Организация проектной исследовательской деятельности на биологических экскурсиях (из опыта работы)
статья по биологии на тему

Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по реше­нию учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю   для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» —вот сущность и основной тезис современного понимания мето­да проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_ekskursiyakh.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №23 с. Новозаведенного,  

 Георгиевского района Ставропольского края

Организация проектной исследовательской деятельности

 на биологических экскурсиях  

(из опыта работы)

Автор:  Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного Георгиевского района Ставропольского края

Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю        для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» —вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов.

В чем специфика и развивающее воздействие на личность проектной деятельности? Особенность ее состоит в том, что исследуемые на экскурсии проблемы берутся из реальной жизни, ученик наблюдает их в природе. Проектная деятельность — самосоятельное решение школьником (группой) одной или целогоряда учебных биологических и экологических проблем, а главное — практическое применение полученных знаний. В результате ученики под руководством учителя самостоятельно решают проблемы, получают реальный и ощутимый результат познания и экологической деятельности.
Следует сказать, что как вид самостоятельной работы        любой проект можно назвать творческим. Творчество         ученика проявляется в созданном продукте. Это развивающее воздействие, личностный смысл и социальное значение полученного результата. В этом мотивирующее воздействие проектной деятельности,         по-скольку школьники лично заинтересованы в приобретаемых знаниях, которые пригодятся им в жизни. Но для чего, когда? Вот поэтому-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и личностно значимая для школьника. Именно для ее решения ему необходимо приложить или получить новые знания. Где, каким образом? Учитель может подсказать ученику тему проекта, новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска, практического воплощения проекта. Над проектом ребята могут работать индивидуально или в группе. Темы проектов должны удовлетворять профессиональные, познавательные, творческие, прикладные потребности и интересы, развивать способности учащихся. Поэтому на каждой экскурсии мы предлагаем биологические и экологические темы, темы по дизайну и ландшафтному конструированию, по природопользованию, сохранению социоприродной среды и здоровья. Проект как вид творческой деятельности достаточно сложен в организации. Поэтому учитель помогает школьнику при постановке ведущих и промежуточных целей; в момент поиска путей их решения; при выборе оптимального решения при наличии альтернативы, а также в осуществлении и аргументации выбора объекта или процесса.

Крайне важно, не снижая самостоятельности ученика, корректировать его деятельность с учетом промежуточных результатов.

Объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата творческой деятельности — еще более сложная проблема. От выбранной формы защиты проекта во многом зависит успех всей работы в целом. Защита проекта может проходить в форме доклада, тезисов доклада, научной статьи, научного отчета, реферата, в виде монографии, защиты микродиссертации, выставки ландшафтных и дизайнерских конструкций и проектов. Нужно создать такую обстановку, в которой ученик мог бы проявить себя в полной мере.

Наш опыт организации проектной деятельности школьников позволяет выделить следующие критерии оценки проекта:

•        актуальность проблемы,

  • правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования, обработки полученных результатов,
  • логика изложения материала,
  • глубина проникновения в проблему,
  • обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.

Оценивая работу, необходимо учитывать активность ученика (или группы) при ее выполнении. И все-таки главное — социальная направленность результатов исследования, эстетическое, ценностное и экологическое осознание предлагаемых решений. Эта направленность может выражаться по-разному: в деловом письме с предложениями компетентным органам; в виде практических предложений, наказов по решению биологических и экологических проблем депутатам, в мэрию, государственный парламент, правительству других государств.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащихся: он предлагает темы проектов, список литературы, консультирует и оказывает помощь на всех этапах работы над проектом и при его оформлении. Сотрудничество и усилия школьника при работе над проектом формируют самостоятельность и творческие способности ученика — как важнейшие и востребованные в жизни качества.

По степени самостоятельности выполнения мы делим проекты на несколько типов. Преобладающие — исследовательские проекты. Они полностью подчинены логике исследования и имеют его структуру. Этот тип проектов включает: самостоятельное формулирование проблемы, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, экспериментальное исследование, выводы и предложения по практическому воплощению результатов.

Работая над проектом, учащиеся создают, например, сценарий видеофильма, отражающий экологические проблемы села. Темы исследовательских проектов для школьников различных возрастных групп разные. Так, шестиклассникам, ориентированным на ценностное восприятие живой природы, можно предложить темы: «Растение... (название вида), занесенное в «Красную книгу России» и его состояние в нашем лесу. Меры охраны». Этапы работы: «1. Прочитайте справку об этом растении. 2. Опишите биологию растения и условия его обитания. 3. Изучите состояние растения в нашем лесу, выясните, какие неблагоприятные факторы влияют на его численность. 4. Предложите (комитету природопользования) и обоснуйте несколько мероприятий, которые могут сохранить численность растения».

Подростки отличаются большей активностью и интересом к природоохранной деятельности (и меньше — ценностным восприятием живой природы). Их, несомненно, заинтересуют такие проблемы: «Экологическая ниша речной ондатры» или «Видовой и количественный состав рыб реки или озера... (укажите название)». При выполнении этой работы учащиеся должны прочитать необходимую литературу, установить видовой состав рыб, распределение по возрастам, места обитания и особенности питания рыб. По результатам исследования необходимо составить деловое письмо в инспекцию рыбоохраны о состоянии запасов рыб в данном водоеме и возможностях их увеличения.

  • Для старшеклассников, для которых характерно реальное, ценностное восприятие природы, темы проектов должны включать общебиологический материал, задания на ценностное восприятие экосистем, исследовательские умения учащихся. Так, на биологических экскурсиях при изучении естественных и искусственных экосистем ребятам можно предложить исследовательский проект на тему: «Оценка состояния окружающего леса и меры по его улучшению». Работая над проектом, школьники решают следующие вопросы: Какие лесные экосистемы: неустойчивые или устойчивые нужны лично вам, вашим родственникам, большинству жителей села, поселка или города, где вы живете? Взгляните на эту проблему с позиций природы. Совпадают ли они?
  • Являются ли окружающие леса устойчивыми системами? Как повысить экологическую устойчивость экосистемы нашего леса? Обсудите ваши предложения в ближайшем лесничестве. Прочитайте специальную литературу.
  • Сделайте сообщение в школе, опубликуйте статью в газете, выступите с докладом на научной конференции в школе, по радио или на телевидении о практических шагах по улучшению состояния лесов.

В выполненном учащимися проекте, о котором идет речь выше, содержится определенная социально значимая информация: большинству жителей поселка нужны устойчивые лесные экосистемы. Это старые, многоярусные смешанные леса с большой биомассой и высоким биоразнообразием.

В проекте школьники предлагают различные формы повышения устойчивости экосистем лесов. Произвести посадки широколиственных пород (дуба и липы) по тем местам, где они росли раньше. Изготовить дуплянки и другие гнездовья для летучих мышей, сов, синиц. Для увеличения биологического разнообразия по опушкам лесов и берегам речек и ручьев, по обочинам дорог посадить разные виды ив,   калину, боярышник, шиповник.  

Значительно активизирует деятельность учащихся работа над информационными проектами. Подобный вид творческой деятельности может быть использован от младшего школьника до старшеклассника.  

Учащиеся самостоятельно проводят отбор научной, популярной и учебной информации. Это формирует у них умения реферировать литературу, находить литературные источники. Далее проходит оформление работы и ее защита.

При этом дети учатся излагать материал по плану, ставить вопросы и отвечать на них, у школьника появляется опыт сотрудничества с классом. Творчество учащегося проявляется при интерпретации результатов, оформлении проекта и его дальнейшем использовании, например при планировании практических работ по охране природы и благоустройству территории.

Темы информационных проектов могут быть самые разные: «Раскрыть особенности биологии дуба черешчатого от имени дерева. Сделать репортаж дуба о своей жизни с плохого и благоприятного места обитания»; «Значение дуба в жизни русского человека» («Отметьте лекарственную роль дуба. Раскройте роль дуба в культуре русского и других народов. Опишите опыт использования дуба в русских народных промыслах. Попробуйте выполнить свои поделки и организуйте их выставку. Охарактеризуйте использование дуба в промышленности своего края»); «Красота осенней природы в произведениях русских писателей и поэтов» («Соберите об этом материал в произведениях ИАБунина, И.С.Тургенева, Н.СЛескова, С.ТАксакова, В. А. Солоухина. Напишите сочинение о ценностном восприятии осенней природы в произведениях этих авторов. Отразите в нем созвучие своего восприятия природы осенью и в произведениях писателей»).

Подобные проекты можно продолжить на экскурсиях в старших классах. Так, в ходе экскурсии «Весенние явления в жизни растений» ученики собирают информационный материал о жизни деревьев весной. У них накапливается материал для проекта «Помощь нашему парку» или «Озеленение нашей школы». Этот проект защищается в конце изучения раздела о растениях (или на старшей ступени обучения). Его форма может быть различной: специальный выпуск школьной газеты, фоторепортаж о сезонных изменениях деревьев, дизайнерский проект по озеленению школы, деловое письмо в лесничество (комитет природопользования) о конкретной помощи растениям, животным, парку, лесу. Эти материалы накапливаются в портфеле школьников и используются ими при разработке исследовательского проекта в X — XI классах.

Любой проект имеет прикладное значение. Но наиболее важным в этом отношении мы считаем собственно прикладные проекты. Например, тема: «Жизнь букета». При выполнении этого проекта учащиеся используют инструкцию, в которой отмечены этапы работы: «1. Изучите литературу и соберите материал по биологии вида (ов) растений, цветы которого (ых) чаще дарят (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны, мимозы). Соберите материал о способах и условиях сохранения цветов в срезке. 2. Проведите исследование условий сохранения срезанных цветов и опишите полученные результаты. 3. Предложите другие способы, дающие искомый эффект. 4. Выпустите бюллетень (или оформите буклет-памятку) о том, как сохранять срезанные цветы, и подарите его своим родным, учителю, друзьям».

На биологических экскурсиях, в естественном окружении живой природы, наглядно видны экологические, природоохранные и в целом биологические проблемы, которые мы трансформируем в систему учебных биологических задач. Биологические задачи — это учебная ситуация и средство обучения, требующие от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов биологии. Метод — решение школьником учебных творческих задач, созданных на основе наблюдаемых процессов и явлений окружающей действительности. Его мы широко используем с целью актуализации, осмысления, закрепления знаний, которые затем воплощаются в деятельностный подход при решении биологических проблем на экскурсиях.

Использование проблемных задач на экскурсиях позволяет на их основе создавать многообразные учебные творческие задачи. Учебная творческая задача отличается тем, что в ее содержании всегда есть определенная биологическая проблема, при решении ее школьник получает новые знания, узнает новые способы решения. А это развивает творческие способности ученика и способствует мотивации обучения.

Мы разработали несколько типов учебных творческих задач по биологии. Это прежде всего задачи-проблемы с недостающей информацией; задачи на прогнозирование, выбор оптимального решения, исследовательские задачи, конструкторские и т.д. Способы решения этих задач постепенно накапливаются в опыте школьников. Ученики осваивают построение графиков, моделирование процессов, конструирование, создание «своих» учебных творческих задач. Часто для этого мы практикуем игровые ситуации. Например, учащемуся предлагается на основе увиденного в природе биологического явления или факта, ответ на который он не знает, составить задачу по теме экскурсии.

Пример учебной творческой биологической задачи (проблемной) — учебная ситуация на экскурсии «Жизнь птиц и млекопитающих зимой». Школьник должен объяснить, почему появляются на снегу в теплые дни около деревьев и пней маленькие бархатистые черные личинки, снежные блохи (бескрылое насекомое из ногохвосток), снежные комары хионий, мелкие зеленоватые ледничники. (Это так называемые снежные черви-личинки небольшого жука из семейства мягкотелок. Школьники отмечают, что они появляются на снегу во время оттепели, когда талая вода затопляет их убежища под корнями деревьев, камнями, в лесной подстилке.)

Или такая задача (на прогноз): «Определите, каким образом надо относиться к зарастанию пойменных озер, осушению водоемов для увеличения площади сенокосов, использованию части ила (сапропеля) как органического удобрения на близлежащих полях?»

Учитель, зная систему учебных творческих задач, подбирает их индивидуально. Решая на экскурсии учебные творческие задачи, школьники накапливают жизненный опыт, учатся решать проблемы и задачи в повседневной жизни и профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).

Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....

Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии

Выступление по теме "Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии" на VIII Фрадковских педагогических чтениях "Мои первые открытия: путь...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Организация проектно-исследовательской деятельности по химии (из опыта работы)

           В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его сп...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)

Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним  из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)

В статье опыт работы по изучению истории семьи.Возможно использовать в ходе занятия по проектной деятельности учащихся....