Рабочая программа по биологии 6 класс. Сонина Н.И
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Попова Вера Николаевна

Сонина Н.И

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_sonin.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

          на заседании ШМО

Протокол № ___ от                «___»____________20___г.

Руководитель ШМО

___________/_____/

                            ФИО

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

____________/   ______  /

                      ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор

______________  /______/

                         ФИО

Приказ № ____ от «___»______20__г.

Рабочая программа

по  природоведению, биологии

наименование предмета

в     5-11  классах

_Попова Вера Николаевна

ФИО учителя

                   Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от «31» августа 2014 г.

 

   2014-2015   учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 Программа ориентирована на использование учебника Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 176с., рассчитана на 35 часов.

В ней предусмотрено:

  • 8 лабораторных работ,
  • 3 практические работы.
  • 2 контрольные работы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-основные признаки живого;

-химический состав клетки, значение основных неорганических органических веществ;

-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

-важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

-основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

-типы деления клеток, их роль в организме;

-особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

-основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов(питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );

-характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать органоиды клетки;

-узнавать основные формы цветкового растения;

-распознавать органы и системы органов изученных организмов;

-составлять простейшие цепи питания;

-размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тема 1.1: Основные свойства живых организмов (1 час)б

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2: Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клеткеб. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные  работы

Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (3 часа)

Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов.

Тема 1.4: Ткани растений и животных (1 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Тема 1.5: Органы и системы органов (5 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Лабораторная работа

Корневые системы.

Простые и сложные листья.

Строение семян.

Строение цветка.

Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА

Тема 2.1: Питание и пищеварение (2 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Тема 2.2: Дыхание (1 час)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4:  Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5: Опорные системы (1 час)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа

Строение костей животных.

Тема 2.6: Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа

Движение инфузории туфельки.

Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8: Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Вегетативное размножение растений.

Тема 2.9: Рост и развитие (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых.

Прорастание семян.

Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА

Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (3 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Учебник

 Сонин Н.И. Биология 6кл.: Живой организм.: Учебник для общеобразоват. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2003


Учебно- тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Примечание

План

факт

Тема 1. Строение и свойства живых организмов.

1

Основные свойства живых организмов

1

Изучения нового материала

Живые организмы Признаки живых организмов; их проявление

Фронтальный

Называть царства живой природы. Называть признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов

1 неделя сентября

2

Химический состав клетки.

Лабораторная работа №1 «Определение состава семян»

1

Комбинированный,  

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки

Лабораторная   работа  

Различать: неорганические и органические вещества клетки.

Называть:

-неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

-органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки

2 неделя сентября

3

Строение растительной и животной клетки.

Лабораторная работа №2. «Строение клеток»

1

Комбинированный

Клетка –элементарная частица живого. Строение растительного и животного организмов. Строение клетки. Строение и функции ядра

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Распознавать и описывать основные части и органоиды клетки.

Выделять особенности ядра

Сравнивать клетки растительного и животного организма и делать выводы на основе сравнения.

3 неделя сентября

4

Деление клетки.

1

Комбинированный

Деление клетки как основа роста и развития живого организма. Митоз, сущность и биологическое значение

Поурочный

Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.

Распознавать и описывать стадии деления клетки

4 неделя сентября

5

Мейоз

1

Комбинированный

Мейоз, сущность и биологическое значение

Индивидуальный.

Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.

Распознавать и описывать стадии деления клетки

*Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой

1 неделя октября

6

Ткани растений, животных

Лабораторная работа №3 «Ткани растений и животных»

1

Комбинированный

Понятие «ткань». Типы тканей растений и животных.

Фронтальный.

Давать определение ткань.

Называть типы тканей; функции тканей, Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани.

2 неделя октября

7

Органы цветковых растений. Корень, побег Лабораторная работа №4 «Строение корневых систем»

1

Комбинированный

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Давать определение понятиям ткань, орган, корень, побег, вегетативные органы.

Называть органы цветкового растения; типы корневых систем, формы листьев, листорасположение.

Изучать биологические объекты – органы цвет-ковых растений

3 неделя октября

8

Побег и почки. Лабораторная работа №5, «Простые и сложные листья»

1

Комбинированный

Фронтальный.

Лабораторная работа

Давать определения понятиям побег, почки, вегетативная генеративная почки Называть типы листорасположения, формы листьев

4 неделя октября

9

Цветок, соцветия Лабораторная работа №6 «Строение цветка»

1

Комбинированный

Цветок, его значение и строение. Соцветия.

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Давать определение понятиям: репродуктивные органы.

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растений.

Описывать многообразие соцветий.

Распознавать и описывать органы цветкового растения.

1 неделя ноября

10

 Семена и плоды Лабораторная работа №7 «Строение семени»

1

Комбинированный

Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольных и однодольных растений

Тестирование.

Давать определение понятиям: двудольные и однодольные растения.

Распознавать и описывать органы цветкового растения. распространение семян.

2 неделя ноября

11

Органы и системы органов животных.

1

Комбинированный

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции

Устный опрос

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть: органы и системы органов животных; функции органов и систем органов животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Находить в тексте и других источниках информацию об органах и системах органов животных

3 неделя ноября

12

Организм как единое целое.

1

Комбинированный

Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда

Устный опрос

Давать определения понятиям: ткань, орган.

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать, что организм – единое целое

4 неделя ноября

13

Контрольная работа №1 по разделу «Строение и свойства живых организмов».

1

Урок контроля,  оценки и коррекции знаний

1 неделя декабря

Тема 2.Жизнедеятельность организма

14

Питание растений. Почвенное питание, Фотосинтез.

1

Изучения нового материала

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы

Фронтальный

Давать определение понятиям: питание, почвенное питание.

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Давать определение фотосинтез.

Описывать сущность воздушного питания растений – фотосинтеза.

Объяснять значение воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле

Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

2 неделя декабря

15

Питание животных.

1

Комбинированный

Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупояды, симбионты, паразиты

Индивидуальный.

Давать определение питание.

Описывать сущность биологических процессов: питание животных

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках

Приводить примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов

3 неделя декабря

16

Дыхание

1

Комбинированный

Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений

Поурочный

Давать определение понятию дыхание.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Характеризовать особенности дыхания у растений и животных.

Роль дыхания в жизни  растений и животных.

4 неделя декабря

17

Транспорт веществ в организме растений. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1

Комбинированный

Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса минеральных веществ

Индивидуальный. Практическая

работа

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности переноса воды, минеральных веществ в растениях.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними

2 неделя января

18

Транспорт веществ в организме животных 

1

Комбинированный

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь, её составные части

Фронтальный.

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных

3 неделя января

19

Выделение.

1

Комбинированный

 Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов

Индивидуальный.

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных

4 неделя января

20

Обмен веществ и энергии.

1

Комбинированный

Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.

Фронтальный.

Давать определение понятию обмен веществ.

Описывать сущность процесса обмена веществ, его значение.

Называть органы, участвующие в обмене веществ.

Характеризовать особенности обмена веществ  и энергии.

1 неделя февраля

21

Скелет. Лабораторная работа №8 «Строение костей»

1

Комбинированный

Опорные системы растений и животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Называть: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Распознавать на таблицах части внутреннего скелета.

2неделя февраля

22

Движение. 

1

Комбинированный

Признаки живых организмов: движение, их проявления. Значение двигательной активности.  

Тестирование.

Называть роль движения.

3 -4 неделя февраля

23

Лабораторная работа №9 «Наблюдение за поведением животных, человека»

1

Комбинированный

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Наблюдать за поведением животных

3 -4 неделя февраля

24

Координация и регуляция. Раздражимость.

1

Комбинированный

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс.

Устный опрос

Давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных;

1 неделя марта

25

Эндокринная система и ее регуляция жизнедеятельности

1

Комбинированный

Нервная система, особенности её строения

Устный опрос

Принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

2 неделя марта

26

 Бесполое размножение. Практическая работа №2 «Черенкование комнатных растений»

1

Комбинированный

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Споры.

Устный опрос

Давать определение понятиям: размножение, споры.

Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных.

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое отношение.

Описывать сущность бесполого размножения

3 неделя марта

27

Половое размножение животных.

1

Комбинированный

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Фронтальный

Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Описывать сущность полового размножения.

Называть: значение полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки.

Объяснять преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.

4 неделя марта

28

Половое размножение растений.

1

Комбинированный

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Устный опрос

Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

Называть: значение полового размножения; органы полового размножения растений.

Описывать строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение)

Использовать полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

1 неделя апреля

29

Рост и развитие растений.  Практическая работа №4 «Прорастание семян»

1

Комбинированный

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов.

Индивидуальный.

Лабораторная работа

Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.

Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян.

2 неделя апреля

30

Рост и развитие животных.

Лабораторная работа №10 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

1

Комбинированный

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

Поурочный

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Использовать полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

3 неделя апреля

31

Контрольная работа № 2 по теме «Жизнедеятельность организмов»

 1

Урок контроля,  оценки и коррекции знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность организмов».

4 неделя апреля

                                                                              Организм и среда. Природные сообщества

32

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы.

Индивидуаль-ный.

Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы.

Называть виды экологических факторов.Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов.

1 неделя мая

33

Природные сообщества.

1

Комбинированный

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Фронтальный.

Давать определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть три группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ.*Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах.

2 неделя мая

34

Обобщающий урок по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

1

Урок обобщения и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Организм и среда. Природные сообщества».

3 неделя мая

35

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

1

Урок контроля,  оценки и коррекции знаний

Контрольное тестирование.

4 неделя мая

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

  • Сонин Н.И. Биология: живой организм. 6 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005 г.
  • Агапова Т.Д. Биология. Живой организм. 6 класс: Тетрадь для лабораторных работ. – М.: Атрис Пресс, 2003.
  • Акперова И.А. и др. Биология. 6 класс. Тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина “Биология”. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  • Семенцова В.Н. и др. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2004..

 Инструмент по отслеживанию результатов работ.

  • Иванова Т. В. Тесты. Биология. (6-11 кл.) – М.: АСТ, 2001 г.
  • Дикарев С.Д. Поурочные тесты к учебнику Сонина Н.И. Для учащихся 6 кл. – М.:АрКТИ, 2000 г. 

Методическое пособие для учителей

  • Сонин Н.И. Биология: живой организм. 6 кл. Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2000 г.
  • Семенцова В.Н. Технологические карты уроков. 6 кл. Методическое пособие.– СПб: Паритет, 2001 г.
  • Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Живой организм. 6 кл. Рабочая тетрадь учителя. – М.: Дрофа, 2001 г.
  • Дмитриева Т.А. и др. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 классы. – М.: Дрофа, 2002.
  • Алексеева Е.В. и др. Биология. Живой организм. Опорные конспекты. 6 класс. – М.: Классикс Стиль, 2003.
  • Парфилова Л.Д. и др. Тематическое и поурочное планирование по биологии. Кучебнику Н.И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.

Биология: Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс / Ред.-сосот. Н.И. Сонин. – М.: Аркти, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...