Урок на тему "Видоизменение побегов" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Севастьянова Марина Николаевна

Урок с элементами лабораторной работы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока "Видоизменения побегов"

6 класс

Учитель биологии Севастьянова М.Н.

Цель: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи:

  • Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
  • Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирование умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира.

Оборудование:

  • Клубни картофеля, луковица лука репчатого, корневище имбиря
  • Чашка Петри, лупа.
  • Презентация, компьютер.

Тип урока: комбинированный (урок - исследование).

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем несколько загадок.

П-

Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. 
(подсолнух)

О -

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух.
 (одуванчик)

Б-

И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её.
(береза)

Е -

По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой.
 (ель) 

Г -

Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (
георгин)

Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.

2. Проверка знаний.

  • Что такое побег? Побег - это стебель с листьями и почками.
  • Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)
  • По каким тканями происходит движение веществ в стебле (по проводящим)
  • Чем представлены проводящие ткани стебля? (лубом и древесиной)
  • Какие вегетативные органы у растений вы знаете?
  • А побеги у всех растений одинаковые?
  • А почему?

3. Изучение новой темы

Мы начинаем наше исследование, в ходе которого вы будете заполнять маршрутный лист, который есть у каждого (приложение 1).

Тема: Видоизмененные побеги

Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами.

Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.

Задачи:

1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища.

2. Определить, какие функции выполняют видоизмененные побеги.

Вывод:

Выполняем лабораторную работу по плану (приложение 2). План работы лежит на столе. Учащиеся в ходе исследовательской работы заполняют в тетради первую и вторую колонки таблицы "Видоизменения подземных побегов".

Видоизменения
(рисунок)

Строение

Функции

Примеры растений

1. Корневище

1-стебель

2-почки

3-чешуи-листья

4-придаточные корни

1. запас питательных веществ;

2. переживание неблагоприятных условий;

3. вегетативное размножение

 

2. Клубень

1-верхушечная почка (росток)

2-толстый стебель

3-глазки-боковые почки

4-основание клубня

 

3.Луковица

1-придаточные корни

2-донце-стебель

3-почки

4-сочные чешуи-листья

 

Используя данные второй колонки таблицы, докажите, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

Для того чтобы заполнить третью и четвертую колонки таблицы, можно воспользоваться учебником.

В ходе проведенного исследования мы выяснили: (закончи предложение). Ответы учеников.

Вывод исследования: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные  побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

4. Обобщение и систематизация

Выполните карточки-задания (приложение 3,4).

После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.

5. Рефлексия

  • А я и не знал, что :
  • Что нового вы узнали на уроке?

Какое настроение было у вас на уроке?

6. Домашнее задание

  • Параграф 22, записать примеры растений в таблицу.
  • Рабочая тетрадь стр. 41-42, № 1-3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....