Рабочая программа по биологии 9 класс. Сонина Н.И
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Попова Вера Николаевна

Сонин Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_sonin.docx106.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету: Биология. Общие закономерности в 9 классе создана на основе государственного стандарта.

Рабочая программа разработана на основе:

Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

примерной основной образовательной программы начального общего образования (основного общего образования; среднего (полного) общего образования), созданной на основе стандарта;

основной образовательной программы начального общего образования (основного общего образования; среднего (полного) общего образования) МБОУ «Поповская СОШ»,

авторская  программа  основного общего образования по  биологии, 6 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова

 - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010

инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета.»;

базисного учебного плана на 2014-2015 учебный год;

учебного плана МБОУ «Поповская СОШ» на 2014-2015 учебный год;

положения школы «О рабочей программе педагога»;

Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Данная рабочая программа составлена по учебнику Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений /  С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007– 287 с.: ил..

Общая характеристика учебного предмета

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачиизучения биологии на  ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:

  • освоениезнаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли  биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладениеумениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими  объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
  • воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений для соблюдения правил поведения в окружающей среде, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения для  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Выделение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос «Что произойдет, если ... »). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно - коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Умение  развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,  в то числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей.        Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи:

-химия - химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств;

-география – центры многообразия и происхождения культурных растений, география населения мира;

-история – этапы эволюции человека, великие географические открытия;

-физика – свойства жидкостей, рентгеновское излучение, доза излучения и биологическая защита.

Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии ученик должен

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
      • 
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
      • 
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
      • 
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
      
уметь:
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
      • 
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
      • 
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • 
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
      • 
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
      • 
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
      • 
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      • 
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая  программа:

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

лабораторных работ – 9,

практических работ – 5,

контрольных работ -4

Содержание тем программы

II. Содержание рабочей программы

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

Проверочные работы

По примерной программе

По рабочей программе

Введение

2

1

Глава 1. Эволюционное учение

15

17

1

 Глава 2 . Возникновение и развитие жизни на Земле

4

7

1

Глава 3. Основы цитологии — науки о клетке

10

10

2

1

Глава 4 Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

5

Глава 5 Основы генетики и Генетика человека  

13

15

3

1

1

Глава 6 Основы селекции и биотехнологии

3

3

Глава 7  Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

10

10

3

4

1

РЕЗЕРВ

2

2

Итого

70

70

Основное содержание

Введение 1 ч.

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

  Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Глава 1. Эволюционное учение 17 ч

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

      Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

      Движущие силы и результаты эволюции.

      Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

      Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

      Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

      Лабораторная работа:

      • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.  

Глава 2 . Возникновение и развитие жизни на Земле ( 7 ч)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

      Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

      Экскурсия:

      • История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Глава 3. Основы цитологии — науки о клетке (10 ч)

      Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

      Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.

      Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

      Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

      Лабораторные работы:

      • Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

      • Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Глава 4 Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 ч.
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

      Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

      Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Глава 5 Основы генетики и Генетика человека  15ч


    Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

      Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

      • Изучение изменчивости у растений и животных.

      • Изучение фенотипов растений.

      Практическая работа:

      • Решение генетических задач.

      Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа:

      • Составление родословных.

Глава 6 Основы селекции и биотехнологии (3ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров

Глава 7Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 10 ч.

      Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

      Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

      Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

      Лабораторные работы:

      • Строение растений в связи с условиями жизни.

      • Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.

      • Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

Практические работы:

      • Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

      • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

      • Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

      • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

      Экскурсия:

      • Среда жизни и ее обитатели.

Учебный комплекс для учащихся:учебник  «Биология. Общие закономерности» под ред.С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова,  Н.И.Сонина, «Дрофа» 2005 г, рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности», «Дрофа», 2005 г.                                                            Наличие методических разработок для учителей:   методическое пособие к учебнику  «Биология. Общие закономерности» под ред.С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова,  Н.И.Сонина,  М.: Дрофа, 2007 г.

Дополнительная литература для учителя:

  • Биология. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 20004 -1088 с.: ил.;
  • Методика обучения биологии: Учеб. Пособие/ В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро – Мн.: Книжный Дом, 2004. -256 с.
  • Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2002;
  • Биология: Пособие для подгот. отд. мед. ин-тов / Под общей ред. Н.Е. Ковалева. М.: Высш. шк., 1986.
  • Пособие по биологии для поступающих в вузы: 2-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1997.
  • Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
  • Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы. Серия «Единый экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
  • Тесты по биологии. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С.
  • Кучменко.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 240 с.;
  • Биология в экзаменационных вопросах и ответах. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
  • Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – 4-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001.

MULTIMEDIA – поддержка предмета: 1 С образование. Биология  9 кл.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения

III. Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

 Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

План

Факт

1

03.09

Общая биология  как наука. Методы биологических исследований.

Вводный урок

Сформировать знания о

практическом      применении достижений современной биологии;

дифференциации и интеграции биологических наук. Умение Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной    картины мира.

Основные понятия

Биология

"микология

"бриология

"палеоботаника

"биотехнология

"биофизика

"биохимия

"радиобиология

Факты Биология как наука.

Процессы Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация.

Давать определение термину

биология.

Приводить примеры:

Практического      применения достижений современной биологии;

 дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать    биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной    картины мира в практической деятельности людей.

Фронтальный

3 -5,

Глава 1. Эволюционное учение ( 17 ч)

2

05.09

Многообразие живого мира.

Комбинированный урок

Сформировать знания о многообразии живых организмов

Химический элемент

Молекула

Клетка

Ткань

орган

Давать определение понятиям:

Клетка

Ткань

орган    

Фронтальный

с. 7

3

10.09

Уровни организации и основные свойства живых организмов.

Комбинированный урок

Сформировать знания о свойствах живых организмов

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Наследственность

Изменчивость

Отличительные     особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды,

Давать определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена

Фронтальный

с. 8 - 9

4

12.09

Становление систематики.

Комбинированный

Сформировать знания о становлении систематики

Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.

Давать определение термину

таксон. Называть:

уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;

основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять      принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Фронтальный

§ 1

5

17.09

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Комбинированный

Сформировать знания о эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

Климатические условия местности

Факторы внешней среды

Геологическая история материков

Характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

Фронтальный

§ 2

6

19.09

Предпосылки    возникновения   теории Ч. Дарвина.

Комбинированный

Сформировать знания о додарвиновском периоде развития биологии

Основные понятия:

Эволюция

Эмбриология

Палеонтология

Клеточная теория

Давать  определение  понятию эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

§ 3

7

24.09

Учение Ч.Дарвинао искусственном   отборе.

Комбинированный

Сформировать знания о движущих силах эволюции.

Основные понятия

Наследственная изменчивость Борьба за существование

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями.

Естественный отбор

Давать  определения  понятиям:

наследственная       изменчивость, борьба за существование.

Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции;  формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.. Характеризовать    сущность борьбы за существование.

Фронтальный

§ 4

8

26.09

Учение Ч.Дарвина о естественном   отборе.

Комбинированный

Сформировать знания о естественном отборе .

Многообразие видов

Гаттерия

Гинкго

Латимерия

Давать  определения  понятию естественный отбор, называть движущие силы эволюции.

Фронтальный

§ 5

9

01.10

Формы естественного отбора.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятий естественного отбора, борьбы за существование, наследственной изменчивости.

Основные понятия

Естественный отбор Факты

Формы  естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.

Давать определение основному понятию. Называть факторы  внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора.

Фронтальный

§ 6

10

03.10

Приспособительные особенности животных.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о различных формах приспособленности организмов.

Основные понятия

Приспособленность вида

Мимикрия. Маскировка

Предупреждающая окраска

Приспособительные   особенности растений и животных. Многообразие адаптации.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Фронтальный

Л\Р №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

§ 7

11

08.10

Забота о потомстве.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о заботе потомства

Основные понятия

Приспособленность вида

Забота о потомстве

Охрана потомства

Объяснять      относительный характер    приспособительных признаков у организмов.

Фронтальный

§ 8

12

10.10

Физиологические адаптации.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятие приспособленности.

Основные понятия

Физиологические адаптации

Адаптация       (приспособленность вида к условиям окружающей среды).

Приспособительные   особенности растений и животных..

Термолокация

Суточная и сезонная активность.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять      относительность

приспособлений.

Фронтальный

 § 9

13

15.10

Вид, его критерии и структура.

Комбинированный урок.

Сформировать понятие вида, его критериев, популяции.

Основные понятия

Вид. Виды-двойники Ареал

Критерии вида:  морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить  примеры  видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать    содержание определения понятия «вид». Характеризовать    критерии вида.

Доказывать    необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Фронтальный

Л\Р №2 «Морфологический критерий вида».

Д/з: Глава 5, § 10, записи в тетради.

14

17.10

Эволюционная роль мутаций

Комбинированный урок.

Продолжить формирование понятия популяции.

Основные понятия. Популяция

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций.

Анализировать    содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция.

Индивидуальный

§11

15

22.10

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах микроэволюции.

Основные понятия

Микроэволюция.

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические    барьеры,    пространственная   разобщенность,

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.

Анализировать    содержание

Фронтальный

Записи в тетради

16

24.10

Главные    направления эволюции.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизмах макроэволюции.

Основные понятия

Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Процессы макроэволюции.

Пути достижения биологического прогресса.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерацияНазывать основные направления эволюции. Описывать  проявления   основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Фронтальный

§12.

17

29.10

Общие закономерности эволюции.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об общих закономерностях эволюции

Основные понятия

Дивергенция

Конвергенция Необратимость эволюции

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Фронтальный

§13.

Глава 2 . Возникновение и развитие жизни на Земле 7 ч

18

31.10

Современные представления о возникновении жизни.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об этапах развития жизни на Земле.

Основные понятия

Гипотеза. Коацерваты

Пробионты.  Гипотеза  происхождения  жизни А.И.Опарина. Химический,   предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Давать определение термину-гипотеза.

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать   основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной   картины мира.

Фронтальный

Д/з: Глава 7, §14.

19

12.11

Начальные этапы развития жизни.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология Прокариоты

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы,   аэробы,   анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Индивидуальный

§15.

20

14.11

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Фотосинтез

Ароморфоз.  Растения и животные протерозоя

Давать определения основным

Фронтальный

§16

22

19.11

Жизнь в палеозойскую эру.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз.  

Растения и животные и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных.   Ароморфозы   палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.

Давать определение термину-ароморфоз. Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;

ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое.

Называть     приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Фронтальный

§17

23

21.11

Жизнь в мезозойскую эру.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз Идиоадаптации

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных.. Господство голосеменных  растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Фронтальный

§18

24

26.12

Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о происхождении жизни на Земле.

Основные понятия

Ароморфоз. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя.  

Развитие жизни в мезозое и в кайнозое..

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в  кайнозое; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять:

место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Фронтальный

§19,20

25

28.11

Контрольная работа № 1 по теме «Эволюция живого мира на Земле».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме " Эволюция живого мира на Земле ".

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Индивидуальный

Повторить 1 раздел

Глава 3. Основы цитологии — науки о клетке (10 ч)

26

03.12

Неорганические вещества клетки.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о химическом составе клетки.

 Микроэлементы Макроэлементы.  

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ  молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Вода,  минеральные соли живых организмов.

Давать определение терминам: микроэлементы,      макроэлементы.

Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной  организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

Фронтальный

Л\Р №3

«Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий».

§ 21.

27

05.12

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Белки.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Основные понятия

Углеводы Липиды Гормоны

  Органические вещества, их роль в организме:   углеводы   и  липиды. Биологическая    роль    углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция).

Приводить    примеры    веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть:

органические вещества клетки;клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Фронтальный

§ 22

28

10.12

Пластический обмен.

Комбинированный урок.

Сформирование знаний  об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Ген, Триплет, Генетический код Кодон, Транскрипция

Антикодон, Трансляция

Обмен  веществ  и  превращение энергии - признак живых организмов,   основа   жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизм транскрипции, механизм трансляции.

Закономерности Принцип комплементарности. Реализация   наследственной   информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов в клетке.

Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть:

свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать   содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме.

Фронтальный

23, записи в тетради.

29

12.12

Энергетический    обмен.    

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний  об обмене веществ в клетке

Основные понятия

Гпиколиз. Брожение. Дыхание

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологи-

Называть:

вещества - источники энергии;

продукты реакций этапов обмена веществ;

Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Фронтальный

 § 24.

30

17.12

Прокариоты.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях строения прокариотической клетки.

Основные понятия: Прокариоты. Клетки бактерий (готовые микропрепараты).

Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Клетки прокариот.

Спорообразование у бактерий.

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.

§25.

31

19.12

Эукариоты. Цитоплазма.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Органоиды Цитоплазма

Строение  и  функции  клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки.   Органеллы   цитоплазмы,   их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.

Клеточная мембрана: двойной ли-пидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

способы  проникновения  веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать:

по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Фронтальный

§ 26.

32

24.12

Эукариоты. Ядро.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний  о строении эукариотической клетки.

Основные понятия

Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип

Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом

Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы,

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать    по    таблице строение ядра.

Анализировать   содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра.

Фронтальный

§27.

33

26.12

Деление клеток.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о митозе, его фазах.

Основные понятия

Митотический цикл

Интерфаза. Митоз

Редупликация. Хроматиды

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть:

процессы,       составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Индивидуальный

§28

34

14.01

Клеточная      теория строения организмов.

Комбинированный урок.

Познакомить с клеточной теорией строения организмов.

Основные понятия

Цитология

Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные   положения   клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить   примеры  организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:

жизненные свойства клетки;

признаки клеток различных систематических групп;

положения клеточной теории. Узнавать  клетки   различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура.

Индивидуальный

Л\Р№4 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»

§29.

35

16.01

Контрольная работа № 2 по теме «Структурная организация живых организмов».

Обобщающий урок.

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме "Клетка".

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Индивидуальный

Глава 4. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч)

36

21.01

Бесполое размножение.

Комбинированный урок

Сформировать знания о бесполом размножении организмов.

Основные понятия

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Гаметы

Гэрмафродиты

Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения.   Виды   бесполого размножения:   деление   клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию

размножение. Называть:

-основные формы размножения;

 -виды полового и бесполого размножения;

-способы  вегетативного  размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать   сущность полового и бесполого размножения.

Фронтальный

§30.

37

23.01

Половое    размножение..

Комбинированный урок.

Сформировать знания о половом размножении организмов.

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции.

Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Узнавать и описывать по

рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать   содержание определений  основных понятий.

биологическое значение полового размножения; сущность   и   биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Фронтальный

§31.

38

28.01

 Эмбриональный период развития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о эмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Оплодотворение

Онтогенез

Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Давать  определение понятий:

онтогенез,    оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность     эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать    и    оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.

Индивидуальный

§ 32.

39

30.01

Постэмбриональный период развития.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Основные понятия

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период развития.

Формы  постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы.

Называть:

начало и окончание постэмбрионального развития;

>виды      постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Индивидуальный

§ 33.

40

04.02

Биогенетический закон.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о постэмбриональном развитии организмов.

Закономерности

Закон  зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).

Давать определение понятию

эмбриогенез. Называть:

начало и окончание постэмбрионального развития; >виды     постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать:Сущность     эмбрионального периода развития организмов; сущность постэмбрионально-

Фронтальный

 §34.

Глава 5. Основы генетики иГенетика человека (15 ч)

41

06.02

Основные    понятия генетики.

Вводный  урок.

Познакомить с основными понятиями генетики

Основные понятия

Аллельные гены Генетика Ген

Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип,   аллельные   гены, гибридологический метод.Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать   сущность биологических  процессов  наследственности  и  изменчивости.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Индивидуальный

§ 35

42

09.02

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о гибридологическом методе изучения наследования признаков

Основные понятия

Самоопыление

Перекрестное опыление

Использование Г. Менделем гибридологического метода.

Моногибридное скрещивание.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Фронтальный

§ 36

43

11.02

I закон Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о первом законе Менделя

Основные понятия

ГомозиготаГетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

Давать  определения понятиям:

гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Фронтальный

§ 37

44

13.02

Решение генетических задач по теме «I закон Менделя».

Комбинированный урок. П\Р№1

«Решение генетических задач».

Закрепить умение решать генетические задачи.

Закономерности     наследования признаков   скрещивании  

Объяснять:

механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;

возникновение   отличий   от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.

Фронтальный

§ 37

45

18.02

II закон Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о втором законе Менделя

Основные понятия

Расщепление

Закономерности     наследования признаков   скрещивании  

Описывать механизм скрещивания.

Составлять схему  скрещивания.

Индивидуальный

 §37.

46

20.02

Решение генетических задач по теме«II закон Менделя».

Комбинированный урок.

П\Р№2 «Решение генетических задач».

Закрепить умение решать генетические задачи.

Закономерности     наследования признаков   при   скрещивании  

Решать простейшие генетические задачи.

Фронтальный

 §37.

47

25.02

III закон Менделя.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о третьем  законе Менделя

Основные понятия

Гэнотип

Дигибридноескрещивание.

 Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.

Описывать механизм проявления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: Содержание определений основных понятий:  дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Индивидуальный

 §37.

48

27.02

Решение генетических задач по теме«III закон Менделя».

Комбинированныйурок. П\Р№3 «Решение генетических задач»

Закрепить умение решать генетические задачи.

Закономерности

Закономерности     наследования признаков   при   скрещивании  

Решать простейшие генетические задачи.

Фронтальный

 §37.

49

04.03

Сцепленное наследование генов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о сцепленном наследование генов

Основные понятия

Мейоз

Гомологичные хромосомы

Негомологичные хромосомы

Конъюгация

Кроссинговер  

Описывать механизм сцепленного наследования генов

Фронтальный

 §38.

50

06.03

Генетика пола.

Комбинированный урок.П\Р№4

«Составление родословных»

Сформировать знания об особенностях генетики пола.

Основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы .

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные     заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование  признаков,  сцепленных с полом.

Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение термину

Аутосомы. Называть:

типы хромосом в генотипе; >число  аутосом   и   половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний,  сцепленных с полом. Объяснять:

причину соотношения полов 1:1;

причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Фронтальный

§39.

51

11.03

Решение генетических задач по теме «Генетика пола».

Комбинированный урокП\Р№5 «Решение генетических задач.»

Закрепить умение решать генетические задачи.

Закономерности

Закономерности     наследования признаков   при   скрещивании  

Объяснять:

механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;

возникновение   отличий   от родительских форм у потомков.

Решать простейшие генетические задачи.

Фронтальный

§39.

52

13.03

Взаимодействие генов.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о генотипе, как целостной системе.

Основные понятия

Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип

Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные признаки.

Давать определения терминам. Приводить примеры:

аллельного   взаимодействия генов;

неаллельного    взаимодействия генов. Называть характер  взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

Фронтальный

§40

53

18.03

Наследственная изменчивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о наследственной  изменчивости.

Основные понятия

Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия.

Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.

Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.

Синдром Дауна - геномная мутация человека.

Давать определение терминам изменчивость. Называть:

вещество,   обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом;

основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную     изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Индивидуальный

Л\Р №5

«Изучение изменчивости у растений и животных».

§ 41.

54

20.03

Фенотипическая   изменчивость.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о ненаследственной  изменчивости.

Основные понятия

"Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции

Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:

> ненаследственной   изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать   содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модифика-ционную изменчивость.

Фронтальный

Л\Р №6 «Изучение фенотипов растений».

§42.

55

01.04

Контрольная работа № 3 по теме «Генетика».

Обобщающий урок

Проверить усвоение знаний, умений, навыков по теме «Генетика».

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания - незаконченные предложения.

Владение знаниями по теме, умение их применять.

Индивидуальный

Глава 6. Основы селекции и биотехнологии (3 ч)

56

03.04

Селекция.     Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Вводный  урок.

Сформировать знания о Центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные понятия

Селекция. Причины   появления   культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.

Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.

Объекты Семейство Злаковые.

Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать   содержание определений  основных  понятий.

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.

Фронтальный

 § 43.

57

08.04

Методы      селекции растений, животных.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о методах селекции.

Основные понятия

Гибридизация

Депрессия. Мутагенез

Порода. Сорт. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная,* межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.

Давать  определения понятиям: порода, сорт. Называть  методы  селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений.

Характеризовать     методы селекции растений и животных.

Индивидуальный

§44.

58

10.04

Селекция микроорганизмов.

Достижения и основные направления современной селекции.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о методах селекции.

Основные понятия

Биотехнология Штамм

Основные направления  селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Процессы

Микробиологический синтез.

Давать  определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования   микроорганизмов   в микробиологической   промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики.

Фронтальный

§45.

Глава 7. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (10 ч)

59

15.04

Структура биосферы.

Вводный  урок.

Сформировать знания о структуре биосферы.

Основные понятия

Биосфера

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Условия жизни.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определение понятию

биосфера.

Называть:

признаки биосферы; структурные   компоненты   и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество,  биокосное  и  косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать   содержание рисунка и определять границы биосферы.

Фронтальный

§ 46.

60

17.04

Круговорот   веществ в природе.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о круговороте   веществ в природе.

Основные понятия

Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус

Фильтрация

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети.

Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать:

биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; Проявление             физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота.веществ в экосистеме. Характеризовать:

сущность   круговорота    веществ и превращения энергии в экосистемах;

роль  живых  организмов   в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы

Индивидуальный

§ 47

61

22.04

Экологические   факторы.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об экологических факторах.

Основные понятия

Экология

Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды.

Давать определение терминам:

экология,     биотические     и абиотические факторы,    антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Фронтальный

 §50 , §51.

62

24.04

Биогеоценозы.   Биоценозы.

Видовое   разнообразие.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о биоценозах.

Основные понятия

Популяция. Биоценоз

Экосистема

Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура   экосистем:   биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Популяция - элемент экосистемы.

Классификация   наземных   экосистем.

Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Давать  определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть:

компоненты биогеоценоза; признаки       биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций  (численность,  плотность, соотношение групп по полу и возрасту);

признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Изучать процессы,  происходящие в популяции. Характеризовать: струкгуру наземных и водных экосистем;

Индивидуальный

§ 48, § 49

63

29.04

Биотические   факторы.    Взаимоотношения между организмами.

Комбинированный урок.

Продолжить формирование знаний о биоценозах.

Основные понятия

Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм

Типы взаимодействия разных видов:   конкуренция,   хищничество,

Давать определение терминам: конкуренция,     хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов

Фронтальный

§ 52, 53.

64

03.05

Природные  ресурсы и их использование.  

Комбинированный урок.

Сформировать знания о природных ресурсах и их использовании.

Основные понятия

Агроэкосистема Природные ресурсы

Давать определение термину  агроэкосистема   (агроце-ноз).

Приводить примеры:

Фронтальный

§ 54.

65

06.05

Последствия      деятельности человека в экосистемах.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о последствиях      деятельности человека в экосистемах.

Последствия  хозяйственной  деятельности человека для окружающей среды:

-загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана;

-антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы;

Называть       антропоген н ые факторы воздействия на биоценозы.

Анализировать    и    оценивать:

последствия     деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

Индивидуальный

§55, 56. Подготовиться к контрольной работе

66

08.05

Контрольная работа № 4 по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии».

Урок контроля ЗУН

Повторение и обобщение знаний по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

Выявлять признаки  приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах.

Фронтальный

Повторить разделы: 1,2,3,4,5.

67

13.05

Повторение и обобщение знаний учащихся по темам: «Система органического мира»,

Повторительно-обобщающий урок

Проверка усвоения знаний за год

Система органического мира

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.

Фронтальный

68

15.05

Повторение и обобщение знаний учащихся по темам: «Многообразие и эволюция живой природы», «Признаки живых организмов»

Повторительно-обобщающий урок

Проверка усвоения знаний за год

Многообразие и эволюция живой природы

Признаки живых организмов

Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.

Фронтальный

69

20.05

Повторение и обобщение знаний учащихся по темам: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

Повторительно-обобщающий урок

Проверка усвоения знаний за год

«Взаимосвязи организмов и окружающей среды».

Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.

Фронтальный

70

22.05

Резерв

Повторительно-обобщающий урок

Проверка усвоения знаний за год

Владеть знаниями по курсу биологии 9 класса.

Фронтальный

                                                                                                                                                                                          Приложение 1

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...