Значение бактерий в природе и в жизни человека
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Бактерии играют важную роль на Земле. Они принимают самое активное участие в круговороте веществ в природе. Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются с помощью бактерий существенным изменениям. Эта их роль в природе имеет глобальное значение.
 Появившись на Земле раньше всех организмов (более 3,5 млрд лет назад), они создали живую оболочку Земли и продолжают активно перерабатывать живое и мертвое органическое вещество, вовлекая продукты своего обмена в круговорот веществ. Круговорот веществ в природе является основой существования жизни на Земле.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx96.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       МБОУ СОШ п.РощинскийC:\Users\организатор\Pictures\Depositphotos_12443931_m-300x225.jpg

                                                          Урок 11 класс.

                                                                                Учитель  Селезнева И.В.

C:\Users\организатор\Pictures\бак1.jpg

                                                                            2014 г.

Цель:
Образовательные:
  -повторение темы о строении прокариотов;
  -повторение о распространении бактерий, их форме, размерах, а также  отсутствии ядерной оболочки и настоящего ядра у прокариот;
 -  показать место и роль дробянок в биосфере, раскрыть значении  бактерий в природе и жизни человека:  в медицине, сельском хозяйстве, промышленности; 
  -закрепить у школьников умение формулировать биологические  термины и понятия;
Развивающие:
-  Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности;
 - создать условия для развития творческой личности,  её самореализации и самоопределения;
-  продолжить формировать у учащихся умение находить интересную  информацию в учебнике и дополнительной литературе, работать с  текстом (читать, понимать прочитанное, конспектировать);
-  развивать умения сравнивать разные живые организмы;

-выявлять взаимосвязь бактерий с другими организмами;
  подвести учащихся к выводу о роли бактерий в органическом мире как положительной, так и отрицательной.                                                                                                                                                 Воспитательная:
  продолжить воспитание  эстетического вкуса,  пополнить опыт их творческой деятельности,
  способствовать воспитанию высокой культуры учебного труда, убедить школьников о необходимости соблюдения правил личной  гигиены и гигиены в коллективе.
 
“На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности, строения которых необходимо знать”. 
   
  Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день дорогие друзья…

Сценка.

Сегодняшний наш урок  начался необычно. Давайте представим что мы вместе с учеными употребили волшебный напиток, стали маленькими и отправились в мир, кого вы думаете, да правильно в микромир прокариот.

Прежде чем отправится в путь мы должны получить пропуск в царство бактерий.

На экране строение бактерий.

Типы питаний бактерий.

Форма бактерий.

И сейчас пока Александр Николаевич настраивает готовит микропрепарат и готовит микроскоп, заполняем индивидуальный лист «Сравнение прокариотической и эукариотической клетки.

Опыт (смыв с рук).

Ну вот мы с вами еще раз убедились о том , что микроорганизмы вокруг нас.

При изучении значений бактерий в природе и для человека вы разделились во мнении и сейчас вы должны подтверждать  свою точку зрения, а в конце урока сделаем выводы. Во время пути каждый из вас пройдет определенные тестовые задания. Как только задания выполняются поднимаем руку  и я проверяю.

Ну что, мы готовы к путешествию. И сейчас мы с вами ученые, врачи, профессора отправляемся в путь.

Как вы думаете коллеги где мы начинаем свой путь.

Правильно – Архей. Первые организмы по типу питания. Почему?

Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд. лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Строение их тела как самых первых представителей живой природы было примитивное. С тех пор их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами – прокариотами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас еще сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоемов. В настоящее время известно около 3000 видов бактерий.

Продолжаем движение.

На протяжении многих столетий ученые пытались установить, из чего «состоят» человек, животные, растения, грибы.
В чем сущность той загадочной материи, которая «живет»?
История появления первых кварцевых линз и вовсе покрыта прахом веков:
еще близорукий Нерон тешился гладиаторскими боями сквозь отшлифованный изумруд.
Идея увеличения микромира до размеров обычного ну просто витала в воздухе. 
«Посмотреть в микроскоп может каждый, однако только некоторые могут судить об увиденном ».
Так будет и дальше: два величайших открытия будут сопровождать друг друга. Микроскоп будет давать человеку возможность заглянуть в святая святых жизни, ее же заманчивые тайны будут способствовать усовершенствованию микроскопа.
Тех, кто выбрал в науке путь, открытый изобретателями микроскопа, ожидали на этом пути величайшие открытия.
Остановка историческая. Год…

1676 Левенгук.

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг  в 1828.

Луи Пастер в 1850-е.

Роберт Кох.

Ввел основы общей микробиологи и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и  С. Н. Виноградский.

Остановка «противостояние»

Группы называют отрицательную и положительную роль бактерий.

Остановка «Почвенная»

Рассказ о бактериях обитающих в почве.

Бактерии гниения и разложения. Азотофиксирующие бактерии. Рассказ с показом фильма о столбняке.

Остановка «Водная».

Рассказ о бактериях в почве и рассказ и показ о стрептококке.

Остановка «Промышленная»

Использование бактерий человеком в промышленности.

Остановка «Патогенная»

Отрицательное воздействие бактерий на организм человека и животных. Более подробно о чуме и холере.

В летописях описаны страшные картины свирепствования чумы. Летописцы отмечали, что ей были доступны и острова, и пещеры. Она проникала за водные и горные преграды. Города и селения замирали, на улицах можно было увидеть только могильщиков.
  Не менее опасна была оспа, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В 19 в. В Западной Европе ежегодно умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся, и из восьми человек трое умирали.
  В начале 19в. стала распространяться холера.
  На всем протяжении истории человечества врачи и философы, жрецы и ученые пытались выяснить природу туберкулёза. Наиболее наблюдательные из них догадывались, что эта болезнь заразна. Не случайно в Древней Персии чахоточных больных изолировали от здоровых, а в Древнем Риме знали о опасности совместного проживания с чахоточными больными. В Индии были запрещены бараки с больными туберкулёзом. И инфекционная природа этого заболевания была доказана немецким ученным Робертом Кохом только в 1882 году, когда он открыл возбудителя туберкулёза, относящегося к роду микобактерий, еще до сих пор называют палочкой Коха (туберкулезная палочка).
В Египте была обнаружена мумия человека с повреждёнными внутренними органами, возраст которой насчитывает более 2 тысяч лет. Материал из пораженных участков исследовали на специальных питательных средах и была получена палочка Коха, которая имела способность к размножению. И это спустя 2 тысячи лет!
 Тяжелое заболевание брюшной тиф вызывает бактерия сальмонелла, дизентерию – бактерия шигелла. Болезнетворные бактерии разносятся по воздуху с капельками слюны больного человека при чихании, кашле и даже при обычном разговоре (дифтерия, коклюш). В пыли и почве живут бактерии рода клостридиум – возбудители газовой гангрены и столбняка. Некоторые бактериальные заболевания передаются при физическом контакте с больным человеком (венерические болезни, проказа). 
Ботулинические бациллы вызывают опасное пищевое отравление – ботулизм, часто приводящее к смерти человека. Бактерия, вызывающая ботулизм, попадает с плохо промытыми продуктами в консервы и активно развивается в бескислородных условиях при обилии белка. В результате ее жизнедеятельности в мясных или грибных консервах накапливается страшный яд ботулин.

Остановка «Молочная»

Рассказ о молочно -кислых бактериях.

Остановка «Животные»

Бактерии помощники кишечнику животным.

Животные переносчики патогенных бактерий.

Остановка «Профилактическая»

Что необходимо делать для того чтобы не заболеть болезнями вызванными патогенными бактериями?

Остановка «Практическая»

Рассказ о проведенных опытах.

Представьте себе, что все бактерии на Земле уничтожены. Какие могут быть последствия?

Почему без бактерий невозможна жизнь на Земле?

  Значение бактерий в природе и в жизни человека
Полезная деятельность бактерий.
Бактерии играют важную роль на Земле. Они принимают самое активное участие в круговороте веществ в природе. Все органические соединения и значительная часть неорганических подвергаются с помощью бактерий существенным изменениям. Эта их роль в природе имеет глобальное значение.
 Появившись на Земле раньше всех организмов (более 3,5 млрд лет назад), они создали живую оболочку Земли и продолжают активно перерабатывать живое и мертвое органическое вещество, вовлекая продукты своего обмена в круговорот веществ. Круговорот веществ в природе является основой существования жизни на Земле.
Распад всех растительных и животных остатков и образование перегноя и гумуса тоже производится в основном бактериями. Бактерии – мощный биотический фактор в природе 
Огромное значение имеет почвообразовательная работа бактерий. Первая почва на нашей планете была создана бактериями. Однако и в наше время состояние и качество почвы зависят от функционирования почвенных бактерий.
 Особенно важны для плодородия почвы так называемые азотфиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты бобовых растений. Растения обеспечивают бактерии органическими питательными веществами, а те дают растениям азот.
Бактерии очищают грязные сточные воды, расщепляя органические вещества и превращая их в безвредные неорганические. Это свойство бактерий широко используется в работе очистных сооружений.
Брожение известно людям с незапамятных времен. Тысячелетиями они использовали молочнокислое брожение при изготовлении различных молочных продуктов, сыров;
 спиртовое брожение – при изготовлении вина, в пивоварении, квашении капусты, приготовлении уксуса. При этом не подозревали, что брожение – результат жизнедеятельности бактерий.
Свеженадоенное молоко задерживает размножение бактерий. Со временем оно теряет это свойство. Спустя два часа после дойки в 1 см3 молока 18 600 микробов, а через 6 часов их в 20 раз больше. В молоке быстро размножаются бактерии. 
Полезными являются молочнокислые бактерии, которые в процессе жизнедеятельности выделяют молочную кислоту. Эта кислота препятствует развитию других бактерий. Молочнокислые бактерии вызывают образование молочнокислых продуктов – простокваши, кефира, йогурта и т.д. 
При болезненных явлениях, когда деятельность гнилостных бактерий в кишечнике повышена, полезно применять, как советовал И.И. Мечников, кислое молоко.
С давних времен в Индии существует рекомендация из Аюр Веды: «Пей кислое молоко – и проживешь долго».
Казнить или помиловать? Друзья или враги?

Дом задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы

Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»...

"Значение бактерий в природе и жизни человека"

Заключительная часть презентации по теме "Бактерии". Может быть использована на уроках в 5 (по ФГОС), 6, 9, 10 кдассах, а также при подготовке к ЕГЭ....

Значение бактерий в природе и жизни человека

1. Классификация бактерий2. Бактерии разложения и гниения3. Азотфиксирующие (почвенные) бактерии4. Молочнокислые бактерии5. Болезнетворные бактерии6. Борьба с болезнетвор...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Презентация " Значение бактерий в природе и жизни человека".

Презентация к уроку биологии в 6 классе....

«Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека»

Материал формирует у учащихся представления о бактериях и вирусах как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий и вирусов в природе и в жизни человека....