Сценарий акции "Каждому певцу по дворцу"
учебно-методический материал по биологии на тему

В разработке представлены игровые моменты, применяемые в ходе акции по развешиванию птичьих гнездовий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акция «Каждому певцу по дворцу»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы встретить весну по-настоящему, а вместе с ней и наших пернатых друзей – перелетных птиц. Огромный путь проделали эти птицы, чтобы вернуться на Родину. Они очень устали и им нужен дом – в этом мы им поможем, развесим три замечательных мухоловочника, которые вы сделали своими руками!

Но прежде чем мы это сделаем, предлагаю вам попутешествовать вместе с птицами.

Все мы знаем, что птицы очень хорошо ориентируются в пространстве во время полета. И первым вашим заданием будет найти при помощи карты-маршрута и компаса дерево, где будет дом птицы. Карты выдаются каждой команде. Когда вы находите дерево, то один посыльный – «почтовый голубь», возвращается обратно с номером, который вы найдете на дереве. Пришедшая первой команда получает шест и помощь опытного орнитолога и идет первой вешать свой мухоловочник. Команды, пришедшие после, получают задания, после выполнения которых они приступят к вывешиванию домиков. Итак, начали!

Задание 1.Птиц существует великое множество, все они разные, непохожие друг на друга, но очень нужные природе и человеку. Человек должен знать своих пернатых соседей, их повадки, особенности. Ведь недаром птиц всегда почитали, о некоторых из них даже легенды сложены. Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о птицах, по описанию или легенде отгадать о какой птице идет речь.

1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как об этой. Одни народы возвеличивали ее, другие – проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу “нечистым животным”, слугой дьявола. Что это за птица?

(Ответ.Сова)

2. Именно эти птицы прилетели и выдернули гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещенными клювами и причислил к лицу святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали?

(Ответ.Клесты)

3. В предании об одной птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышан далеко вокруг. Сердобольные люди называю ее вдовушкой, а каково ее настоящее имя?

(Ответ.Кукушка)

4.Легенда, распространенная в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии, связывает происхождение этой птицы  с человеком. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в  мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в эту птицу, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов.

(Ответ. Аист)

5.У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть-чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали …

(Ответ.Королек)

6.Эту птицу вы самой первой узнали в своей жизни. Нет другой птицы, которая так неотступно следовала бы за людьми: где люди, там и она. Ушли, уехали люди, переселились на новые места, и почти тут же перебираются на новое местожительство и эти пронырливые птички. В кого первого целятся хулиганы-мальчишки из рогатки? Кого чаще всего ловят кошки? Кого дольше всего человек считал вредной птицей и старался уничтожить любыми способами, мстя за склеванное зерно, за набеги на поля проса?

(Ответ.Воробей.)

7.Нигде в наших местах не услышишь другой такой странной песни. И песней-то ее не назовешь – настоящая птичья песня должна быть мелодичной, красивой, приятной на слух. Но их песню мелодичной назвать нельзя: большей частью это скрипящие и свистящие звуки. Птицы эти – великолепные подражатели: услышат они скрип двери и этот далеко не музыкальный звук могут вставить в свою песенку. Некоторые успешно подражают кваканью лягушек, лаю собак, кудахтанью кур. Они могут научиться и некоторым нашим словам.

Этих птиц, наряду с фазанами и цесарками, можно считать избавителями от нашествия колорадского жука. Они поедают этого вредителя в большом количестве.

(Ответ.Скворец.)

8.Этих птиц вы сразу отличите от всех других наших зимующих птиц. Во-первых, они относительно крупные – больше синицы, поползня, снегиря. Во-вторых, очень красивы. Одеты в нарядную розово-серую пушистую шубку с черными широкими полосами-крыльями. Сразу заметите вы и ярко-желтую полоску на конце хвоста – уж больно эта полоска яркая и броская.
Поможет узнать их и высокий хохолок. Когда птица опускает свой хохол, то кажется, что на голове у нее накинут кокетливый платочек. А когда хохолок поднят, птица выглядит очень торжественно. Очень любят полакомиться эти птицы яблочками-дичками, ягодами можжевельника, рябины.

(Ответ.Свиристель.)

9.Всем знакома эта птица. Она прилетает весной, когда появляются первые проталины, и может встречаться в городах, поселках, на дорогах, по берегам рек. Окраска ее приметная, основной фон – светло-серый, с белыми и черными отметинами, спутать ее с другой птицей трудно. Особенно когда она, не таясь, семенит перед вами по дороге и как балансиром непрестанно раскачивает хвостом.

Ее прилет обычно совпадает с началом ледохода, с началом весны на воде. Не зря, поэтому говорят, что «прилетела эта птичка лед гузкой ломать».

(Ответ.Трясогузка.)

Задание 2. Все мы знаем, что речь наша богата различными пословицами, поговорками, афоризмами и другими яркими и меткими словосочетаниями, придуманными народом, чтобы где-то посмеяться над своими пороками или просто выразить свои мысли. Птицы тоже очень часто являются героями таких поговорок. Вам нужно досказать пословицу или поговорку и пояснить её.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕРАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ. (Когда тоскуешь по родине (семье, дому), находясь далеко от нее, рад любому напоминанию о ней).

• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ. (Лучше реально обладать немногим, чем стремиться иметь что-либо большее, лучшее, но труднодостижимое, надеяться на что-либо в будущем).
Перелётный соловей: то на сосну, то на ель (Неодобр.Онепостоянномчеловеке.)
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ. (
О чем-либо судят лишь по конечным итогам.Говорится тому, кто преждевременно судит о результатах чего-либо).

• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ -  ВЫЛЕТИТ,  НЕ ПОЙМАЕШЬ. (Сказанные, произнесённые словане возьмёшь обратно).
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА, КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА. (
Рано радоваться, еще неизвестно, чем кончится дело, событие, действие и пр.Говорится с опасением, когда еще не все прочно установилось, находится в движении, в развитии; конечный результат неясен).

• СТАРОГО ВОРОБЬЯНА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.(Опытного человека не обманешь, не перехитришь).

• ВСЯКИЙ КУЛИКСВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ. (Каждый хвалит то, что ему хорошо знакомо и дорого, что является близким или родным.Говорится, часто в шутку, когда кто-л. расхваливает место, где он живет, или дело, которым занимается).
• ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО. (говорится о человеке, который не любит, не ценит свою Родину).
• ОДНА ЛАСТОЧКА ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ. (
ИзбаснидревнегреческогобаснописцаЭзопа (VIв. дон. э.) оюноше, растратившемвсеотцовскоенаследство.Изнегооноставилсебетолькоплащ, вкоторыйикуталсязимою. Аувидевпервуюприлетевшуюласточку, решил, чтоитоттеперьемуненужен, посколькунасталавесна. Ноударилиморозы, ласточкапогибла, исталоясно, чтоюношажестокоошибся, поспешиврасстатьсястеплымплащом. Так говорят об осторожности, когда хотят предостеречь от поспешных выводов).

• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ, А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА. (Первоисточник — народная пословица: «Синица за море летела и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела». Иносказательно о хвастливых обещаниях, оказавшихся неисполненными).
В ОДНО ПЕРО И ПТИЦА НЕ РОДИТСЯ. (Не все люди одинаковы (по своим качествам).
• КОГОТОК УВЯЗ – ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ. (
Стоит лишь поступиться чём-либо, начать какое-либо  предосудительное дело, как, втянувшись, уже не сможешь из него выпутаться).

Задание 3. «Бой скороговорок».
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.
Команда делится на две части и каждой из них нужно будет проговорить дружно и слаженно предложенные скороговорки.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали ворон
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.

Когда журчат ручьи – грачи.
Когда кричат грачи – ручьи,
Когда грачи – тогда ручьи,
Когда ручьи – тогда грачи.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят как галчата
И как волчата галчата молчат. 

Кукушка кукушоночкам
Купила капюшончики.
Надели кукушоночки
Кукушкины капюшончики.

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится - поется.

Петр Петрович
По прозванью Перепелович
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу Перепеловичу
Перепелят.

4. Игра «Филин и пташки»

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.        

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Каждая птица должна выбрать для себя «гнездо» перед началом игры и может спрятаться от филина только в своём «гнезде».

Задание 5. «Терем-теремок»

Команда должна собрать паззл, на котором изображен гнездовой домик и попробовать определить, какие птицы могут заселиться в него.

Рисунок 1. Синичник.                Рисунок 2. Мухоловочник (мухоловка,                 Клиновидный домик.                горихвостка, трясогузка)

 

Рисунок 3. Гоголятник (гоголь,                 Рисунок 4. Домик для стрижей.

галка, сокол-пустельга)

                 

Рисунок 5. Домик из бересты

(синицы, поползни)

Итоговая подвижная игра «Перелетные птицы» (на начальном пункте)

Ведущий:

Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне за линией, ведущий читает стихотворение, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону в «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот становится «ветерком» и должен отгадать загадку о птице и назвать перелётная птица это или зимующая.

Считалки:

Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь водить ты!

 

Загадки:

Гнездо под крышей ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождём очень низко летает,

Эту птичку, каждый ребёнок знает,

За ней мы любим, наблюдать,

Эту птичку скажите как звать./ласточка/ перелётная

 

Всех-всех птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица /грач/ перелётная

 

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет./цапля/ перелётная (В северных полушариях цапля - перелётная, и с наступлением холодов покидает своё место обитания, это начинается с замерзанием воды. На более тёплой территории цапля ведёт оседлый образ жизни, не покидая на зиму своё привычное место обитания).

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? /соловей/перелётная

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это./гусь/перелётная (Изначально гуси – это перелетные птицы. Но сегодня таким даром обладают только дикие представители. А вот домашние давно утратили такую способность. Но им, думаем, и на приусадебных участках не так уж и плохо. Что касается диких видов, например, самый известный из них серый гусь, то зимуют птицы в Южной Европе и Азии, а также в Северной Африке).

 

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце./Ласточка/ перелётная

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковыхпопрыгушек./цапля/ перелётная

 

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит./жаворонок/ перелётная (Жаворонки - перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад).

 

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его /скворец/перелётная

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? /Стрижи/перелётная

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? /Воробей/ зимующая

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... /Синица/ зимующая

Кто поет, как соловей?

Кто, не прячась средь ветвей,

Наверху, у самых звезд,

Зачарует песней? /Дрозд/перелётная

Сидит он на болоте

И плачет днем и ночью,

Другим же плакать не велит.

Как птицу ту зовут? /Кулик/ перелётная

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. /Снегирь/перелётная

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. /Ворона/ зимующая


Задание 1. Птиц существует великое множество, все они разные, непохожие друг на друга, но очень нужные природе и человеку. Человек должен знать своих пернатых соседей, их повадки, особенности. Ведь недаром птиц всегда почитали, о некоторых из них даже легенды сложены. Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о птицах, по описанию или легенде отгадать о какой птице идет речь.

1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как об этой. Одни народы возвеличивали ее, другие – проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу “нечистым животным”, слугой дьявола. Что это за птица?

(Ответ.Сова)

2. Именно эти птицы прилетели и выдернули гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещенными клювами и причислил к лицу святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали?

(Ответ.Клесты)

3. В предании об одной птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышан далеко вокруг. Сердобольные люди называю ее вдовушкой, а каково ее настоящее имя?

(Ответ.Кукушка)

4.Легенда, распространенная в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии, связывает происхождение этой птицы  с человеком. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в  мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в эту птицу, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов.

(Ответ.Аист)

5.У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть-чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали …

(Ответ.Королек)

6.Эту птицу вы самой первой узнали в своей жизни. Нет другой птицы, которая так неотступно следовала бы за людьми: где люди, там и она. Ушли, уехали люди, переселились на новые места, и почти тут же перебираются на новое местожительство и эти пронырливые птички. В кого первого целятся хулиганы-мальчишки из рогатки? Кого чаще всего ловят кошки? Кого дольше всего человек считал вредной птицей и старался уничтожить любыми способами, мстя за склеванное зерно, за набеги на поля проса?

(Ответ.Воробей.)

7.Нигде в наших местах не услышишь другой такой странной песни. И песней-то ее не назовешь – настоящая птичья песня должна быть мелодичной, красивой, приятной на слух. Но их песню мелодичной назвать нельзя: большей частью это скрипящие и свистящие звуки. Птицы эти – великолепные подражатели: услышат они скрип двери и этот далеко не музыкальный звук могут вставить в свою песенку. Некоторые успешно подражают кваканью лягушек, лаю собак, кудахтанью кур. Они могут научиться и некоторым нашим словам.

Этих птиц, наряду с фазанами и цесарками, можно считать избавителями от нашествия колорадского жука. Они поедают этого вредителя в большом количестве.

(Ответ.Скворец.)

8.Этих птиц вы сразу отличите от всех других наших зимующих птиц. Во-первых, они относительно крупные – больше синицы, поползня, снегиря. Во-вторых, очень красивы. Одеты в нарядную розово-серую пушистую шубку с черными широкими полосами-крыльями. Сразу заметите вы и ярко-желтую полоску на конце хвоста – уж больно эта полоска яркая и броская.
Поможет узнать их и высокий хохолок. Когда птица опускает свой хохол, то кажется, что на голове у нее накинут кокетливый платочек. А когда хохолок поднят, птица выглядит очень торжественно. Очень любят полакомиться эти птицы яблочками-дичками, ягодами можжевельника, рябины.

(Ответ.Свиристель.)

9.Всем знакома эта птица. Она прилетает весной, когда появляются первые проталины, и может встречаться в городах, поселках, на дорогах, по берегам рек. Окраска ее приметная, основной фон – светло-серый, с белыми и черными отметинами, спутать ее с другой птицей трудно. Особенно когда она, не таясь, семенит перед вами по дороге и как балансиром непрестанно раскачивает хвостом.

Ее прилет обычно совпадает с началом ледохода, с началом весны на воде. Не зря, поэтому говорят, что «прилетела эта птичка лед гузкой ломать».

(Ответ.Трясогузка.)


1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как об этой. Одни народы возвеличивали ее, другие – проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу “нечистым животным”, слугой дьявола. Что это за птица?

2. Именно эти птицы прилетели и выдернули гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещенными клювами и причислил к лицу святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали?

3. В предании об одной птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышан далеко вокруг. Сердобольные люди называю ее вдовушкой, а каково ее настоящее имя?

4.Легенда, распространенная в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии, связывает происхождение этой птицы  с человеком. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в  мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в эту птицу, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов.

5.У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть-чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали …

6.Эту птицу вы самой первой узнали в своей жизни. Нет другой птицы, которая так неотступно следовала бы за людьми: где люди, там и она. Ушли, уехали люди, переселились на новые места, и почти тут же перебираются на новое местожительство и эти пронырливые птички. В кого первого целятся хулиганы-мальчишки из рогатки? Кого чаще всего ловят кошки? Кого дольше всего человек считал вредной птицей и старался уничтожить любыми способами, мстя за склеванное зерно, за набеги на поля проса?

7.Нигде в наших местах не услышишь другой такой странной песни. И песней-то ее не назовешь – настоящая птичья песня должна быть мелодичной, красивой, приятной на слух. Но их песню мелодичной назвать нельзя: большей частью это скрипящие и свистящие звуки. Птицы эти – великолепные подражатели: услышат они скрип двери и этот далеко не музыкальный звук могут вставить в свою песенку. Некоторые успешно подражают кваканью лягушек, лаю собак, кудахтанью кур. Они могут научиться и некоторым нашим словам.

Этих птиц, наряду с фазанами и цесарками, можно считать избавителями от нашествия колорадского жука. Они поедают этого вредителя в большом количестве.

8.Этих птиц вы сразу отличите от всех других наших зимующих птиц. Во-первых, они относительно крупные – больше синицы, поползня, снегиря. Во-вторых, очень красивы. Одеты в нарядную розово-серую пушистую шубку с черными широкими полосами-крыльями. Сразу заметите вы и ярко-желтую полоску на конце хвоста – уж больно эта полоска яркая и броская.
Поможет узнать их и высокий хохолок. Когда птица опускает свой хохол, то кажется, что на голове у нее накинут кокетливый платочек. А когда хохолок поднят, птица выглядит очень торжественно. Очень любят полакомиться эти птицы яблочками-дичками, ягодами можжевельника, рябины.

9.Всем знакома эта птица. Она прилетает весной, когда появляются первые проталины, и может встречаться в городах, поселках, на дорогах, по берегам рек. Окраска ее приметная, основной фон – светло-серый, с белыми и черными отметинами, спутать ее с другой птицей трудно. Особенно когда она, не таясь, семенит перед вами по дороге и как балансиром непрестанно раскачивает хвостом.

Ее прилет обычно совпадает с началом ледохода, с началом весны на воде. Не зря, поэтому говорят, что «прилетела эта птичка лед гузкой ломать».


Задание 2. Все мы знаем, что речь наша богата различными пословицами, поговорками, афоризмами и другими яркими и меткими словосочетаниями, придуманными народом, чтобы где-то посмеяться над своими пороками или просто выразить свои мысли. Птицы тоже очень часто являются героями таких поговорок. Вам нужно досказать пословицу или поговорку и пояснить её.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ  РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ. (Когда тоскуешь по родине (семье, дому), находясь далеко от нее, рад любому напоминанию о ней).

• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ. (Лучше реально обладать немногим, чем стремиться иметь что-либо большее, лучшее, но труднодостижимое, надеяться на что-либо в будущем).
Перелётный соловей: то на сосну, то на ель (Неодобр.Онепостоянномчеловеке.)
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ. (
О чем-либо судят лишь по конечным итогам.Говорится тому, кто преждевременно судит о результатах чего-либо).

• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ -  ВЫЛЕТИТ,  НЕ ПОЙМАЕШЬ. (Сказанные, произнесённые словане возьмёшь обратно).
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА, КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА. (
Рано радоваться, еще неизвестно, чем кончится дело, событие, действие и пр.Говорится с опасением, когда еще не все прочно установилось, находится в движении, в развитии; конечный результат неясен).

• СТАРОГО ВОРОБЬЯ  НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.(Опытного человека не обманешь, не перехитришь).

• ВСЯКИЙ КУЛИК  СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ. (Каждый хвалит то, что ему хорошо знакомо и дорого, что является близким или родным.Говорится, часто в шутку, когда кто-л. расхваливает место, где он живет, или дело, которым занимается).
• ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО. (говорится о человеке, который не любит, не ценит свою Родину).
• ОДНА ЛАСТОЧКА ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ. (
ИзбаснидревнегреческогобаснописцаЭзопа (VIв. дон. э.) оюноше, растратившемвсеотцовскоенаследство.Изнегооноставилсебетолькоплащ, вкоторыйикуталсязимою. Аувидевпервуюприлетевшуюласточку, решил, чтоитоттеперьемуненужен, посколькунасталавесна. Ноударилиморозы, ласточкапогибла, исталоясно, чтоюношажестокоошибся, поспешиврасстатьсястеплымплащом. Так говорят об осторожности, когда хотят предостеречь от поспешных выводов).

• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ, А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА. (Первоисточник — народная пословица: «Синица за море летела и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела». Иносказательно о хвастливых обещаниях, оказавшихся неисполненными).
В ОДНО ПЕРО И ПТИЦА НЕ РОДИТСЯ. (Не все люди одинаковы (по своим качествам).
• КОГОТОК УВЯЗ – ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ. (
Стоит лишь поступиться чём-либо, начать какое-либо  предосудительное дело, как, втянувшись, уже не сможешь из него выпутаться).

Задание 2. Нужно досказать пословицу или поговорку и расшифровать её.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ

РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

• ПЕРЕЛЁТНЫЙ СОЛОВЕЙ:

ТО НА СОСНУ, ТО НА ЕЛЬ
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ

СВОЯ ПЕСНЯ.
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ

СЧИТАЮТ.

• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ -  

ВЫЛЕТИТ,  НЕ ПОЙМАЕШЬ.
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА,

КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

• СТАРОГО ВОРОБЬЯ

НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

• ВСЯКИЙ КУЛИК

СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• ГЛУПА ТА ПТИЦА,

КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
• ОДНА ЛАСТОЧКА

ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.

  • В ОДНО ПЕРО

И ПТИЦА НЕ РОДИТСЯ

НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ,

 А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА
• КОГОТОК УВЯЗ –

ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.


Задание 3. «Бой скороговорок».
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.
Команда делится на две части и каждой из них нужно будет проговорить дружно и слаженно предложенные скороговорки.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали ворон
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.

Когда журчат ручьи – грачи.
Когда кричат грачи – ручьи,
Когда грачи – тогда ручьи,
Когда ручьи – тогда грачи.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят как галчата
И как волчата галчата молчат. 

Кукушка кукушоночкам
Купила капюшончики.
Надели кукушоночки
Кукушкины капюшончики.

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится - поется.

Петр Петрович
По прозванью Перепелович
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу Перепеловичу
Перепелят.


Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали ворон
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.

Когда журчат ручьи – грачи.
Когда кричат грачи – ручьи,
Когда грачи – тогда ручьи,
Когда ручьи – тогда грачи.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят как галчата
И как волчата галчата молчат. 

Кукушка кукушоночкам
Купила капюшончики.
Надели кукушоночки
Кукушкины капюшончики.

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится - поется.

Петр Петрович
По прозванью Перепелович
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу Перепеловичу
Перепелят.


Итоговая подвижная игра «Перелетные птицы»

Ведущий:

Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет  легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает

По считалке выбирается «ветерок». Дети стоят на одной стороне за линией, ведущий читает стихотворение, по окончанию слов дети перебегают на противоположную сторону в «теплые страны», «ветерок» ловит их «сбивает с пути», кого запятнали, тот становится «ветерком» и должен отгадать загадку о птице и назвать перелётная птица это или зимующая.

Считалки:

Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь водить ты!

 

Загадки:

Гнездо под крышей ловко строит,

Птенцов своих постоянно выводит,

Перед дождём очень низко летает,

Эту птичку, каждый ребёнок знает,

За ней мы любим, наблюдать,

Эту птичку скажите как звать./ласточка/ перелётная

 

Всех-всех птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица /грач/ перелётная

 

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет./цапля/ перелётная (В северных полушариях цапля - перелётная, и с наступлением холодов покидает своё место обитания, это начинается с замерзанием воды. На более тёплой территории цапля ведёт оседлый образ жизни, не покидая на зиму своё привычное место обитания).

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? /соловей/перелётная

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это./гусь/ перелётная (Изначально гуси – это перелетные птицы. Но сегодня таким даром обладают только дикие представители. А вот домашние давно утратили такую способность. Но им, думаем, и на приусадебных участках не так уж и плохо. Что касается диких видов, например, самый известный из них серый гусь, то зимуют птицы в Южной Европе и Азии, а также в Северной Африке).

 

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу - белое полотенце./Ласточка/ перелётная

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковыхпопрыгушек./цапля/ перелётная

 

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит./жаворонок/ перелётная (Жаворонки - перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад).

 

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его /скворец/перелётная

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? /Стрижи/перелётная

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? /Воробей/ зимующая

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... /Синица/ зимующая

Кто поет, как соловей?

Кто, не прячась средь ветвей,

Наверху, у самых звезд,

Зачарует песней? /Дрозд/перелётная

Сидит он на болоте

И плачет днем и ночью,

Другим же плакать не велит.

Как птицу ту зовут? /Кулик/ перелётная

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. /Снегирь/перелётная

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. /Ворона/ зимующая


4. Игра «Филин и пташки»

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.        

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Каждая птица должна выбрать для себя «гнездо» перед началом игры и может спрятаться от филина только в своём «гнезде».


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5


Задание 5. «Терем-теремок»

Команда должна собрать паззл, на котором изображен гнездовой домик и попробовать определить, какие птицы могут заселиться в него.

Рисунок 1. Синичник.                Рисунок 2. Мухоловочник (мухоловка,                 Клиновидный домик.                горихвостка, трясогузка)

 

Рисунок 3. Гоголятник (гоголь,                 Рисунок 4. Домик для стрижей.

галка, сокол-пустельга)

                 

Рисунок 5. Домик из бересты

(синицы, поползни)



Предварительный просмотр:


J:\Акция каждому певцу по дворцу\Новая папка\4 нов.jpg

J:\Акция каждому певцу по дворцу\Новая папка\3(1) нов.jpg



J:\Акция каждому певцу по дворцу\Новая папка\2 нов.jpg

J:\Акция каждому певцу по дворцу\Новая папка\1.jpg



Предварительный просмотр:

Инструкция по использованию компаса

  1. Стрелка компаса всегда указывает на север. Если стрелки две, то чаще "северная" стрелка обозначена синим цветом, либо она более короткая, либо это часть с концом в виде стрелы.
  2. Когда используете компас, кладите его на ладонь и держите горизонтально, чтобы стрелочка не задевала стекло или основание компаса и не сбивалась.
  3. Компас может давать неверную информацию о расположении частей света, если Вы находитесь близ линий электропередач.
  • Определите, в какую сторону вы смотрите. Взгляните на магнитную стрелку. Если только вы не идете на север, она должна отклоняться в ту или иную сторону.
  • Поворачивайте шкалу делений. Делать это нужно до тех пор, пока стрелка направления не совпадет с магнитной стрелкой, то есть пока обе стрелки не будут указывать на север. Затем определите, в какую сторону двигаетесь вы, посмотрев на то, куда указывает стрелка направления движения. Если та указывает на область между отметками «Север» и «Запад», то вы движетесь на северо-запад.
  • Определите, где направление стрелки движения пересечется со шкалой делений. Чтобы определить свое направление точнее, внимательнее посмотрите на шкалу делений. Если пересечение происходит напротив цифры 315, то вы движетесь на 315 градусов к северо-западу.

Как пользоваться компасом. Азимут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку "Путешествие по стране певцов"

Презентация «Путешествие по стране певцов» знакомит с определением различных тембров голосов и составами ансамблей. В презентации использованы анимированные картинки, стихи об ансамблях, кроссворд и ...

презентация "Певцы войны"

Презентация к уроку музыки в 7 классе из серии "Мы помним.! Мы гордимся!"...

Сценарий и презентация музыкальной гостиной, посвященной 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов "Музыкальная гостиная, посвященная 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона" проводится на двух языках русском и английск...

Экологическая акция "Каждому певцу по дворцу"

Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности учащихся и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком....

Сценарий детской викторины "История нашего Дворца"

Цель викторины: Познакомить детей с историей Дворца. Задачи:-Организовать и провести беседу-викторину в творческих коллективах Дворца.- Реализовать потребность детей в получении знаний об истории...

Сценарий внеклассного мероприятия «Во дворце имени Существительного»

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Во дворце имени Существительного" в игровой форме помогает повторить и обобщить материал по теме "Имя существительное"...