октрытый урок по теме "Наследственная изменчивость"
план-конспект урока по биологии на тему

Данная работа позволяет раскрыть сущность понятия наследственная изменчивость, выделить ее типы, рассмотреть особенности каждого из них. Урок позволяет продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости; умении объяснять эти свойства на основе полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по биологии37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наследственная изменчивость. Мутации

Цель: изучить явление наследственной изменчивости, ее закономерности и эволюционный смысл, Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутаций. 

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть виды мутационной изменчивости, их материальную основу; раскрыть сущность факторов, вызывающих мутации; определить значение наследственной изменчивости для эволюции и селекции.
  • Развивающая: продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости; умении объяснять эти свойства на основе полученных знаний;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, учебники

Литература для учителя:

  • Лернер Г.И. Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Оникс, 2007. – 1088 с
  • учебник   А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы.М.: Дрофа, 2010

Ход урока

  • 1. Организационный момент.

Приветствие; подготовка класса к работе.

  • 2. Мотивация учебной деятельности.

Приходится только сожалеть, что мы с вами не в Дрезденской картинной галерее. И вот почему. Там мы могли бы увидеть фантастические полотна нидерландского художника ИЕРОНИМА БОСХА.(слайды1- 3)

Вглядитесь в изображение, кто это?

«…Есть бытие, но именем каким

его назвать? Ни сон оно, ни бденье;

Созданье ли болезненной мечты

Иль дерзкого ума соображенья…» (Е. А. Баратынский)

А вот генетик бы сказал – это мутации.

Постановка проблемы: возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника? (ответ в конце урока)

Тема нашего занятия «Наследственной изменчивости и ее типы».(слайд 4) Цель сегодня : выяснить сущность наследственной изменчивости, изучить ее закономерности и эволюционный смысл(слайд5).

  • 3. Актуализация опорных знаний
  • Что такое наследственость? Изменчивость?
  • При размножении образуется новый организм, похожий на своих родителей. Объясните, чем обусловлено сходство потомства с родителями и их различия.

Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки под воздействием различных факторов (слайд 6). Изменчивость заключается в изменении наследственных задатков, то есть генов. Изменчивость противоположна наследственности. Если наследственность стремится закрепить признаки и свойства организма, то изменчивость обеспечивает появление новых признаков и свойств организма. Благодаря изменчивости организмы приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.

  •  Известно, что связь между поколениями осуществляется через клетки. Через какие клетки преимущественно осуществляется связь между поколениями у животных?
  • В результате какого процесса осуществляется связь между потомством и родителями?
  • Какие структуры клетки определяют наследственность и изменчивость?

Кроме того давайте вспомним понятия из прошлого раздела:

Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков организма, приобретённых в результате онтогенеза (индивидуального развития).

Геноти́п — совокупность генов данного организма, которая, в отличие от понятия генофонд, характеризует особь, а не вид.

Ген – это участок ДНК, задающий последовательность определённого полипептида либо функциональной РНК. Гены (точнее, аллели генов) определяют наследственные признаки организмов, передающиеся от родителей потомству при размножении.

Гомозигота - диплоидный организм или клетка, несущий идентичные аллели гена в гомологичных хромосомах.

Гетерозигота -  диплоидные или полиплоидные ядра, клетки или многоклеточные организмы, копии генов которых в гомологичных хромосомах представлены разными аллелями.(слайд 7)

  • 3. Изложение нового материала.

План

  1. Определение наследственной изменчивости.

Сегодня мы познакомимся с понятием наследственной изменчивости. Это такие изменения признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений(слайд8). Причиной ее являются условия среды, в результате чего организм изменяется в пределах нормы реакции, заданной генотипом. Примером наследственной изменчивости можно считать отсутствие у белокочанной капусты в жарком климате или низкорослые породы коров и лошадей в горах(слайд9)

  1. Виды наследственной  изменчивости.

Выделяют три вида наследственной изменчивости (слайд 10):

-мутационная

-комбинативная

-соотносительная

Эти виды имеют свои причины возникновения и значения. Давайте охарактеризуем их в форме таблицы (слайд 11)

Вид

изменчивости

Причина

возникновения

значение

Пример

мутационная

Влияние внешних и внутренних факторов, в результате чего происходят изменения в генах и хромосомах

Т.к. мутации имеют различное значение они служат материалом для естественного отбора

Полиплоидные формы у растений, насекомых и рыб.

комбинативная

Возникает стихийно в пределах одной популяции при скрещивании, когда у потомков появляются новые наследственные изменения

Распространение в популяции новых наследственных изменений, которые являются материалом для естественного отбора.

Появление серого потомства при скрещивании белого и черного кроликов

соотносительная

Возникает в результате плейотропии (что это?)

Обеспечивает целостность организма как системы

Длинноногие животные имеют длинную шею

  1. Мутации их типы и свойства(слайд 12)

Большую роль в природе играет мутационная изменчивость.

Мутация (от лат. “mutazio” - изменение, перемена) –наследственное изменение генотипа, это изменение наследственного материала, приводящее к появлению новых признаков организма, способных передаваться последующему поколению. (слайд13)

Термин “мутация” ввел в науку в 1901 г. Голландский генетик Г.де Фриз, описавший самопроизвольные мутации у растений (слайд 14)

Де Фриз создал мутационную теорию (1901-1903), основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:

1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходов.

2. Мутации наследственны, т.е. стойко передаются из поколения в поколение.

3 Мутации не образуют непрерывных рядов, не группируются вокруг среднего типа, они являются качественными изменениями.

4 Мутации ненаправленны — мутировать может любой локус, вызывая изменения как незначительных, так  жизненно важных признаков в любом направлении.

5. Одни и те же мутации могут возникать повторно.

6.Мутации индивидуальны, то есть возникают у отдельных особей.

Эти положения являются свойствами мутаций (слайд 15). Давайте их кратко запишем в виде схемы.(слайд 16)

Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной (индивидуальной), подчеркивая ее случайный и относительно редкий характер.

Процесс возникновения мутаций называют мутагенез. Организмы, у которых произошли мутации—мутанты. Факторы среды, вызывающие появление мутаций — мутагены.

Классификация мутаций (слайд 17)

  • По характеру проявления:

      рецессивные                                          доминантные

  • По адаптивному значению:

      полезные

      вредные

                      летальные

                      полулетальные

     нейтральные

  • По месту возникновения

      Генеративные                                     соматические

  • По уровню возникновения

       Точковые (генные)

       хромосомные

                         внутрихромосомные

                          межхромосомные

       кариотипические (геномные)

По характеру проявления мутации могут быть: доминантными (проявляющимися чаще) и рецессивными (проявляющиеся реже). (слайд18)

Если доминантная мутация является вредной, то она может вызвать гибель ее обладателя на ранних этапах онтогенеза.

Рецессивные мутации не проявляются у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняются в популяции в «скрытом» состоянии и образуют резерв наследственной изменчивости.

При изменении условий среды обитания носители таких мутаций могут получить преимущество в борьбе за существование.

По адаптивному значению они бывают (слайд19):

Полезные - повышают жизнеспособность.

Летальные - вызывают гибель.

Полулетальные - снижают жизнеспособность.

       Нейтральные - не влияют на жизнеспособность особей

По месту возникновения мутации бывают (слайд 20) :

Генеративные мутации возникают в половых клетках, не влияют на признаки данного организма, проявляются только в следующем поколении.

Соматические мутации возникают в соматических клетках, проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении. Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения (прежде всего вегетативного

По уровню возникновения выделяют (слайд 21) :

1.Генные (слайд22) - Это изменения структуры генов.  Поскольку ген представляет собой участок молекулы ДНК, то генная мутация представляет собой изменения в нуклеотидном составе этого участка. Генные мутации могут происходить в результате:

1) замены одного или нескольких нуклеотидов на другие;

2) вставки нуклеотидов;

3) потери нуклеотидов;

4) удвоения нуклеотидов;

5) изменения порядка чередования нуклеотидов.

Эти мутации приводят к изменению аминокислотного состава полипептидной цепи и, следовательно, к изменению функциональной активности белковой молекулы. Благодаря генным мутациям возникают множественные аллели одного и того же гена.

Заболевания, причиной которых являются генные мутации, называются генными . Это такие заболевания как:

Альбинизм (слайды 23-24)

Дальтонизм( слайды 25 -26)

Гемофилия (слайд 27)

2.Хромосомные  (слайд 28 -29)- Это изменения структуры хромосом. Перестройки могут осуществляться как в пределах одной хромосомы — внутрихромосомные мутации (делеция, инверсия, дупликация, инсерция) (слайды 30-31), так и между хромосомами — межхромосомные мутации (транслокация).(слайд 32)

Хромосомная мутация

Особенность

Пример

Утрата

потеря концевой части хромосомы

Мутация в 21 хромосоме - белокровие

Делеция

потеря срединной части хромосомы

Дупликация

удвоение участка хромосомы

Восьмикратно повторяющийся ген у дрозофилы

Инверсия

Поворот на 180° срединной части хромосомы

Транслокация

Прикрепление части от другой хромосомы

Примерами хромосомных мутаций могут служить такие заболевания как:

Синдром Дауна (слайд 33 -35)

Синдром Клайнфельтера (слайд 36-37)

Синдром Шерешевского–Тернера (слайд 38-39)

3.Геномные это изменение числа хромосом. Геномные мутации возникают в результате нарушения нормального хода митоза или мейоза. (слайд 40)

Гаплоидия - уменьшение числа полных гаплоидных наборов хромосом.

Гетероплоидия (анеуплоидия) (слайд 41) - некратное увеличение или уменьшение числа хромосом. Чаще всего наблюдается уменьшение или увеличение числа хромосом на одну (реже две и более). Наиболее вероятной причиной гетероплоидии является нерасхождение какой-либо пары гомологичных хромосом во время мейоза у кого-то из родителей. В этом случае одна из образовавшихся гамет содержит на одну хромосому меньше, а другая - на одну больше. Слияние таких гамет с нормальной гаплоидной гаметой при оплодотворении приводит к образованию зиготы с меньшим или большим числом хромосом по сравнению с диплоидным набором, характерным для данного вида: нулесомия (2n - 2), моносомия (2n - 1), трисомия (2n + 1), тетрасомия (2n + 2) и т.д.

Полиплоидия (слайд 42)- увеличение числа полных гаплоидных наборов хромосом: триплоиды (3n), тетраплоиды (4n) и т.д.  Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином. Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

Причины возникновения мутаций ученые до конца не выяснили, но они выделили несколько факторов, которые способствуют возникновению мутаций. Это: излучение, яды, температура и газы (слайд 43). Все они в разной степени способствуют появлению изменений в организме. По количеству распространенности в природе на первом месте находятся биологические- это вирусы и бактерии, затем физические -рентгеновские лучи, гамма лучи, ультрафиолетовое излучение, высокие и низкие температуры ; и химические -соли тяжелых металлов, алкалоиды, чужеродные ДНК и РНК, аналоги азотистых оснований нуклеиновых кислот,  алкилирующие соединения. (слайд 44 -45)

Рассмотрим, как действуют эти вещества на клетку.

Действие химических и биологических веществ (слайд 46)

Действие вредных веществ (слайд 47)

Действие излучений (слайд 48-52)

4.  Закрепление изученного материала. (слайд 53

  1. Что представляет собой мутации?
  2. Почему мутационная изменчивость относят к генотипическим?
  3. Почему многие мутации проявляются не сразу?
  4. Какие мутации называют генеративными?

Каково значение наследственной изменчивости для человека?

Здоровье нынешних будущих поколений людей в значительной степени зависит от того, какой генетический груз получен в наследство от предыдущих, какое количество мутаций накоплено человечеством. Проблема заключается в том, что ускорение частоты мутаций ведет к увеличению числа особей с врожденными дефектами и вредными отклонениями, передающимися по наследству. В связи с этим одна из важнейших задач охраны природы и обеспечение генетической безопасности человека – мониторинг окружающей среды и выявление загрязнителей, обладающей мутагенной и канцерогенной активностью.

  • 4. Сообщение домашнего задания.

            §28

  • 5. Подведение итогов урока.
  1. Оценить степень реализации поставленных целей.
  2. Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале занятия: возможно ли существование таких организмов или они плод фантазии художника?

3. Оценка работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме: "Изменчивость"

В презентации представлен материал к уроку по теме: "Изменчивость", который можно использовать при повторении материала. Применяются приемы для формирования у детей убеждения ценностей образования и з...

Презентация к уроку по теме: "Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости".

В данной презентации к уроку: "Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости" представлены типы изменчивости, причины и закономерности её проявления. Презентация интересна не совсем о...

Урок биологии "Фенотипическая изменчивость"

Урок позволяет рассмотреть вопросы о влиянии среды на формирование фенотипа, о модикационной изменчивости. Для иллюстрации модификационной изменчивости заранее закладываются опыты, а урок начинается с...

Презентация к уроку биологии "Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость" 9класс

Презентация к уроку биологии в 9 классе  по теме " Мутационная изменчивость" . Программа В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.  Каменский А.А., Криксунов Е.А.,  Пасечник В...

технологическая карта урока по теме : "Изменчивость" в 11 классе

Технологическая карта разработана в качестве апробации  технологии в рамках внедрения ФГОС. УМК В. В. Пасечника...

технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...

Октрытый урок по ОСЖ на тему: Состав семьи. Родственные отношения.

Конспект урока ОСЖ по теме: Состав семьи. Родственные отношения. Материал рассчитан на 6 класс коррекционной школы....