Тренинг по борьбе с курением: "Скажем сигарете - НЕТ!"
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Хоменко Наталья Михайловна

Тренинг по Здоровому Образу Жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_po_borbe_s_kureniem_razrabotka_uroka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ
ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
КУРЕНИЯ

Тема:  Скажем сигарете:  «НЕТ!»

Цели:

  • Образовательная:
  1. рассказать о вреде курения и возможных негативных последствиях для организма;
  2. ознакомить учащихся с последствиями курения.

  • Развивающая:
  1. развивать ответственное поведение;
  2. умение работать в группах, делать выводы и обобщения.

  •  Воспитательная:
  1. формирование установки на здоровый образ жизни, неприятия курения и обоснованного отказа от него;
  2. повышение самоценности и самооценки личности учащихся.

Оборудование:

  • карточки с незаконченными предложениями;
  • карточки с названиями продуктов;
  • листы бумаги;
  • фломастеры для групповой работы;
  • Вырезки из журналов.

ПЛАН

  1. Орг.момент.  Приветствие.

  1. Упражнение «Я и мир»

1. Знакомство с темой тренинга.

2. Правила групповой работы (слайд)

     

  1. Разминка.

         Игра «Ассоциации».

  1. Основная часть
  1. Упр. «Корзина покупателя». (вывод)
  2. Предоставление информации (презентация).
  3. Упр. «Вырази мнение».
  4. Упр. «Обсуждение тем» (работа в группах).

  1. Закрепление
  1. Игра «Выбор» (работа в группах).
  2.  Упр. «Слоган».

  1.  Рефлексия

  1. Антиникотиновые танцы.

  1. Прощание - пожелания.

ХОД ТРЕНИНГА

  1. Организационный момент.

II. Упражнение «Я и мир»

       Участники стоят в кругу. Первый называет свое имя и с каким животным он себя ассоциирует. Следующий за ним повторяет то, что сказал сосед, а за тем свое имя и животное с которым себя ассоциирует.

1.Знакомство с темой тренинга: «Скажем сигарете: «НЕТ!»

2.Правила работы в группе (слайд).

                         

III. Разминка.

Игра «Ассоциации».

  • Успех                            - Пьянство
  • Здоровье                       - Курение
  • Благополучие               - Наркотики
  • Цель

На столе перевернутые карточки, ученики выбирают каждый одну по желанию и аргументируют.

Участники  сначала  называют  слова-ассоциации  на  эти слова, по  выбору, а  затем  показывают  движением  свои ассоциации. Выполнение  задания  может выполняться по кругу либо по желанию.

  1. Основная часть.
  1. Упр. «Корзинка покупателя»

Ведущий заготавливает карточки, на некоторых указаны семейные роли (муж, жена, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя и др.). Таких карточек- небольшое количество, остальные- пустые. Предлагается учащимся вытянуть карточки. Далее активно работают те, кому достались «роли», у кого пустые карточки- наблюдатели.

Таким образом, активные участники образуют «семью», которая идет в магазин за покупками. У них есть определенная сумма денег. Все члены семьи высказывают свои пожелания о том, что им хочется купить в магазине. В магазине имеются разные товары (на столе разложены карточки, на которых написаны названия товаров, в том числе и сигареты). Семья осуществляет покупки и обосновывает свой выбор или отказ от покупки.

Обсуждение:

1.Что бы вы не купили? Почему?

2. Все знают о вреде курения, но сигареты продают? Почему?

Учитель. Вывод: Безусловно, выбор остается всегда за человеком , курить или нет, дружить или нет, учиться или работать, пить или вести здоровый образ жизни. Но прежде каждый человек и вы тоже должны владеть информацией о последствиях, отрицательных проявлений, сформировать отношение к социальным явлениям, как алкоголизм, табакокурение и т.п. Ответственное поведение, самоуважение, самоценность позволяет человеку обоснованно отказываться от опасных для здоровья и жизни действий (курение, алкоголь, наркотики). Наше занятие нацелено на то, чтобы вы все увидели в себе ресурсы для сохранения здоровья. Предлагаю продолжить обсуждение.

2. Презентация (показ слайдов)

3.Упр. «Вырази мнение»

Учитель заготавливает карточки с незаконченными предложениями.

 См.приложение №1

Участники высказывают свое мнение.

Общее обсуждение.

4. Упр. «Обсуждение тем» (Аппликация- «скажем сигарете «НЕТ!»

Группа делится на 4 подгрупы («зима», «весна», «лето», «осень»). Каждая готовит защиту своей темы, используя картинки журналов. Затем строится общее обсуждение.

Темы:

  • Экономические аспекты вреда курения.
  • Медицинские аспекты курения.
  • Социальные аспекты курения. Нравственно-этические аспекты курения.
  • Психологические аспекты курения

V . Закрепление

1.Игра «Выбор» .

Группа делится на 2 подгруппы.

Задание: Каждый из учеников называет причину чтобы не курить и становится возле учителя (начинает со слов «не надо курить, для того чтобы …»).

2.Упр. «Слоган». (Домашнее  задание – придумать слоган).

Учитель: Как известно, на пачках сигарет печатают: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья».

Задание: Разработайте слоганы о вреде курения и предложите список товаров, на которых они могут быть напечатаны. Напоминание: для большей эффективности учтите характеристики курящих людей и людей, которые ведут здоровый образ жизни.»

Пример: «Да здравствует чистый воздух!»

Обсуждение.

 Можно провести конкурс на самый  лучший слоган.

        VI. Рефлексия

Вопросы:

1.Какой теме было посвящено занятие?

2.Что для Вас было новым?

3.Какие новые факты вы узнали?

4.Чтобы вы еще хотели узнать?

5.Кто смог бы убедить отца не курить?

6.Что понравилось на занятии?

  1. Антиникотиновые танцы!

Внимание! Открывается школа антиникотиновых танцев. Все конечно помнят кинокомедию «Кавказская пленница» и знаменитый танец на окурках. Сейчас мы повторим этот танец, только сделаем это вот так: берем пачки сигарет, бросаем на пол, ставим на них ногу и делаем следующие движения (показать). Теперь другой ногой! Итак танец! (звучит музыка)

  1. Прощание – пожелания.

Участники тренинга высказывают свои пожелания гостям по кругу.

Люди курят, потому что…

Сигарета в руке- это…

Для того, чтобы бросить курить, надо…

Если мне предлагают закурить, я говорю…

Когда я смотрю на курящих, то…

Удержаться от сигарет можно, если…

Свобода от вредных привычек- это…

Жизнь без табака- это…

Если возникают мысли о курении, то…

Запах сигарет вызывает у меня…

«Курильщики» теряют…

Реклама сигарет- это…

Курящий человек похож на….

Человека от сигареты может уберечь…

Курить-это…

Не курить-это…

Если я отведаю вкус табака, то…

Людей волнует проблема курения, потому что…

Опаснее курения может быть…

Зависимость от курения можно победить, если…

Люди начинают курить тогда, когда…

Люди, которые курят, знают о вреде сигарет, но продолжают курить, потому что…

Последствиями курения являются…

Бросить курить можно, если…

                                                                               Приложение №2

Приложение №3

Предоставление информации.

В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади.

Французский король Людовик XIII издал специальный указ  том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Россию завезли зелье в начале XVII века, курильщиков тоже не миловали. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертельная казнь: «Всех, у кого будет найден табак, надобно пытать и бить на «козле» кнутом, пока не признается, откуда добыл...»

Горящая сигарета - это химическая фабрика, продуцирующая три тысячи соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 ко  канцерогенов эти вещества усиливают развитие раковых клеток

При курении совершается так называемая сухая перегонка воздуха: при затяжке табаком воздух нагревается до очень высокой температуры и извлекает из окружающей среды много ядовитых веществ, которые вместе с дымом попадают в легкие курильщика. Тлеющие табачные листья, например, поглощают из воздуха радиоактивный полоний, способствующий интоксикации. В процессе перегонки возникают также аммиак, оксид углерода и канцерогенные углеводороды, вызывающие злокачественные опухоли.

Содержание вредных веществ в табачном дыме меняется в зависимости от сортов табака, способов его предварительной обработки, влажности и даже от скорости-курения. Ученые подсчитали, что при потреблении одной пачки не очень крепких сигарет образуется по 0,0012 г синильной кислоты и сероводорода, 0,22 г пиридиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г аммиака, 0,92 г оксида углерода и масса прочих вредных веществ.

Сигаретные фильтры не представляют собой надежной защиты. Они не в состоянии избавить Дым от имеющихся в нем частиц и обезвредить его. Даже наиболее высококачественные фильтры, изготовленные из специально обработанных сортов бумаги, являются преградой не более чем 20% вредных веществ.

Страшный враг подкрадывается незаметно, годами подтачивая здоровье человека. Только представьте себе, что капля никотина убивает не одну лошадь, а сразу трех, а также всех рыбок в аквариуме. Даже самая голодная пиявка почти сразу прекращает пить кровь заядлого курильщика, но и того, что она выпила, хватает для страшной смерти в судорогах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность среди курильщиков превосходит общую смертность среди некурящих на 30-80%. Статистика сообщает, что всякая затяжка укорачивает жизнь человека на один  вдох, а любая выкуренная сигарета снижает продолжительность жизни на 15 минут. Срок жизни        мужчины   сокращается  на  6,7  лет жизни, женщины — на 5,3 года. Статистика утверждает: ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет. 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллионов тонн табака. Каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. У человека, выкуривающего в день по 9 сигарет - на 5,5 лет, до 40 сигарет - на 8,3 года. Курение коварно разрушает здоровье день за днем, месяц за месяцем, год за годом, а беззаботные курильщики продолжают совершать свои ритуальные действия. Специалистам известен случай, когда две сигареты, выкуренные подряд на старте, стали причиной смерти известного бегуна. Ведь никотин заставляет сердце усиленно работать. Если при спортивных нагрузках частота сердцебиения увеличивается в 3 раза, то никотин эту цифру поднимает до четырех.

Это происходит, как правило, из-за «букета» хронических заболеваний, причина которых — табачный дым. В состав табака и табачного дыма входит более трех тысяч химических соединений. Почти все они канцерогенные и поражают генетический материал клетки, что способствует развитию различных заболеваний:  хронического бронхита,  эмфиземы легких, язвенной болезни, ухудшает течение туберкулеза. Курение вызывает склероз сосудов и значительно повышает риск инфаркта миокарда, инсульта,   заболеваний  артерий  сердечной  мышцы и мозга.  Всего 25 наименований болезней.   Самый  яркий пример  вреда курения — смерть от рака легких ковбоя, который был заядлым курильщиком и лицом марки  «Мальборо».

 

Приложение №4

 Последствия курения

НИКОТИН

Активное вещество, содержащееся в табаке, в чистом виде –смертельный яд.

Его употребление быстро приводит к зависимости.

Немедленное воздействие

на организм

Долгосрочное воздействие

 на организм

Человек испытывает чувство тревоги сразу же после употребления табака, а затем наступает релаксация. Происходит увеличение частоты сокращений и временное повышение кровяного давления. Возникают так же головокружения, тошнота и уменьшение аппетита.

Включает: заболевание сердца и легких, закупорку артерий (заболевание периферических сосудов), гипертензию, бронхит, рак легких, раковые заболевания полости рта.

ЧАСТИ ТЕЛА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ

Сердце

Сужает кровеносные сосуды

Легкие

Затрудняет нормальное дыхание

Уши

Поражает нервы и сосуды уха

Глаза

Делает глаза красными

Рот

Повреждает слизистую оболочку, изменяет вкусовую чувствительность, приводит к кашлю, приводит к неприятному запаху изо рта, способствует инфекциям полости рта.

Нос

Снижает способность воспринимать запахи

Кожа

Температура кожи падает, раньше появляются морщины.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТВЫКАНИЯ ОТ КУРЕНИЯ

СИМПТОМЫ

ПРИЧИНА

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ

Усиливающийя кашель

В ваших легких начался процесс очищения. Реснички в дыхательных путях выметают все смолы и мелкий сор, а также избыточную слизь, вырабатываемую организмом для защиты дыхательных путей. Кашель длится обычно от нескольких дней до недели. Если после этого кашель не проходит, обратитесь к врачу.

Пейте больше жидкости (воды или соков) для прекращения кашля. Таблетки от кашля стоит принимать только по необходимости.

Головная боль

Ваш организм привык к постоянной дозе никотина, поступление которого все уменьшается и уменьшается. Кроме того, вы можете испытывать большее раздражение, чем обычно.

Больше отдыхайте, дышите глубже, чтобы расслабиться.

Трудности концентрации внимания

Вы испытываете повышенный стресс в силу того, что организм недополучает привычное количество никотина.

Занимайтесь физической деятельностью. Попытайтесь дышать глубже, чтобы мозг получал больше кислорода. Не употребляйте алкоголь.

Боль или

сухость в горле

Наряду с тем, что табак раздражает горло, он вызывает его онемение, которое прекращается с прекращением курения.

Пейте больше жидкости (апельсиновый сок, вода). Пользуйтесь таблетками и аэрозолями только когда это действительно необходимо.

Повышенная нервозность

Мучительный процесс отвыкания от никотина, которого требует организм.

Пейте больше жидкости, чтобы «вымывать» из организма никотин и другие химикаты.

Запор

Присутствие никотина в организме ускоряет прохождение пищевых масс через пищеварительную систему. Это движение может замедлиться, пока организм не привыкнет функционировать без никотина.

Немедленно увеличьте количество грубой клетчатки в своем рационе. Ешьте больше овощей, свежих фруктов, чернослива и отрубей каждый день, до исчезновения симптомов. Это поможет восстановить нормальную деятельность пищеварительной системы.

Утомляемость

Ваш организм избавляется от никотина. Никотин обладает возбуждающим, стимулирующим действием, поэтому неудивительно, что большинство бросающих курить на первых порах чувствуют утомление.

Постарайтесь немного увеличить продолжительность сна и больше двигайтесь.

Приложение №5

МОИ ПРАВА

Антитабачная хартия

—        Каждый гражданин имеет право дышать воздухом, не загрязненным табачным дымом, в общественных местах и в общественном транспорте.

— Каждый работающий имеет право дышать чистым воздухом на рабочем месте.

  • Каждый ребенок и подросток имеет право на защиту от всех форм рекламы табака, а также на всевозможные виды поддержки, включая просветительские или иные, которые позволят ему устоять,  перед искушением пристраститься к употреблению табака.
  • Каждый гражданин имеет право на информацию, о возможных последствиях употребления табака для здоровья.        
  •  Каждый курильщик имеет право на поддержку и помощь при отвыкании от никотиновой зависимости.        

Приложение №6

Список самых важных причин, чтобы не курить

                    (или бросить курить).

  • Здоровый образ жизни;
  • Хочу сохранить привлекательность;
  • Страх болезни.
  • Здоровые дети.
  • Самоуважение.
  • Уважение к окружающим меня людям.
  • Хочу сохранить интеллект.
  • Курить - не значит быть крутым и уверенным.
  • Хочу добиться успеха среди сверстников, честным путем, без табака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе

: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память ...

Конспект тренинга для педагогов «Способы борьбы со стрессом»

Профилактика эмоционального «выгорания» педагога....

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ...

Тренинг с элементами игры "Электронная сигарета вредна или нет?"

В моей методической разработке я хочу раскрыть новую проблему, сложившуюся в последние годы на территории нашей страны. Снижение распространенности курения традиционных сигарет среди молодежи России п...

Беседа-тренинг в рамках классного часа на тему: «Снятие тревожности и борьба со стрессом»

Беседа-тренинг в рамках классного часа на тему: «Снятие тревожности и борьба со стрессом» Цель: определить понятие «стресс», понятие «страх». Познакомить обуча...