Тест "Экосистемы" для 9 класса
тест по биологии (9, 11 класс) на тему

Баженова Елена Менделевна

Включает вопросы по биогеоценотическому и биосферному уровням организации живой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekosistemy_biosfera_9.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Экосистемы»

Вариант 1

1. Организмы продуценты, консумепты, редуценты - основные структурные компоненты

      А) биогеоценоза            Б) вида             В) популяции           Г) биосферы

2. Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и берёзой, на которой он обитает?

    А)  хищничеством    Б)  конкуренцией    В)  паразитизмом            Г)  симбиозом

3. Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

    А)  разлагают органические вещества до минеральных

    Б)  потребляют готовые органические вещества

    В)  синтезируют органические вещества из минеральных

    Г)  осуществляют круговорот веществ

4. Определите правильно составленную пищевую цепь.

    А)  семена ели → ёж → лисица

    Б)  лисица → ёж → семена ели

    В)  семена ели → мышь → лисица

    Г) мышь → семена ели → ёж

5. Какой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?

    А)  гриб опёнок    Б)  белку    В)  ель    Г)  землеройку

6. Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

    А)  ярусным размещением организмов

    Б)  преобладанием организмов-продуцентов

    В)  преобладанием организмов консументов

    Г)  многообразием обитающих в нем организмов

7. Примером смены экосистемы служит

    А)  отмирание надземных частей растений зимой на лугу

    Б)  сокращение численности хищников в лесу

    В)  изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

    Г)  зарастание водоема

8. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам, а от них к редуцентам называют

      А) круговоротом веществ                      Б) правилом экологической пирамиды

      В) развитием экосистемы                      Г) законом превращения энергии

9. Биосфера представляет собой

     А) комплекс видов, обитающих на определённой территории

     Б) оболочку Земли, заселённую живыми организмами

     В) гидросферу, заселенную живыми организмами

     Г) совокупность наземных биогеоценозов

10. На конкретной территории в течение 20 лет произошла смена видового состава птиц, характерных для определенных экосистем. Вначале на территории гнездились одни виды птиц (серая славка, зяблик, иволга), затем другие (коростель, чибис, трясогузка желтая). Это связано:

      А) С короткой продолжительностью сукцессионного процесса;

      Б) С изменением почвенных условий, которые оказывают большое влияние на ход смены лесных экосистем

      В) С регрессией первичной экосистемы (антропогенным воздействием на первичную экосистему);

      Г) В процессе развития экосистемы виды второй группы птиц вытеснили в результате конкуренции виды первой группы, у которых пределы выносливости вида и адаптация к среде обитания оказались ниже.

11. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

     А) ее изменения                                           Б) ее устойчивости        

     В) ее закономерного развития                    Г) конкуренции видов

12. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:

     А) водород             Б) азот               В) углекислый газ            Г) кислород

13. Биомасса консументов поверхности суши, как и биомасса консументов почвы, от полюсов к экватору:

    А) не изменяется       Б) увеличивается       В) уменьшается         Г) колеблется

14. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый:

    А) Н.И.Вавилов     Б) И.П.Павлов            В) И.И.Мечников           Г) В.И.Вернадский

15. В масштабе геологического времени большая роль в преобразовании вещества и энергии принадлежит:

     А) атмосфере     Б) живому веществу          В) воде           Г) почве

16. В скверах вблизи  крупных магистралей городов листовой опад осенью сгребают и вывозят, так как опавшие листья:

        А) не подвергаются гниению                      В) накапливают свинец

        Б) ухудшают освещенность почвы             Г) препятствуют доступу воздуха к корням

17. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме? (выберите три правильных ответа)

    А)  превращают органические вещества организмов в минеральные

    Б)  обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

    В)  образуют первичную продукцию в экосистеме

    Г)  служат первым звеном в цепи питания

    Д)  образуют доступные растениям неорганические вещества

    Е)  являются консументами II порядка

18. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что (выберите три правильных ответа):

     А) Численность деревьев сокращается в результате лесного пожара.

     Б) Волки ограничивают рост кабанов.

     В) Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев.

     Г) Численность белок зависит от урожая семян ели.

     Д) Популяция кабанов полностью уничтожается волками.

     Е) Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

19. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между (выберите три правильных ответа):

    А)  березами и елями

    Б)  березами и грибами-трутовиками

    В)  тлями и муравьями

    Г)  ежами и насекомоядными птицами

    Д)  березами и подберезовиками

    Е)  черемухой и опыляющими ее мухами

20. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).        

1) заселение кустарниками

2) заселение лишайниками голых скал

3) формирование устойчивого сообщества

4) прорастание семян  травянистых растений

5) заселение территории мхами

Тест «Экосистемы»

Вариант 2

1. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих па определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

     А) биогеоценоз         Б) биосферу         В) биоценоз         Г) агроценоз

2. Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?

    А)  дубрава    Б)  хвойный лес    В)  плодовый сад            Г)  пойменный луг

3. Отношения каких организмов служат примером симбиоза? 

  А)  растения росянки и насекомого            Б) сосны и маслёнка

  В) клеща и собаки                                         Г) щуки и карася

4. Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

    А)  потребляют готовые органические вещества

    Б)  участвуют в круговороте вещества

    В)  разлагают органические вещества

    Г)  создают органические вещества из неорганических

5. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

    А) лисица → дождевой червь → ёж → листовой опад

    Б)  листовой опад → дождевой червь → ёж → лисица

    В)  ёж → дождевой червь → листовой опад → лисица

    Г)  ёж → лисица → дождевой червь → листовой опад

6. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как

      А) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией

      Б) на Земле существует огромное разнообразие растений

      В) растения расселились во все среды обитания

      Г) численность растений каждого вида очень высокая

7. Стабильность и целостность биогеоценоза зависит от:   

    А)  геологических изменений в коре Земли          Б) сезонных изменений климата

    В)  разнообразия видового состава                        Г) потока энергии и вещества

8. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

    А)  наличие в ней хищников

    Б)  применение на полях высокой агротехники

    В)  создание заповедных территорий

    Г)  биологический круговорот веществ

9. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:

      А) к смене лесных экосистем болотными;

      Б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;

      В) к увеличению доли более ценных точки зрения хозяйства пород деревьев;

      Г) к процессу превращения в почве органических остатков в перегной

10. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам, а от них к редуцентам называют

      А) круговоротом веществ                      Б) правилом экологической пирамиды

      В) развитием экосистемы                      Г) законом превращения энергии

11. Учение о ведущей роли живого вещества в существовании биосферы создал русский ученый:

    А) Н.И.Вавилов     Б) И.П.Павлов            В) И.И.Мечников           Г) В.И.Вернадский

12. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:

     А) компонентов литосферы                  В) живых организмов гидросферы

     Б) живых организмов планеты             Г) компонентов биогеоценоза

13. Биологический круговорот веществ биосферы, обеспечивающий ее устойчивость и целостность, обусловлен:

      А) жизнедеятельностью всех организмов         В) климатическими условиями

      Б) сезонными изменениями в природе              Г) вулканической деятельностью

14. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:

      А) классы и отделы растений   Б) популяции    В) биогеоценозы  Г) классы и типы животных

15. Границы биосферы определяются:

      А) условиями, непригодными для жизни         В) количеством выпадающих осадков

      Б) колебаниями положительных температур   Г) облачностью атмосферы

16. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:

       А) выделяют кислород

       Б) поглощают из окружающей среды минеральные вещества

       В) поглощают из окружающей среды углекислый газ

       Г) аккумулируют солнечную энергию

17. Что характеризует биоценоз заливного луга? (выберите три правильных ответа)

      А) верхний ярус продуцентов образуют древесные растения

      Б) солнечная энергия потребляется травянистыми растениями

      В) консументы I порядка – насекомые и грызуны

      Г) недостаток света является ограничивающим фактором

      Д) звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ

      Е) отсутствуют редуценты

18. В водной экосистеме, по сравнению с наземной (выберите три правильных ответа):

      А) стабильный тепловой режим

      Б) низкая плотность среды

      В) пониженное содержание кислорода

      Г) высокое содержание кислорода

      Д) резкие колебания теплового режима

      Е) низкая прозрачность среды

19. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в смешанном лесу (выберите три правильных ответа):

       А) Более плодородная почва.

       Б) Больше видов.

       В) Более длинные и разветвленные цепи питания.

       Г) Есть продуценты, консументы и редуценты.

       Д) Замкнутый круговорот веществ.

       Е) Сложная пищевая цепь.

20. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода          

      А) образование в клетках растений глюкозы

      Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе  фотосинтеза

      В) образование углекислого газа в процессе дыхания

      Г) использование органических веществ в процессе питания

      Д) образование крахмала в клетках растений