формы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), беседа с элементами объяснения, работа с живыми растениями, проблемный метод (при решении проблемных заданий), групповая работа, компьютерные технологии. В начале объяснения нового материала был представлен опыт, который требовал объяснения.

Для закрепления изученного материала использованы проблемные вопросы. Умелое чередование данных форм и методов обучения позволило уменьшить утомляемость школьников - они были активны на протяжении всего урока.

При составлении плана урока было чётко распределено время между его этапами. Больший временной промежуток отделён на изучении нового материала. Все этапы имели логическую последовательность На все поставленные вопросы о значении испарения, условий его усиления или уменьшения были быстро найдены ответы. Знание прошлого материала позволило школьникам сравнить особенности процессов фотосинтеза, дыхания и испарения, найти черты сходства и отличия, сделать вывод о том, что эти процессы взаимосвязаны. Все задания выполнялись в инструктивных картах к уроку.

При подборке вопросов и заданий учитывались индивидуальные возможности детей. Поэтому все учащиеся в течение урока проявили максимальную активность.

Для закрепления изученного на уроке материала была предложена презентация, в которой вопросы были проиллюстрированы, а учащимся надо было ответить на вопрос с комментарием слайда презентации. Кроме этого, были включены занимательные вопросы, которые не вызвали затруднений, что говорит о хорошем внимании обучающихся на уроке.

Домашнее задание, кроме обязательного прочтения параграфа включало и творческое задание (составление кроссворда или ребуса), которое предусматривает работу с основными терминами данного и предыдущих уроков.

Урок прошёл в дружеской атмосфере, в непринуждённой обстановке. Никто из присутствующих не чувствовал стеснения, ребята высказывались свободно не боясь ошибиться. И дети, и учитель ушли с урока в хорошем настроении.

Все задачи, поставленные перед уроком, удалось решить в полном объёме. В дальнейшем продолжить работу с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, искать новые пути сбережения здоровья школьников, используя с этой целью новые технологии в процессе обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад» (слайд 1)

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

Задачи урока: 

1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.

2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.

3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, инструктивная карта к уроку, учебник.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.

План урока:

  • Организационный момент (1,5)
  • Проверка домашнего задания (7)
  • Изучение нового материала (20)
  • Физкультминутка (1,5)
  • Закрепление (8)
  • Подведение итогов (3)
  • Домашнее задание (0,5)
  • Выставление оценок (0,5)
  • Рефлексия (3)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята, давайте этот урок проведем как урок - исследование, все Вы будете не просто ученики, а юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.

-Прежде чем начать работу предлагаю измерить температуру вашего настроения. У каждого из вас есть 2 термометра, один мы используем сейчас, а второй в конце урока. Возьмите карандаш, соответствующий вашему настроению и закрасьте шкалу термометра. Красный – «мне сейчас не до учебы», желтый – «я буду стараться хорошо работать», зеленый – «я готов работать на отлично». Температуру измерили, посмотрим, изменится ли она в конце урока.

(Слайд 2). Сфера исследований нашей лаборатории – это жизнедеятельность растений.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: - Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое фотосинтез?

- В каких условиях происходит фотосинтез?

- Что выделяется в процессе фотосинтеза?

- Каково его значение?

- Чем дышат растения?

- Что выделяется при дыхании? (учащиеся дают ответы).

- А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания (слайд 3).

(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки) (слайд 4).

Вывод: эти процессы противоположны друг другу.

Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.

  1. Изучение нового материала

Учитель: А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной ещё очень важной его функцией, а какой именно, вы сами попробуете назвать.

- Обратимся к опыту под № 1 и проанализируем его.

  • Опыт 1: Три дня назад в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим?

Ответ: Воды в первой и третьей пробирках стало меньше.

(Слайд 5) Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением.

Учащиеся подводятся к основной мысли: - Какой идет процесс? (идет процесс испарения).

- Итак, какова же тема урока?

лайд 6) «Испарение воды растениями. Листопад»

Учащиеся сами формулируют задачу: получить представление об этих интересных явлениях в жизни растений (слайд 7).

- Что же такое испарение? (учащиеся пытаются сформулировать определение). Запишем:

(Слайд 8) Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.

Пар – это вода в газообразном состоянии.

- Через что испаряется вода? (устьица).

- Где они расположены?

- Обратимся к опыту № 2, который нам проанализирует 2 группа исследователей.

  • Опыт 2: Три дня назад в две пробирки поставили побег с листьями, в одном случае смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом. В какой пробирке понизился уровень воды?

Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность.

- Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему? (ответы детей).

(Слайд 9) Вывод: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.

- Растения на 80% состоят из воды. Как же она туда попадает? Чем растение всасывает воду? (учащиеся дают ответы).

- А, сейчас представьте себе, что вы маленькая капелька воды, которая путешествует по растению.

лайд 10) Рассмотрите внимательно рисунок испарение воды растением и расскажите о том пути, который вы совершите по растению (корни – с помощью корневого давления в другие части растения – испарение).

Английский священник Стефан Хейлз в 1724 году показал, что вода с растворенными минеральными веществами (ксилемный сок) может подниматься вверх по растению благодаря процессу транспирации, то есть испарению воды с поверхности листьев (слайд 11).

Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?

- Для этого 3 группа исследователей проанализирует нам свой опыт.

  • Опыт 3: Мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода?

Ответ: Капельки воды на стенках колбы.

(Слайд 12) Вывод: Вода испаряется с растения. Испаряемую растениями воду мы можем увидеть.

- Обратите внимание на комнатные растения: что вы видите? Какие растения? Чем отличаются? Они испаряют одинаковое количество воды? Почему? Какие будут меньше испарять? Почему? (учащиеся отвечают).

Вывод: Разные растения испаряют разное количество воды.

- Что же влияет на испарение?

(Слайд 13) Запишем факторы, влияющие на испарение: (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа).

- Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения? (учащиеся предполагают ответы).

(Слайд 14) Значение испарения:

- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,

- охлаждает лист,

- предохраняет от перегрева.

4.        Физкультминутка.

- Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз (слайд 15)

- Какой процесс мы наблюдали? (листопад) (слайд 16)

- В какой сезон года происходит листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? Почему меняется окраска? (учащиеся дают предположения).

- Послушаем сообщение 1 (сообщение о хлорофилле): «Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными».

- Спасибо. А каким образом отпадают листья?

Прослушаем сообщение 2 (образование пробкового слоя): «Дело в том, что у основания черешка образуется специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец). При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. Листопаду предшествует старение листа: уменьшение интенсивности жизнедеятельности, уменьшение количества поступающей воды, накопление в листьях ненужных и вредных веществ».

- Что становится с погодой осенью? (холоднее, день короче, заморозки). Корни не могут добывать достаточное количество воды и для меньшей испаряемости сбрасывают листву.

(Слайд 17) Вывод: Листопад – приспособление к перенесению неблагоприятных условий.

(Слайд 18) Значение листопада: уменьшение испарения, удаление вредных веществ, уменьшение веса ветвей (учащиеся сами формулируют значение).

5.        Закрепление:

(Слайд 19) Выберите правильный ответ.

(учащиеся работают с тестами в инструктивной карте, затем меняются с соседом и проводят взаимопроверку) (слайд 20).

Проблемные вопросы:

(Слайд 21) 1. Известно, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрылись воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? (ответы).

лайд 22) 2. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки? (ответы).

3. Сбрасывают ли хвою хвойные растения? (ответы).

4. А знаете ли вы: как практически применить знания об испарении?

Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды.

  1. Подведение итогов (слайд 23).

- С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение? Листопад для растений – это…? Помните, какая была задача? Достигли мы ее?

7.        Домашнее задание (слайд 24): параграф 36, придумайте кроссворд или ребус по параграфу, найдите загадки о листопаде (одно из заданий на выбор).

8.        Выставление оценок.

9.        Рефлексия: Метод «Острова»: - Выразите свое душевное и эмоционально-чувственное состояние.

- Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Испарение воды растениями. Листопад.

Урок проходит в виде исследования, с использованием результатов опытов, которые дети закладывают зарание. Стихи, загадки, ребусы, кроссворды, презентация, всё используется при проведении урока....

Испарение воды растениями.Листопад.

Разработка мультимедийного урока  для 6 класса  к учебнику В.В. Пасечника. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского района Краснодарского края Дворядкиной В.Н....

Открытый урок в 6 классе с использованием ИКТ "Испарение воды растениями. Листопад."

Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.Задачи урока:1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процесс...

Испарение воды растениями.Листопад.

Конспект урока по теме :"Испарение воды растением. Листопад."...

биология 6 класс, урок"Испарение воды листьями.Листопад"

урок"Испарение воды листьями.Листопад"...

Разработка урока "Испарение воды листьями. Листопад"

Урок по технологии реализации системно-деятельного подхода, с практической работой...

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"...