Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Атаманова Светлана Викторовна

Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.________________________                      класс ___________

5 класс   Лабораторная работа № 1

«Рассматривание кожицы лука под микроскопом».

Материалы и оборудование: луковица лука; микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, салфетка, стаканчик с водой, препаровальные иглы.

Цель работы:

ХОД РАБОТЫ

1. Определите, во сколько раз увеличивает ваш микроскоп? Запишите в тетрадь.

2.Приготовьте микропрепарат кожицы лука, пользуясь инструктивной карточкой:

Приготовление микропрепарата кожицы лука

1) Протрите предметное и покровное стекла салфеткой кусочком марли.

2) Нанесите на предметное стекло пипеткой  каплю  воды.

3)  Снимите с помощью препаровальной иглы с поверхности мясистой чешуи маленький кусочек прозрачной кожицы, опустите его в каплю воды, расправьте препаровальной иглой.

4) Накройте кожицу покровным стеклом. Остатки воды аккуратно удалите с помощью фильтровальной бумаги.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, потом при большом увеличении.

4.Какие части клетки вы увидели? ______________________________________

Зарисуйте  клетку кожицы лука. Отметьте  эти части клетки на рисунке.

5. Какие пластиды находятся в клетках кожицы лука, как  они называются? (П)

_______________________________

6 . Могут ли клетки луковицы осуществлять  фотосинтез? Почему?

7.  Сравните клетки кожицы лука и листа элодеи, заполнив таблицу: (П)

(Используйте рис. 1,3  в инструкции)

Вопросы  

Клетки кожицы лука

Клетки листа элодеи

1.Какая форма  у клеток?

2.Какова окраска клеток? С чем она связана?

3. Какую функцию выполняют пластиды растительной клетки?

8. Сделайте вывод: Чем отличается строение клеток разных растений?

Ф.И.________________________                      класс ___________

5 класс Лабораторная работа № 2  

«Рассматривание  клеток листа элодеи под микроскопом».

Оборудование: лист элодеи, микроскоп, препаровальные иглы,  пипетка, стекла покровные и предметные, иголка, вода, фильтровальная бумага.

Цель работы:

ХОД РАБОТЫ

1. Определите, во сколько раз увеличивает ваш микроскоп? Запишите в тетрадь.

2..Приготовьте микропрепарат  клетки  листа элодеи, пользуясь инструктивной карточкой:

 Приготовление микропрепарата листа элодеи:

1) Протрите предметное стекло салфеткой

2) Нанесите на предметное стекло пипеткой  каплю  воды.

3)  Поместите в каплю воды лист элодеи

4). Накройте лист покровным стеклом. Остатки воды аккуратно удалите с помощью фильтровальной бумаги.

3.  Рассмотрите препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, потом при большом увеличении.

4.. Какие части клетки вы увидели?____________________________________

 Зарисуйте  клетку листа элодеи. Отметьте  эти части клетки на рисунке.

5. Какие пластиды имеются в клетках листа элодеи? Как они называются? ______________________

6 . Могут ли клетки листа элодеи осуществлять  фотосинтез? Почему?

______________________________________________________________________

7. Сравните клетки кожицы лука и листа элодеи, заполнив таблицу: (П) (Используйте рис. 1,3  в инструкции)

Вопросы  

Клетки кожицы лука

Клетки листа элодеи

1.Какая форма у клеток?

2.Какова окраска клеток? С чем она связана?

3. Какую функцию выполняют пластиды растительной клетки?

8. Сделайте вывод: Чем отличается строение клеток разных растений?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разные виды растительных клеток

Слайд 2

Проблемный вопрос урока Чем различается строение клеток разных растений?

Слайд 3

Методы биологии Наблюдения Эксперимент Сравнения Исторический Моделирования Микроскопирования

Слайд 4

Тема урока: Мое биологическое исследование: микроскопирование растительной клетки Объект исследования для 1 варианта –кожица лука Объект исследования для 2 варианта-лист элодеи

Слайд 5

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 1.Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы . 2.При использовании режущих и колющих предметов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и товарищей, класть на рабочее место заостренными частями от себя. 3.Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их. 4 .Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат 5.. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок 6. Не передавать микроскопы с парты на парту, не разрешается вставать с места без разрешения учителя 7. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) оборудование и инструменты, препараты.

Слайд 6

Выявить особенности строения растительной клетки 1 вариант- кожицы лука; 2 вариант - листа элодеи Цель работы:

Слайд 7

Задание 2 Этапы приготовления микропрепарата 1. Протрите предметное стекло салфеткой и настройте свет в микроскопе 2. Нанесите на предметное стекло пипеткой каплю воды 3. Поместите объект на предметное стекло в каплю воды, расправьте препаровальной иглой. 4. Накройте объект покровным стеклом, остатки воды удалите салфеткой и поместите препарат на предметный столик и настройте с помощью винтов четкость изображения, рассмотрите.

Слайд 8

Вопросы Клетки кожицы лука Клетки листа элодеи 1.Какая форма у клеток? 2.Какова окраска клеток? С чем она связана? 3. Какую функцию выполняют пластиды растительной клетки? Задание 7 Сравните клетки кожицы лука и листа элодеи, заполнив таблицу: (П)

Слайд 9

Вывод: Растительные клетки отличаются по строению своей формой, размерами, окраской и наличием разных видов пластид.

Слайд 10

Самооценка Рефлексия 1. Я добился запланированного результата? 2. Я выполнял все задания самостоятельно или в паре? 3. Какие задания вызвали затруднения? 4. Из скольки этапов состоит приготовление микропрепарата? 5. Какой метод или методы я использовал, чтобы выполнить работу? 6. Я полностью справился с заданием или частично? 7. Какую отметку я себе поставил? Почему? Критерии отметки (Работа рассчитана на повышенный уровень) 4+ (близко к отлично) Частично успешное выполнение заданий с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой то момент выполнения заданий. (приготовление микропрепарата, рассматривание его под микроскопом, выполнение всех заданий, но есть неточности , недочеты, или не сделан вывод) - 60-79 % 5 –отлично полностью успешное решение ( без ошибок и самостоятельно)- 80-100 % .



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс 5

Тема учебного занятия:

 Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток.

Тип учебного занятия: Рефлексия

Форма занятия: Лабораторная работа

Цели учебного занятия:

Обучающие  (предметный результат)

1. Закрепление умений определять основные части растительной клетки

2. Формировать умение сравнивать растительные клетки между собой

3. Закрепление умений объяснять взаимосвязь строения растительной клетки с выполняемыми  функциями.

4.Формирование умения работать с микроскопом и инструктивной карточкой, выполнять рисунок с микропрепарата

5. Формирование и закрепление умений понимать смысл биологических терминов:

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты (П), фотосинтез, пластиды (П)            

Развивающие  (метапредметный результат)

Развитие у учащихся познавательных общих, коммуникативных и регулятивных УУД

Воспитывающие (личностный результат)

Формирование мотивации к исследовательской деятельности, направленной на изучение живой природы; эстетического отношения к живой природе; создание условий успешности для каждого ученика в классе.

Прогнозируемые результаты учебного занятия

Предметные:

Ученик будет знать:

1. Виды пластид растительной клетки и их функции

Ученик будет уметь:

1. Сравнивать клетки разных организмов и растительных клеток между собой

2. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

3. Работать с микроскопом, делать рисунки с микропрепарата, пользоваться инструктивной карточкой

Получит возможность научиться:

Готовить микропрепараты разных растительных объектов

Метапредметные

У ученика будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, задачи

2. Составлять план решения проблемы, сверять свои действия с целью, формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать выработку критерий оценки.

3. Осуществлять самооценку и самоконтроль

4. Рефлексия

Коммуникативные

1. Умение организовывать взаимодействие в группе (паре)

Познавательные:

1. Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и наоборот).

Личностные

Мотивация к исследовательской деятельности

Технологии

1. Обучение в сотрудничестве

2. Проблемно-диалоговые

3. Технология исследовательской деятельности

4. Дифференцированное обучение

Оборудование к уроку и ТСО  полученное для реализации внедрения к ФГОС:

Микроскопы световые (на класс),  микроскоп цифровой (для демонстрации микропрепаратов кожицы лука и листа элодеи учителем), веб-камера (для демонстрации рефлексии учащихся, результатов выполненных заданий и т.д.), компьютер,  проектор, экран, видеофильм «Растительная клетка»,  презентация (составленная учителем к уроку), инструктивные карточки для лабораторной работы (составленные учителем к уроку), лабораторное оборудование (стекла предметные, покровные).



Предварительный просмотр:

Ф.И.______________________________

Рефлексия

1. Я добился запланированного результата?

2. Я выполнял все задания самостоятельно или в паре?

3. Какие задания вызвали затруднения?

4. Сколько этапов включает  приготовление

микропрепарата?

5. Какой  метод или методы  я использовал, чтобы выполнить работу?  

6. Я полностью справился с заданием или частично?

7. Какую отметку я себе поставил? Почему?

Критерии отметки   (Работа рассчитана на повышенный уровень).

4+ (близко к отлично) Частично успешное выполнение заданий с незначительной ошибкой или с посторонней помощью,  в какой то момент выполнения заданий.  (приготовление микропрепарата с помощью других, рассматривание под микроскопом, выполнение всех заданий, неточности или недочеты, не сделан вывод) -60-79 %

5 –отлично. Полностью успешное решение

(без ошибок и самостоятельно) - 80-100 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по педагогике на тему: "Методы педагогического исследования"

Урок предназначен для студентов 2 курса педагогического колледжа. Цели урока : Познакомить студентов с методами педагогического исследования и их характеристикой. Развивать у будущих учителей умения и...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Открытый урок в 6 классе в рамках ФГОС "Мое биологическое исследование: микроскопирование живых растительных клеток"

Этот урок проводился в МБОУ гимназии № 11 на региональном уровне по теме "Использование образовательных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС....

Открытый урок 6 класс "Немецкий - легко и весело" в рамках проведения общероссийского марафона, приуроченного ко Дню европейских языков.

Открытый урок 6 класс "Немецкий - легко и весело" в рамках проведения общероссийского марафона, приуроченного ко Дню европейских языков....