Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее"
проект по русскому языку (5 класс) по теме

Рахматуллина Вера Евгеньевна

Педагогический проект рабочей программы "Шаг в будущее" разработан по УМК С.И.Львовой 

 

 

Цель проекта:

 

РАЗВИТИЕ  творческой личности обучающегося на основе освоения УУД в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены примерной программой ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proek1.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

рабочей программы

по русскому языку

 «Шаг в будущее»

 (разработан по  УМК С.И.Львовой)

АВТОР проекта: Рахматуллина В.Е.

учитель русского  языка и литературы

МОУ «Клязьмогородецкая ООШ»

-2011год-

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт педагогического проекта

2. Цель проекта

3. Задачи  проекта

4. Объект и предмет исследования

5. Актуальность проекта

6. Проблемы

7. Гипотеза

8. Структура рабочей программы по русскому языку

9. Этапы реализации проекта

10. Описание ценностных ориентиров содержания

     учебного предмета

11. Личностные, метапредметные и предметные

     результаты освоения учебного предмета

12. Наиболее типичные недочеты в рабочих программах

13. Ожидаемый результат педагогического проекта

14. Учебно-методическая литература к Рабочей

     программе по русскому языку для учителя

                 

Паспорт педагогического проекта

Юридический адрес:        

601952  Владимирская область

Ковровский район

С.Клязьминский Городок

Ул. Школьная д.37

телефон (4-9232) 7-63-10

электронный адрес: rachmatullina777 @mail.ru

Направление:

Преподавание русского языка в основной школе в рамках введения новых государственных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения.

Название:

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса

Разработчик:        

Рахматуллина В.Е., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной  категории

Исполнители:

Рахматуллина В.Е., учитель русского языка и литературы и учащиеся 5 класса

Сроки реализации:

2011-2013 год

Цель проекта:

РАЗВИТИЕ  творческой личности обучающегося на основе освоения УУД в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены примерной программой ФГОС второго поколения

Задачи  проекта:

  1. освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
  2. умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
  3. интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
  4. активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Объект исследования:

образовательный процесс.

Предмет исследования:

 русский язык.

Актуальность проекта

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных

потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего,

основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы, которые отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учётом специфики конкретного учебного предмета

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице её федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Разработка рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (далее – Рабочей программы) как нормативного документа – одна из будущих проблем большинства педагогических работников образовательных учреждений Владимирской области, которая обусловлена отсутствием методических основ и рекомендаций по их составлению. Данная рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса  призвана ответить на основные вопросы, возникающие у учителей - филологов при разработке Рабочих программ: «Что из себя представляет  рабочая программа по русскому языку в рамках введения новых государственных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения?», «Какова её структура и содержание?»,

Проблемы:

  1. Отсутствие методических  основ и рекомендаций

 по и составлению рабочих программ:

  1. Недостаточная подготовка учителя к творческой

деятельности по созданию новых курсов и программ;

  1. Неспособность адаптироваться  к быстро меняющейся

дифференцированной  и специализированной  системе обучения;

  1. Перегруженность содержания  школьного образования

  1. Недостаточное использование конструктивно-

технологического подхода к созданию рабочих программ  как

компонента системы  образования.

Гипотеза:

Рабочая программа по русскому языку для учащихся основной школы (с учётом ФГОС) позволит:

  1. значительно повысить качество знаний по русскому языку,

  1. создать условия для общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся через ключевую компетенцию  образования как «научить учиться».

 

  1. выражать грамотно свои  чувства и представления о мире различными способами.

  1. свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач. 

Структура рабочей программы по русскому языку

 Рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:

  1. требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  2. обязательного минимума содержания учебных программ;
  3. максимального объёма учебного материала для учащихся;
  4. требований к уровню подготовки выпускников;
  5. объёма часов учебной нагрузки на учащихся данного класса;
  6. познавательных интересов учащихся;
  7. целей и задач образовательной программы школы;
  8. выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса содержит:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

К рабочей программе могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов её структуры.

К ним относятся:

  1. титульный лист;

  1. пояснительная записка;

  1. планируемые результаты по окончании изучения курса;

  1. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

   образовательного процесса;

  1. содержание учебного предмета по годам обучения;

  1. внеурочная деятельность учащихся по предмету.

Этапы реализации проекта

Теоретическую основу проекта составила концепция развития универсальных учебных действий,разработанная на основе системно-деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолов.

Этапы реализации проекта

Наименование  мероприятия

Сроки

Формирование УУД

Предполагаемый результат

1

Предпроектный

(проблематизация, разработка проектного задания)

  1. Выбор проблемы (темы) проекта
  2. Поиск проблемы
  3. Обоснование проекта

Июнь 2012-

Август

2012г

Коммуникативные:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителями и ребятами
  2. Умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать предложения других.

Личностные:

  1. Использование приобретённых знаний в обучении и повседневной жизни для исследования языковых явлений

1.Актуальность темы

2.Анализ УМК, соответствующих современным требованиям времени (ФГОС второго поколения: С..Львовой, М.Разумовской и др.)


2.Список литературы по данной проблеме


3.Глоссарий

2

Реализация проекта

(Планирование и организация деятельности)

  1. Подготовка материалов к исследовательской деятельности
  2. Формирование вопросов, на которые нужно ответить в процессе работы
  3. Отбор литературы







  1. Разработка документации
  2. Определение форм выражения результатов деятельности

Сентябрь

2012 – май 2013г

Познавательные:

  1. Применение общеучебных умений, анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей
  2. Извлечение необходимой информации и самостоятельное создание способов решения








проблем творческого характера

  1. Построение логической цепи рассуждений


Регулятивные:

  1. Пошаговый контроль создания проекта

Коммуникативные:

  1. Тесное сотрудничество с коллегами и учащимися по апробации Рабочей программы

1.Освоение модели системы универсальных учебных действий, демонстрирующей взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов УУД

2.Освоение «пошаговой» деятельности разработки Рабочей программы

3.Осуществление деятельностного,  практико – ориентированного







подхода к образовательному процессу в Рабочей программе

4.Составление и апробация Рабочей программы по русскому языку

3

Рефлексия

(Презентация и оценка результатов)

  1. Оформление результатов
  2. Защита презентаций
  3. Саморефлексия.

Оценка результатов и процесса в целом

Июнь 2013-сентябрь 2013г

Регулятивные:

  1. Прогнозирование результатов и уровня усвоения его временных характеристик
  2. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Личностные:

  1. Оценивание результатов

1.Внедрение Рабочей программы по русскому языку для основной школы с учётом ФГОС второго поколения в учебный процесс

2.Проведения семинара – практикума, презентации, идей опыта

3.Открытый урок для учителей-филологов района

4.Размещение Рабочей программы на сайте школы

5.Разработка рекомендаций на основе рефлексии опыта

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание

любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. 

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к окружающему миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике и приложении к нему (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

-  подробно и сжато пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности .

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса  «Русский язык»  является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

     

  1. не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;

  1. недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

  1. отсутствуют некоторые обязательные разделы;

  1. не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК;

  1. не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Ожидаемый результат педагогического проекта:

  1. Приобретение учителями и учащимися функционального навыка исследования и создания проектов;

  1. Обеспечение активной учебной работы школьников через формирование ключевых компетенций, заложенных в данный проект;

  1. Повышение качества знаний учащихся;

  1. Развитие творческих способностей учащихся;

  1. Обеспечение развития творческой работы педагогов;

  1. Использование индивидуализации и активных действенных методов обучения;

Учебно-методическая литература

к Рабочей программе по русскому языку

для учителя:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. – 2006 - 64 с.

2. Как составить рабочую программу учебного курса? Н.Л.Солянкина – Красноярск: Издательство КК ИПКиПП РО, 2009 -27с.

3.  Краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя//журнал «Практика образования» 2010.4, с.43-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Одарённые дети - будущее ОАО "РЖД"

Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои лично...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»

Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...


 

Комментарии

Рахматуллина Вера Евгеньевна

Актуальность проекта

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных

потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.
Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы, которые отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учётом специфики конкретного учебного предмета
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице её федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
Разработка рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (далее – Рабочей программы) как нормативного документа – одна из будущих проблем большинства педагогических работников образовательных учреждений Владимирской области, которая обусловлена отсутствием методических основ и рекомендаций по их составлению. Данная рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса призвана ответить на основные вопросы, возникающие у учителей - филологов при разработке «Что из себя представляет рабочая программа по русскому языку в рамках введения новых государственных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения?», «Какова её структура и содержание?»,