Программа кружка "Шаг в будущее"
рабочая программа по биологии на тему

Монгуш Нелли Маадыровна

программа по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_budushchee.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республки Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Межегей

 

«Согласовано»                                                                        «Утверждаю»

Зам. дир. по ВР                                         Директор МБОУ СОШ с.Межегей

Монгуш Н.М.______                                                    Тепл-оол Л. С.________

«_____»___________2012г.                                  «____»______________2012г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Шаг в будущее»

                                                                                                   

Автор работы:

                                                                                   учитель биологии

Монгуш Нелли                                                                              

                                                                            Маадыровна

                           

                               

Межегей-2012

Пояснительная записка

Кружок “Шаг в будущее” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6-11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе.

Задача кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ.

Программа кружка рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно-методическими и материально-техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение (6 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу; 

2. Оформление исследовательских работ (18 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать: 

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности. 

3. Исследования в области экологии (16 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в Тыве России. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Республики Тыва.

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности.

 Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.

2. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

3. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха. 

3. Исследовательская работа в природе (16ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.

3. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.

4. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района.

Учащиеся должны знать: 

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов. 

5. Изучение своего края (12 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории.

Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Используемая литература:

Для учителя:

              1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник

     «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

      Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:

1). Программа «Кружок юных экологов» (первый год занятий).

    - Тема 2 «Охрана природы. Предмет и задачи экологии».

2). Программа «Кружок по охране природы».

    - Тема 3 «Знакомство с природой края».

    - Тема 6 «Охрана недр».

    - Тема 9 «Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений».

    - Тема 19 «Охрана памятников природы».

    - Тема 20 «Особенности охраны природы в городах и сельской местности».

    - Тема 21 «Заключительное занятие».

3). Программа «Кружок гидробиологов» (первый год занятий).

     - Тема 2 «Гидробиология, ее разделы, объекты и методы».

     - Тема 3 «Вода как среда обитания».

4). Программа «Кружок юных фенологов».

      - Тема 16 «Сезонные метеорологические и гидрологические явления».

2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.

3. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.

4. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.

5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.

Для обучающихся:

  1. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.-  

     Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства  

     просвещения РСФСР, М., 1961.

  1. Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
  2. Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.
  3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.

                                                          ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка

Название раздела, темы

Количество часов

Вид практической деятельности

1. Введение –6ч.

1. Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.  Вводный инструктаж. Инструкция №1.

2

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

2

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

2

Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

2. Оформление исследовательских работ – 18ч.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

2

Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

2

Практическая работа «Конспектирование научно- популярной статьи».

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

2

Участие в районной экологической конференции; в конкурсе «Моя малая Родина».

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

2

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.

2

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

Выступление с результатами исследований и экспериментов перед обучающимися школы.

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

Участие в очистке пришкольной территории от мусора.

 Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

2

Практическая работа 

«Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

3. Исследования в области экологии- 16 ч.

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России, Тыве.

2

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

2

Нормативно- правовые документы в области экологии. «Красная книга» Республики Тыва.

2

Подготовка сообщений «По следам «Красной книги» и выступление перед младшими школьниками.

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

2

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

2

Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в с. Межегей».

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2

Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта».

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

2

Участие в очистке пришкольной территории от мусора.

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

2

Практическая работа «Обработка результатов исследований».

4. Исследовательская работа в природе – 16ч.

Исследования водных объектов.

2

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.

2

Практическая работа «Гидрологические исследования на реке своего населенного пункта».

Охрана водоемов от загрязнения.

2

Экскурсия  на озеро «Изучение экологического состояния водоема. Предложение мер по его охране».

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

2

Практическая работа «Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами».

Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

2

Практическая работа «Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений».

Обработка результатов метеорологических наблюдений.

2

Практическая работа «Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений».

Экскурсия на метеостанцию города «Методы  метеорологических наблюдений».

Особенности рельефа своей местности.

4

Полевая практика по сбору образцов полезных ископаемых.  

Составление коллекции.

Экскурсия на предприятие своего района по добыче полезных ископаемых.

5. Изучение своего края – 12ч.

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

2

Экскурсия в школьный краеведческий музей «Знакомство с историей  своего населенного пункта».

Знаменитые люди - наши земляки.

2

Встреча со знаменитыми земляками

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

2

Практическая работа «Составление плана - схемы с нанесением природных и антропогенных памятников».

Мероприятия по охране памятников.

2

Участие в охране, озеленении исторических и природных памятников.

Население. Характеристика современной демографической ситуации.

2

Сбор материалов и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

Обобщение и повторение изученного за год.

2

Оформление заметок в районную газету  об истории, культуре, природе своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса. Программа "Мы молодые - будущее своей семьи и российского государства"

Формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы....

Сценарий конкурсной программы, посвященной воспитанию будущих хозяек дома

Конкурсная программа содержит конкурсы "Хороший тон в доме и семье", "Роль хозяйки в доме", "Правила поведения в семье", "Умения вести дом" и др....

Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее"

Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее" разработан по УМК С.И.Львовой   Цель проекта: РАЗВИТИЕ  творческой личности обучающегося на основе освоения УУД в соотв...

Конкурсная профилактическая программа "Дорога в будущее"

Конкурсная программа создана в целях профилактики ПАВ среди подрастающего поколения. Возраст участников 13-14 лет. ...

программа Сотвори своё будущее сам

Программа по социальной адаптации воспитанников школы-интерната....

Программа "Одаренные дети -будущее России"

Программа "Одаренные дети - будущее России"...

Авторская программа "Одарённые дети -будущее России"

В программе предаставлен опыт работы с одарёнными детьми....